Работа посвящена роли Русской Православной церкви в Отечественной войне 1812 г. Способствует пониманию молоднжью значения понятия "подвиг". Тема актуальна, т.к. прослеживается идея необходимости единства служителей православной веры и российского воинства.
Вложение | Размер |
---|---|
podvigi_dukhovenstva_v_voyne_1812_g.doc | 166.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 140
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «ЭВРИКА»
Подвиги духовенства в войне 1812 года
Выполнила:
Смирнова Екатерина,
ученица 10 А класса
Научный руководитель:
Якимова Л.Ю.,
учитель истории
Содержание
Введение |
Глава 1 Союз служителей православной веры и воинства |
Глава 2 Ратные подвиги православных священников в войне 1812 года. 2.1. Подвиг Василия Василевского 2.2.Подвиг Онисифора Боровика 2.3.Подвиг Михаила Гратинского |
Глава 3 Противостояние православного священства на захваченных территориях 3.1. Петр Вельяминов 3.2. Иоанн Соколов |
Заключение |
Список используемых источников и литературы |
Приложения |
2
Глава 1 Союз служителей православной веры и воинства
Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества. С принятия христианства на Руси оформился тесный союз служителей веры и воинства. На окруженной недругами Руси Православие издревле было воинственным, а воинство - православным.
Куликовская битва в 1380 году и последующее освобождение от монголо-татарского ига, борьба с интервентами за сохранение государственной независимости в начале XVII века, многочисленные последующие военные события свидетельствуют, что Русская Православная Церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых народом и государством, но всегда делила с ним все радости и горести. В периоды междоусобных войн, смут, раздробленности, иноземного ига именно Церковь призывала народ, власти и воинство к единству для защиты Отечества. Именно Церковь сохраняла единство в период феодальной раздробленности и содействовала объединению разрозненных княжеств в единую державу.
По сей день воины считают своими покровителями Великомученика Георгия Победоносца, выдающегося полководца и государственного деятеля Древней Руси благоверного князя Александра Невского, князей-полководцев Дмитрия Донского, равноапостольного князя Владимира и его сыновей воинов-страстотерпцев Бориса и Глеба, а также многих других.
Не случайно само слово "воин" в церковном языке имеет особое значение, высокий смысл. Особое внимание и уважение Церкви к военной профессии во многом обусловлено жертвенным характером воинской службы, ее высокой значимостью для
3
Отечества и святостью как высшим проявлением воинского духа.
В этом смысле весьма характерно, что и в военном, и в церковном обиходе ярчайшее проявление жертвенного служения именуется одинаково - подвигом. А подвигом, как известно, может быть не только мгновенный взлет героического духа, но и терпеливое будничное несение жизненного креста.
Дружины православных князей именовались "христолюбивым воинством".[1] История сохранила нам немало примеров, которые свидетельствуют о крепкой вере православных солдат и офицеров. С церковным благословением, под святыми знаменами, заступаемые иконами, хранимые молитвенным покровом Божией Матери и заступничеством святых покровителей, шли они на правый бой.
До учреждения в Русском государстве регулярного войска обязанность по духовному окормлению ратных людей возлагалась на придворное духовенство. В ередине XVI века, когда было создано постоянное стрелецкое войско, насчитывавшее 20-25 тысяч человек, появились первые военные священники.
Достоверно известно о наличии военных священников в период царствования государя Алексея Михайловича Романова. Об этом свидетельствует устав того времени: "Учение и хитрость ратного строя пехотных людей" 1647 г., в котором впервые упоминается полковой священник и определяется его жалованье. С этого времени начинает создаваться система управления военным духовенством.
Дальнейшее становление и совершенствование структуры военного духовенства связано с реформами Петра I. Так, в "Воинском уставе" 1716 года впервые появилась глава "О священнослужителях", которая определяла правовое положение священников в армии, их обязанности и основные формы деятельности.
В XVIII веке Церковь и войско образовали единый организм.
4
Созданный Петром I корпус военных священников органично влился в структуру Российской армии и флота, которые были православными не только по духу своему, но и по форме: православная атрибутика пронизывала воинские ритуалы, службу и быт воинов. Не случайным было и то, что воинские награды – ордена носили имена святых, особо почитаемых на Руси: святого апостола Андрея Первозванного, святого равноапостольного князя Владимира, святого Александра Невского, святой Анны, святого Великомученика Георгия Победоносца. Священной для воина была присяга, ритуал принятия которой имел религиозный характер.
Несомненно, что религиозно-нравственному и идейному формированию "христолюбивого воинства" решающим образом способствовала православное догматическое трактование проблем войны и армии. Понимание войны как религиозно-политического явления создавало идеологический фундамент военной политики России и обусловливало правомерность применения военной силы в правом деле.
Определяя войну вообще как бедствие и несомненное зло, Православная Церковь во все времена объявляет войны в защиту Отечества священными. Погибшие в освободительной войне совершают подвиг жертвенной любви, ибо "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15: 13).[2]
С развитием армии и флота развивалась и совершенствовалась организационная структура и деятельность военного и морского духовенства. Если первоначально оно подчинялось епархиальному священноначалию, то при императоре Павле I в 1800 году управление военным духовенством было обособлено от епархиального. Руководство армейским и флотским духовенством было сосредоточено в деятельности полевого обер-священника
5
(позже главного священника) армии и флотов, который имел право личного доклада Императору. Обер-священники обязаны были наблюдать за службой и поведением полковых и корабельных священников.
