Конкурсное сочинение по теме "Моя малая родина"
Вложение | Размер |
---|---|
публикация | 36.07 КБ |
МКОУ «Тундутовская средняя общеобразовательная школа»
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
СОЧИНЕНИЕ
«Символ края моего»
Автор: ученица 6 класса
Стребкова Анна Владимировна
Руководитель: учитель начальных классов
Такмакова Светлана Ивановна
Выезжая из района
Стелу вижу у дороги.
В ней из камня три сайгака -
Символ края моего
Живу я в селе Тундутово, Малодербетовского района Республики Калмыкия - это северный район нашей республики, рядом с волгоградской областью. До условной границы всего то, семнадцать километров. И, конечно же, я, как и все мои односельчане, часто ездим в город Волгоград, город – герой, но не об этом хочу поделиться я с вами. Каждый раз, пересекая эту условную границу, я вижу стелу, которая символизирует мой родной край. Высеченные из камня сайгаки, два взрослых и один малыш, стремительно пересекают дорогу. Я с раннего детства наблюдаю этот прекрасный «бег». Когда выезжаю за пределы своей республики, я смотрю на них, и как бы прощаюсь на время с родным мне местом, а когда возвращаюсь обратно домой, они как будто бегут мне навстречу, и я понимаю, - я дома.
Знаю, что уже стало традицией, молодым парам, после регистрации брака, всем свадебным кортежем приехать к этому месту, сфотографироваться и бросить монетку на счастье. Я много раз наблюдала эту картину, проезжая мимо. Мне даже посчастливилось поучаствовать в этом, когда я была гостьей на свадьбе.
Я видела стелу на свадебных снимках моих родителей и даже на фотографиях дедушки и бабушки. Я вижу людей, гостей нашего края, которые останавливаются рядом со стелой, чтобы сфотографироваться на её фоне, и меня охватывают противоречивые чувства. Я чувствую гордость за свою маленькую республику, причастность к этой земле и этим прекрасным вольнолюбивым животным, которые ещё остались и живут в районах моей малой родины.
Но возникает и другое чувство, и это чувство горечи и боли потому, что я ни разу не видела живых сайгаков. Да! Я живу в степном «сайгачьем» крае, а этих животных вижу только на фотографиях и забавных рисунках журнала «Байр».
Я стала задумываться вот о чём. Почему мы люди любим яркие картинки, различные статуэтки, восхищаемся высеченными из камня животными, но совершенно не заботимся о них о живых?! Ведь эта стела оказалась здесь не случайно! Знаете, я даже думаю, что она здесь, как дорожный знак, ну как те знаки, что бывают у дороги, предупреждающие на которых изображены животные, чтобы водитель был внимательнее. Только остался этот знак ещё с тех времён, когда сайгаки действительно стадами пались и вихрем проносились по нашим раздольным калмыцким степям.
Были они и в нашем районе. Бабушка мне рассказывала, что видела их, когда была молодая, и они подходили близко к селу. А дедушка говорил, что когда он работал чабаном, много раз видел их несущимися по степи. Он рассказывал, что они поднимали громадное облако пыли и, казалось, что огромная пылевая туча мчалась, соединяя небо и землю.
А теперь! Коренные обитатели степи – степные антилопы, ровесники мамонтов исчезают также быстро, как когда – то умели бегать.
Вот уже моя мама, и я, и мои одноклассники, мои друзья - никто из них не видел живого сайгака. Кто же в этом виноват? Кому помешали эти безобидные животные? Почему люди устроены так, что ради забавы, азарта могут убить просто так…
Кромсаем лёд,
меняем рек теченье,
твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы ещё придём
просить прощенья
у этих рек,
барханов
и болот,
у самого гигантского
восхода,
у самого мельчайшего
малька...
Пока об этом
думать неохота.
Сейчас нам не до этого
пока.
Аэродромы,
пирсы
и перроны,
леса без птиц
и земли без воды...
Всё меньше -
окружающей природы.
Всё больше - окружающей среды.
