На уроках литературы мы каждый год изучаем произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Сначала были сказки, и вот уже ,,Капитанская дочка”, ,,Медный всадник”, ,,Евгений Онегин”… ,,Мцыри”, ,,Демон”, ,,Герои нашего времени”.Как нам хотелось ,чтобы поэты встретились не только в школьной программе… Ведь они жили почти в одно и то же время, их разделяли какие-то 15 лет. Мы читали о том, что М.Ю.Лермонтов для которого А.С.Пушкин был кумиром, мечтал о встрече с ним. Но, к сожалению, личного знакомства не было. А вот в литературе такие ,,встречи” были: М.Ю.Лермонтов сознательно обращался к темам и образам А.С.Пушкина. Пример тому - романтические поэмы ,,Кавказский пленник” и ,,Мцыри”; Онегин и Печорин.
Вложение | Размер |
---|---|
dva_geniya.docx | 647.71 КБ |
XXXIV областной литературно-краеведческий праздник
Литературоведение
Два гения
(к изображению сражений в поэме А.С.Пушкина ,,Полтава” и балладе М.Ю.Лермонтова ,,Бородино”)
Проект- исследование ученика 9 класса
Сош №3 г.Балаково Глазунова А.;
Руководитель Лазарева В.А.,
заслуженный учитель РФ
Два гения
Сопоставительный анализ
А.С. Пушкин… М.Ю.Лермонтов… - два великих поэта.
На уроках литературы мы каждый год изучаем произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Сначала были сказки, и вот уже ,,Капитанская дочка”, ,,Медный всадник”, ,,Евгений Онегин”… ,,Мцыри”, ,,Демон”, ,,Герои нашего времени”.Как нам хотелось ,чтобы поэты встретились не только в школьной программе… Ведь они жили почти в одно и то же время, их разделяли какие-то 15 лет. Мы читали о том, что М.Ю.Лермонтов для которого А.С.Пушкин был кумиром, мечтал о встрече с ним. Но, к сожалению, личного знакомства не было. А вот в литературе такие ,,встречи” были: М.Ю.Лермонтов сознательно обращался к темам и образам А.С.Пушкина. Пример тому - романтические поэмы ,,Кавказский пленник” и ,,Мцыри”; Онегин и Печорин.
Не пересекались ли их судьбы? Мы то и дело наталкиваемся на их ,,встречи”, начиная с ,,Кавказского пленника”…,,Мцыри”. А лермонтовское ,,Бородино”? Юный поэт мечтал опубликовать его в пушкинском журнале ,,Современник”.,,Бородино” близко ,,Полтаве”(,,Полтавскому бою”).
Мы хотим не сравнить, а сопоставить эти произведения. ,,Полтава” написана А.С.Пушкиным за короткий срок, в течение октября 1828 года, и вышла в свет в марте 1829 года. Она была встречена критикой далеко не с таким восторгом, как прежние поэмы. Знаем, что критик В.Белинский не считал поэму цельной. А вот В.Жуковский, Н.Гнедич, А.Дельвиг, П.Вяземский предпочитали ,,Полтаву” всему, что было написано А.С.Пушкиным ранее, да и сам тоже считал её ,,самой зрелой изо всех стихотворных повестей”.
У М.Ю.Лермонтова же я не знаю стихотворений, посвященных Петру 1, а вот о войне 1812 года их несколько. Первоначально было написано стихотворение ,,Поле Бородина”, а к 25-ой годовщине (1837 год) Бородинского сражения - ,,Бородино”.
Мы думаем, что Лермонтову было проще писать своё стихотворение, нежели А.С.Пушкину.
(1709 год Полтавская битва… 1812 год Бородинское сражение…)
Эпоха Петра 1 далёкая, образ великого преобразования, поставившего Россию на ,,дыбы”, волновал А.С.Пушкина постоянно, подтверждение тому ,, Арап Петра Великого”, ,,Медный всадник”- ( эти произведения мы изучали на факультативных занятиях).
М.Ю.Лермонтова же воспитал 1812 год. Он родился тогда, когда Русские войска возвращались из-за границы. Его отец Юрий Петрович был в ополчении, дяди Афанасий и Дмитрий Столыпины, родные братья бабушки, прославившие себя в Бородинском сражении, рассказывали мальчику о действии гвардейской артиллерии, возможно, поэтому и рассказчик в стихотворении ,,Бородино”- артиллерист, уверенный в решающей роли пушек.
