Багаманов Минизакир Гумерович
Вложение | Размер |
---|---|
moy_praded_-_frontovik.docx | 29.81 КБ |
«Без памяти прошлого, невозможно понять настоящего…»
Война – это самое страшное событие в истории каждого народа, но, несмотря на это в истории человечества произошло много войн, которые несли смерть, разрушения, страдания миллионов людей. В Великой Отечественной войне советский народ одержал победу, понеся огромные потери. Несколько десятков миллионов человек погибли, сотни городов были разрушены, нанесен огромный экономический ущерб. Но, несмотря на все трудности, наши деды и прадеды смогли отстоять независимость нашей Родины. Каждый человек внес свой вклад в эту победу. Кто-то трудился в тылу, кто-то лицом к лицу с врагом сражался на поле боя.
Много воды утекло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но до сих пор многие фронтовики вспоминают этот промежуток времени со слезами на глазах и горечью в сердце. Мы не вправе забывать тех, кому обязаны своей жизнью, и должны чтить память воинов, сражавшихся с фашистской Германией за нашу Родину, за наше счастливое детство. А тем более, если эти люди являются нашими родственниками.
Огромное количество произведений написано о Великой Отечественной войне, о подвигах наших солдат, но много есть и неизвестного. Невозможно проследить судьбу каждого воина. Все дальше и дальше уходит от нас война 1941 -1945 года. Но в нашей семье об этом будут помнить всегда. Эта память священна и вечна, потому что мужество и героизм людей не имеют срока давности. Но сейчас многие люди начинают забывать эту страшную войну…
Актуальность: После войны родились и выросли несколько поколений россиян. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80 лет. Их становится с каждым годом все меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великих подвигах людей нашей Родины.
Мой прадед участвовал в войне, мне захотелось еще больше узнать о нем.
Тема нашей исследовательской работы «Мой прадедушка – фронтовик».
Перед собой мы поставили цель - изучить военный период жизни моего прадеда Багаманова Миннизакира Гумеровича.
Задачи:
Объект исследования: биография моего прадеда Миннизакира Гумеровича.
Предмет исследования – дела и поступки моего прадеда в период Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
Практическая значимость материалы работы могут быть применены на классных часах на военно-патриотическую тему, на уроках культуры родного края, истории; полученные и систематизированные материалы восполнят историю моей семьи.
1.1 Довоенные годы деда Закира.
Мой прадед Багаманов Миннизакир Гумерович родился 26 мая 1914 года в деревне Тузлы-Куш Белебеевского района в крестьянской семье. Он был старшим ребенком в семье. Жили бедно и голодно. Родители от зари до зари работали на земле. В 1921 году, когда Закиру было 7 лет, умер отец. На руках у матери осталось четверо сыновей.
Спустя время один за другим умерли от голода младшие братья.
В 1929 году создали колхоз им. Нуриманова. С 15 лет Закир начал работать в колхозе наравне со взрослыми: пахал лошадьми, серпом косил урожай, заготавливал сено, работал в коровнике.
В 1936 году молодого джигита призвали в Красную Армию. Службу он нес на озере Хасан. Отслужив, Закир вернулся в родную деревню, где его определили в МТС трактористом. Парень он был толковый, надежный, поэтому сразу доверили трактор. А параллельно он получал образование в деревне Усень-Ивановка.
22 июня 1941 года мирная жизнь всех советских людей закончилась. В колхозе лето-самая жаркая пора-сбор урожая, поэтому всех мужчин колхоза по брони оставили. Нужно было собрать урожай до последнего зернышка, заготовить сено, фураж.
В октябре, когда полевые работы закончились, все мужское население отправилось на фронт. С войны прадед прислала письмо, что попал в 181-й стрелковый пол. Последние годы память у прадеда стала сдавать,он не мог ясно вспомнить в какой девизии, армии, под чьим командованием воевал.
В 1942 году армия, в которой воевал рядовой Багаманов, была окружена, а выжившие бойцы взяты в плен. И мой прадед попал в концлагерь Харькова, потом Полтавы, а затем Кременчуга. В одном из лагерей он знакомится с Героем Советского Союза поэтом Мусой Джалилем.
В концлагере фашисты издевались над пленными, били, пытали, морили голодом, ставили опыты, делили прививки. Держали пленных под открытым небом в дождь, снег и ветер. Самые изощренные пытки придумывали бандеровцы. Они делали все, что бы сломить дух русского человека, его силу воли и достоинство. Многие умирали от пыток и болезней. Заболел и мой прадед.
Но молодой сильный организм, закаленный тяжелым трудом в колхозе, выдержал, и здоровье пошло на поправку.
В 1943 году произошел переломный исторический момент на Курской дуге. Красная Армия погнала фашистов со священной земли нашей Родины!
Тогда пленный стали грузить в вагоны вместе с животными, а слабых расстреливали. Эшелоны с военнопленными уходили в Италию, Бельгию.
Мой прадед попал в Итальянский лагерь. Молодой Закир терпел пытки, побои, опыты, голод и готовил побег. Однажды он упал и притворился, что умер.
В концлагере это было обычным делом. Никто не обратил на него внимания. И ему удалось бежать. Уже обессилевший в лесу он щипал траву губами, чтобы не умереть от голода и жажды. Вскоре его подобрали итальянские партизаны.
Войну против фашистов прадед продолжил в партизанском отряде с итальянскими патриотами. Они устраивали для военнопленных.
