О юных героях-патриотах, детях Партизанского края, смело сражавщихся в тылу врага в годы Великой Отечественной войны
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.93 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №104
имени Героя Советского Союза М. С. Харченко
Выборгского района Санкт-Петербурга
Тема
«Гавроши Великой Отечественной»
/ по материалам экспедиции в Партизанский край/
Автор
ученица 8 класса
Матюшова Анна Сергеевна
Контактный телефон:8 911-092-66-85
Руководитель
Шиженская Нина Николаевна
Заведующая школьным музеем
Контактный телефон: 8-911-742-68-32
Санкт-Петербург
2014 год
Оглавление
1. Вступление «Маленькие солдаты большой войны»…………………….. стр.1-2
2. Обреченные на подвиг
2.1 Урок Мужества Володи Кавкулина…………………………………………….. стр.2-3
2.2 Обреченный на подвиг Юрий Савин…………………………………………. стр.3-4
2.3.Бесстрашный юный партизан Вася Орлов………………………………... стр.5
2.4 Подвиг Володи Никифорова……………………………………………………… стр.5-7
2.5 «Павка Корчагин» с псковской Земли………………………………………. стр.8-12
2.6 Ягодный десант……………………………………………………………............... стр.12-13
2.7 Расстрелянная деревня…………………………………………………………….. стр.13-18
3. Заключение. Колокола памяти……………………………………………………. стр.18-19
4. Список литературы………………………………………………………………………. стр.20
5. Приложение………………………………………………………………………………… стр.21-26
1. ВВЕДЕНИЕ «МАЛЕНЬКИЕ СОЛДАТЫ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ»
Мы их не забыли - девчонок, мальчишек,
Чья жизнь молодая за нас отдана.
.
В своей работе я познакомлю Вас с жителями Партизанского края, чьи судьбы затронули мое сердце, кем я восхищаюсь, перед кем преклоняюсь, о ком расскажу своим внукам. Гордясь своим народом и его историей, я постараюсь внести вклад в дело сохранения памяти о наиболее героических страницах прошлого нашей Родины.
Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. На месте пепелищ, руин и развалин построены новые города, сёла. Мальчики и девочки, которые родились 9 мая 1945 года, уже сами имеют внуков. Ветеранов – живых свидетелей тех событий, становится все меньше и меньше. Знания о Великой Отечественной войне мы получаем уже из документов, книг, фильмов.
Я учусь в школе № 104 Выборгского района, которая носит имя моего земляка – М.С. Харченко, отважного пулеметчика – партизана. С 5-ого класса я старалась узнать как можно больше о партизанской жизни в Лесной республике, о подвигах жителей оккупированной немцами территории Ленинградской области, о легендарном обозе. Вот почему я стала членом отряда «Поиск» и экскурсоводом школьного музея 2-ой Ленинградской партизанской бригады.
Работа посвящена юным героям Великой Отечественной войны, которые всеми своими силами приближали победу. Они были обречены на подвиг. (Рис.1)
Жить в то тревожное время – это уже мужество, а ковать победу - подвиг.
В Большой Советской Энциклопедии написано, что в годы Великой Отечественной войны более 35 тыс. пионеров – юных защитников Родины - было награждено боевыми орденами и медалями.
Это было поразительное «движение»! Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их «призовут» взрослые, – начали действовать с первых дней оккупации. Рисковали смертельно.
Цель работы: провести исследование и собрать материалы о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны для увековечивания памяти о них.
Задачи:1.Изучить материалы школьного музея о деятельности партизан 2ЛПБ.
2.Взять интервью у жителей блокадного Ленинграда и Партизанского края.
3.Проанализировать материалы военной летописи.
4.Сравнить моральные качества подростков военного поколения с поколением нынешним.
Основными источниками моей работы являются воспоминая и интервью участников событий тех лет, их родственников, собранные во время поисковых экспедиций в Новгородскую и Псковскую области, документы переданные в наш школьный музей, книги и фильмы о войне.
2. ОБРЕЧЕННЫЕ НА ПОДВИГ
2.1. Урок Мужества Володи Кавкулина
( Из интервью Николая Кавкулина, жителя деревни Соколье. 18 мая 2011 г)
Старшему брату Володе в то время было 10 лет. (Рис.2)
Как-то ребятам пришлось разгружать с немцами дрова во дворе казармы. Фашисты сбросили с себя верхнюю одежду. Винтовки и револьверы лежали тут же.
Брат Володя Кавкулин решил завладеть револьвером. Улучив момент, он быстро расстегнул кобуру, взял револьвер, а на его место положил болт. По дороге домой он спрятал его под дрова в поленнице.
Володю поймали и били. Он потерял сознание. Его за руки и за ноги подняли и бросили в кузов автомашины. По дороге он сумел выбраться из машины и убежал в лес.
Парнишку снова поймал полицай, привел в город Холм и сдал в комендатуру. Затем его перевели в трудовой лагерь и гоняли копать окопы вокруг города. Немцы издевались над ним. Позже вывезли его в Германию. Из Германии брат не вернулся.
В нашем сложном мире, когда народ разобщен, трудно найти людей, которые любят свою Родину, как любили ее наши предки. Мне кажется, не случайно мы выиграли Великую Отечественную войну. Если бы не патриотизм, воля к победе и надежда на светлое будущее воевавших людей, нас бы, возможно, не было. Люди тогда не думали о своей жизни, о своем благе. В их мыслях было только одно: остановить врага! Хоть на день, хоть на час, хоть на немного. Девизом их жизни были строки из песни «Прежде думай о Родине, а потом о себе».