Основная работа по религиозному и духовно-нравственному воспитанию военнослужащих проводилась полковыми священниками. В назначенный командиром час они обязаны были совершать богослужения в полковых церквах в воскресные и праздничные дни, совершать Таинства. учить воинов истинам православной веры и благочестия, проводить беседы и чтения, утешать больных в лазаретах.
Армейские и флотские священники были рядом с воинами в боях и в походах, делили с солдатами и офицерами радость побед и скорбь поражений, все тяготы военного времени. Полковые священники благословляли идущих в бой, воодушевляли малодушных, утешали раненых, напутствовали умирающих, провожали в последний путь погибших. Они были любимы армией и необходимы ей.
Отечественная война 1812 года потребовала от государства и общества чрезвычайного напряжения всех духовных и физических сил для отпора армии Наполеона, не имевшей себе равных в Европе.
Главнокомандующим Русской армией был назначен князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов - выдающийся полководец и благочестивый христианин. Со ступеней Казанского собора, поклонившись Казанской иконе Божией Матери, он отправился в армию.
По воспоминаниям очевидцев, в канун Бородинской битвы все воинство вместе с князем Кутузовым усердно молилось перед Смоленской иконой Пресвятой Богородицы о даровании победы.
6
Глава 2 Ратные подвиги православных священников в Отечественной войне 1812 г.
В каждом полку русской регулярной армии и народного ополчения были священники, честно делившие с солдатами и офицерами все тяготы и невзгоды войны, шедшие вместе с ними на смертный бой. Всего в Отечественной войне участвовали около 200 армейских православных священников, а каждый полк имел свою походную церковь и, как правило, свою чтимую икону, покровительницу воинской части. В 1812–1814 годах более 50 армейских священников погибли в боях и умерли от ран и болезней.
Главной задачей военных священников было объяснить воинам священный характер этой войны в защиту Отечества, которую благословляют Бог и Православная Церковь. Каждый солдат должен был твёрдо знать, что любой погибший в этой справедливой войне – герой, и для соотечественников, и для Церкви. Тысячи ратных подвигов православных воинов были лучшей оценкой деятельности священников в войсках. Современники отмечали огромное уважение и любовь, которыми пользовались военные священники у однополчан. Об этом, в частности, свидетельствовали рапорты о награждениях священнослужителей, которые нередко подписывали все без исключения офицеры полка. Семь армейских священников были награждены орденами святой Анны, а ещё три получили ордена позднее. Золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте были награждены 10 полковых священников. Многие десятки из них получили церковные награды. Полковые священники, состоящие в русской армии до 1 января 1813 г. были награждены наперсным крестом «В память войны 1812 года», учрежденным манифестом от 30 августа 1814 г.
7
Четырехконечный из темной бронзы крест (длина 72,5 мм, ширина 45 мм) носили на ленте ордена Св. Владимира. На лицевой стороне креста, в перекрестье, изображен рельеф: в лучезарном сиянии «всевидящее око», под ним надпись «1812 годъ», а на оборотной стороне - надпись: «НЕ / НАМЪ , НЕ НАМЪ, / А ИМЕНИ / ТВОЕМУ». Всего было изготовлено и выдано около 40 тысяч таких крестов.
12 августа 1912 года император Николай II учредил юбилейную медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года». Медалью награждались все военные чины, находившиеся 26 августа 1912 г. на службе в частях, которые принимали участие в Отечественной войне, а также участники парадов на Бородинском поле и под Москвой в 1912 году. Медаль получили и прямые потомки по мужской линии адмиралов, генералов и офицеров, а также священнослужителей, участвовавших в войне 1812 года, и прямые потомки генерал-фельдмаршала светлейшего князя М.И. Голенищева-Кутузова-Смоленского по женской линии.
На аверсе медали, изготовленной из светлой бронзы, помещено изображение головы Александра I, обращенное влево. На реверсе – семистрочная надпись: «1812 / СЛАВНЫЙ ГОДЪ / СЕЙ МИНУЛЪ / НО НЕ ПРОЙДУТ / СОДЂЯННЫЕ В / НЕМЪ ПОДВИГИ / 1912». Медаль (диаметр 28 мм) носили на пятиугольной колодке с владимирской лентой. На монетном дворе Санкт-Петербурга было изготовлено 505327 экземпляров этих медалей.
Были представители армейского духовенства, имя и подвиги которых во время Отечественной войны 1812 года навсегда останутся в памяти людей как самые яркие символы самоотверженного служения Богу и Отечеству.
8
2.1. Подвиг священника Василия Василевского
Василий Васильковский,[3] священник 19-го Егерского полка 24-й пехотной дивизии 6-го корпуса 1-й Западной армии. Именно он стал первым в истории России кавалером ордена Святого Георгия Победоносца – высшей военной награды того времени.
Пастырская служба и подвиги отца Василия совершались в 1812 году в войсках, которыми командовал герой Отечественной войны генерал от инфантерии Д.С. Дохтуров.
Первый боевой и духовный подвиг священник Василий Васильковский совершил 15 июля 1812 года, когда батальоны 19-го Егерского полка под г. Витебском в тяжелейших боях сдерживали яростные атаки превосходящих сил противника. Командир полка полковник Н.В. Вуич, докладывая 18 июля о результатах боёв, особо отмечал бесстрашие армейского священника. Отец Василий в гуще сражения вдохновлял егерей и поддерживал их боевой дух, несмотря на то что был ранен в лицо и ногу, а затем контужен от удара пули в его наперсный крест. Этот кипарисовый крест в серебряной с позолотой ризе после окончания войны как священная реликвия долго хранился в церкви 19-го Егерского полка (затем Волжского пехотного полка). На нём была трещина от удара пули, стянутая железным винтом. В нижней лицевой части креста крепилась расколовшая его неприятельская пуля, а на оборотной стороне была сделана надпись: «Ранен в сражении 15 июля 1812 года при г. Витебске...»
18 августа командир 24-й пехотной дивизии генерал-майор П.Г. Лихачёв обратился к обер-священнику армии и флота протоиерею И.С. Державину с просьбой о достойном награждении отца Василия за проявленное мужество в бою под Витебском.
9
По ходатайству генерала Лихачёва полковой священник Васильковский был представлен к награждению церковным знаком отличия для белого духовенства – камилавкой фиолетового цвета (высокий головной убор цилиндрической формы).
Оправившись после ранений и контузии, отец Василий вернулся в родной 19-й Егерский полк, который участвовал в Бородинской битве. Второй подвиг Василий Васильковский совершил 12 октября во время жестоких боёв за город Малоярославец, который безрезультатно пытались взять войска Наполеона. 31 октября командир 6-го корпуса генерал от инфантерии
М.И. Кутузов поддержал ходатайство Д.С. Дохтурова и обратился с рапортом о награждении к императору Александру I. 12 марта 1813 года, уже во время заграничного похода, М.И. Кутузов подписал приказ по армиям № 53, один из пунктов которого гласил[4]
17 марта 1813 года орден был вручён отцу Василию. О дальнейшей судьбе героя Отечественной войны священника Василия Васильковского известно только то, что он прошёл со своим полком с боями до Франции, где умер от ран в конце 1813 или начале 1814 года.
Истории известно множество примеров мужества и самоотверженности[5], проявленных военными пастырями в боях и походах Отечественной войны 1812 года. Так, священник Московского гренадерского полка протоиерей Мирон Орлеанский в сражении при Бородине шел под шквальным пушечным огнем впереди гренадерской колонны и был ранен. Несмотря на ранение и сильную боль, он остался в строю и выполнял свои обязанности.
10
Cвященник Финляндского драгунского полка Алексей Стратонович участвовал в сражениях с французами под Полоцком и при местечке Ушачи. Перед атаками он выезжал впереди полка с крестом в руках, ободрял и воодушевлял воинов, напоминая им о долге и присяге. За свои подвиги он был награжден тремя наперсными крестами: "Из кабинета Его Величества", на Георгиевской ленте и от Святейшего Синода.
11
2.2 Онисифор Боровик
Онисифор Боровик(в миру Онисим) — архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический; из духовного звания; род. в Могилевской губ., умер 20 апреля 1828 г., в Екатеринославе, похоронен в Екатеринославском Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. По окончании образования, в 1788 г. Боровик был посвящен во священники, в следующем 1789 г. поступил в армейское духовенство, в Апшеронский полк, где в 1796 г. был возведен в протоиереи. С 1800 г. по 1808 г. Онисим был благочинным, а с 1808 по 1813 гг. — старшим благочинным в армии. С 1792 г. по 1813 же он в разных походах и участвовал сражениях. Между прочим, он находился при Аустерлицком сражении, а в 1813 г., состоя при Молдавской армии, был духовником в последние минуты жизни Кутузова. Это обстоятельство было причиной личной и близкой известности о. Онисима императору Александру I, которого благосклонностью он пользовался до конца жизни этого монарха. Утомленный 25-летней службой в армии, большая часть которой прошла в лишениях, Боровик в 1813 году обратился с всеподданнейшим прошением об определении "по вдовству" его в монашество, и император 25 августа 1813 г., при разрешении вступить ему в монашество, указом св. Синоду повелел представить его кандидатом на первую архиерейскую вакансию, уважая отличную и долговременную его службу. 13 октября того же года он назначен, а 22 февраля 1814 г. хиротонисан в епископа Вологодского и Устюжского, с переименованием в Онисифора. 28 ноября 1827 г. он переведен на Екатеринославскую кафедру, а 24 декабря того же года возведен в сан архиепископа.
12
По отзывам современников, хорошо знавших архиепископа, он был необыкновенно духовной, высоко благочестивой и строго подвижнической жизни, отличался добротой, доступностью и благотворительностью.
До своего архиерейства протоиерей Онисим Боровик вынес тяжелый, редкий подвиг на своих плечах, прослужив 24 года полковым священником, почти непрерывно находясь в походах. С 1808 года протоиерей Онисим руководил полковыми священниками Дунайской армии. За военные подвиги во время военных кампаний с французами 1807—1815 годов протоиерей Апшеронского полка Онисим был награжден золотым наперсным крестом из кабинета Его Величества. Во время Отечественной войны 1812 года или вскоре после нее он был награжден орденом святой Анны II степени и ему было назначено годовое жалованье в 600 рублей. "Для исправления последнего долга тяжело раненых при всех сражениях находился безотлучно" — так гласила полковая аттестация о его работе.
По отзывам современников, хорошо знавших архиепископа, он был необыкновенно духовной, высокоблагочестивой и строго подвижнической жизни, отличался добротою, доступностью и благотворительностью. Его доброе, отзывчивое сердце всегда искало средств, чтобы помочь нуждавшимся. Он прибегнул даже к тому, что сдал пожалованные ему награды и полученные за них деньги положил в банк, с тем чтобы проценты с этих денег шли (в назначенных им количествах) для раненых, для вдов и сирот, на тюрьмы и другие благотворительные цели.
Святитель отличался большой снисходительностью и отеческой кротостью по отношению к подчиненным, скромностью и простотой. Иногда его детская простота и прямодушие вызывали даже удивление.
13
Слава о его благочестии распространилась по многим местам России. Даже на берегах Дона он был известен "яко особа святой жизни".
Насколько он был требователен в личной жизни, видно из того, что, будучи архиепископом, он жил буквально среди развалин, так как дом архиерейский "был так ветх, что от первого прикосновения при ремонте потолок в зале весь обрушился".
Преосвященный Онисифор отличался твердостью веры. Об этом свидетельствует следующий случай. 6 января 1828 года он совершал водосвятие на Днепре при 26-градусном морозе, сильном ветре и метели. Служащие собора забыли взять кропило, чем поставили преосвященного в затруднение. Владыка, однако, нашел выход из положения. Он обмакивал свою руку в мерзлую воду и кропил ею народ, показывая тем удивительный пример строгости к себе и снисходительности к другим. На другой день один знакомый, посетив его, удивился, видя его бодрым. На вопрос: "Как вы решились на такой подвиг?" — владыка ответил: "Что же мне? Христос во мне и я во Христе". Так мог говорить только человек глубокой веры.
В последнее время своего служения, уже будучи в Екатеринославле, преосвященный болел водянкой и во время богослужений был не в состоянии поднять ногу, чтобы вступить на амвон, и входил на него только при помощи других.
Владыка предвидел день своей кончины. Одному из своих знакомых он сказал, что принимает лекарство до пятницы, а там оно будет не нужно, и действительно, скончался он в пятницу.
2.3 Михаил Гратинский
Михаил Андреевич Гратинский (1770 - 1828), протоиерей.
Родился в ноябре 1770 года в семье протоиерея, воспитывался в Александро-Невской семинарии.
26 июня 1791 г. по окончании семинарии поступил диаконом в Санкт-Петербургский Петропавловский собор.
3 апреля 1793 г. переведен в Морской Богоявленский собор.
3 февраля 1797 г. рукоположен в сан священника и направлен на службу в храм Преображения Господня лейб-гвардии Преображенского полка, а 23 декабря 1800 г. по высочайшему повелению перемещен в Кавалергардский полк.
4 мая 1804 г. был возведен в сан протоиерея.
В этом же году участвовал с полком в антинаполеоновской кампании в Австрии и находился в сражении при Аустерлице. 25 марта 1807 г. отправился с полком в Пруссию.
В 1812 г. полк был направлен в Вильно, затем отступал в глубь России.
26 августа 1812 г. о. Михаил принял участие в Бородинском сражении. Сохранился рапорт обер-священника 1-й Западной армии протоиерея А.А.Торопогрицкого военному министру, главнокомандующему 1-й Западной армией генералу от инфантерии М.Б. Барклаю де Толли с ходатайством о награждении М. Гратинского орденом св. Анны 2-й степени за Бородинское сражение.
9 августа, как отмечал сам о. Михаил в рапорте обер-священнику И.С. Державину, он отправился в Москву «для исправления починкою церковных вещей» и «остался в Москве у неприятеля в плену». 2 сентября о. Михаил «взят был в плен, где претерпел жестокости от неприятеля».
15
В тот день в Москве начались пожары, и о.Михаил Гратинский вместе с коллежским регистратором Соколовым также вынуждены были спасаться от огня и грабежей, переходя из одного дома в другой. В подвале дома, сгоревшего на Никитской улице. о.Михаилу пришлось пережить сильнейшее потрясение. Впоследствии он сообщал: «Тут отняты у меня часы, бумажник с 600 руб., аттестат на получение фуража. Святотатственною рукою сорван был крест, всемилостивейше государем императором пожалованный, сорвали и святую дарохранительницу всегда носимую мною на ленте. Невозможно изобразить состояния моего, в коем находился я, взирая на поругание святыни». Помог о. протоиерею неприятель, который проходил мимо. Он отнял крест и дарохранительницу у мародеров и отдал обратно Гратинскому.
В присутствии французских офицеров о. Михаил отслужил в домовой церкви генеральши Глебовой-Стрешневой молебен о послании русскому воинству победы над супостатом. Знали бы захватчики, о чем молился полковой священник, вовек бы не сносить ему головы.
Французский генерал Ж.Л. Гросс приказал отвести погорельцев во двор дома Лобанова, где сам квартировал, выделил Гратинскому особый покой, также ему был возвращен образ святителя Николая в серебряной позолоченной ризе. В этом доме люди прожили до 13 сентября. Недостаток пропитания заставил их искать другое место. Коллежский регистратор Соколов «нашел свободный от французов дом на Мясницкой улице, куда с позволения генерала отвел и других 200 человек», т.е. и Гратинский, и Соколов, и другие их спутники могли свободно перемещаться по Москве, как в поисках пищи, так и другого жилья.
16
Отец Михаил добился у французов разрешения отправлять богослужение в уцелевшей церкви св. Евпла на Мясницкой улице, где уже 15 сентября, в день празднования коронования Александра I, он провел молебен о даровании «победы русскому христолюбивому воинству и об изгнании врага». Молебен сопровождался колокольным звоном. При этом военный комендант Москвы генерал Ж.Б. Мийо выдал Гратинскому пропуск и дал караул из двух солдат для безопасного богослужения. Докладывая полевому обер-священнику, о. Гратинский писал: «Вся церковь была омыта слезами. Сами неприятели, смотря на веру и ревность народа русского, едва не плакали». Богослужения и проповеди отец Михаил проводил почти каждый день, призывая к беспощадной войне с поработителями. Слух о храбром священнике быстро распространился среди немногих оставшихся в столице жителей, и на его проповеди, несмотря на смертельную опасность, всегда собирались люди. Уже накануне выхода неприятеля из Москвы (16 или 17 октября) в церкви архидьякона Евпла побывал москвич С.А. Маслов. Он писал: «Стечение народа было невероятное, и, кажется, что многие давно так усердно не молились, как в тогдашнее время. Каждый день, как узнал я после, бывало множество причастников, и все русские исповедовались, как бы ежеминутно ожидая смерти»
Согласно рапорту о.М.Гратинского, он оставался в Москве вплоть до прихода казаков. После освобождения Москвы о. Михаил стал духовником Александра I.
К своему полку, находившемуся в Германии, о. Михаил вернулся только 3 марта 1813 г. Вместе с полком он проследовал «через Шлезию, Пруссию, Богемию, где 18 августа находился при действительном сражении при Кульме, потом через Саксонию, владение Веймарское, Виртенбергское, Баварское до Рейна».
17
Потом через Рейн попал в пределы Франции, «где 13 марта при местечке Фершампенуазе был при действительном сражении». 19 марта вступил с полком в Париж и с полком же по окончании кампании прошел обратно Европу.
С 1815 г. состоял благочинным церквей Гвардейского корпуса.
За долговременную службу в сане протоиерея и 20-летнюю службу в Кавалергардском полку, а также за ревностное исполнение своих обязанностей как в походах, так и в мирное время ему была назначена в 1821 г. пожизненная пенсия 300 руб. в год.
В том же году его перевели в придворный собор Зимнего дворца, где он прослужил шесть с половиной лет.
Скончался от водянки 17 июля 1828 года в возрасте 57 лет и 8 месяцев. Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище. После смерти его остались жена его, Марья Степановна (фамилия неизвестна), 52 лет и сын Иван 22 лет, о котором в послужном списке отца Гратинского значилось, что он обучался в «Московской медико-хирургической академии студентом волонтером, на содержании родителя».
Награды
18
Глава 3. Сопротивление православных священников на захваченной территории
Во все века Русская Православная Церковь благословляла народ на защиту Отечества, на вооружённую борьбу за свободу и независимость Родины. Так было и после вторжения в пределы России 600-тысячной армии Наполеона.
6 (18) июля 1812 года, в тяжёлые для России дни, Александр I обратился с воззванием ко всем своим подданным[5]
Это был призыв к общенародному сопротивлению иноземным захватчикам. Свой весомый вклад в победу внесли представители всех традиционных для России религий. Но надо понимать, что тогда из 42 млн. жителей России подавляющее большинство составляли православные христиане. Поэтому так велика значимость деяний именно Русской Православной Церкви во времена Отечественной войны 1812 года.
Велик был материальный вклад Церкви. В связи с началом массового формирования народного ополчения 1,5 млн. рублей (огромная по тем временам сумма) из общецерковной казны пошли на оснащение полков в Московской и Санкт-Петербургской губерниях. Помимо этого, всё духовенство были призвано к пожертвованию деньгами и драгоценными вещами. В результате дополнительно Церковь собрала более 900 тысяч руб. и почти тонну
серебра. Святейший Синод разрешил причетникам (низшим священнослужителям) и семинаристам вступать в полки народного ополчения и взять в руки оружие для защиты Отечества. Более 400 из них стали ратниками.
Но всё же главным было другое. Это историческая миссия Русской Православной Церкви как единственной в то время силы, которая смогла вдохновить православный народ России всех
19
сословий, сотни тысяч солдат и офицеров армии, ратников народного ополчения на самоотверженность и подвиги в борьбе с иноземными врагами, покусившимися на родные города и сёла, на семьи, матерей, жён и детей, на святую веру дедов и отцов.
Реальность была такова, что в России начала XIX века (как, впрочем, и во всей Европе) набор средств массовой информации и коммуникации был довольно ограничен. Это сейчас, в XXI веке, новости со всего мира практически мгновенно распространяются с помощью Интернета, радио и телевидения. Через эти же СМИ на людей оказывается мощное идеологическое и политическое воздействие, а огромные массы населения в кратчайшие сроки могут быть духовно мобилизованы в случае возникновения опасности для Отечества.
В 1812 году десятки миллионов подданных Российской империи были крестьянами, жившими в тысячах сёл и деревень, разбросанных на необъятных пространствах. К тому же подавляющее большинство из них были неграмотными. В этих условиях только Православная Церковь и её священнослужители могли максимально быстро и доходчиво объяснить своей многомиллионной пастве катастрофическую опасность нашествия на Святую Русь наполеоновских полчищ, состоящих из «двадесяти языков».
Вслед за Высочайшим манифестом Александра I от 6 июля 1812 года Святейший Синод обратился ко всем православным со специальным воззванием.[6] Церковь призвала всех православных «принять оружие и охранять веру отцов».
Это воззвание Святейшего Синода было оглашено во всех храмах в первые воскресные и праздничные дни после объявления манифеста императора Александра I от 6 июля, а затем активно
20
использовалось в регулярных проповедях священников, обращённых к народу, армии и ополчению.
К 1812 году в России было более 26,7 тысячи православных церквей и 452 монастыря. Почти 35 тысяч священнослужителей в своих проповедях призывали к защите Отечества. В своей массе население не пошло на сотрудничество с оккупантами, отказывалось снабжать их продовольствием и фуражом, стихийно возникали партизанские отряды, истреблявшие и пленявшие иноземных захватчиков.
Буквально в течение 1–2 месяцев в 17 центральных губерниях были сформированы десятки полков народного ополчения общей численностью около 250 тысяч ратников. Вместо военных знамён в полках народного ополчения были церковные хоругви, а на шапке каждого ратника был нашит христианский крест.
Многие священники не покидали свои церкви и оказывали сопротивление врагам на захваченных территориях.
21
Петр Вельяминов-Святославский
Родился ок. 1746 г. на погосте Уполозы Вохонской десятины Московского уезда. В 1765—1769 гг. был дьячком церкви Рождества Богородицы в Уполозах. В 1769—1772 гг. — пономарь церкви апостолов Петра и Павла в Новой Басманной в Москве. В 1772—1773 гг. — диакон церкви Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе в Москве. Будучи пономарём и диаконом, в 1772—1773 г. участвовал в качестве краскотера в реставрации соборов Московского Кремля. В 1773—1812 гг. служил настоятелем Сорокосвятской церкви. Священническое служение начал с восстановления церкви после пожара 1773 г. В 1783 г. соорудил вокруг церкви деревянную ограду, а в 1801 г. — перестроил церковную колокольню. Все сорок лет окормлял жителей Спасской слободы, среди которых — художник Рокотов Федор Степанович , которого священник Петр в 1808 г. отпел.
При вступлении Великой армии во главе с Наполеоном в Москву решил остаться при своем храме для совершения богослужений и охраны храма. 2 сентября был смертельно ранен мародерами наполеоновской армии, а 3 сентября — застрелен солдатом Великой армии из сострадания к смертельно раненому священнику. Первоначально священник Петр был похоронен в соседнем Новоспасском монастыре без отпевания и без гроба, но в декабря 1812 г. его тело, оказавшееся нетленным, было вынуто из земли, а 5 декабря торжественно отпето в церкви Сорока мучеников, положено в гроб и предано земле в том же Новоспасском монастыре.
22
Память:
На протяжении XIX в. священнику Петру периодически посвящались статьи в отечественных журналах и газетах. в том числе в целях патриотического воспитания, например, статья «Твердость духа священника Петра Гаврилова Вельяминова». Краткое жизнеописание священника Петра вошло также в июньский том «Жизнеописаний отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков» с днем его памяти в день апостолов Петра и Павла — 29 июня/12 июля. Подвиг священника Петра был увековечен на памятной доске, установленной прихожанами церкви Сорока мучеников на одной из ее стен. Кроме того, прихожане изготовили в память священника две хоругви.
3 сентября 1910 г. и 2 сентября 1911 г. на могиле священника Петра служились торжественные панихиды, которые анонсировались и о которых сообщали разные московские газеты. Большое внимание к личности священника Петра было привлечено и в 1912 г.: памятник на могиле священника был обновлён, и к нему Московское городское управление возложило 25 августа 1912 г. лавровый венок.
В советское время кладбище Новоспасского монастыря было разорено, церковь Сорока мучеников — перестроена, а имя священника Петра — забыто. Однако в годы Великой Отечественной Войны «Журнал московской Патриархии» напомнил советским гражданам имя и подвиг священника Петра.
В настоящее время точное место захоронения священника Петра возле южной стены Екатерининского храма обители не известно, однако может быть установлено в связи с наличием ряда индентифицирующих признаков: простреленный череп, возможная нетленность останков, датировка костей XVIII-нач. XIX вв.,
23
соседство с отроческим захоронением А. И. Вениаминова-Тихомирова. Кроме того, известна фотография надгробного памятника, опубликованная в статье «Панихида на могиле героя 1812 года» в «Московской газете» (1911. № 99).
К сожалению, написанная в Академии художеств в 1-й трети XIX в. картина, посвящённая подвигу священника Петра, была утеряна еще до Октябрьской революции 1917 г. Однако методом антропологической реконструкции облика на краниологической основе возможно восстановление лица священника Петра по его черепу с дальнейшим написанием его портрета.
В 2012 г. вышли в свет первые после Октябрьской революции 1917 г. биографические статьи о священнике Петре, написанные церковным историком М. Е. Денисовым: в «Московской энциклопедии» (Т. 1. Ч. 4.) и в журнале ОВЦС «Церковь и время» (№ 2(59)). Во второй, фундаментальной, статье автор доказывает на основе 69 единиц источников и литературы нравственную высоту священника — его бессеребничество, честность, прилежность в служении, незлобие и мужество.
15 сентября 2012 г. исполнилось 200 лет со дня мученической кончины священника.
24
3.2. Иоанн Соколов
(Владимир Сергеевич) — епископ смоленский, сын священника Вознесенской церкви в Москве, род. 5 июля 1818 г., умер 17 марта 1869 г. Обучался в Высокопетровском духовном училище, в Московской семинарии и Московской духовной академии; по окончании курса в Академии, 29 августа 1842 г. постригся в монашество; 21 сентября 1842 г. назначен бакалавром при Московской академии по нравственному богословию; 22 сентября 1843 г. удостоен степени магистра; 30 октября 1844 г. перемещен в Петербургскую духовную академию бакалавром канонического права; 9 января 1848 г. определен членом конференции Петербургской духовной академии, а 20 августа того же года членом духовно-цензурного комитета; 8 сентября 1848 г. возведен в сан архимандрита; 8 июля 1850 г. Св. Синод поручил ему пересмотр переводов богослужебных книг на татарский язык; 17 июля 1850 г. назначен членом особого комитета для рассмотрения программ философских и богословских наук в высших учебных заведениях; 23 декабря 1850 г. назначен инспектором Петербургской духовной академии; летом 1851 г. обозревал Архангельскую семинарию; 26 сентября 1851 г. возведен в звание экстраординарного профессора, 19 декабря 1852 г. — в звание ординарного профессора; 8 октября 1853 г. за сочинение "Опыт курса церковного законоведения" удостоен степени доктора богословия; 10 января 1855 г. назначен ректором Петербургской семинарии, летом того же года обозревал Тверскую семинарию; 17 марта 1857 г. назначен ректором и профессором догматического богословия в Казанскую духовную академию; в Казани он редактировал "Православный Собеседник" и привлек к этому журналу живое внимание читающей публики, подвергая в нем обсуждению многие жгучие вопросы современности; 31 марта 1864 г. перемещен
25
ректором в Петербургскую духовную академию; 17 января 1865 г. посвящен в сан епископа выборгского, с оставлением в должности ректора; летом того же года обозревал Рижскую семинарию; 9 ноября 1866 г. определен епископом смоленским, и на этом месте оставался до смерти. Иоанн смоленский известен, как лучший русский канонист своего времени; его сочинение "Опыт курса церковного законоведения" (два выпуска), пользовалось большою известностью; ему же принадлежит целый ряд статей по церковному законоведению в "Христианском Чтении" и "Православном Собеседнике"; кроме того, он замечателен и как проповедник. Из сочинений его, кроме вышеназванного, замечательны: "О монашестве епископов"; "Общество и духовенство"; "О преподавании богословия в наших университетах"; слова: "Слово об освобождении крестьян", "Слово по случаю дворянских выборов в Петербурге" и некоторые другие.
В Казани сильно увлекали слушателей лекции И. о последних судьбах человека, о смерти и загробной жизни. Рукописи этих лекций хранятся в библиотеке Казанской акад. Всего более прославился И. как проповедник, отводивший в этой области широкое место публицистическому элементу; ему случалось останавливаться на самых жгучих вопросах дня. Особенно памятны его проповеди 1859 г. об освобождения крестьян; он же внушил А. П. Щапову приготовить для академического акта речь: "Голос русской церкви в защиту несвободных людей". В печати ("Христ. Чтение" и "Правосл. Собеседник") имеются 60 проповедей И. Проповеди, произнесенные И. в Смоленске (о гласности, о характере современных лжеучений, о женском образовании, о женской эмансипации, о свободе политической и гражданской, о принципах суда и судящей совести и пр.), изданы отдельным сборником, под заглавием: "Беседы, поучения и речи" (Смоленск, 1871; 2 изд., 1876).
26
[1]христолюбивым воинством:
Издавна на Руси, вознося молитвы о русском воинстве, сражающемся "за веру, Царя и Отечество", Святая Православная Церковь именовала его воинством христолюбивым.
Возлюби Господа и возлюби ближнего - эти заповеди Иисуса Христа исполнялись православным воинством Святой Руси. Оттого славился русский солдат своей любовью к Родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь за други своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех Отечественных войнах и продолжающие в нашей армии определять образ истинного воина, имеют исторические корни, воспитаны многовековыми православными традициями.
История русского христолюбивого воинства восходит ко времени Крещения Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир крестился в греческом городе Корсуне (раскопки его ведутся в районе нынешнего Севастополя) в 988 году. Вместе с ним крестилась его дружина. Таким образом, войско великого князя стало христианским еще до того, как состоялось великое Крещение народа русского в водах Днепра. С тех пор начали складываться на Руси священные воинские традиции. Перед каждым походом русская рать стекалась в храм, где воины исповедовались и причащались Святых Христовых Таин. Перед сражениями служились молебны, и в бой русские войска шли под хоругвью с изображением лика Спасителя. Древняя Русь славилась благочестием своих князей. Многие из них были канонизированы как святые.
Cвятой благоверный князь Андрей Боголюбский († 1174) брал с собой в походы чудотворную икону Божией Матери, впоследствии названную Владимирской и ныне особенно почитаемую в народе нашем.
27
Святой благоверный князь Довмонт, во Святом Крещении Тимофей, Псковский († 1299), слывший непобедимым воином, отправляясь в поход, испрашивал благословение у своего духовника. Одержав победу, князь возводил храм в честь святого, в день памяти которого было сражение.
Святой благоверный князь Димитрий Донской († 1389) накануне Куликовской битвы, на которую благословил его преподобный Сергий Радонежский, торжественно перенес из Владимира в новую столицу своего великого княжества Москву чудотворную икону святого воина Димитрия Солунского. В память русских ратников, павших на Куликовом поле, Святая Церковь установила совершать их поминовение в Димитриевскую родительскую субботу.
Основой побед тех, кто держал в руках меч вещественный, было Слово Божие - "меч духовный", как его называет Апостол Павел (Еф. 6, 17), ибо вера давала воинам силы, превосходящие силу обычного оружия. Когда император Константин Великий боролся со своими противниками, властителями тогда еще языческой Римской империи, и обратился с молитвой к Господу, чтобы Он даровал знамение, которое воодушевило бы его войско, на небе появилось сияющее изображение Креста с надписью: "Сим победиши!" И император Константин, став впоследствии единодержавным правителем Римской империи, распространил в ней христианство. До этого, первые три века церковной истории, христиане преследовались языческим римским государством. Ни одно из сословий римского общества не дало такого количества мучеников, прославившихся своим мужеством и преданностью вере, как сословие воинское. И это, наверное, не случайно: привычные к неколебимому стоянию в ратном строю пред лицом врага, солдаты-христиане проявляли такую же неустрашимость и при исповедании своей веры. Воины-мученики изображаются на
28
иконах в доспехах, с оружием в руках - так, в образе воинов, они и являлись как Небесные покровители на помощь христианам.
[2]нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих:
Иисус показал, в какой мере должна проявляться любовь, подобная любви Христа. Иисус сказал: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:12, 13). Сказал ли Иисус, что его ученикам нужно быть готовыми в случае необходимости умереть за соверующих? Именно так его понял Иоанн, очевидец происходившего, который позднее написал: «Любовь познали мы в том, что Он [Иисус Христос] положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Иоанна 3:16).
[3]Василий Васильковский:
Священник Василий Васильковский во время бывшего 15 июля 1812 г. близ г. Витебска сражения по искреннему его усердию находился при начале оного впереди с крестом, благословил полк, потом в самом жарком огне, поощряя всех на побеждение неприятеля, и исповедовал тяжело раненых. Священник Васильковский в этом бою всё время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причём сам был ранен в голову... Представляя о сём Вашей Светлости по всей справедливости имею честь ожидать воздаяния священнику Васильковскому, сообразно его отличным заслугам.
[4]19-го Егерского полка священник Васильковский в сражении при Малом Ярославце, находясь впереди стрелков со крестом, благоразумными наставлениями и личною храбростию поощрял нижних чинов сражаться без ужаса за Веру, Царя и Отечество; причём
29
жестоко был ранен в голову пулею. В сражении же при Витебске оказал он таковую же храбрость, где и получил рану пулею в ногу... Его Величество высочайше указать соизволил наградить его орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса.
[5]Истории известно множество примеров мужества и самоотверженности:
Геройское мужество священника Васильковского, находившегося при 19-м Егерском полку, ... заслуживает признательность соотечественников. Сей достойный и ревностный служитель алтаря во время бывших при Малом Ярославце и Витебске сражений, неся пред воинством святой крест, личным примером своим поселил в воинов вещую храбрость, поощрял их на праведную брань с полною уверенностию, что под сению честного и животворящего креста они прославятся победою над врагами. В первом из сих сражений священник Васильковский ранен пулею в голову, а во втором — в ногу.
[6]Благородное Дворянское сословие! Ты во все времена было спасителем Отечества. Святейший Синод и Духовенство! Вы всегда тёплыми молитвами своими призывали благодать на главу России. Народ Русский! Храброе потомство храбрых Славян! Ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров! Соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках, никакие силы человеческие вас не одолеют!
[7]В нем говорилось о том, что вторгнувшийся враг «покушается на нашу свободу, угрожает домам нашим и на благолепие храмов Божиих... простирает хищную руку».
30
Список источников и литературы
Глупый мальчишка
Нарисуем попугая цветными карандашами
Разноцветное дерево
Злая мать и добрая тётя
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью