Цель исследования: познакомиться с удивительным поэтическим миром жуковской поэтессы Ларисы Захаровой и доказать, что предметная деталь в стихотворении « На Старом Арбате» помогает в раскрытии идейно-нравственного содержания произведения.
Задачи:
Знакомство с творчеством Ларисы Захаровой. Главная тема ее творчества – война. Мысли автора о своем поколении, совершившем великий подвиг. Поэзия Л. Захаровой останется в памяти жуковчан.
Анализ стихотворения « На Старом Арбате» Роль предметной детали в стихотворении « На Старом Арбате». Медаль «За Отвагу» как символ чести, благородства. Распад государства в 90-е годы. Начало новых капиталистических отношений. Тема стихотворения – элемент торга медаль « За Отвагу». Роль художественной детали в раскрытии идейно-нравственного содержания стихотворения. Антитеза – основной стилистический прием в стихотворении. Изобразительно-выразительные средства: сравнение, эпитеты, олицетворяющие метафоры. Идея стихотворения - истинная цена медали «За отвагу» оплачена кровью фронтовиков. Этим не торгуют. «Горький и гордый» укор в адрес некоторых представителей молодого поколения.
Из истории медали « За Отвагу».Медаль «За отвагу» — государственная награда СССР и Российской Федерации. Медалью было награждено около 26 тыс. военнослужащих. Награжденные в годы Великой Отечественной войны пятью медалями « За Отвагу». В разное время медалью « За Отвагу» награждались и наши земляки, жуковчане.
Отношение современного общества к проблеме «купли-продажи» медалей, боевых наград Великой Отечественной войны. Результаты интернет-исследования с целью выявления отношения современников к данной проблеме. Люди в нашем обществе чтят духовные традиции своих предков. Медаль остается мерилом духовного состояния нашего общества. Вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости в поэзии Л.Захаровой.
Вложение | Размер |
---|---|
issl._r._polnostyu.doc | 1.49 МБ |
prezentatsiya_k_issledovat._rabote.ppt | 1.1 МБ |
Слайд 1
Тема: « Роль предметной детали в стихотворении Л. Захаровой «На Старом Арбате». Исследовательская работаСлайд 2
Цель исследования : познакомиться с удивительным поэтическим миром жуковской поэтессы Ларисы Захаровой. Доказать, что предметная деталь в стихотворении « На Старом Арбате» помогает раскрытию идейно-нравственного содержания произведения Обоснование темы: Иногда в средствах массовой информации возникают дискуссии о продаже медалей Великой Отечественной войны. Я считаю, что эта проблема актуальна в нашем обществе. Можно ли продавать эти реликвии, тем самым предавая память о подвигах наших дедов-прадедов, участвовавших в Великой Отечественной войне? Стихотворение Л. Захаровой « На Старом Арбате» тем мне и понравилось, что оно наталкивает на размышления: что важно, а что мнимо в нашем мире, и стоит ли ради приобретательства, наживы идти на сделку со своей совестью
Слайд 3
Актуальность: стихотворение призывает нас быть честными, учит хранить традиции наших предков, следовать им. Новизна: обогащает духовный мир юного читателя, заставляет задуматься об истинных ценностях человеческого общества. Методы исследований: чтение статей в газетах, журналах о творчестве Л. Захаровой, чтение стихотворений поэтессы, анализ стихотворения, работа с интернет-ресурсами, изучение специальной литературы по теме исследовательской работы (энциклопедические справочники, словари и т.д.) Гипотеза: Медаль « За Отвагу» продолжает оставаться мерилом нашего человеческого достоинства, патриотизма спустя более полувека после окончания Великой Отечественной войны, проверяя нас на духовную прочность
Слайд 4
Творчество Ларисы Захаровой Лариса Никифоровна Захарова была педагогом, писательницей, журналисткой, корреспондентом Радио России. Сборник стихотворений Л.Н.Захаровой "Радостно и больно" вышел в 1970 г. Авторское наследие Л.Н.Захаровой — это семь книг педагогической прозы и почти 500 стихотворений, из которых издана лишь малая часть, а также автобиографическая поэма о днях войны, когда Лариса, студентка МГУ, обучавшая в сельской школе своих ровесников, оказалась во фронтовой зоне, в разгар жестокой битвы под Малоярославцем. Когда село освободила Красная Армия, Ларису Никифоровну арестовали по клеветническому доносу. Пока следственные органы разбирались в ее деле, молодая учительница 100 дней отсидела в тюрьме. Ее невиновность подтвердили односельчане, но тюремное клеймо «врага народа» всегда заставляло скорбеть ее душу. И все же Лариса Никифоровна верила своей стране и могла бы сказать вслед за Анной Ахматовой: «Я была с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был»
Слайд 5
Дорогая Лариса Никифоровна! ..в ваших стихах есть суть дела, живая душа, есть настоящие и существенные людские чувства, которых так не хватает во многих архиумелых стихах. (Из письма Константина Симонова, 25.01. 72 г
Слайд 6
Исследуя творчество Ларисы Захаровой, пришел к выводу , что главной темой в ее поэзии является тема войны. На мой взгляд, в поэзии Ларисы Захаровой сочетаются большое лирическое начало и особая совестливость. Она стремится передать драматизм военного времени и благодарность потомков тем, кто отстоял для них мир и свободу на земле: На братских могилах стоят обелиски, Сюда же цветы мы несем по весне. Могиле родной мы поклонимся низко.. ( «Сосна») В ее стихах живут горькие воспоминания о войне: Пишем про цветы, любовь и верность… Годы мира – небывалый срок! Но опять встает незваный сорок первый И корежит взрывом укрепленья строк. («Эхо войны»)
Слайд 7
Поэтический сборник « Тех лет немой укор», выпущенный 60-летию Великой Победы, Л.Захарова посвятила военному поколению. В 2010 году в московском издательстве «Вега Принт» вышел в свет сборник стихов «Мера любви»
Слайд 8
Творчество Л. Захаровой не забыто, оно продолжает волновать читателей. Она мечтала: Чтоб случайно в новом поколенье Среди книг, что не моим чета, Кто-то с добрым искренним волнением И мои бы строки прочитал... Чтобы хоть на миг я получала С миром связь, далеким и живым, Чтоб другое сердце застучало В ритме с сердцем любящим моим.
Слайд 9
Анализ стихотворения « На Старом Арбате» Роль предметной детали в стихотворении Оно было написано в начале 90-х годов, когда зародившийся капитализм стал проникать во все сферы человеческих взаимоотношений. Народ остро переживал распад государства. Общество расслаивалось. Культ вещей, богатства укреплялся в обществе. Темой стихотворения « На Старом Арбате», я считаю, является то, что элементом торга оказывается не что иное, а медаль « За Отвагу», которую «оборотистый» спекулянт-торгаш хочет купить у ветерана Великой Отечественной войны. Но ветеран не продаёт ее. Продать медаль для него равноценно продаже совести, чести. Большую роль сыграли в стихотворении художественные детали . Художественная деталь (от франц. detail подробность, мелочь)- выразительная подробность в произведении, несущая смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественной детали относят преимущественно предметные подробности в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера и т.д
Слайд 10
Ненадежность, иллюзорность мира приобретательства подчеркивается следующими художественными деталями : Да, всем торговали на Старом Арбате: От туфель до штор , от икон и до платьев . С улыбкой лукавой глядели матрешки .. Дух торгашества, желания сытой жизни проник в мир бывших советских людей, быстро покоряя их, ведь торговали всем, начиная от « икон и до платьев». Эпитет «улыбкой лукавой» подчеркивает лживость, коварство новых отношений между людьми в капиталистическом обществе. И вот в этом алчном мире, раскинувшемуся прямо в центре страны, на Старом Арбате, «дед продавал деревянные ложки». И судя по его виду, можно предположить, что не от хорошей жизни он торгует ложками. Поэтесса использует эпитеты «жалкий», «ветхий» в образе дедушки-ветерана, в глазах у него « безнадежная грусть и печаль» от несовершенства этого мира, где и в старости приходится зарабатывать на жизнь. Разве о такой жизни мечтал старый ветеран, отстаивая честь и независимость нашей страны?
Слайд 11
О том, что он не щадил себя, отдавая все свои силы победе, говорит « за Отвагу» медаль напоминаньем о прошлом далеком…» И вдруг появляется перед «жалким», измученным жизнью ветераном сытый, «раскормленный парень», который небрежно бросает старику: Послушай, отец, мне не ложки, а дай-ка Вот эту свою боевую медальку Он не задумывается о том, какой ценой она получена. В его мире все продается и покупается : Теперь уж носить ее долго не сможешь В могилу с собой не возьмешь, не положишь Я мог бы купить и другую любую: Ты видишь, наградами всюду торгуют, Но мне по-людски тебя очень жаль, Так сколько ты хочешь за эту медаль? Но для старого ветерана продажа медали немыслима, огромной ценой она досталась ему: Была лишь в моей жизни она лишь одна, Но цену ее оплатил я сполна. Ты знаешь, сынок, если только всмотреться,- Осколок под ней у меня возле сердца. Сроднились все трое за сорок пять лет.
Слайд 12
Ветеран вспоминает те страшные далекие годы, и это ему «по-человечески жалко» парня, у которого нет святости в душе: он готов на все ради наживы. Стихотворение построено на антитезе , показаны два мира: мир духовности и мир стяжательства. «Горький и гордый укор», мне кажется, брошен в адрес некоторых представителей молодого поколения, забывших о великом подвиге своих дедов и прадедов. Автор использует сравнение : парень ведет себя, «словно барин». О медали « За отвагу» он пренебрежительно говорит: «Медалька». Тем самым в стихотворении подчеркивается бездуховность мира, к которому принадлежит этот нувориш. А метафора : «медаль глядела на мир единственным оком», мне кажется, призывает нас помнить о мужестве и героизме наших прадедов в годы Великой Отечественной войны. Медаль – олицетворение совести, справедливости. В стихотворении много художественных деталей, но именно медаль «За Отвагу», я думаю, раскрывает полностью его идейно-нравственное содержание. Медаль « За Отвагу» является символом чести и благородства многих советских людей, совершавших подвиги на фронтах Великой Отечественной войны. Идея стихотворения - истинная цена медали «За Отвагу» оплачена кровью фронтовиков. Этим не торгуют.
Слайд 13
Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием со смежной рифмовкой. Мне понравилось стихотворение, потому что я против продажи боевых наград. Это похоже на предательство своих родных, своей Родины.
Слайд 14
Из истории медали «За Отвагу» Медаль была учреждена Указом Президиума ВС СССР от 17.10.1938 В Положении о медали говорилось: «Медаль «За отвагу» учреждена для награждения за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и исполнении воинского долга»
Слайд 15
Медаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо популярной и ценимой среди фронтовиков: ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. Это главное отличие от других медалей и орденов, которые нередко вручались «за участие». В основном медалью «За отвагу» награждали рядовой и сержантский состав, иногда офицеров младшего звена. Эта награда являлась высшей медалью СССР и оставалась таковой до распада Советского Союза. До начала Великой Отечественной войны за мужество и отвагу при защите государственных границ СССР и в советско-финской войне медалью было награждено около 26 тыс. военнослужащих. Во время Великой Отечественной войны за период с 1941 по 1945 год было произведено более 4 млн. награждений
Слайд 16
Медаль «За Отвагу» - истинным героям В годы Великой Отечественной войны пятью медалями « За Отвагу» были награждены: Степан Михайлович Зольников (род. 1919)— участник парада Победы, сержант-миномётчик 8-й отдельной Гвардейской стрелковой бригады. Павел Фёдорович Грибков (род. 1922)— разведчик, кавалер пяти медалей «За отвагу». Вера Сергеевна Ипполитова (род. 1921)— гвардии сержант, участница Великой Отечественной войны
Слайд 17
