По результатам конкурса ученица прошла в финал II областной гуманитарной олимпиады "Умники и умницы"
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 22.8 КБ |
Первая половина XIX века – время зарождения первых мероприятий декабристов. Восстание Северного сообщества на Сенатской площади наложило отпечаток на поколение, к которому принадлежал М.Ю. Лермонтов.
Именно в это время в его творчестве появляется тема судьбы поколения. Но нельзя однозначно сказать, что восстание декабристов побудило Михаила Юрьевича обратиться к этой теме. Ведь с самого детства он обладал «чувством справедливости» и дерзким характером, которые позволили ему писать стихотворения с ярко выраженными антиполитическими настроениями. Возможно, что некий отпечаток наложило на него общение в детском возрасте с крестьянами: их тяжелая жизнь могла оставить след в его душе. Так или иначе, события 14 декабря можно считать отправной точкой в сознании поэта: после 1825 года в творчестве Лермонтова можно заметить ряд стихотворений, повествующих о бездуховности общества, поиске идеалов.
Первые стихотворения, затрагивающие тему судьбы поколений, появляются у Михаила Юрьевича в 1829 году. «Монолог» и «Жалобы турка» несут в себе общую мысль: разочарование в «здешнем свете». Но при написании этих стихотворений автора беспокоят совершенно разные мысли. «Монолог» является размышлением автора на тему судьбы человека как личности:
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Действительно, к чему, когда кругом людей волнуют лишь только «приличьем стянутые маски»? А более важные вещи, такие как, например, судьба народа, оставались второстепенными. На это сетует автор в стихотворении «Жалоба турка»:
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!...
Друг! этот край... моя отчизна!
К сожалению, Лермонтову не дано было увидеть отмену крепостного права, которое на деле ещё больше превратило людей в рабов. Думаю, если бы Михаил Юрьевич стал свидетелем этого события, оно не оставило бы его равнодушным. Интересно было бы узнать, как последствия реформы в лирическом или прозаическом произведении отразил бы поэт «страны рабов, страны господ».
В 1830 году Лермонтов пишет стихотворение «Исповедь», которое является антитезой уже существующим «Монологу» и «Жалобе турка». Если в этих двух стихотворениях нет надежды, автор испытывает только разочарование в той жизни, где нет места «любви... дружбе сладкой», то в «Исповеди» Михаил Юрьевич с первых строк говорит о надежде, которая поселилась у него в душе:
Я верю, обещаю верить,
Хоть сам того не испытал...
Что мир для счастья сотворен,
Что добродетель не названье...
Всем хочется в это верить, но не всем дано узнать, что не всегда «вере теплой опыт хладный противоречит каждый миг». Почему случается именно так? Потому что кругом «блеск и суета»? Или же виной всему наше смирение с тяжелой долей, которое заложено в нашем разуме? К сожалению, ответа нет. Можно как угодно близко подбираться к ответу на этот вопрос, но дать его невозможно, так как всегда найдется «но» или другая причина, которая может стать опровержением или новым ответом. Ясно только одно, если не начать менять жизнь, в привычку войдёт бездействие, равнодушие и будет рано гаснуть «добра спокойный пламень». Михаил Юрьевич считал, что это происходит с его поколением, что оно бездушно и потеряно.
Я считаю, что основным произведением на эту тему является стихотворение «Дума». Именно в нем автор говорит о судьбе своего поколения:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Читая его, я понимаю, что в «Думе» отражено будущее не только лермонтовского поколения, но и моего. Иногда при виде моих сверстников очень хочется процитировать Михаила Юрьевича: «Печально я гляжу на наше поколенье!». Потому что никому не хочется совершенствоваться внутренне, все мысли направлены на то, чтобы превратиться в «пеструю толпу». Наше «грядущее — иль пусто, иль темно», ведь люди, у которых отсутствует желание самосовершенствоваться, потеряны. Вину за это можно возлагать на что и кого угодно, но главными виновниками в этом все равно остаемся мы сами.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
В этих строках, наверное, отражены наши общие черты: отсутствие границы между «хорошо» и «плохо», стремление к богатству и власти, нежелание делать что-либо на пользу другим, обществу, нежелание творить и изобретать, то есть:
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад...
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Что же ждет таких, как мы? Михаил Юрьевич дает нам ответ на примере своего поколения:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
И будем надеяться, что наши дети не пойдут по нашим стопам, а станут полной противоположностью, и зависит это только от нас. Мы должны воспитывать в наших детях любовь к « мечтам поэзии, созданиям искусства», но сначала твердо уяснить это для себя, поменяться самим и на своем примере показать своим детям. Главное – помнить ту истину, которую показал Михаил Юрьевич в своих стихотворениях. Судьба его поколения – судьба поколения нашего, мы не должны кануть в лету или запомниться несколькими датами в учебнике истории. Стоит серьезно задуматься и начать самосовершенствование – это то, что пропагандировали и Лермонтов, и Толстой, и их современники.
Самодельный телефон
Сладость для сердца
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Растрёпанный воробей
Снегири и коты