Всё вокруг с детских лет говорило М.Ю.Лермонтову об Отечественной войне: ещё не отстроенная Москва, взорванные стены Кремля, пушки, отбитые у неприятеля (они и сейчас стоят на территории Кремля). Мальчик рос среди воспоминаний о войне . Есть ещё один довод в пользу М.Ю.Лермонтова: он профессиональный военный, корнет, воевал на Кавказе и был представлен за храбрость к награде.
Есть своё и у А.С.Пушкина. Для него Петр, как мне кажется , какой-то свой, родной. Ведь Ибрагим Ганнибал, прадед А.С.Пушкина, был не просто обласкан царём, между ними была духовная близость.
По жанру ,,Полтава” – поэма, ,,Бородино” – баллада. Как же в них описаны сражения, с какой позиции?
В ,,Полтаве” битва показала с командного пункта, мы видим её как бы из-за плеча Петра. Это мешает рассмотреть многие подробности сражения, да и не всегда отчетлива личность русского солдата.
Зато хорошо видны сподвижники Петра:
И Шереметев благородный,
И Брюс, И Боур, и Репнин
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.
Восходящая заря освещает широкую панораму начинающейся битвы : сомкнутые ряды воинов, движение пехоты, конницы. А.С.Пушкин охватывает всё поле сражения, а не какой-то участок его. Общая панорама и при описании разгара боя: отряды конницы, груды тел. Иногда поэт показывает крупным планом отдельные детали, и всё-таки так увидеть битву можно только, если представлять всё поле сражения. Величие образа Петра сливается с величием народных масс, вместе с ним совершающих подвиг. Известно, что перед началом битвы Петр 1 обратил к войскам с речью: ,,Воины! Пришел час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что за Петра, но за государство, ему вручённое, за отечество. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы жила Россия …”
На боевом духе солдат сказались не только патриотические слова царя, но и то, что Петр 1 лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах, его шляпа и седло были прострелены.
Несмотря на то, что из полутора тысячи строк лишь сто с лишним посвящены Петру, его образ словно встаёт над поэмой.
Если у А.С.Пушкина сражение под Полтавой показано широко, всеохватывающе, это как бы панорама, открывающаяся сверху, то М.Ю.Лермонтов изобразил самое важное место сражения - центральную батарею – редут Раевского, укрепление, которым французы пытались овладеть в течение целого дня. Всё в его описании конкретно, даже такая круглая цифра, как ,,залпы тысячи орудий”, соответствует действительному числу пушек, стрелявших на Бородинском поле с обеих сторон.
Стихотворение ,, Бородино” написано в форме диалога молодого и старого солдата. М.Ю.Лермонтов изобразил битву так, как её мог увидеть и запомнить рядовой участник, ,,дядя”, поэтому язык стихотворения пересыпан народными выражениями и прибаутками: ,,постой-ка, брат мусью”, ,,полковник наш рождён был хватом”, ,,спит в земле сырой”, ,,отступили басурманы”. М.Ю.Лермонтов избрал подобную манеру изложения, наверное, чтобы придать достоверность рассказу, ведь говорит участник событий, герой Бородина. Сражение описано как бы изнутри, снизу, таким его видит солдат. В лермонтовском ,,Бородино” изображена самая гуще боя, раненые. До М.Ю.Лермонтова таких описаний в поэзии не было
Сравнивая написанное А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым, видим много параллелей, иногда даже путаем, где какое стихотворение.
И только небо засветилось… Горит восток зарею новой
Ну ж был денёк! И грянул бой, Полтавский бой!
Французы двинулись, как тучи… Тяжкой тучей, отряды конницы летучей…
В дыму огонь блестел… Бросая груды тел на груды,
Звучал булат, картель визжала… Шары чугунные повсюду…
И отступили басурманы… В огне под градом раскалённым…
Гром пушек, топот…
Ещё напор, и враг бежит.
Стиль поэмы ,,Полтава” торжественный, приподнятый, этому способствует славянизмы:
,,звучный глас”, ,,лик ужасен”, ,,могущ”…
У М.Ю.Лермонтова такое же торжественное воодушевление, но темп речи солдата- рассказчика замедленный, рассудительный , а тон величавый, эмоциональный. Старый солдат выражает мысли и чувства всей армии. Он говорит не о себе, а обо всех сражавшихся и между прочим о себе. В его рассказе лишь три раза встречается местоимение ,,я ”. Его личное ,,я ” сливается с ,,мы”
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою…
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинским бой.
Точным подбором слов, быстро сменяющимся эмоциональными фразами, чеканным ритмом стиха передают поэты напряжённость битвы. У М.Ю.Лермонтова, в отличие от А.С.Пушкина, большее внимание внутреннему состоянию сражающихся, их переживаниям перед боем и во время боя. Рассказ солдата какой-то бесхитростный: ,,Что тут хитрить, пожалуй к бою. “
М.Ю.Лермонтов обращает наше внимание на рядового человека.
Описание боя у А.С.Пушкина занимает всего двадцать строчек. Мы знаем, как А.С.Пушкин мог предельно кратко рифмовать то, что трудно рифмуется.
Швед, русский-колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Ряд существительных и глаголов, ничего лишнего, а как емко, точно.
В ,,Бородино” слышны два голоса: солдата и поэта. ,,Леса синие верхушки,” ,,звучал булат,”- это голос автора, солдат бы так не сказал. ,,Французы тут как тут,”-это уже дяди. Иногда их голоса переплетаются, дополняя друг друга.
Чтобы создать полную, яркую картину боя и передать своё отношение к происходящему, поэты используют разнообразные художественные средства.
Сравнение
,,Полтава” ,,Бородино”
… И падшими вся степь покрылась, Французы двинулись, как тучи.
как роем черной саранчи.
Как пахарь битва отдыхает. Земля тряслась, как наша груди.
Метафоры
Ура! Мы ломим, гнутся шведы… Мы пойдём ломить стеною.
Рассыпались стрелки…
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там.
Эпитеты
Поле роковое Дым летучий
Хладные штыки Гора кровавых тел
Гиперболы
Бросая груды тел на груду… Ядрам пролетать мешала гора
кровавых тел
Убийством тупятся мечи
Оба поэта используют используют звукозапись: это свистящие и шипящие ,,с”, ,,с”, ,,з”, ,,ж”, ,,ш”, вызывающие впечатление свиста пуль, сабель. В обоих произведениях много восклицательных предложений, риторических вопросов. Динамика боя дана у А.С.Пушкина в поэме в настоящем времени,,…колет, рубит, режет…”, ,,конница летит”, ,,поле гремит”, а у М.Ю.Лермонтова- в прошедшем, ,,носились знамена”, ,,звучал булат”.
Одна картина сменяется другой, мы слышим грозную музыку боя, волнуемся за его исход.
А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов подчеркивают, каким жестоким, кровавый для обеих сторон был этот бой, где ,,и смерть и ад со всех сторон”.
Кто же участники сражений? В ,,Полтаве”,конечно, русские солдаты, Петр 1. Он весь порыв, стремление, энергии. А.С.Пушкин сравнивает его с грозой. Он одновременно ужасен и прекрасен, ,,его глаза сияют”.
А в ,,Бородино”-главные герои полковой командир (,,да жаль его сражён булатом”), артиллеристы, уланы, драгуны, кавалеристы. Как же они выглядели? Для этого и обратились к книге Владислава Михайловича Глинки (1903 года- 1983 года) ,,Русский военный костюм”. Глинка- историк, писатель, многие годы проработавший в музеях Петербурга. Он не только написал текст, но и подобрал иллюстрации, чтобы представить полный военный костюм русской армии.
Узнали, что одежда военнослужащих была зелёной, синей, красной - сочетание цветов зависело от рода войск. При Петре 1 военные носили усы, не пудрили волосы и стригли их не выше плеч. Основные цвета, установленные Петром 1 для родом войск, существовавших весь 18 век.
На военный костюм влияла светская мода. В.М.Глинка пишет, что люди в военных мундирах (Г.Р.Державин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет) были активные деятелем русской культуры.
(Приложение 1)
Мы прочитали, что М.Ю.Лермонтов знал картину П.Э.Заболотского (картина и стихотворение М.Ю.Лермонтова были написаны примерно в одно время) портрет унтер-офицера лейб-гвардии Московского полка гренадёра Андреева. Гигант в щеголевато пригнанной солдатской форме сидит, придерживая поставленное между ног ружьё. На груди три медали. На рукаве три нашивки, лицо его, морщинисто, умно и сурово. С портретом глядит на нас степенный ,бывалый солдат, полный достоинства. Уверенности в себе. Именно эти черты свойственны и солдату-рассказчику герою - стихотворения ,, Бородино”.
(Приложение 2)
Наши представления о двух битвах дополняют картины М.В.Ломоносова ,,Полтавская баталия” (к ней можно подобрать слова из поэмы: ,,Швед русской колет, рубит, режет… И он промчался пред полками, могущ и радостен как бой) и картина В.А.Серова ,, Петр 1 в Полтаском бою”.
На первом в плане Петр. Изображение битвы является фоном, объясняющим состоянием царя. Кажется, он на полном скаку на секунду обернулся, чтобы увлечь своих единомышленников туда, где ,,И смерть и ад со всех сторон.”
(Приложение 3,4)
Гравюра Симоно с картины Мартена- младшего (1724 года) ,,Полтавская битва” – это художественная иллюстрация поэмы А.С.Пушкина. Сколько охватывает взгляд- русские и шведские войска, не выписанные подробно. Чётко виден на первом плане Петр и его свита.
(Приложение 5)
А к 100-летию Бородинского сражения русским живописцем Ф.А.Рубо была создана панорама, воссоздающая величие воинского подвига под Бородином. Огромное полотно панорамы (длина 115, высота 15м.) воссоздаёт событие одного дня.
(Приложение 6)
Русская конница ведёт бой с конницей противника. Горит село Бородино, захваченное французами. Справа вдали пороховым дымом объята курганная высота: батарея Раевского ведёт огонь.
(Приложение 7)
Французы не могут сломить сопротивления русского войска. В памяти оживают лермонтовские строки: ,,смешались в кучу кони, люди”.
Таким образом, поэма А.С.Пушкина и баллада М.Ю.Лермонтова, картины художников помогли мне прочитать интереснейшие страницы нашей истории.
Что же объединяет эти два боя? А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов - поэты- патриоты. Они говорят о Полтавском и Бородинском сражениях как о великом общенародном деле, которое необходимо, чтобы отстоять независимость России . Оба поэта передают тяжесть сражения, напряжённость битвы, показывают, каких жертв она стоила.
При некотором сходстве два таких гениальных поэта, как А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, изображают сражения индивидуально, у каждого своя позиция, свой взгляд, а значит и свои особенности изображения.
Список использованной литературы по А.С.Пушкину
1.А.С.Пушкин
Сочинения под редакцией Б.Томашевского.
Государственное издательство ,, Художественная литература”
город Ленинград 1936год.
2.А.С.Пушкин Серия ,, Школа классики”.
Стихотворения, поэмы
город Москва ,, АСТ олимп, 1998год.
3.А.С.Пушкин
Собрание сочинений в 8-и томах
Издательство ,, Художественная литература “. 1970 год.
город Москва.
4.В.Вересаев
Пушкин в жизни
Издательство ,, Правда”
город Москва. 1990 год
5. ,,Русский военный костюм”- В.М.Глинка
18-начало 20 века.
Ленинград. ,, Художник РСФСР”, 1988 год.
Список использованной литературы по М.Ю.Лермонтову
1.М.Ю.Лермонтов
Собрание сочинений в 4-x томаx
Издательство ,,Правда”
город Москва. 1969 год
2.М.Ю.Лермонтов
Собрание сочинений в 2-х томах
Издательство ,, Правда”
город Москва. 1988 год
3.Лермонтовская энциклопедия
Издательство ,, Современная энциклопедия”
город Москва. 1981 год
4.М.Ю.Лермонтов Серия ,, Школа классики“
Стихотворения. Поэмы.
Издательство ,, АСТ олимп”.
город Москва. 1998 год.
5.И.Андронников
Лермонтов. Исследования и находки.
Издательство ,, Художественная литература”
город Москва. 1977 год
6.В.Астафьев
Лермонтов. Серия ,, ЖЗЛ”
Издательство ,, Молодая гвардия”
город Москва. 1991 год
Снежная сказка
Нора Аргунова. Щенята
Четыре художника. Осень
Ветер и Солнце
Заяц-хваста