Этому стихотворению Р.И.Рождественского уже более 40 лет. А что изменилось? Те же проблемы… Да их стало ещё больше! Мы много говорим об охране природы, но мало делаем. Наша степь усеяна пластиковыми бутылками и пакетами, даже в самых отдалённых местах от посёлков. А это показатель не только нашего бескультурья, но и бездумного отношения к окружающей нас природе.
Один мой знакомый весело рассказывал о своём отце охотнике, говорил о том, как тому повезло однажды. Шёл он зимой, поохотится на зайцев, совсем рядом с селом, в наших садах под горой, и увидел «огромного» филина на дереве, прицелился, выстрелил и попал!
Какое счастье! Спрашиваю: Зачем? Зачем ему нужен был филин? Отвечает: просто так.
А эти варварские поездки весной в степь за тюльпанами…
У кого больше букет!
Это что за соревнование? И что получит победитель…?
Неужели люди никогда не поймут, что только брать у природы, причём бессмысленно - нельзя! Природа восстанавливается до определённого момента, а потом наступает такая грань, за которую переступать нельзя. А мы люди уже давно переступили эту грань.
Почему, чтобы сохранить красоту природы для человека, её надо беречь от человека?! И что это за человек, который, восхищается творением животного из камня и убивает последнюю живую особь этого животного на земле! И если так пойдёт дальше, то мы скоро будем фотографироваться не только у каменных животных, но и деревьев, цветов. А что увидят следующие поколения? В каком мире они будут жить?
Недавно я стала свидетельницей спора между моими друзьями. А случилось это, когда в очередной раз на занятии разговор зашёл об охране окружающей среды и о сайгаках, как о редких исчезающих животных, которые являются символом калмыцких степей. Некоторые из моих одноклассников высказали мнение о том, что степной орёл, или тюльпан, как символы значительно красивее сайгака. Здесь, как говорят, на вкус и цвет товарища нет, но одно ясно, что и тюльпан и степной орёл тоже находятся на грани исчезновения, а это уже вопрос к нам людям, считающим себя хозяевами земли.
- Хорошие ли мы хозяева?!
Да, сайгаки не отличаются внешней красотой, не бросаются в глаза пёстрой раскраской, не восхищают грациозной фигурой. А их горбоносую голову с мягким вытянутым гармошкой носом и выпученными глазами трудно назвать «милой мордашкой» и все же, я не могу оторвать взгляда от этих удивительных животных. Есть в них что-то притягательное и загадочное, даже сказочное.
Я считаю их не просто символом, я убеждена, что это душа моей малой родины. Ведь когда-то они мирно существовали с народом Калмыкии, и считались священным животным, убить которое просто так, было великим грехом. Сайгаки большими стадами кочевали по бескрайней калмыцкой степи. Перегоняли свой скот и люди, жившие в этой местности, меняя места пастбищ. И степь одаривала всех своими богатствами: разнообразием трав и животных, хорошими урожаями сельскохозяйственных культур. Но потом всё изменилось. Настали страшные времена. И теперь, когда я смотрю на этих животных, я думаю о том, какая трудная судьба выпала на их долю. Жить в степи летом под палящим солнцем и выжженной им же травой. Находиться постоянно под прицелом браконьеров и хищников. Переносить тяготы зимней стужи, ветров и голода. Погибать в каналах бездумно построенных людьми....
В моей голове невольно возникает сравнение их с калмыцким народом, с его трудной судьбой. Ведь этот мирный народ перенёс притеснения и великое унижение, но смог выстоять и вернуться на свою Родину. С народом, который нашёл силы для возрождения своей культуры, обычаев, языка. И этот народ, как никакой другой, может понять и прочувствовать горькую судьбу сайгаков. Думаю, поэтому именно этому народу нужно приложить все силы, чтобы помочь выжить сайгакам, вернуть их в нашу степь, потому, что без них она будет пуста и бездушна. Мы, все живущие в Республике Калмыкия, должны беречь этих животных, любить и охранять родную степь, чтобы сберечь самих себя.
Зимовье зверей
Военная хитрость
Как нарисовать зайчика
Кто грамотней?
Дымковский петушок