Партизан – героев в то время было много – сотни и тысячи…Партизанское движение внесло неоценимый вклад в победу нашего народа над фашистскими захватчиками. Наряду с взрослыми в партизанских отрядах воевали и дети. Вот строки клятвы, которую давали и юные партизаны: «Я, сын великого советского народа, добровольно вступая в ряды партизан Ленинградской области, даю перед лицом своей Отчизны, перед трудящимися героического города Ленина свою священную и нерушимую клятву партизана…
За сожженые города и села, за смерть женщин и детей наших, за пытки, насилия и издевательства над моим народом, я клянусь мстить врагу беспощадно и неустанно. Кровь за кровь и смерть за смерть!
Я клянусь, что умру в жестоком бою с врагами, но не отдам тебя, родной Ленинград, на поругание фашизму». [3, с.15]
2.2 . Обреченный на подвиг Юрий Савин
(по материалам экспозиции краеведческого музея поселка Поддорье Новгородской области. Май 2012 года.)
Во время экспедиции в Партизанский край, в поселке Поддорье, директор краеведческого музея Светлана Михайловна Тихонова поведала нам историю о судьбе юного разведчика 2 –ой Ленинградской Партизанской Бригады.
В Новгородской области Юра Савин повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина.
Напомню, что в марте 1613 года крестьянин Костромского уезда Иван Осипович Сусанин завел польских захватчиков в непроходимые болотистые дебри, где погиб вместе с врагами.
Так и Юра Савин, спустя столетия, повел вражеский отряд немецких карателей не к партизанской стоянке, а в непроходимые леса. В дикой ярости враги убили юного героя, но сами не выбрались из болота.
Единственным свидетелем подвига Юры был оставшийся в живых немецкий солдат. Потрясенный мужеством двенадцатилетнего мальчика, он записал в своем дневнике: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои».
В семье Максима и Дарьи Савиных было пятеро детей. Когда началась война, Дарью угнали в Германию, двух ее дочерей убили немцы, старшие сыновья ушли к партизанам. (Рис.3)
В их доме партизаны оборудовали подпольную типографию, где печатали листовки, рассказывающие о положении на фронтах, призывающие народ Лесной республики громить оккупантов. Когда каратели начали искать типографию, ее перевели в пущу. А младший сын Максима, Юра стал связным.
21 января 1942 года фашисты вывели всех жителей деревни из домов и заставили копать огромную яму. Всех 957 жителей расстреляли, а деревню сожгли.
Юра, который пришел в деревню по заданию партизан, под угрозой расстрела согласился показать дорогу фашистам к партизанскому лагерю.
Парнишка вел их, едва угадывая тропу, - вокруг были непроходимые болота, не замерзающие даже в лютые морозы.
Перед смертью он крикнул: «Это вам за все, гады, - за маму, за сестренок, за деревню, за нашу Советскую Родину».
Фашисты в панике метались, проваливались в болото, и оно медленно засасывало их. Отряд карателей добили партизаны. [7, c.19]
Среди сусанинцев Великой Отечественной войны есть и юные герои. Подвиг повторили: Тихон Баран, Ваня Фролов, Коля Молчанов. Погибшие герои для нас останутся вечно юными. Наш долг и обязанность – помнить о них. Наши ровесники военного поколения жили по чести и совести, глубоко ценили любовь, смелость, гордость, свободу, честность, доброту, дружбу.
2.3. Бесстрашный юный партизан Вася Орлов
(из воспоминаний Степанова А.Т - ветерана 2-ой партизанской бригады 10 февраля 2010 года)
Юных партизан - и юношей, и девушек – воевало много во всех ленинградских партизанских бригадах. Они непосредственно участвовали в боевых действиях, но чаще всего занимались распространением листовок и ходили в разведку.
Степанов А.Т., ветеран 2-ой ЛПБ, вспоминая военное детство, рассказал нам о своем боевом друге. Им с Васьком тогда было по 13 лет.
Во 2-ой ЛПБ бесстрашным разведчиком был тринадцатилетний Вася Орлов [9,с.10-13]
Из искреннего уважения даже пожилые партизаны называли его Василием Никандровичем. (Рис. 4)
Похоронив убитых родителей, паренек посвятил свою юную жизнь борьбе с фашистами. «Всепогодный», как говорили о нем, не ведавший страха и презиравший опасности, Вася Орлов легко проникал в немецкие гарнизоны, непринужденно входил в контакт с гитлеровцами, не вызывая у них подозрений, и легко получал нужные ему сведения. Он всегда уходил на задания один, не боялся дальних дорог и всегда возвращался, выполнив данное ему поручение. Побывав в очередной раз в Дедовичах, он, как от него требовалось, пересчитал находившуюся там немецкую технику. Но им заинтересовался обер - лейтенант, который привел паренька в комендатуру. В ходе допроса Орлов воспользовался отчего-то возникшей суматохой в комендатуре и сумел под шумок сбежать, прихватив с собой лежавшую на столе папку с секретными документами. По прибытии в партизанский лагерь Н.Г. Васильев наградил Васю трофейным пистолетом «Браунинг 01», что тогда для мальчишек было заветной мечтой. [6, с.217]
Вася Орлов был мужественным мальчиком. Увы, современное мужество у многих юных людей проявляется часто в антиобщественных поступках.
(из материалов школьного музея деревни Пожеревицы Дедовичского района Псковской области)
В октябре 1942 года вместе со штабом 2-ой бригады Володя Никифоров и его друзья перешли линию фронта и прибыли в Валдай. (Рис. 5) Здесь они были три недели, а потом вновь перешли линию фронта. Отряд должен был действовать на железнодорожном участке Псков – Порхов.
Большинству ребят пришлось впервые столкнуться с подрывным делом. Володя понимал, что учить ребят лучше всего на месте, и поэтому он шагал теперь к Пскову с группами Смирнова и Нефедова. Брезжил рассвет, когда они вышли к полотну железной дороги в километрах пяти от Пскова.
Ничего не заметил Никифоров, пролежавший весь день на снегу, наблюдая за дорогой. К ночи повалил снег, Володя пополз к полотну, жестом пригласив следовать за собой командиров групп. Замаскировав фугас, они ушли от полотна и притаились в метрах пяти – десяти.
«Володя чувствовал, как коченеет его тело, но не решался шевелиться. Он заставлял себя думать не о ногах, сделавшихся вдруг непослушными, а о том, что вот еще пройдет часа два-три, а может, и все четыре и появится «их» поезд».
Уже рассветало, когда на насыпи появились четыре немца с собакой на поводке. Затаив дыхание, следил Никифоров, как неторопливо приближались они к тому месту, где был заложен фугас. Они шли и шли. И по тому, что собака вела себя спокойно, он подумал, что все, наверное, обойдется. Но вот пес закружил, а потом начал разгребать снег.
«Сорвалось!» - мелькнуло в голове, и в тот же момент он дернул за шнур: свидетели ему были не нужны.
Двое суток они не подходили к дороге, и двое суток Володя терзался от сознания постигшей его неудачи. Наконец перед рассветом вместе с командирами групп Володя вновь вышел к полотну. Это было километра на три южнее места, где он подорвал солдат с ищейкой. Никифоров понимал, что, сорвись он вторично, «дела станут совсем дрянь» - у людей появится недоверие.
Они устроились с подветренной стороны и стали ждать. В это утро вслед за «собачьим» патрулем проползла дрезина и наступила тишина.
Но вдруг Володя увидел спаренные паровозы, которые тащили вдали бесконечный состав. Прыжок – и он очутился на насыпи и начал выбирать из - под рельса ножом и окоченевшими пальцами мерзлую землю. Потом, вставив запал с капсюлем-детонатором, Володя стал уходить, и белый под цвет снега шнур разматывался под ним. Поезд мчался навстречу своей гибели. В морозном воздухе гулко ухнуло, и, убегая, Никифоров услышал страшный грохот, скрежет, пальбу…
Спустя несколько дней, пустив под откос по два эшелона, группы Смирнова и Нефедова вернулись на базу. Но начальника штаба с ними не оказалось.
- Он подорвал состав, - рассказывал Смирнов, - отвел нашу группу на рижскую дорогу, а потом взял тол и ушел.
Радость от удачной операции померкла при этом известии.
- Какой был парень, - вздыхали они.
- Ничего, такого не возьмешь голыми руками, еще вернется, - не теряли надежды другие.
А в это время Володя уходил от преследователей. Трудно представить, как ему удалось уйти от врага, ведь он был ранен: пуля попала в ногу, а сил остановить кровотечение не было.
Сначала Володя полз, а потом шел, опираясь на сук, и опять полз. На рассвете третьего дня бойцы охранения встретили его у поселка Новая Деревня и принесли в штаб. [5, с.314]
Если взрослая память рисует узор, дает объемную картину прошлого, пережитого, то детская выхватывает наиболее яркие и трагические моменты.
Вблизи смерти и убийства они взрослели и мудрели не по-детски и даже не по-человечески. Раненые детские души порой пугают больше смерти. Время изменило их самих, оно усовершенствовало, вернее сказать, усложнило их отношение к своему прошлому. В этом смысле рассказанное ими – подлинный документ, хотя говорят его уже взрослые люди. Ушли из жизни, не допев, не услышав смех своих детей и внуков, не познав счастье семейной жизни, ушли, навечно оставшись молодыми, но не в небытие.
Мы, потомки военного поколения, обязаны жить и за них, для того чтобы мирно жили наши дети.
2.5. «Павка Корчагин» с Псковской Земли. Подвиг во имя жизни ЗАХАРОВ А СТЕПАНА ДМИТРИЕВИЧА.
(из интервью Захарова С.Д.. 10 февраля 2005 года и воспоминания партизана, записанные супругой Захаровой Т.А для музея школы)
Родился Захаров С.Д. 1 января 1926 года в деревне Средний Пут, ныне Псковской области.
Степану исполнилось 15 лет, когда началась Великая Отечественная война.
21 июня, в субботу, ему выдали свидетельство об окончании семи классов, счастливым вернулся он домой. Впереди – целая жизнь и исполнение заветной мечты.
А назавтра,22 июня, в воскресенье, началась война. На этот день намечался колхозный праздник «Путина» (ловля рыбы), очень веселый и радостный. Но война все перечеркнула. Старшие собрались в сельсовете, чтобы отправиться на фронт, а мальчишки стояли рядом и пытались представить себе, что такое война.
С началом войны райком ВКП(б) ушел в подполье. Когда немцы оккупировали территорию, подпольщики стали действовать. С 1942 года стал подпольщиком и Степан Дмитриевич Захаров. В 1943 году подполье соединилось со Второй Ленинградской Партизанской бригадой имени Н. Васильева. Степан Захаров был зачислен в группу подрывников, участвовал в дерзких операциях на «железке». Девизом подрывников стали слова: «Чем больше фашистских гадов мы уничтожим на подступах к Ленинграду, тем меньше они будут терзать ленинградцев!».
Особенно памятна последняя операция. В феврале 1944 года партизаны задержали отступающих от Ленинграда фашистов. Цель операции: помочь Советской Армии окружить и уничтожить фашистов, чтобы ни один из них не ушел от возмездия. Во время одной из засад партизан вступил в бой с немцами, который был особенно ожесточенным. Силы были неравны: один против сотни. В этом бою Степан Дмитриевич получил тяжелое ранение в голову, в результате которого стал инвалидом 1-ой группы, почти потерял зрение.[8,с.144]
Но молодой воин не поддался болезни, победил свой недуг. Почти слепой, окончил вечернюю школу (для незрячих) в 1956 году и поступил в Ленинградский Государственный университет, который окончил с отличием в 1961 году. Всю оставшуюся жизнь он посвятил школе. Преподавал историю, в которую сам же вписал героические страницы. В учебе и работе большую роль сыграла поддержка жены Таисии Андреевны и сына Юрия.
Я запомнила его хорошо. Он проводил у нас в классе урок Мужества. Высокий, прямой, стройный, подтянутый. Его можно было назвать красивым, если бы не лицо, иссеченное голубоватыми точками въевшегося в кожу пороха. Он стоял взволнованный и молчаливый. Он был слеп, но этого мы не заметили: он не носил черных очков и палочку, а его голубые глаза смотрели прямо на нас. Взгляд был добрым и сосредоточенным (Рис 6). Его рассказ я запомнила навсегда.
Из сельсовета в колхоз «Красный рыбак» прискакал нарочный. Галопом промчался по деревне, выкрикивая одно слово «Война!». В тот же день оба старших брата Степана Захарова собрались в военкомат.
Гитлеровцы, заняв село, начали угонять молодежь в Германию. Как поступить? Уходить из дому? Куда? Шел слух, что в лесах Псковщины появились партизаны.
- Они где-то рядом, непременно найдем, если будем искать, - блестя глазами, убеждал друзей Степан.
- Попробуй, найди, - сомневался Ленька Агафонов. – Леса большие. Оккупанты все прочесали, а не нашли.
- Так то же оккупанты, а мы свои, - не сдавался Степан.
Парни встретились с партизанами 2-й бригады. Они вели «рельсовую войну», уничтожали гитлеровские гарнизоны и штабы, учились партизанскому искусству у старика Рюмина. Работал их командир виртуозно. Аккуратно разгребал ямку. Сажал в нее мину. У опытного мастера горного дела сохранились довоенные навыки. Многому научил молчаливый Рюмин своих юных коллег. И ушел из жизни, подорвавшись на мине, когда расчищал путь наступавшим советским войскам.
А его ученики продолжали взрывать мосты на железных и шоссейных дорогах, разрушать станционное оборудование, линии связи. Враг должен чувствовать неотвратимость возмездия. Их группу в шутку называли музыкантской командой. Степан играл на балалайке, Сергей Ключев, Виктор Мец, Иван Киселев – на гармошке. И песен они знали без счета.
…Это был последний бой их отряда. У моста возле деревни Зовки партизаны сдерживали натиск отступавших из-под Ленинграда гитлеровцев. Где-то совсем рядом, с противоположной стороны, рвались вперед части Красной Армии. Нужно было продержаться минимум два часа, и они продержались. Услышав мощное «Ура», поползли к заминированному мосту.
Степан полз впереди. Чуть сзади Иван Киселев. Был ясный февральский день. Снег слепил глаза, мороз серебрил ресницы. «Надо успеть разминировать»,- стучала в виске мысль. Успеть! Дать простор наступлению красноармейцев. Захаров снял одну мину, вторую.…Раздался взрыв. [10 c. 99-101]
Помня уроки Рюмина, он расслабился, думая, что взрывная волна взметнула его к небу и сейчас обрушит на землю. Но нет, его только отбросило в сторону. Огромное небо молниеносно промелькнуло в глазах живой зыбучей синью и исчезло навсегда. Он хотел провести рукой по лицу - не получилось. Вместо руки – бесформенная кровавая масса. А затем почувствовал острую боль. И закричал: «И-ван!».
Позже Иван Киселев расскажет как он, контуженный, полуслепой вытащил товарища из развороченной земли. С друзьями уложили на сани и повезли безжизненное и беспомощное тело. Очнувшись, Степан тер глаза, в которых вспыхивали и моментально гасли молнии.
В госпитале глаза засыпали каким-то порошком, сшили пальцы на израненной руке и отправили долечиваться в Ленинград.
Больничный запах, стоны и унылые жалобы раненых на судьбу… Осторожно ступая по палате, Захаров присаживался возле одного, второго. Брал в руки гитару, начинал песню. Хотелось успокоить не только других, но и себя.
Степан был оптимистом, хотя и понимал, что зрения не вернуть. На людях балагурил, шутил, а, оставшись в одиночестве, готов был порою биться о стенку от безысходности. «Ты больше ничего, никого, никогда не увидишь, - нашептывал внутренний голос, – а ведь тебе всего восемнадцать лет. Стоит ли жить?»
Сколько тогда он смог выдержать? Месяц? Два? Три? Он был убежден, что не протянул бы и месяца, не окажись рядом замечательного человека.
Звали ее Юлия Николаевна. Рано ослепшая, она не пала духом. Окончила институт, стала учительницей русского языка и литературы в школе для незрячих. Дежурила в госпиталях, читала раненым Пушкина, Есенина, Маяковского. От нее Степан узнал о слепом французском музыканте Луи Брайле, который изобрел азбуку для незрячих.
Степан выучил алфавит Брайля за три ночи. Вооружившись серебристыми металлическими пластинами, жадно принялся читать Он и раньше любил книги. Восхищался Оводом, Павкой Корчагиным. В больнице он вновь пережил страдания Павки, его нечеловеческую борьбу со страшным недугом. Обессиленный и уставший, он опрокидывался на подушку, шепотом повторяя прочитанное: «Будь всегда готов к бою. Если что случится, делай, как я!»
Находиться в больнице больше не хотелось. Руку врачи ему спасли, хотя пальцы двигаться не стали. Он горел желанием что-то делать, приносить какую-то пользу. Выхлопотал себе комнату, устроился на учебный комбинат в трансформаторный цех. Наловчился нарезать болты на маленьком токарном станке.
Как-то повстречался с Юлией Николаевной. Поговорили о работе, житье - бытье. Не вытерпел, похвастался, что принят в партию, что он теперь председатель культсектора, участвует в художественной самодеятельности.
- Вот скетч готовим к постановке, - сказал Степан, – «Волшебное перо» называется. Приходите.
- Непременно приду, - пообещала Юлия Николаевна. Потом неожиданно спросила - А Вы почему не учитесь, Захаров?
- Почему?- растерялся он. – Не знаю. Я…Я ведь инвалид некоторым образом. Первая группа.
- Знаете, что означает слово «инвалид»? По-русски оно переводится, как человек, не умеющий стоять. А вы, мне кажется, стоять умеете.
Стало неловко. Почему, действительно, он не учится? Свыкся, что ли со своим положением? Трудности пугают? На комбинате многие не выдержали, бросили школу. «Пустая затея, - говорили они. – Нам ни к чему». Нам? Он почувствовал, что краснеет. Черт его дернул про инвалидность сказать.
- Ладно, посмотрим, - ответил Степан. – А за разговор спасибо.
Школу, учителей он вспоминает с благодарностью. Каждый не только учился сам, но и помогал товарищам, ободрял, поддерживал. Истинным другом и добрым советчиком была для всех директор школы Маркова Евгения Георгиевна. В каких только тайниках сердца отыскивала она слова, так кстати звучавшие в нужную минуту, когда сломленные люди бесповоротно решали: брошу. И Степан однажды было бросил. А потом со стыдом выслушал: «Горы кажутся выше, если стоять на коленях. Во весь рост по земле ходить надо, Захаров. Как ходит человек, умудренный знаниями. Сильный, умный человек».
Сдав выпускные экзамены в школе, он тут же стал готовиться к поступлению в университет. Захаров выбрал юридический факультет. Степан полагал, что в профессии следователя он сможет наилучшим образом проявить аналитические свои способности.
Он сдал все экзамены, но на собеседовании его выбор забраковали.
- Поймите, - говорили ему, - следователь имеет дело не только с людьми, но и с множеством документов. Писать, читать вам будет тяжело.
- Что мне делать? – глухо спросил Степан. – Забирать документы?
- Не отчаивайтесь. Хотите, мы переведем Вас на исторический?
Только тогда он объявил на работе, что стал студентом. Его обнимали, целовали, качали. Говорили, что он совершил подвиг.
Степан не отличался хорошей памятью. А на нее теперь были все надежды. Часами занимался он тренировкой памяти. Изучил стенографию и лекции записывал быстрее всех, старался ни в чем не отставать и снисхождения не просил. Зная его упрямство, поблажек ему не делали. [2, c.49]
Как и Павка Корчагин, он нашел свою Таю. Да, жену Степана Дмитриевича тоже звали Таей. Таисия Алексеевна – инженер – конструктор. Энергичная, добрая, отзывчивая женщина. Она стала верной помощницей Захарова во всех его делах. Читала газеты, конспектировала лекции, подбирала необходимую литературу. А он требовал все больше книг и журналов. С третьего курса Захаров начал собирать материалы для будущей диссертации. Тема уже созрела: «Партийное строительство в годы гражданской войны и восстановление народного хозяйства».
Степан Дмитриевич преподавал историю в школе рабочей молодежи при Балтийском заводе имени С. Орджоникидзе. После завершения университетского курса его направили в Василеостровский райком партии, но сам он попросился в учителя. Когда получил диплом, почему – то вдруг вспомнилась Юлия Николаевна, педагог школы для незрячих. «Горы кажутся выше…» И твердо решил: только в школу.
- Я ведь понимал, какие трудности преодолеть придется. Главное – вызвать у людей желание учиться. Помолчав, Захаров добавляет:
Убедить мастера, что обществу нужны культурные, грамотные, одухотворенные люди. Нашему обществу. Каждому приятно беседовать с культурным, умным человеком, в котором все красиво: и речь, и одежда, и смех, если угодно. Теплее становится от общения с такими людьми.
Ловлю себя на мысли, что о красоте говорит человек, которого окружает ночь. И понимаю: это принцип его жизни. Отсюда та подтянутость, аккуратность. Отсюда его нежелание носить какие-либо очки, ходить с палочкой. Он ходит легко и свободно, а удивленным объясняет, что это – результат тренировок, что он часто создавал себе искусственные трудности, чтобы научиться их преодолевать.
Но, наверно, нужно отдать должное, прежде всего человеческой воле, стойкости характера, умению нацелить себя на борьбу с трудностями. А это, прямо скажем, не всякому удается.
На его уроках всегда интересно. Любит Степан Тимофеевич споры, дискуссии, дает возможность высказать свое мнение каждому. И это не только потому, что в спорах рождается истина. Захаров убежден, что наиболее ценен активно мыслящий человек. Пассивность рождает равнодушие, безразличие к делам собственным, людским, к делам общества.
2.6. Ягодный десант.
(воспоминания Марии Ивановны Бобковой записаны во время экспедиции в партизанский край в сентябре 2013 года)
Июль 1943 года. Нещадно палит солнце. По тропинке через лужайку идут две девочки – Люся Кривошеева и Маша Бобкова. В руках у них корзиночки. Немецкий часовой лениво поворачивает голову в их сторону, он знает – эти безобидные девочки уже не раз угощали его земляникой. Их отцы и братья партизаны. Об этом, конечно, часовой не знает. Девочки несут им важное сообщение. Через час, как ни в чем не бывало, девочки возвращаются. Поравнявшись с часовым, девчонки высыпают ему в котелок чернику».
Эти две подружки не раз доставляли важные сообщения партизанам. Например, они доставили донесения о том, что немецкий обоз с продовольствием отправляется в деревню Людиново, что назначен угон молодежи в Германию со станции Ясски. [4, c.63]
За мужество и отвагу Мария Ивановна Бобкова и Людмила Федоровна Кривошеева приказом Центрального штаба партизанского движения от 27 декабря 1941 года были награждены медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени. ( Рис.7)
2.7. Расстрелянная деревня.
В сентябре 2013 года я в составе военно-патриотической экспедиции учащихся нашей школы побывала на родине Героя Советского союза М. С. Харченко. В экспедиции принял участие друг нашего Музея, ребенок военного поколения Петр Тимофеевич Рыжов. Ветеран привез нас в свою родную деревню Железница, где прошли его детские военные годы жизни. (Рис.8)
Деревни давно нет, но есть память благодарных потомков. На берегу реки Шелонь установлен памятник Штабу Второй партизанской бригады им. Н. Г. Васильева, где ежегодно 1 августа проводятся траурные мероприятия в честь создания Партизанского края. Здесь, у партизанского костра, в окружении друзей из школы деревни Пожеревицы, мы пели партизанские песни, варили вкусную уху, строили планы по восстановлению деревни, как туристско - исторического центра. Здесь же нам и рассказали о трагической судьбе деревни Железница. Судьба сельского поселения взволновала всех моих сверстников.
Историческая справка.
Сожженные и уничтоженные фашистами русские деревни – это особая по своей жестокости страница в истории Великой Отечественной войны. В Дедовичском районе было уничтожено 375 деревень (из 485 довоенных), 9 деревень сожжено, а жители расстреляны. Многие из уничтоженных деревень не были восстановлены. [1,с.113]
По сведениям 1882 года у вдовы штабс-капитанши Н. Н. Ярышкиной граф С. А. Строганов купил приселки Железницы и Новоселок с водяной мукомольной мельницей, промышленными заведениями и фабрикой, 7819 десятин земли. В память любимой рано скончавшейся жены в Железнице построил больницу на 24 кровати. На больнице была установлена памятная доска из серого мрамора (ныне хранится в музее города Порхов).
До Великой Отечественной войны село Железница было центральной усадьбой колхоза «Красная Железница» Малышевского сельсовета. Большое красивое село располагалось на крутом берегу реки Шелонь. Дубовые и березовые аллеи украшали деревню, у добротных домов цвели сады и палисадники. Высокое здание больницы стояло в старинном парке над самой рекой, в двухэтажном здании школы учились ребятишки со всей округи, функционировали клуб, почта, магазин, аптека, работали молокозавод, мельница и другие предприятия и организации.
Люди здесь жили гордые, сильные духом и добрым сердцем и чистыми помыслами. Растили и учили детей, пахали землю, собирали урожай.
Но грянул 1941 год. Война пришла в каждую деревню, каждый дом, каждую семью. Многие жители деревни ушли на фронт, в партизанские отряды. В деревне остались женщины с детьми, старики, надеясь на прикрытие партизан, и сами помогали им, как могли, боролись против немецких оккупантов.
Железница была в те дни последним крупным пунктом Партизанского края на западе. За ней начиналась так называемая «Ничейная зона», где появлялись партизаны и немцы. Здесь нужна была большая осторожность. В конце августа появились в деревне оккупанты. Они катили на своих машинах к Старой Руссе, но вдруг неожиданно из леса прозвучало несколько выстрелов по одной из колонн. Они были чисто символическими, как бы служили напоминанием чужеземцам, что эти озера и чащи еще не принадлежат им.
Гитлеровцы тут же открыли огонь по Железнице. Брызгали из шибок стекла, разлетались в щепки бревенчатые стены, вековой дуб расщеплен пополам. И первые жертвы в деревне – Катя Быстрова и Надя Столетова.
Осенью колхозники убирали урожай под пулями врага. Одиночные выстрелы не пугали женщин. Когда же враг открывал огонь из пулеметов и минометов, колхозницы отползали в сторону. Но стоило врагу замолкнуть, как снова начиналась работа в поле. Колхозницы деревни Железница отправились убирать хлеб в Ашевсий район, однако были на второй день окружены немцами. 25 колхозниц попали в плен, но через несколько дней все смогли убежать.
В ноябре в деревне появился карательный отряд. Немцы расположились в больнице. Железница примолкла как перед грозой. А как наступала темнота, тут и начиналось. Каратели ворвались в общежитие. Первой схватили Зою Лепик, раздели, выволокли на улицу, бросили на снег и стали избивать, требуя, чтобы она сказала, где скрываются партизаны.
Старенькую мать, директора школы, Марию Викторовну Овсянникову, долго били прикладами по седой, безжизненно поникшей голове.
В ночь с 30 ноября на 1 декабря, освещенная багровыми отсветами, Железница переживала свою трагедию.
Пред рассветом эсесовцы уехали и взяли с собой в качестве заложников сельского аптекаря и мать учителя И. Шишалова, вывесили приказ: «Никому не покидать деревню, нарушитель будет расстрелян».
Железница будто вымерла: дым не поднимался из труб, неслышно было даже собачьего лая. Через несколько дней сестры Крымаковы нашли за деревней трупы заложников и похоронили их.
Новый карательный отряд СС обосновался в Яссках, но фашисты не оставили в покое Железницу. На этот раз их жертвами стали Иван Артемьевич Шишалов – его расстреляли, как и мать, завуча школы Туманова Василия Иванович а – увезли в Ясски, долго пытали, били, ничего не добившись, расстреляли, его жена Мишушина Анна Дмитриевна осталась одна с двумя детьми. Многодетную мать Наталью Петровну Иванченко с тремя детьми подставили под обстрел.
Лидия Семеновна Радевич, знаменитый военврач 2-ой ЛПБ, «партизанская мама», как ласково ее величали, еще до войны, после института приехала в Железницу с дипломом, была назначена заведующей больницей. А в годы войны стала партизанским врачом в Железнице, но вскоре в целях безопасности перевели партизанский госпиталь в деревню Глотово. Она спасла от смерти более тысячи партизан и жителей деревень Партизанского Края.
Сестры Крымаковы – Татьяна и Мария – почти полвека учили детей в школах Порховского и Дедовичского района. Мария Александровна – кавалер Ордена Ленина. В годы фашистской оккупации сестры были связаны с партизанами, не боялись, и в меру своих сил помогали им. Орлов Сергей Иванович, комиссар
2-ой ЛПБ, до войны учился у них. В деревне Железница они тайком от немцев организовали подпольную школу и учили детей.
Все эти люди - мирные жители деревни – не пускали под откос поезда, не минировали мосты – это были простые, скромные люди, жители деревни Железница, не покорившиеся врагам и не сдавшиеся им на милость.
В февральские вьюжные дни 1942 года партизанский штаб стоял в Железнице. В домике старых учительниц Крымаковых собрались руководители областного отдела Политуправления Северо – Западного фронта и руководители Второй Партизанской бригады. После обсуждения подготовки плана боевых операций за Ясски и Дедовичи А. Н. Асмолов рассказал о бедственном положении ленинградцев. Здесь и родилась идея отправки хлеба в блокадный Ленинград, которая быстро разнеслась по селам Партизанского края и поддержана всем населением.
Отсюда партизанские радисты передали в Смольный зашифрованную радиограмму: « Партизаны и жители края решили послать через фронт продукты жителям осажденного Ленинграда….»
Колхозники артели «Красная Железница» собирали продукты для Ленинграда и подписывали письмо в Москву и Ленинград. Руководили этой работой председатель колхоза Григорьев А.Г. и председатель Малышевского сельсовета Савельев П. В. [1, c.248 ]
Петербуржец Петр РЫЖОВ, профессор, кандидат технических наук, в ту пору был шестилетним мальчишкой.
— Мы с мамой были беженцами, — рассказывает он. — В Железницу нас вывезли партизаны, поскольку мы как семья офицера могли попасть в немецкий фильтрационный лагерь. Конечно, у нас не было ничего, мы сами кормились тем, что нам могли дать местные жители. Но для обоза собирали не только еду, но и деньги, ценности. Когда пришли к нам, мама сняла сережки. Их взяли, записали в тетрадочку, и ушли, сказав спасибо.
Люди отдавали хлеб, резали скот и, возможно, самих себя обрекали на недоедание. Но поддержать обоз считал своим долгом каждый. Хотя это было сопряжено не только с риском крепко затянуть пояса. Фашистам от лазутчиков и предателей стало известно про подготовку обоза. Например, деревню Ломовка, едва там успели провести сбор средств, немецкая авиация стерла с лица земли. Были случаи, когда каратели убивали мирных жителей, узнав об их участии в организации обоза.
Серьезную опасность представляли собой подписи под письмом в ЦК ВКП(б), в котором рассказывалось о том, что партизанский край живет и сражается. «Наш край стал единым боевым лагерем, где каждый человек всеми силами возненавидел врага, горячо любит Родину и готов на любые подвиги ради нашего общего дела». Подписей набралось 13 тетрадей. Попади они в руки немцев, неминуемо стали бы расстрельными списками.
Весенний сев колхозники провели по – военному. Партизанская газета «Коммуна» №13 от 14 июня 1942 года писала: «В трудных условиях проводили колхозники сев. Члены артели «Ж» («Железница») засевали свои поля только по ночам. Были случаи, когда колхозники в весенний разлив переплывали реку, ползком добирались до непаханого поля и под огнем противника тащили на себе колхозный инвентарь. Поле засеяли семенами, выхваченными из-под носа немцев».
Колхозницы артели, как и все в крае, жили и работали под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы».
В конце 1942 года, во время 4-ой карательной экспедиции против Партизанского края, в ходе боев Железница была уничтожена. Немцы обстреливали деревню неоднократно. Минометами вышибали бревна из стен, горящие бревна катились до самой реки. Тогда же они вырубили парк, сожгли больницу, жгли непокоренную территорию с воздуха, утюжили танками, в неистовой злобе смели с лица земли ненавистную им «партизанскую» деревню, всю, до последнего колышка. [6,с.183 ]
Но так и не сумели до конца взять под свою власть «незамеренную» Железницу.
Жители деревни в единении с партизанами выстояли в суровых испытаниях, выпавших на их долю, и победили. После войны заново выстроили магазин, больницу, клуб, несколько домов, но люди не прижились, так как началось в районе укрупнение колхозов, и центральная усадьба нового объединенного колхоза обустроилась в деревне Чернецово. Кроме этого, затянулось восстановление дороги и моста через реку Шелонь. Все это создавало неудобства, и люди переехали. Сейчас на месте деревни уже не найти следов былого жилья.
Названия многих погибших деревень безвозвратно утрачены. Но не была забыта деревня Железница. В память о партизанском крае в 1966 году на месте деревни Железница установлен памятник, словно пирамида, выложенная из камня, и увенчанная пятиконечной звездой. Камни для памятника собраны из фундаментов поселковых разрушенных домов. Замшелые валуны – символизируют могучую силу непокоренного народа. Он как бы открывает вход на территорию бывшего Партизанского края. В камне вырезаны пронзительные строки песни, сложенной в Партизанском крае: «Скорей умрем, чем встанем на колени, но победим скорее, чем умрем!».
Памятник уникальный, живой, вечный и бессмертный. Ежегодно 1 августа, в годовщину организации партизанского штаба 2-ой ЛПБ, здесь собираются ветераны войны, школьники, чтобы отдать дань уважения тем, кто приближал великую Победу, защищая Ленинград. (Рис.9)
3. КОЛОКОЛА ПАМЯТИ
Шестьдесят восемь лет прошло с момента окончания Великой Отечественной войны. С каждым годом очевидцев и участников ее становится все меньше и меньше. Однако, во многих российских семьях продолжает жить память о горьких страницах прошлого нашей Родины. Война коснулась и моей семьи.
Мой прадедушка, Матюшов Иван Сергеевич, ушел добровольцем на фронт, прибавив к своему возрасту 2 года. С боями дошел до Вены в составе 65-ой мотострелковой дивизии. Дважды был ранен. Награжден Орденом Славы 2-ой степени, медалями за взятие Варшавы, Будапешта и Вены.
Давайте сравним разные поколения. Материально, естественно, сейчас живут лучше, хотя и не все, но что говорить о моральных качествах. А в то военное время? До войны голод, лишения, репрессии, коллективизация. От этого страдали больше всего дети. Затем чудовищная война! И в эту нечеловечески тяжелую жизнь включились дети: шли в партизаны, помогали подпольщикам, в тылу работали наравне со взрослыми на военных заводах. Выстояли!! Верили в то, что жить будем лучше, укрепляя дружбу народов Советского Союза, жить со всем советским народом, а не каждый сам за себя. Сейчас один принцип: «Кто успел, тот и съел!», «Не пойман – не вор». Кем станут эти дети когда вырастут? Можно ли верить, что они построят честное, справедливое общество? Хочется верить, что да.
Я слышу разрывы снарядов,
Я вижу военные сны,
Со мною те мальчики рядом,
Что к нам не вернулись с войны.
На протяжении веков,- сказал Святейший Патриарх Алексий II,- подвиг считался высшим проявлением любви к Отечеству. Эта вечная истина выражена в евангельских словах Христа Спасителя: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. [11]
Мечтаю, чтоб мои ровесники жили с этой истиной в сердце. (Пр. 10).
27 января 2014 года в нашем Петербурге, как и морозным вечером 27 января 1944 года в Ленинграде, гремел салют Победы. Ленинградцы в этот день снова радовались, ликовали, плакали, обнимались. И отсвет того беспредельного счастья, гордость за непокоренный Ленинград живет и в наших благодарных сердцах.
Список литературы
10. Эрен-Прайс Б.И. Дни боевых тревог: записи партизана. – Л.: Лениздат, 1985. – 150 с., ил.
11. Завещание Патриарха. http://www.specnaz.ru/article/?1373
Агния Барто. Сережа учит уроки
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
А теперь — мультфильм
Под парусами
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши