Данный материал - исследовательская работа по литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_publikatsii.doc | 103.5 КБ |
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.
Введение
Есть много родов образования и развития,
и каждое из них важно само по себе, но
всех выше должно стоять образование
нравстенное.
В.Г.Белинский
Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается прежде всего в слове.
«Через родное слово,- отмечал педагог К.Ушинский,- отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей" национальной культуры.
Веками миллионы талантливых безымянных людей в бесконечной цепи поколений трудились над переработкой словесного "сырья", пропуская его через фильтры таланта, ума, вкуса, практического применения. Знание родного языка, умение пользоваться его "золотым" фондом - пословицами и поговорками, обогащение словарного запаса, обращение к лучшей классической и современной русской литературе укрепляют души детей, помогают противостоять духовному тлену, нравственному распаду.
Замечательно сказал Н.М. Карамзин : «Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но… всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим". Много позже другой талантливый русский писатель А.И. Куприн утверждал: "Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной потребностью".
Такая необходимость сегодня является очевидной. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит там, куда раньше вход ему был " строго воспрещен". Речевой цинизм стал модным. Снижается духовность речи, растет количество словозаменителей, пустоцветов, идет вульгаризация языка. Наши дети "в совершенстве" овладели ненормативной лексикой. Зачастую не умеют правильно формировать свои мысли, их словарный запас невелик.
"Без воспитания любви к русскому языку, к великой отечественной литературе не возродиться русский народ, не утвердится ни подлинная свобода, ни согласие, ни мир и любовь среди наших людей", - отмечал главный редактор журнала " Роман - газета 21 век" В. Ганичев. С ним невозможно не согласиться.
В последнее десятилетие произошло снижение воспитательной роли школьного образования, и причины тому разные. Стремление государства деидеологизировать школу не только ослабило ее позиции как общественного института, но и обернулось деидеализацией содержания образования. Провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей не избежало педагогической разноречивости в их аксиологическом обосновании, а обновление понятийно-терминологического аппарата педагогики не обошлось без издержек, основной из которых стало размывание содержания понятия воспитания. Гуманистическая идея свободного развития личности начала подменяться установкой на спонтанное воспроизводство человеческой природы. Несмотря на то, что в
условиях сужения внеучебной сферы воспитательной работы значение образования как фактора становления ценностных ориентации личности объективно возросло, принцип воспитывающего обучения значительно утратил свои позиции.
Проявления духовного кризиса в обществе возвращают понимание того, что "образование без воспитания - дело ложное" (И.Ильин). Выстраивание гуманистической парадигмы в педагогике освобождается от крайностей индивидоцентристской позиции и все более связывается с гармонизацией интересов личности и общества, культурологическим подходом к воспитанию и признанием менталеобразующей функции образования. В этой связи актуализируется задача ориентации учащихся на традиционные духовные ценности, заостряется вопрос о соотношении в педагогических устремлениях общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей, особенно в отношении "образа" школы в регионах русского этноса.
В поиске соответствующих решений не уделяется необходимого внимания начальному звену школы. Между тем уже в младшем школьном возрасте, "золотой поре" (В.В.Зеньковский) духовно-личностного становления, обнаруживаются симптомы меркантилизации ценностной сферы развивающейся личности ребенка в связи с проявлениями негативной национально-культурной самоидентификации.
Решению воспитательных задач препятствует недостаточная связь обновляющейся теории воспитания с теорией образования и дидактикой. Проблема имеет непосредственное отношение к предметным методикам, поскольку ценностно-ориентирующая функция образования реализуется на основе обладающих спецификой воспитательного потенциала учебных дисциплин.
В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой системы ценностей привели к упадку духовной культуры молодёжи.
Современный учитель-словесник работает в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Всё исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык.
Русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает. Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в СМИ и политической жизни общества, но и в жизни учебных заведений.
В связи с этим необходимо уделять особое место предметам гуманитарного цикла, в частности, русскому языку и литературе, которые являются одним из наиболее важных предметов с точки зрения воспитательных возможностей. Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».
След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду». Молодость всему открыта, она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнешь потом.
К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.
Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.
Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.
Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.
Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать.
Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт, « обязана трудиться и день и ночь».
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях православно-христианские добродетели.
При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.
Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.
Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба»- «товарищество» - «приятельские отношения».
Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.
На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.
Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:
Честность нечестность
Правдивость лживость
Искренность неискренность
5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и
различие.
6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.
7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их
значениях?
Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность
Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,
необыкновенная жадность, жадность к деньгам.
Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность.
Богатому жадность не дает покоя.
После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение- миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».
Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их
личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Например, при изучении темы «Признаки глагола у причастий» в 7 классе провожу выборочный диктант по тексту:
«Сколько стоит хлеб? Копейки? Рязанскому жителю Анатолию Мерзлову, спасшему от огня хлебные поля, он стоил жизни. Широко известны имена школьников, пренебрегающих опасностью и вступавших в борьбу за хлеб со стихией. Пал на обуглившейся ниве калининский школьник Гена Воронов. Газета, рассказывавшая о делах ребят, писала об отважном поступке школьника из Смоленской области Васи Богомолова, поднявшем на борьбу с
огнем за хлеб все село. Нет ничего горше и обиднее, чем боль, нанесенная хлебу. Нельзя уважать человека, не ценящего хлеб. К каждому колоску, подобранному в поле, к булке в школьной столовой должно быть бережное отношение».
Сначала этот текст читаю, затем провожу беседу:
1. Определите тему текста, главную мысль.
2. Озаглавьте текст.
3. Почему мы должны бережно относиться к хлебу? Что значит «относиться бережно к хлебу»?
4. Как достается хлеб вашим родителям, работающим на полях, выращивающим его?
5. Всегда ли бережно вы относитесь к хлебу?
Затем уже учащиеся должны выбрать в этом тексте словосочетания с причастиями.
При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 6 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:
1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет.
Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.
При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Задание к этому тексту:
1. Определите тему и идею текста.
2. Определите стиль речи.
3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.
Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на
чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.
Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Я предлагаю учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия. Например, на уроке изучения правописания -тся и -ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного» и так далее.
На повторительно-обобщающих уроках использую прием «Лови
ошибку»: даю возможность детям поработать с тестовыми заданиями, в которых намеренно допускаю ошибку. Во время ее поиска школьники могут рассуждать вслух, побуждая тем самым друг друга к поиску правильного решения.
Велика роль и литературы. Литература всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
В одном из интервью на вопросы корреспондента: «Что значит для Вас «хорошее сердце и правильная душа»? С этим рождаются или воспитываются? Что здесь могут сделать семья, школа, учитель литературы?»- писатель Валентин Распутин ответил: «Почему говорят: хороший человек? Человек доброго, отзывчивого, сострадательного, любящего сердца, живущий не для себя одного. Мы не всегда в состоянии
различить, где функция сердца (не органа, перекачивающего кровь, а теплового источника, внутреннего «солнца») и где душа – ведь то же самое приложимо и к ней: добрая, сострадательная, любящая душа тоже источник тепла.
В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева и дальше до Евг. Носова и Белова. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить.
Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и
воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Руководствуюсь словами педагога С. И. Гессена, который отметил, что «только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое
место в общечеловеческой культуре». Именно этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета.
Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.
Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам:
Русские сказки (побеждает добро в конце)
Былины. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».
ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА (см. программа 7 класс). Вот некоторые высказывания:
- ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;
- лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.
Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах молодому поколению.
«Домострой» 16 век – краеугольное сочинение эпохи формирования русской нации. Книга эта наставляла хранить свою веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения к святыням и ГЛАВНОЕ –
учила, как нести эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом.
Достаточно перечислить только название глав и сразу станет ясно, какой национальный памятник был запрещен в 1918 году:
- похвала женам;
- как детей растить;
- как детям отца и мать любить. и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем
- как дом содержать; даже как щи готовить и т.д. Всего 17 глав.
Идея духовного развития человека должна быть в основе воспитания.
Мы не постигли многих законов развития общества, но ряд закономерностей прослеживается на протяжении тысячелетий. Все доброе, гуманное прививается человечеству через борьбу со злом, агрессивностью, жестокостью.
5. Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна. ЕЁ высшее назначение по Пушкину - бессмертие. Идея бессмертия души:
« ..душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья…»
Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспитанию. Роман «Евгений Онегин». Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.).
« Но я другому отдана, я буду век ему верна», - говорит любимая героиня Пушкина. Даем правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е.Онегина после замужества?
М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова…» выставил героем удалого купца Степана Парамоновича, который защищает честь жены, свою честь, честь семьи ценой жизни. Нарушил семейную святыню Кирибеевич– басурманский сын (обращаем внимание на нерусскую фамилию).
Эту же тему продолжает Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба»
-Так предать, предать веру,- говорит старый Тарас своему сыну Андрею.
Тема семейных отношений нашла отражение в творчестве Толстого, Тургенева, Гончарова, Шолохова и т.д. Семья, где нет духовности, – распадается. А сейчас – пропаганда свободной любви.
Прекрасны в русской литературе женские образы. Тургеневские девушки – мечта многих мужчин и сейчас.
Сами писатели являются образцами высокой культуры, интеллекта, нравственности, гражданственности, духовной культуры. Большое внимание сейчас в программе уделяется личности писателя, его духовным поискам.
Пример: И.С.Тургенев «Порог».
Это образец самоотверженности, высокой нравственности, духовности, гражданственности, человеческого подвига. Порог – это нижняя часть дверного проема ( в сокращении).
«.. Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью – угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка. Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла; вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный голос.
- О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?
- ЗНАЮ.
- Холод, голод, ненависть, насмешки, презрение, обида.
- ЗНАЮ. Я готова, я перенесу все.
- Готова ли ты на жертву?
- ДА. И все-таки я хочу войти.
-Войди!
Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.
- ДУРА! – проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! Пронеслось оттуда в ответ.
Опыт современного прочтения: современные ученики не понимают смысл самопожертвования, совершенно другие нравственные ценности.
Силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарованном страннике», у А.Толстого в «Русском характере», у М.Шолохова в «Судьбе человека» и т.д.
- Ведь ты русский! Русский человек со всем справится!
- Тоска по Родине в плену.
- Сила русского духа, вера, духовная красота.
А.П.Чехов. Рассказ « Припадок».
Главный герой – Васильев, закончил естественный факультет, учится на юридическом. Кто-то из писателей сказал однажды про Васильева, что он талантливый человек. Есть таланты писательские, сценические, художнические. У него же особый талант - человеческий. Он обладает тонким, великолепным чутьем к боли вообще. Как хороший актер отражает в себе движения и голос, так Васильев умеет отражать в своей душе чужую боль. Увидев слезы, он плачет, около больного он сам становится больным и
стонет; если видит насилие, то ему кажется, что насилие совершается над ним, он трусит, как мальчик, и, струсив, бежит на помощь…
Героя не понимают, объявляют сумасшедшим… Он не может успокоиться, увидев однажды жизнь падших женщин.
То, что Чехов назвал талантом человеческим, и является основой нашей учительской профессии – понимание человека.
Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить детям.
Весьма ценны литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят школьников к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
Но не все при этом бывает легко и просто. Хочется поделиться одним примером из опыта работы. Нынешние мои восьмиклассники, когда были в 6 классе и читали рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», искренне говорили о том, что главный герой, обманувший бабушку, был не прав, что так поступать нельзя, даже если очень хочется что-то получить. В 7 классе они сопереживали вместе с автором, когда читали рассказ Ф.Абрамова «О чем плачут лошади», им было искренне жаль собачку из произведения Л.Андреева «Кусака».
А в 8 классе совсем иного мнения при чтении рассказа Л.Н.Толстого
«После бала, которое условно можно разделить на две части: «На балу», где главный герой, полковник, очень вежлив, учтив, благороден со всеми,
вызывает симпатию не только у рассказчика, но и у читателей, и «После бала», где описывается наказание татарина прохождением сквозь строй солдат, которым руководит тот же полковник. Меня поразил тот факт, что
при анализе образа полковника во второй части ученики говорят, что в этом эпизоде главный герой показан хорошим военным, добросовестно исполняющим свой долг. Я пытаюсь навести их на правильное понимание текста, говорю, что это жестоко избивать человека. А они отвечают, что это армия, там так положено, если заслужил - получи серьезное наказание. Думаю, куда делась жалостливость детей, их сопереживание, почему они так рассуждают. Я долго потом размышляла над такими ответами, пытаясь понять причину. А причина, видимо, в том, что эти дети родились и выросли уже в постперестроечное время. Это новое поколение, которое воспитывалось не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира. А нынешние подростки постоянно слышат о беспределе в армии, их родители часто говорят о том, как бы освободить своего сына от нее, а то там будут бить его, издеваться над ним. А дети воспринимают эту жестокость как норму для армии. Поэтому они говорят, что полковник всего лишь добросовестно выполняет долг военного начальника, он же не просто бьет человека, а наказывает его.
Конечно, я постаралась подвести учеников все же к адекватному восприятию текста, т.е. к правильному пониманию авторской позиции, к тому, что полковник на самом деле жестокий человек, а в первой части на нем была лишь маска великодушия. Но что же получается – я учу одному, а общество учит другому. Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической
пустоты.
На уроках русского языка все учителя-словесники обращают внимание на культуру речи, мы проводим внеклассные мероприятия на эту тему,
предметные недели, занимательные беседы, учим любить родной язык, раскрываем его красоту, призываем беречь его. И на занятиях дети с нами соглашаются, даже иногда очень интересно высказываются по этому поводу. А после занятий они общаются друг с другом СМСками или в «аське», искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы понимаем, что остановить это не можем, это - технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение. Вот еще одна проблема, возможно ли совместить общение через Интернет и сохранение норм речи.
Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самим учиться вместе с ними, показывать пример. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.
Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая все - таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А может, они меня учат.
Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все воспитательные возможности русского языка, то эффект от таких занятий значительно повысится. И русский язык не только сыграет большую роль в поднятии грамотности и развития речи, но и окажет огромную помощь в формировании морально-нравственного облика личности учащегося.
От развития речи зависит общее развитие ребенка. Мир еще слишком далёк от успокоенности (в этом мы убеждаемся каждый день). Без растревоженности души и успокоенности сердца нет настоящей человеческой жизни. Без растревоженности души теряют смысл уроки литературы вообще. Именно здесь уместно замечательное стихотворение нашей современной поэтессы Бельгалис Галины Алексеевны :
Говори красивые слова,
Чтобы губы стали еще слаще,
Чтоб от счастья кругом голова,
Чтоб хотелось видеть тебя чаще.
Хлебом ты с голодным поделись —
То души надежная подкова,
На людскую глупость ты не злись,
Ведь духовность — красоты основа.
Чтобы волос шелком отливал —
Прядями малыш пускай играет.
Боль других ты сердцем принимай —
Душу равнодушье обижает.
Человек нуждается в тепле —
Даже вещь оставленная плачет…
Души тонут лишь в холодном зле —
И судьбу оно переиначит.
Мы, старея, вдруг осознаем —
Две руки от Бога мы имеем:
Ближнему одной мы отдаем,
А другой — себя всю жизнь жалеем.
Красота в глазах отражена —
Значит, есть любовь в твоем сердечке,
Значит, эта дверь отворена,
И тепло струится, как из печки.
Легче станут к старости шаги,
Только тверже будут убежденья…
И прошепчешь внуку: “Сбереги
Ты в душе своей любви волненья.
Близких ты заботой напои,
Поднимайся без оглядки к звездам,
Чтобы пели в сердце соловьи,
И свивала чтоб удача гнезда.
Будь красивым с детства, и тогда
Красота души богатством станет…
К нам приходит в дом тогда беда,
Коль душа легко и смело ранит”.
Данное стихотворение глубоко проникло в мою душу, и я обязательно буду использовать его на своих уроках. Сколько теплоты, любви в нём!
Вот почему, по словам Д. Гранина, «одна из великих задач литературы – бередить совесть, пробуждать чувство вины».
И это особенно важно сегодня, когда повсеместным стало стремление найти виновных вокруг себя и не спрашивать с самого себя. В руках учителя – будущее народа…
Забудь покой, забудь уют,
К чертям отошли усталость.
Ты выбрал в жизни трудный путь
И на судьбу не жалуйся…
Скорее в жизнь смелей внедряй
Ты школьную реформу,
Чтобы быстрей поставить все
На новую платформу.
Пусть недосуг тебе порой
Сходить в кино с сынишкой
И не дочитана ему
Обещанная книжка.
Но счастлив ты, что день прожил
Сегодня не напрасно.
Ты дать урок сумел на «5»
В самом трудном классе.
Полсотни глаз зажечь сумел
Ты на своем уроке.
Десятки душ увлечь сумел
Сегодня на уроке.
Ты добрый след оставил
В сердцах своих детей.
И жизнь пройдет недаром,
И это всех важней.
Заключение.
Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».
Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.
Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.
Литература
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
Ласточка. Корейская народная сказка
Если хочется пить...
Два морехода
Невидимое письмо
Именинный пирог