9 мая Закир встретил в Италии. Ликовал весь мир, празднуя Победу. Соратники по партизанскому отряду уговаривали рядового Багаманова остаться в Италии. Ведь, что ждало военнопленных концлагерей Советского Союза? Преследование НКВД, расстрел, а в лучшем случаю опять лагеря. Но ничто не могло остановить солдата вернуться на Родину.
По возвращении в 1944 году прадед уехал на всесоюзную стойку Беломорканал, где работал водителем. А когда она закончилась, вернулся в родной колхоз.
В этом же году взял в жены девушку из соседней деревни. Это была моя прабабушка Салихова Гульжанат Сальмановна.
Она родилась 10 июня в 1916 году в сесье крестьян. Прабабушка - труженица тыла. В годы войны она с другими односьлчанками совершала подвиг на полях.
У прабабущки имеются юбилейные медали, врученные ко Дню Победы.
У Гульжанат и Закира Родилось четверо детей.
В послевоенные годы Закир Гумерович работал трактористом, мотористом, на зернотоке, на мельнице, на электростанции, т.е. там, где нужны были руки.
В краеведческом музее школы д. Тузлы-Куш открыта страница моего прадеда, где хранятся военные фотографии. Каждый раз в День Победы, пока прадед мог ходить самостоятельно, он приходил возложить цветы к памятнику павшим в годы войны и встречался с другими фронтовиками.
К 90-летию со дня рождения Закира Гумеровича в газете " Белебеевский вестник " вышла статья, рассказывающая о его жизни и судьбе.
Моя прабабушка здравствует до сих пор, ей летом 2014 года исполнилось 98 лет. А прадедушка, дожив до 94 лет, умер 5 января 2008 года. Его ордена и медали вместе с парадным пиджаком бережно хранятся в бабушкином сундуке.
2.1. Война глазами моих одноклассников
Наше исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе мы работали с книгами, искали информацию в литературе и в интернете, рассматривали семейные фотографии, беседовали с прабабушкой.
На втором этапе проводилось анкетирование среди учащихся.
На третьем этапе обрабатывались и анализировались полученные данные.
В исследовании приняли участие 44 учащихся 4 Д и 4 Е классов МБОУ СОШ № 4 г. Туймазы.
Цель анкетирования - выяснить, обладают ли ученики нашего класса достаточными знаниями о Великой Отечественной войне.
Мы предложили учащимся ответить на вопросы (Приложение 1).
На первый вопрос «Что Вы знаете о войне 1941 – 1945 гг.?» 27 учащихся знают о Вов, 10 дали неполный ответ на этот вопрос, а 7 ответили, что не знают про Великую Отечественную Войну.
На второй вопрос «Кто из Вашей семьи воевал в годы ВОВ?» 39 учащихся ответили, что в их семьях воевали дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки, 5 учащихся не знают, кто в их семье воевал.
Ответы на третий вопрос «Вы дома с родителями часто говорите о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.?» получились следующие:
«да» - 28;
«нет» - 16.
Четвертый вопрос «Имеются ли семейные реликвии, которые хранят память о ВОВ?» 19 ответили, что у них есть фотографии, медали, ордена, у остальных (25 учащихся) ничего нет.
На последний вопрос «Нужно ли помнить о ВОВ 1941 – 1945 гг.?» все 44 учащихся ответили, что необходимо, ради нас воевали, и гибли люди, ветераны подарили нам мирное, чистое небо над головой.
2.2 От героев былых времен…
Анализируя ответы, можно сказать, что многие учащиеся не знают о Великой Отечественной Войне, несмотря на то, что указали, что у них в семье были участники той страшной войны.
С этой целью мы решили, провести классный час, на котором я рассказал, какой у меня был замечательный прадед, что он прошел всю войну и совершил много подвигов, защищая Родину.
Моих одноклассников очень удивило большое количество медалей, которые прадедушка получил за заслуги перед Отечеством.
Мы считаем, что современным школьникам нужно больше читать о Великой Отечественной войне, встречаться с ветеранами, посещать музеи боевой славы и никогда не забывать о том, какой ценой завоевана победа.
Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, и передавать это по наследству.
Таким образом, мы решили, что каждый классный час, мы будем посвящать ветеранам, фронтовикам и труженикам тыла нашего города и района.
Заключение
«Война. Страшней нет ничего на свете…»
В заключение хочу сказать, что мне хочется, чтобы навсегда сохранилась память не только о моём прадедушке, но и обо всех-всех участниках войны. Я хочу, чтобы мои будущие дети и другие люди знали историю своей семьи и подвиги родственников.
Я горжусь тем, что мой прадед принимал непосредственное участие в войне, и внес достойный вклад в Победу нашего народа. История нашего государства – это история каждого из нас. Эту историю делают простые люди.
Я считаю не только своих родных, но и каждого участника Великой Отечественной войны подлинными Героями, истинными Победителями. Победа наших дедов и прадедов в Великой Отечественной войне возлагает на нас огромную ответственность: мы должны соответствовать их подвигам, их героизму, их мужеству, их мощи, быть достойными называться последователями поколения Победителей.
Список литературы
1. Великая Отечественная война. Цифры и факты. Под редакцией Г.Ф.Кривошеева. М., «Просвещение», 1995 год. Стр.5-6.
2. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.М., 1960.Т.1. Стр.352 -353.
3. Минасян М.М. и др. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. Военное изд-во Министерства обороны СССР, М., 1965 год. Стр.69.
4. Рим Гареев. Туймазинцы на фронтах Великой Отечественной. 2010 год.
Л. Нечаев. Яма
Сказка "12 месяцев". История и современность
Северное сияние
Пятёрки
Ребята и утята