В разное время медалью « За Отвагу» награждались и наши земляки, жуковчане Марков Владимир Иванович, генерал-лейтенант . Воевал, был ранен. После излечения учился в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Участник парада Победы. С 1963 по 1968 г.г. В.И. Марков - директор одного из институтов оборонной промышленности. С 1982 по1990 г.г. В.И. Марков работал директором НИИДАР Минрадиопрома Пилюгин Николай Алексеевич - советский ученый в области автоматики и телемеханики, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана, работал в ЦАГИ
Слайд 18
Сабуров Константин Петрович , рядовой, наводчик-оператор БМП. Родился 7 июня 1964 года в деревне Пласкинино Раменского района. Окончил школу-восьмилетку, затем ПТУ. Работал в городе Жуковском, в Летно-испытательном институте. В Вооруженные Силы СССР призван 12 ноября 1982 года. В Афганистане с мая 1983. Принимал участие в 12 боевых операциях. 27 июля 1984 года в ходе боя получил тяжелое ранение, от которого скончался. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в деревне Пласкинино Садиков Николай Рафикович , сержант, заместитель командира взвода. Родился 8 октября 1965 года в селе Шубино Горьковской области. Окончил Речицкую среднюю школу. Затем ПТУ № 70 в г. Москве. Работал радиомонтажником на заводе «Радиоприбор». В Вооруженные Силы СССР призван 15 ноября 1984 года. В Афганистане с апреля 1985 года. Участвовал в семи боевых операциях. 4 сентября 1986 г. погиб. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в селе Гжель Раменского района .
Слайд 19
Отношение современного общества к проблеме «купли-продажи» медалей, боевых наград Великой Отечественной войны В интернете я находил форумы, где предметом обсуждения были вопросы купли-продажи боевых наград Великой Отечественной войны. Объектом моего исследования стал форум сайта «Мой мир»,где обсуждался этот вопрос. Было написано около семидесяти разных ответов участниками, из них против купли-продажи боевыми наградами высказались –67%, за – 19%, воздержались – 14%
Слайд 20
Хочу привести в качестве примера самые лучшие ответы против продажи медалей: «У нас с женой отцы воевали в ВОВ. Их уже нет в живых, но у нас остались их Ордена и медали за их ратный труд. У нас с женой твердое мнение : мужество, отвага, героизм советского воина-освободителя - не продаются!!!» «Друзья, около года назад мой молодой человек увидел на рынке в продаже медаль "За отвагу". Она была краденая, продавал перекупщик. В общем, медаль мы эту отобрали. На ней номер 2 464 081. Как можно выяснить: кому она принадлежит? Мы хотели бы вернуть награду ее владельцу или его семье. Медаль находится в г.Тюмени». Можно сделать вывод: есть люди в России, которые чтят духовные традиции своих предков. Я горжусь, что живу среди таких людей
Слайд 21
На основании данного исследования доказано : 1.Жуковская поэтесса Лариса Захарова продолжает лучшие гуманистические традиции русской литературы. Её стихотворения учат нас свято хранить память о войне, быть патриотами своей страны 2.Художественная деталь помогает раскрытию идеи стихотворения. Анализ ст. « На Старом Арбате» показал, что медаль « За Отвагу», выступая в роли предметной детали, выявила основную мысль стихотворения 3.Медаль « За Отвагу» в годы войны и после войны сыграла большую роль. Ею награждались люди, совершившие подвиги. 4.Есть моральные принципы и устои, которые спасают людей от духовной гибели, сохраняют историческую память русского народа. Медаль остается мерилом духовного состояния нашего общества. Об этом говорят результаты интернет-исследования. Вывод: в своем стихотворении « На Старом Арбате» Л. Захарова обращает внимание на такие вопросы, как вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости. Поэзия Ларисы Захаровой нравственно нас воспитывает, формирует наше сознание, открывает нам глубины прекрасного.
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Разноцветное дерево
Выбери путь
Большое - маленькое
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись