В статье рассмотрен образ шкатулки (сундука) в сказках народов мира, выявлены функции шкатулки. Представлены результаты социологического опроса по сказкам, где встречается образ шкатулки.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_skazki.docx | 36.69 КБ |
ОБРАЗ ШКАТУЛКИ В СКАЗКАХ НАРОДОВ МИРА
Шестаков Георгий, г. Ставрополь, Россия
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках XVII века. Само слово происходит от слова «казать» [1], то есть рассказывать. Сказка несёт в себе опыт, передаваемый из поколения в поколение. Сказка – это произведение устного народного творчества, средство познания мира. Народные сказки – неиссякаемый источник мудрости, на основе которого нередко создаются авторские сказки. Неудивительно, что сказки народов мира бывают очень похожи, ведь события в сказке происходят вне географического пространства, а в рамках сказочной географии (за Синим морем..., в далёком-далёком королевстве…, в Тридесятом царстве…, за тридевять земель…).
Для работы были отобраны произведения устного народного творчества, в которых упоминаются шкатулка, сундук, ларец (ларь) и короб. Мы проанализировали 80 народных и 20 авторских сказок [2, 3]. Изучение их позволило увидеть, что шкатулка во всех сказках выполняет определённую функцию, которая играет важную роль в развитии сюжета сказки. Мы выделили 5 функций шкатулки (сундука) в сказках разных народов: бытовая, волшебная, разграничительная, охранительная, спасительная.
Бытовая функция шкатулки (сундука)
В рамках этой функции образ шкатулки раскрывается на сугубо реалистическом, предметно-материальном уровне. Шкатулка предстает в качестве предмета быта, выполняющего утилитарную функцию.
В русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» сундук – это предмет мебели, он выполняет функции современного шкафа.
«… Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке ещё больше работы задаст. …»
В иранской народной сказке «История султана Санджара» ларец используется для хранения драгоценностей, выполняет функцию сейфа.
« … Узрев некую печать на той бумаге, он согнулся в почтительном поклоне и вручил мне маленький ларец. Когда я принес его девушке, она вынула из-за пазухи ключ, отперла этот ларец, и я увидел, что ларец полон удивительных драгоценностей. …»
Так в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» сундук выполняет функцию дорожной сумки или современного чемодана.
«… Приказал он принести сундуки дорожные, железом окованные; достаёт он старшей дочери золотой венец, золота аравийского, на огне не горит, в воде не ржавеет, с камнями самоцветными; достаёт гостинец средней дочери, тувалет хрусталю восточного; достаёт гостинец меньшой дочери, золотой кувшин с цветочком аленьким. …»
Волшебная функция шкатулки: добро и зло
Эта функция раскрывает образ шкатулки в качестве сверхъестественного предмета, имеющего чудесные происхождение и свойства.
В русской народной сказке «Морозко» падчерица старухи за свою доброту получила короб с подарками, а дочка старухи за своё зло осталась ни с чем.
«…Поехал старик в лес, доезжает до того места – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками. Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. …»
В карельской народной сказке «Пряхи у проруби» девочка в награду за свою работу получила от старушки сундук и ларец.
«… Хозяйка … говорит:
– Вот тебе, добрая девушка, за труды, – и подаёт ей сундук и ларец.
Поблагодарила Маша старушку, взяла сундук и ларец и домой отправилась, а лошадь и корова за ней идут. Пришла Маша домой. Лошадь и корову во двор завела, сундук и ларец в амбар снесла. Как открыла сундук – там всякого добра полно, раскрывает ларец, – а в нём камни самоцветные переливаются, аж глазам больно! …»
В японской народной сказке «Онгоро, Нэнгоро и Норо» в благодарность за свою доброту старик получил волшебную шкатулку.
«… Старик разговаривал с Норо, как с человеком. А уж посмотрел на него, юркнул в яму и вытащил оттуда небольшую шкатулку.
– Дедушка, дедушка, в благодарность за хлопоты, которые я вам доставил, примите от меня эту шкатулочку. Она даст вам все, что пожелаете, – сказал Норо и исчез под землей. … Шкатулка давала им каждый день столько риса, рыбы и приправы, сколько они хотели, а большего они и не просили. …»
Разграничительная функция шкатулки: мир реальный и мир волшебный
В этой группе образ шкатулки предстает в качестве особого предмета, по своим волшебным свойствам способного разграничить мир реальности и мир волшебства, не дав им смешаться, сохраняя, таким образом, мир от хаоса.
В чешской народной сказке «Кованый сундук» сундук разграничивал мир добра и зла. Карлики наградили человека за доброту, честность и помощь.
«… И вот однажды беда у нас случилась. Пропал родник, из которого мы воду брали. То ли пересох, то ли завалило его. Совсем худо нам пришлось – ведь нет у нас власти над водой. Ни над стоячей, ни над бегучей, ни над той, что с неба падает. Тут и помог нам твой отец. Взял ореховую палочку-развилку, походил кругом пересохшего родника, отыскал нам воду и на землю вывел. А за это открыли мы ему круглую поляну, где ты сидишь, и сундук с золотом отдали. Слепой да хворый был к той поре твой отец, не пришлось ему кладом попользоваться. … А ты владей им себе на пользу, людям на радость.
… Попрощался кузнец с карликами, сел на лошадь и к утру в Прагу приехал. Прожил он с женой долгую жизнь. Много добра сделал. Оставил по себе добрую память, рассказывают и пересказывают о нём люди. …»
В сказке В.Н. Коростылева «Вовка в тридевятом царстве» волшебство спрятано в ларце. Вовка мечтал ничего не делать. Он попал в волшебный мир, где встретился с волшебными персонажами, названными автором «Двое из ларца, одинаковых с лица». «… Тебе, видать, нужно в Тридевятое царство. А там есть двое из ларца – одинаковых с лица. Что ни прикажешь – все за тебя сделают. ….» Даже конфеты есть будут. Вовке такой мир не понравился.
В сказке Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» волшебство происходит с участием домового, который жил в сундуке и сделал Нильса маленьким-премаленьким. Таким маленьким, что его легко было поймать мухоловкой.
«… Нильс поглядел. Вроде бы в комнате никого не было. Он пригляделся попристальнее. Что это? Матушкин большой сундук, который она всегда держала на запоре, открыт. Крышка откинута. Воры! Он проспал воров! Снова послышался шорох, и тут он увидел на краю сундука крошечного человечка. … Правда, Нильс и сам хорошенько не знал, что же ему дальше делать с домовым. Запереть в сундук? Отпустить? Но тут домовой заговорил. …»
Охранительная функция шкатулки
Охранительная функция шкатулки выражается в имеющемся у неё потенциале создания «защитного кокона», изолирующего некие деструктивные силы от проникновения в пространство человеческого мира.
В древнегреческой поэме Гесиода «Труды и дни» в ларце, который открыла Пандора, хранились все беды человечества. Беды распространились по Земле, а в ларце осталась только надежда.
«…Пандора стала женой Эпиметея, младшего брата Прометея. От мужа она узнала, что в доме есть ларец, который ни в коем случае нельзя открывать. Если нарушить запрет, весь мир и его обитателей ждут неисчислимые беды. Поддавшись любопытству, она открыла ларец и на мир обрушились болезни, беды и несчастья. Когда Пандора закрыла ларец, то на дне его, по воле Зевса, осталась только Надежда. …»
В ульчской народной сказке «Скрипучая старушка» в шкатулке было спрятано зло старухи, с помощью которого она отбирала жизни у молодых девушек и продляла свою жизнь.
«… Слышала я от старухи, что есть у неё красивая шкатулка с костяной резьбой, – сказала девушка. – Вот в этой шкатулке все старухино зло хранится. Если растолочь, растереть ее в порошок, старуха никому ничего плохого делать не будет. Только шкатулку эту старуха всегда с собой носит, а когда спит – под голову кладет, спит чутко – не подойдешь к ней. …»
В русской народной сказке «Кощей Бессмертный» в сундуке была спрятана и хранилась жизнь Кощея.
«… У меня смерть, – говорит он, – в таком-то месте: там стоит дуб, под дубом сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть. Сказал это Кощей Бессмертный, побыл немного и улетел. …»
Спасительная функция шкатулки
Спасительная функция шкатулки заключается в использовании ее героем сказки в качестве средства, позволяющего избежать опасности или смерти.
В русской народной сказке «Две доли» мужик спрятал в сундук горе, которое мешало его семье жить.
«… Эй, жена! – говорит. – Выкидывай из сундука свою поклажу. Жена опорожнила сундук.
– Ну-ка, Горе, полезай в сундук!
Горе влезло; он его запер тремя замками; зарыл сундук в землю и говорит:
– Пропадай ты, проклятое! Чтоб век с тобой не знаться! …
– Да просто, – отвечает купец, – я свое Горе в сундук запер да в землю зарыл. … Теперь разбогател, в купцы записался. …»
В английской народной сказке «Сон коробейника» найденный сундук с серебром спас семью Джона от голода и смерти.
«… Не успел Джон немножко покопать, как наткнулся на большой деревянный сундук, весь перепачканный землей и почти сгнивший. Джон отнес его в дом и открыл. И тут все просто онемели от удивления. В сундуке лежали груды золотых монет и разная серебряная посуда, а еще были там драгоценные камни и богатые украшения из чистого золота. …»
В корейской народной сказке «Подвиг крестьянской девушки» шкатулка спасает страну от врагов.
«… Пошла она обратно в опочивальню, вдруг видит старик – снова идет, маленькую шкатулку несет. Принесла и так старику сказала:
– Думала, так и умру, не увижусь с тобой. А увиделась – ничего мне теперь не страшно.
Отдала она шкатулку отцу, в ней драгоценности да бумаги казенные, велела быстрее домой возвращаться, шкатулку корейскому военачальнику передать. …»
Из приведённых примеров видно, что шкатулка (сундук) в большинстве сказок не являются центральным образом, однако её роль в развитии сюжета очень важна, из неё всегда приходит помощь, поддержка главному герою. Присутствие образа шкатулки (сундука) в сказках, а, следовательно, и в быту народов России, стран Европы, Азии, Африки говорит о древности шкатулки, как явления культуры. Шкатулка в сказках – это всегда положительный образ, защита от зла, образ чего-то сокровенного, закрытого, хранилище тайны.
Так, в индийской народной сказке «Заветная тайна» шкатулка – это тайник. «…Там плавает большая рыба, в брюхе у неё шкатулка, а в той шкатулке ожерелье. Это и есть душа твоего сына. Береги её. …»
В русской народной сказке «Золотой конь» в шкатулке хранятся девичьи наряды, спрятанные от посторонних глаз. «… Марья-Королевна отвечает: Нет, погоди! Сумел меня увезти, сумей и шкатулку мою с уборами унести.
– А где же твоя шкатулка?
– Стоит моя шкатулка под тем столом, на котором батюшка-царь обедает. …»
Примечательно, что в сказке Г.В. Александровой «Домовенок Кузька в большом городе» шкатулка предстает в редком для художественного произведения качестве, как музейный экспонат. «… Привидение с гуканьем и аканьем подлетело к зданию музея. … Оно указало на витрину, где стояли расписные шкатулки. Домовенок нагнулся над стеклом и вздохнул. Старинные шкатулки сверкали драгоценными камнями. Но, к сожалению, среди них не было волшебного сундучка. …»
Рассмотрев образ шкатулки (сундука, ларца, короба) в произведениях народов мира и определив функции шкатулки (сундука) мы решили провести социологический опрос с целью выявления степени распространенности знаний сказочных сюжетов в современном обществе. Для этого была составлена анкета из 10 вопросов на тему «Шкатулка (ларец, сундук) в сказках народов мира». Анкетирование проводилось с июля 2011 года по март 2012 года. Было опрошено 4 группы – школьники 2-4 классов, студенты, мамы (папы) и бабушки (дедушки). Опрашивались жители Ставрополя, Владимира, Новосибирска, Омска, Пензы, Перми, Рыбинска, Самары, Саратова и некоторых других городов. Количество респондентов – 400 человек, по 100 человек в каждой группе.
1. Герои какого произведения с сундуком «за грибами ходили»?
– Маша и медведь + Дядя Фёдор, пёс и кот
– Потерянный кошелёк – Алиса в стране чудес
На 1-й вопрос лучше всех ответили бабушки и школьники. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант «Маша и медведь».
2. Где Вовка встретился с двумя из ларца – одинаковыми с лица?
+ в тридевятом царстве – в далёком-далёком королевстве
– за тридевять земель – в тридесятом государстве
Ответ на 2-й вопрос лучше всех знают бабушки. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант «В тридесятом государстве».
3. Жизнь какого сказочного героя хранилась в яйце, спрятанном в сундуке?
– Ивана-царевича + Кощея Бессмертного
– Барона Мюнхгаузена – царя Салтана
3-й вопрос оказался единственным, на который все 400 человек ответили правильно.
4. В каком произведении рассказывается о волшебном сундучке?
«… он заблестел в темноте не хуже, чем гнилушка или светляк. А когда вынес его из берлоги, то на сундучке так и засверкали прекрасные цветы и звёзды».
+ Домовёнок Кузька – В стране невыученных уроков
– Старик Хоттабыч – Волшебник Изумрудного города
В 4-м вопросе опять лидируют бабушки, а мамы и школьники набрали почти одинаковое количество правильных ответов. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант «Волшебник Изумрудного города».
5. В песне из какого мультфильма есть такие слова:
«Корабли на дно уходят с якорями, с парусами
На морской песок роняя золотые сундуки, золотые сундуки.
Корабли лежат разбиты, сундуки стоят раскрыты
Изумруды и рубины осыпаются на дно…»
– Летучий корабль – Леопольд и Золотая рыбка
+ В синем море, в белой пене – Старик и море
В 5-м вопросе бабушки стали лидерами. Большинство неправильно ответивших выбрали варианты «Летучий корабль» или «Старик и море».
6. О какой шкатулке рассказывается в сказе Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка»?
– деревянной + малахитовой
– хрустальной – медной
В 6-м вопросе правильно ответили бабушки и мамы. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант в «Медной».
7. «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» – это
– польская сказка + русская народная сказка
– цыганская сказка – белорусская народная сказка
В 7-м вопросе опять лучше всех ответили бабушки и мамы. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант «Белорусская народная сказка».
8. Маленькое Привидение из замка Ойленштайн спало днём на чердаке в …
– серебряном ларце + дубовом сундуке
– медной шкатулке – старом ящике
8-й вопрос вызвал затруднения у всех групп, видимо это не очень известная сказка. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант в «Старом ящике».
9. В какой сказке отец привёз подарки дочерям в сундуках дорожных, железом окованных?
– Гуси-лебеди – Царевна-лягушка
+ Аленький цветочек – Пряхи у проруби
В 9-м вопросе лидерами стали бабушки и мамы. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант «Пряхи у проруби».
10. В каком городе России установлен памятник «Шкатулка "Русские народные пословицы"»?
– Санкт-Петербург + Пенза
– Самара – Новосибирск
10-й вопрос оказался самым сложным. Неправильные ответы распределились одинаково по трём вариантам ответов. И это не удивительно. Ведь «Шкатулка "Русские народные пословицы"» – новый памятник, установленный в 2010 году, о нём ещё не все знают.
Общее количество правильных ответов представлено в таблице.
Таблица
Правильные ответы на вопросы анкеты
Вопросы / правильные ответы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Всего |
Школьники | 78 | 50 | 100 | 52 | 58 | 64 | 80 | 42 | 67 | 28 | 619 |
Студенты | 48 | 40 | 100 | 22 | 20 | 54 | 64 | 18 | 40 | 16 | 422 |
Мамы (папы) | 72 | 67 | 100 | 54 | 60 | 96 | 92 | 26 | 94 | 20 | 681 |
Бабушки (дедушки) | 90 | 96 | 100 | 78 | 98 | 100 | 99 | 48 | 96 | 30 | 835 |
В результате социологического опроса сделаны следующие выводы:
1. Лучше всех сказки знают бабушки (дедушки). Они когда-то читали их сами, потом читали своим детям, а сейчас читают внукам.
2. Мамы (папы) помнят не все сказки. В детстве они их читали сами (или им читали бабушки), сейчас они читают сказки своим детям, но прочитали ещё не все.
3. Школьники ещё не успели прочитать все сказки.
4. Студенты не помнят сказок. Те сказки, что читали в детстве, они уже забыли…, а сейчас им, видимо, не до сказок.
Опрос показал, что в современном обществе постепенно слабеют преемственные связи между поколениями, представители старшего поколения в большей степени, чем молодежь укоренены в культурной традиции. В дальнейшем это может сказаться на полноценности восприятия историко-культурного пространства современным человеком.
Литература
1. Википедия – свободная энциклопедия // www.wikipedia.org.
2. Волшебный мир сказок: народные сказки, авторские сказки // www.fairy-tales.su.
3. Все сказки мира. Крупнейшая библиотека сказок // www.allskazki.ru.
Весенние чудеса
Нора Аргунова. Щенята
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Горка