Эта творческая работа была представлена на VII Лихачёвских чтениях в рамках конкурса "Воспитание как привычка" и заняла 1 место. Автор эссе выступила на конференции с защитой своей работы.
Вложение | Размер |
---|---|
razve_nelzya_sdelat.docx | 17.16 КБ |
«Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал …»:
урок толерантности в произведении А.И. Приставкина
«Ночевала тучка золотая»
ЭССЕ
Я думал: "Жалкий человек.
Чего он хочет"...
Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?"
М.Ю. Лермонтов «Валерик»
«В жизни каждого человека есть время, которое самым существенным образом повлияло на его формирование, потрясло его душу. Для меня таким временем была война. Тяжелая судьба и нелегкая жизнь играет главную роль в судьбе писателя. Военная детдомовская тема не давала покоя, как осколок, засевший у сердца...» [1]
Анатолий Приставкин, написав свою повесть «Ночевала тучка золотая», высказал своё выстраданное, наболевшее, поделился своими воспоминаниями. Детская память о войне, не умирающая уже в нескольких поколениях боль.
Словосочетание «беспризорное дитя» определяет общественный статус, образ жизни и судьбу главных героев повести – Кузьмёнышей. Правда, в центре повествования оказывается не одно дитя, а нераздельное органическое единство двоих братьев Кольки и Сашки Кузьменых. Принципиальная значимость братства как формы и способа человеческого существования получает сюжетное подтверждение: когда один из братьев-близнецов погибает, второй выживает только благодаря тому, что рядом с ним появляется новый, такой же неразлучный и преданный брат. Приставкин говорит о неразлучности близких людей, поднимает вопрос одиночества. После смерти Сашки одиночество сомкнулось вокруг него железным кольцом, когда он не только умом, но и всем своим измученным естеством осознал, что он теперь один, жизнь потеряла для него смысл: для себя сил у него не было. И, свернувшись клубочком на грязном полу колонии, он лёг умирать. К жизни его вернул Алхузур, он стал ему братом.
Социально-бытовые обстоятельства жизни героев повести можно определить одним словом: страшные. Автор ярко описывает жизнь детдомовцев с её редкими и скудными удачами, когда сбывается мечта «извечная, голодного шакала о жертве». Взрослые равнодушно обрекают детей на голод, что тогда детям делать? В данном случае воровство не является преступлением, оно оправдано. Нельзя без сочувствия следить за той поистине героической борьбой за выживание, которую ведут два близнеца.
Детдомовцы, колонисты, беспризорники – таков их общественный официальный статус. В переводе на обиходный, в том числе на собственный язык – «урки», «шакалы», «шпана», «блатяги», «дикая орда». Они переселились на Кавказ и теперь стали чужаками. В ту пору с Северного Кавказа изгоняли в вечную ссылку целые народы. Коренные жители отчаянно цеплялись за дедовскую землю, за отчий край. Солдаты выполняли приказ, уверенные, что наказывают врагов Родины. И в этом братоубийственном безумии закрутило и детей из Подмосковья. Звучали выстрелы, гибли люди, гибли дети…
Сцену, написанную А. Приставкиным, не часто встретишь в нашей литературе. Колька своими глазами увидел, какую смерть принял его брат. От увиденного помутился рассудок. Но поддастся ли мальчик озверению или сохранит сердце? Жестокость нередко рождает ответное чувство мести. Где конец зловещей цепи, в которой всегда кто-то заинтересован, кому-то она на руку?..
Когда Колька везет на тележке мертвого брата с выклеванными вороной глазами, он будто действует по инерции, осуществляет прежний их план удрать с гибельного Кавказа. Сашка для него еще живой, и он хочет, чтоб тому было удобно в тележке, а в собачнике, железном ящике под вагоном, не было холодно. Но его сбивчивые мысли уже шли дальше, он пытался понять, почему убили Сашку. Недоумения в этих мыслях больше, чем гнева. Колька вел воображаемый разговор с убийцей: «Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так мы и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь, видишь, как выходит… Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют… А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты – погибнете. А разве не лучше было бы, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили?... » [2, с. 240-241]
Одиннадцатилетний Колька несмотря на пережитый ужас не озверел, а пытался понять, почему чеченцы убили его брата.
«Новый Сашка» появляется взамен мертвого, его зовут Алхузур – это чеченец, сверстник Кольки. Такой же одинокий, неприкаянный сын войны, лишившей его крыши и родителей. В придачу – права жить в родимом краю. Они сближаются, когда заболевший Колька в бреду зовет брата, а над ним склоняется Алхузур, на ломаном русском языке уверяя: «Я, я Саск … Хоти, даэк зыви … Буду Саск …». [2, с. 252]
Заботой, смелостью, готовностью делить любые опасности Алхузур доказывает свое право стать Колькиным братом, называться Кузьменышем.
Дети войны оказались мудрее взрослых, щедрее душой, дальновиднее.
Автор «Тучки» глубоко убеждён в том, что дети всегда и неизменно добрее и интернациональное, чем взрослые.
Прошли годы, но пламя межнациональной вражды не погасло, оно тлеет и в любую минуту может вспыхнуть с новой силой. И до сих пор нет ответа на наивный детский вопрос героя повести: «Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые (…) ?».
Эти слова звучат как предупреждение всем нам, ныне живущим.
Только память о трагических ошибках прошлого может спасти нас от повторения их в настоящем и будущем.
Список источников и литературы:
1. Белоусенко А. Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008) [Электронный ресурс] /Белоусенко А. – Режим доступа: http://www.belousenko.com/wr_Pristavkin.htm
2. Приставкин А.И. Ночевала тучка золотая: повесть/ А.И. Приставкин. – М.: Астрель, 2008. – 287 с. – (Любимое чтение)
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Рисуем подснежники гуашью
Плавает ли канцелярская скрепка?
Сказка на ночь про Снеговика