Данный материал - работа учащегося 11 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_literature.docx | 33.37 КБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
« БЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АРЕФЬЕВА СЕРГЕЯ АНАТОЛЬЕВИЧА»
Исследовательская работа
по литературе
«Образ царя
в русской литературе».
Работу выполнил
учащийся 11 класса
Сосницкий Александр.
Руководители:
Сосницкая Л.М., Решетняк Н.Ю.
2013-2014 учебный год.
В галерее вечных образов русской литературы рядом с "маленьким человеком" с безвольной улыбкой на лице, Печориным , "тургеневскими девушками" читатель различит еще одну, несколько неожиданную фигуру. Облачен этот герой если не в парчу, бархат и горностаевую мантию, то в гвардейский мундир, лицо у него холеное, взгляд повелительный. Головной убор может быть различным, но чаще всего это шапка Мономаха, или усыпанная бриллиантами императорская корона. Царь-батюшка…
Образ царя-батюшки в русской литературе неоднозначен, многогранен. Литературные портреты монархов присутствуют в поэзии, прозе и драматургии практически всех русских классиков от М. В. Ломоносова до Л. Н. Толстого. Каждый из писателей по-своему запечатлел самодержца: одни возносили хвалу государю, а другие видели деспота, хладнокровно взирающего на муки своего народа.
Нам, живущим в 21 веке, сложно разобраться в многообразии взглядов на образы монархов ушедших эпох. Кто же он: божий помазанник, заступник сирых, отец народа или жестокий тиран, имя которого вызывает гнев и слёзы? Анализируя произведения русских писателей разных эпох, мы пришли к выводу, что в адрес монарших особ чаще всего звучали хвалебные речи. Свои предположения попытаемся доказать, используя поэзию 17-20 века.
В 17 веке с усилением внимания литературы к светской жизни первыми героическими образами поэзии стали образы. Первым поэтом, создавшим образ царя-героя, является Симеон Полоцкий. Он поправу считается первым придворным поэтом, создателем панегерических торжественных стихов, ставших праобразом хвалебной оды. В центре панегирических виршей стоит образ просвещённого монарха, который является олицетворением и символом Российской державы, живым воплощением её политического могущества и славы.
В 1656 году Симеон повстречал московского царя Алексея Михайловича, посетившего Полоцк в связи с началом русско–шведской войны, и приветствовал государя написанными к этому случаю стихами.
Здравствуй, надежда России, здравствуй, могучий победитель!
Алексей, здравствуй, слава, выше неба известная,
Которого ревность за веру влечет потрясать мечом
И, презирая жизнь, испытывать тяготы военные.
Совсем не потому, что оружие - твое призвание, но ради пользы Христовой.
Сию пользу извлекаешь ты, преисполняя небеса животворные.
Ты загоняешь в Христову овчарню заблудших овец,
Принимая их, между тем как глотки гидры умирают во веки веков.
Ты заботишься о неба грядущих посланцах, и как само
Солнце после звезд, так ты после твоих полков, цезарь,
Счастлив своими войсками, придавая твои трофеи к исчисленным тобою триумфам,
Вслед блещущим звездам сплетая венки, которые выше созвездий).
Незадолго до своей смерти, в 1678 г., Симеон все свои стихи, «в различная лета и времена сложенныя», объединил в два обширных сборника — «Рифмологион» и «Вертоград Многоцветный». Оба сборника представляют первостепенный интерес для характеристики Симеона Полоцкого как поэта (ненапечатанные при жизни автора, они так и не изданы полностью до сих пор).
В состав первого сборника вошли стихотворения, написанные Симеоном Полоцким «на случай», по поводу различных событий из жизни преимущественно царской семьи и приближенных ко двору лиц — «Приветство» царю Алексею Михайловичу «о вселении его благополучном в дом, велиим иждивением, предивною хитростию, пречудною красотою, в селе Коломенском новосозданный», «Ко государю царю приветство по новом браце».
Перед вами отрывок из стихотворения Симеона Полоцкого, написанного по случаю вселения царя Алексея Михайловича в новый дворец в Коломенском.
Видя в дом новый ваше вселение,
В дом, иже миру есть удивление,
В дом зело красный, прехитро созданный,
Честности царской лепо сготованный.
Красоту его можно есть равняти
Соломоновой прекрасной полате...
А злато везде пресветло блистает,
Царский дом быти лепота являет.
Написания егда возглядаю,
Много историй чудных познаваю...
Окна, яко звезд лик в небе сияет,
Драгая слюдва, что сребро, блистает.
Множество жилищ, градови равнится, -
Все же прекрасны, - кто не удивится!..
Единым словом, дом есть совершенный,
Царю велику достойно строенный;
По царской чести и дом зело честный,
Несть лучше его, разве дом небесный.
Седмь дивных вещей древний мир читаше,
Осьмый див сей дом время имат наше.
Особый интерес вызывает стихотворение «Орел Российский», которое было поднесено Симеоном царю Алексею Михайловичу и сыну его великому князю Алексею Алексеевичу в день нового года 1 сентября 1667 г., когда царевич был объявлен наследником престола. Подносный экземпляр «Орла» сохранился; он представляет собой книгу in quarto в переплете, оклеенном шелковой материей малинового цвета, писанную четким полууставом со многими раскрашенными рисунками.
«Орел Российский» — сложное литературное произведение. Начинается «Орел» двумя посвящениями царю и царевичу, за ними следует похвальное слово, в котором автор уподобляет царя Алексея Михайловича, освободителя «от рук иноверных» Малой и Белой России, — солнцу, лучами своими освещающему весь мир и изливающему на всех милости. За ним — второе похвальное слово - одно из наиболее эффектных мест «Орла Российского».
Пресветлый Орле Российския страны,
честнокаменным венцем увенчаны,
Орле преславный, высоко парящий
славою Орлы вся превосходящий.
Вскую превыше облак водородных
париши крилы перий словоплодных?
Что в пространстве воздуха велика
суть стремления тобою толика?
Яко исполнь есть весь Орызонт славы
всемирных концев от твоея главы.
Глава та небес самых достизает,
простертость крилу вес мир окривает.
Ногама скиптри царьския держиши
в море, на земли властелно стоиши...
Подобно солнцу, «во Российском небе» сияет царь Алексей Михайлович и «пресветло» освещает весь мир лучами своих «доброт». Пресветлое имя его «чудне» славится в самых отдаленных странах,
Далее в стихотворении следует изображение солнца, которое испускает сорок восемь лучей, в каждый луч вписана одна из присущих царю Алексею Михайловичу добродетелей: «правдолюбие», «правосудство», «щедродаяние», «словопостоянство», «добронравие», «уветливость» и т. п.
...В благочестии есть ли добль веры? Без меры.
Заповедей господних любитель? Хранитель...
...О смиренных како он умствует? Чествует.
Премудрости есть ли он искатель? Стяжатель...
Литературное значение этого панегирика Симеона Полоцкого и других его панегирических стихотворений, не подлежит сомнению. В истории русской поэзии они положили начало традиции, следы которой отчетливо заметны даже у поэтов-одописцев второй половины XVIII в. Не избежал воздействия этой традиции даже такой мастер, как М. В. Ломоносов. Многие из его поэтических гипербол — сравнение России с небом, царя с орлом или солнцем — восходят именно к той поэтической фразеологии, основоположником которой в русской «хвалебной», панегирической поэзии был Симеон Полоцкий.
18 век… Эпоха выдающегося учёного, языковеда и поэта М.В. Ломоносова. Творчество гения многогранно, но особый интерес вызывают оды, посвященные императрице Елизавете Петровне. Обращаясь к императрице, Ломоносов славит её как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами.
Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв облобызала:
Мне полно тех побед, сказала,
Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток.
Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены1
Петровы возвышали стены
До звезд плескание и клик!
Когда ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
Доброт твоих прекрасный лик!
Кратко упомянув о царствовании Екатерины Первой, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в которой ему хотелось бы видеть достойную дочь отца, покровительницу науки и искусства.
Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки3,
К сему монарху говоря:
"Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды".
Монарх к себе их призывает,
Уже Россия ожидает
Полезны видеть их труды.
Не менее интересен образ монарха в поэзии В.А. Жуковского. В. А. Жуковский известен и как поэт, и как переводчик. В период с 1802 по 1807 г. Жуковский занимался переводами: он переводил индийский и арабский эпос, стихи немецких поэтов. В это же время поэт пробовал писать военно-патриотические гимны. Пожалуй, самый знаменитый гимн, написанный Жуковским, —«Боже, царя храни». Этот гимн был гимном России с 1833 по 1917 г.
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам;
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
Текст гимна связан и с празднованием победы над Наполеоном в войне 1812 г. Благодаря тому что Россия смогла победить Наполеона, Жуковский смог такие характеристики, как гуманность, великодушие, перевести в разряд постоянных характеристик русского самодержца. Поэт называет царя «славный», «хранитель», «смиритель», «утешитель».
Таким образом, гимн, написанный Жуковским, относился ко времени «славы и восторга», а народ испытывал не только чувство гордости от своей победы, но и любовь к царю.
Век 19… Золотой век русской литературы, век блистательной поэзии А.С. Пушкина. Великий писатель не мог не отразить в своих произведениях образ российского государя. Особое внимание поэт уделяет образу Петра Первого.
Ясность и величие образа Петра, который Пушкин создает в «Полтаве», проясняет и логику наших размышлений о том, кто и почему остается в истории и памяти народной.
Если выбирать главное в характеристике образа Петра, обращаем внимание на то, как автор рисует его портрет: «Его глаза стают. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен», «как Божия гроза», «могущ и радостен, как бой». Короткие отрывочные предложения, обилие кратких прилагательных подчеркивают стремительность, дерзость, величие образа. В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все действия Петра устремлены только на победу. Вдохновенное, сияющее предчувствием победы лицо Петра можно сравнить только с ужасной, но несущей очищение и потому прекрасной грозой.
Петр, «толпой любимцев окруженный», появляется как былинный герой, богатырь:
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могучим седоком.
Царь вызывает у войска восторг и воодушевляет его на подвиг: «...Далече грянуло ура: полки увидели Петра». Ликованием встречает поэт приближение победы: «Ура! мы ломим; гнутся шведы!» Местоимение «мы» вызвано живым участием, переживанием происходящего и включает не только автора, но и читателя в переживание происходящего, наполняет сердце всякого истинно русского человека чувством гордости за храбрость русского войска и гений Петра. Пушкин не только рисует Петра как бесстрашного полководца, мощного властелина, но и показывает его благородство, великодушие. Великодушный — щедрый, умеющий прощать, умеющий воздать должное сильному сопернику, не помнящий зла: «В шатре своем он угощает / Своих вождей, вождей чужих...» Великого Петра не занимает слава как таковая, важна сама победа, торжество не личное, а торжество России. Появление Петра встречено восторженным ликованием, и сам герой «могущ и радостен».
Герой пушкинской поэмы выражает интересы целого народа. В Петре, как в былинном богатыре, народ видит заступника, освободителя, с ним связывает будущее страны.
Век 20… Эпоха преобразований, «Серебряный век» русской литературы. Эпоха Сергея Есенина и Анны Ахматовой, Константина Бальмонта и Марины Цветаевой, Валерия Брюсова и Владимира Маяковского. Трудно представить нашу литературу без этих имён, но целом приходиться констатировать истину: в русской классической литературе положительный образ царя и самой царской идеи остался практически невоплощенным. Скорее приходиться, вспоминать антиобразы. Тем более мы должны оценить произведения тех поэтов, которые посвятили свой талант служению царской идее.
К этой немногочисленной когорте русских поэтов принадлежит Лидия Кологривова – имя, в наше время совершенно забытое. Об этом с горечью пишет наша современница поэтесса Нина Карташева: «Увы! Знаем и учим Цветаеву и Ахматову, а величественную поэтессу Лидию Кологривову, урожденную княжну Ухтомскую, ее стихи были в гимназических учебниках, не знаем».
Она служила не музам, а русскому царю, поэтому мы вполне можем назвать ее лиру – царской. Призыв «За веру, царя и отечество» – была ее поэтическим кредо, а формула «Православие. Самодержавие. Народность» - ее литературной программой. Кажется, Кологривова – единственная русская поэтесса, написавшая цикл стихов с «Православие. Самодержавие. Народность».
Любовью к Родине горя, |
Для поэтессы Вера, Царь и Отечество были понятиями неразделимыми. Нужно также помнить, что в то время, когда были написаны эти строки, надо было иметь немалое мужество, чтобы исповедать верноподданность царю.
Для Лидии Кологривовой верность царю была естественным проявлением ее глубокой православности. А торжественные юбилей, посвященный трехсотлетию Дома Романовых, "вызвал из-под ее живого пера особенно прочувствованные произведения, которые невольно обращали на себя внимание и теплотою чувства, и звучным, точно отчеканенным стихом" .
Вся Русь без спора и без розни
Избрала Русского Царя.
И с той поры с державным родом
Она судьбу свою слила,
И три столетья год за годом
С ним вместе крепла и росла.
Венчало счастье их усилья,
От моря Северных Помор
Орел двуглавый свои крылья
До моря южного простер.
И разнесла по миру слава
Царей российских имена.
К ногам склонилась их Варшава
И диких горцев племена.
Теперь тверда и неделима,
И необъятна, и сильна,
Взирает Русь неустрашимо
В веков грядущих времена.
И ныне тысячью устами
Звучит желание земли,
Чтоб по путям судьбы веками
Ее Романовы вели!
Конечно, Лидия Кологривова не принадлежит к числу поэтов первого ряда, но ценность ее литературного наследия несомненна. Она сумела, как мало кто другой, передать особую атмосферу своей эпохи, когда революционный пафос ниспровержения основ соседствовал с самыми искренними и горячими верноподданническими чувствами.
Вихрь гневный рвет наш стяг родной,
Шумливо складки развивая,
Но тщетен ярых смут прибой
О, славный стяг, мы за тобой
Идем бестрепетной толпой,
Нас не отторгнет сила злая.
Твои заветы мы храним,
Мы верим в мощь Руси державной,
За власть Царей ее стоим,
Крамол приспешникам лихим
Разрушить дерзко не дадим
Плодов твоей победы славной.
Хотелось бы представить вашему вниманию ещё одно забытое имя: Сергей Сергеевич Бахтеев. Род С. С. Бехтеева имеет длинную и славную историю, восходящую к XV в. Среди его предков - учитель будущего Императора Павла 1.
Стихи Сергей Бехтеев начал писать в Царскосельском лицее, и в 1903 году вышел первый сборник. В этом же году он поступил служить в элитный Кавалергардский полк.
После тяжелого увечья, полученного на ученьях, вынужден уйти в отставку, но в 1914 году добровольцем пошел на фронт, в составе Кавалергардского полка воевал, получил ранение в голову и в грудь.
Попал в Царскосельский лазарет, где сестрами милосердия служили Императрица Александра Федоровна и ее дочери - Великие Княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна. Сердце простого солдата было переполнено любовь к этим женщинам, которые наравне с обычными сестрами милосердия ухаживали за ренеными. Каждому они находили слова утешения, дарили заботу и ласку. Среди стихов С. Бахтеева есть несколько, которые он посвятил этим хрупким женщинам.
ЦАРСКИЕ ГЛАЗА.
Кто видел в жизни только раз
Сиянье кротких Царских глаз,
Тому их век не позабыть
И тех очей не разлюбить.
Кому их встретить довелось,
В том сердце верою зажглось,
Того в дни бедствий не смутят
Ни зло людей, ни смертный яд.
Всегда и всюду перед ним
Блестят величием своим
Глаза, которым равны нет
В греховном мире слез и бед.
В заключение работы можно сделать вывод о том, что славные представители дома Романовых внесли достойный вклад в развитие страны, вызывая почёт и уважение своими
Астрономический календарь. Июнь, 2019
А теперь — мультфильм
Притча о гвоздях
Сказки пластилинового ослика
Есть ли лёд на других планетах?