Сочинение участвовало в Республиканском Молодёжном Конкурсе творческих работ " России верные сыны", посвящённом знаменательным и памятным датам России, при поддержке общественной организации " Союз Русских общин Приднестровья" и ГУП " Московский центр международного сотрудничества". Сочинение было удостоено 3 призового места.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_doroga_k_khramu_2.docx | 307.46 КБ |
Моё понимание себя, окружающей жизни начинается с памяти сердца. Много событий, имён и дат забывает человек. Память не способна хранить все детали жизни, но есть такие путеводные маяки, которые не погаснут в моём сердце никогда. Именно они помогают мне пережить минуты духовного озарения, оживляют славные картины прошлого, которые наиболее полно приближают к истине. Мне удалось пережить такие взволнованно- светлые минуты, когда однажды в 4 классе на уроке по окружающему миру моя первая учительница рассказывала о картине М. В. Нестерова « Видение отроку Варфоломею». До глубины души тогда потрясло меня увиденное. Тишина, чистота, неяркость картины разбудили поэтическое представление о русской природе, о святости. Поразило душевное ожидание мальчика. Запомнились его чистые и светлые глаза, словно русское небушко, обращённые к прилежно молящемуся старцу - чёрноризцу. Казалось, всё живое замерло вокруг, боясь нарушить покой общения между чистым душою и помыслами мальчиком и божественными силами…
( Репродукция картины М. В. Нестерова « Видение
отроку Варфоломею»)
С этого узелка и будет сплетаться в моей памяти образ Преподобного Сергия Радонежского, образ, достойный восхищения и подражания. И сегодня, когда мне представилась возможность написать сочинение об игумене Святой Руси, Преподобном Сергии Радонежском, несказанно радуюсь этому. Я хочу понять, почему Сергий был причислен к лику Святых, как пришёл он к храму скромным отроком Варфоломеем, став величайшим сыном России. Какой была эта дорога к храму?
Оказывается, ещё до рождения святого случился промысел Божий.
Однажды Мария, мать Сергия, стояла с женщинами в церкви на литургии. Во время службы младенец трижды вскрикнул во чреве матери. Все вокруг удивились, а Мария заплакала. Это были слёзы счастья: она осознала, что ещё не родившийся её сын пойдёт по пути Божьему. После рождения родители нарекли младенца Варфоломеем ( буквально « Сын радости»). В продолжение сорока дней от рождения до крещения младенец проявлял себя как истинный христианин: заставлял свою мать соблюдать пост, ибо не хотел « прикасаться к сосцам её, если она в скромные дни принимала мясную пищу».
«Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась.» ( Борис Зайцев « Преподобный Сергий Радонежский») И дальше-чудо. Согласно религиозному преданию, однажды отец послал Варфоломея в поле искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел старца, который прилежно молился. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего он жаждет. Варфоломей ответил, что желает получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению. Так и случилось. Именно этот момент запечатлён на упомянутой выше картине М. В. Нестерова.
После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в десяти верстах от Радонежа в недалёких лесах на Маковице. Братья построили своими руками монашескую келью и небольшую церковь, которую осветили в честь святой Троицы. Так начиналась ещё одна нить, ведущая к храмам весь российский люд.
Через некоторое время Стефан оставил своего брата, не выдержав жизни, полной лишений, и стал настоятелем Богоявленного монастыря в Москве. К Варфоломею же явился инок Митрофан, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. Так Сергий принял иноческий постриг, стал жить в труде и молитве. Ему пришлось пройти через отчаяние, тоску, обольщение. Целые « полчища бесов» пытались его устрашить, дикие звери бродили рядом с хижиной. Но ничто не сломило Великого Печальника Земли Русской.
И вот стали приходить к Сергию люди, желающие жить рядом с ним. Он их отговаривал. Приводил в пример Стефана, не выдержавшего пустынной жизни. Но всё-таки принял двенадцать монахов, которые построили кельи и поселились рядом с ним. Преподобный Сергий неустанно служил братии: в перерывах между службами варил еду, носил воду, кроил и шил одежду.
Ночами Сергий молился в своей келье. Словом, во всём подавал пример. Монахи пожелали, чтобы Сергий стал их игуменом. Долгое время он отказывался: « Желаю лучше учиться, нежели учить» (Из статьи « Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева) Но церковных властей, которые велели стать ему игуменом нового Троице-Сергиева монастыря, он не посмел ослушаться. Теперь здесь с ещё большим усердием неустанно велась напряжённая работа ума и сердца. Слава о монастыре распространилась по всей Руси. Люди приходили к Сергию как к Великому подвижнику Земли Русской. Кто за советом, кто за утешением, кто за исцелением. Святость Сергия росла: его духовная сила достигла чрезвычайной мощи. Сергия стали почитать чудотворцем. Одним из первых чудотворений Сергия было наполнение канавы близ его обители водой. В « Житие Сергия» читаем: « Отче честный, сам убо веси великаго труда братскаго, воде далече суще, яко да неции стуживше сии от братия таковые нужды не терпяще и от монастыря разлучатся». С такими словами обратились монахи к Сергию, уповая на то, что тяжело носить воду издалека. Сергий же не стал просить их проявить терпение, а спустился вместе с одним послушным монахом в лес, где были три канавы. В одной из них была дождевая вода. Сергий помолился над ней, обращаясь к Богу с просьбой « дать сюда воду». И вода появилась по всей канаве и потекла рекой. Вода оказалась не только питьевой, но и целебной. И ныне верующие исцеляются из этого источника в наше время. Необъятная вера Сергия и его любовь к Богу сделали возможным обретение дара исцеления больных и немощных. Невозможно перечислить все чудотворения Сергия. Не эта цель у данного сочинения. Важно, что его житие, его мудрое слово было и есть путеводной нитью к вере, правде и добрым деяниям.
К Сергию обращались за помощью, советом и поддержкой не только простые люди, но и князья, и бояре. Всем помогал Преподобный. В тяжёлые для России времена Дмитрий Донской накануне Куликовской битвы посетил Троице-Сергиев монастырь и получил благословление Преподобного Сергия. По преданию, русичи считали святого идейным вдохновителем битвы. В летописной повести о Куликовской битве находим: «И вознёс Бог нашего князя на победу над инопленниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: « Велик Бог христианский и велика сила его».
Получается, что дорога к храму Сергия Радонежского- это дорога к обретению не только самого себя, но и дорога, помогающая понять всем нам свои нравственные корни , это дорога к вере повсеместной. Нелёгкой оказалась дорога к храму Преподобного Сергия Радонежского. Его путь открыл в моей душе образ Великого заступника и печальника Земли Русской. Мне близки и понятны его заветы: любовь к людям, забота о нищих и бездомных, восхождение к нравственному совершенству, душевная и нравственная чистота, смирение. Это настоящие идеалы русской души, настоящий пример праведной жизни. Соглашусь с Б. Зайцевым: « Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере». В год, когда мы отмечаем его 700-летие и когда вокруг рушатся идеалы православия ( события на Украине), образ Преподобного Сергия являет собой пример спасения, а молитва к нему, я убеждена, поможет, как и раньше, спасти народ от беды, от беспамятства…
Дорога к Храму- это испытание, дарованное Богом, что способны пройти лишь избранные.
( Репродукция картины Н. Рериха «Святой Сергий Радонежский»
Список использованной литературы
Кто самый сильный?
В Китае испытали "автобус будущего"
В поисках капитана Гранта
Попробуем на вкус солёность моря?
Интересные факты о мультфильме "Моана"