Презентация о лицейских друзьях А.С.Пушкина
Вложение | Размер |
---|---|
druzya_moi.docx | 41.34 КБ |
Проект по литературе
«Друзья мои, прекрасен наш союз…»
Классическая литература поднимает вопросы актуальные и в 21 веке: Что представляют собой вечные ценности?
Какую роль играет дружба в жизни человека?
Что значит «быть хорошим другом»?
Как ведут себя друзья?
Нужна ли человеку дружба?
Эти вопросы волновали писателей 19 века, они волнуют и нас, читателей 21 века, сегодняшних школьников. Нам захотелось узнать, как поэты и писатели прошлого отвечали на эти вопросы. Свое исследование начали с творчества А.С.Пушкина. Именно в его творчестве мы нашли ответы на свои вопросы.
Актуальность нашей работы связана с тем, что в 21 веке темп жизни очень высок, общение близких людей сведено до минимума, подростки часто предоставлены сами себе. Не всегда они самостоятельно могут отличить добро от зла, хорошего человека от плохого, выбрать правильные ориентиры в жизни, найти настоящего друга.
Цель: выявить, как А.С.Пушкин понимал дружбу, какие были у него взаимоотношения с одноклассниками, как он ценил дружбу. Нам захотелось узнать, как долго может длиться школьная дружба, что значит «быть настоящим другом», отличаемся ли мы от героев художественной литературы прошлых веков? Каковы взаимоотношения людей сегодня? Почему в 21 веке так остро стоит вопрос выбора истинных ценностей: дружбы, любви? Может ли лирика А.С.Пушкина помочь нам разобраться в этих вопросах? Все это стало предметом нашего исследования.
Объектом исследования является лирический герой А.С.Пушкина, его интересы, жизненные ценности, проблемы, его отношение к дружбе, ее понимание.
Метод исследования - это анализ художественных произведений . Материалом исследования мы выбрали стихотворения А.С.Пушкина, посвященные его лицейским друзьям, дружбе.
Практическая ценность нашей работы заключается в популяризации творчества А.С.Пушкина среди школьников, в определении нравственных ценностей, поиске решения проблем, возникающих у современных подростков.
Авторы: Кульева Е., Лукин С., Парфёнова А., Шафейкин Р.
Введение.
Заветная область лирической поэзии Пушкина - дружеская и любовная лирика. В многочисленных стихотворениях, посвящённым друзьям и возлюбленным, раскрылось его понимание этих высших жизненных ценностей.
Личность А.С. Пушкина как поэта не может быть правильно понята вне связи с жизнью людей, которые были ему близки и дороги. Определяющими факторами для «выбора» Пушкиным друзей были, прежде всего, глубина взаимного духовного воздействия, а также близость душевных побуждений и сокровенных мыслей. Друзья поэта были не только людьми, с которыми он щедро делился мыслями и чувствами, неисчерпаемыми богатствами своего гения, но и людьми, от которых он получал постоянный ответный отклик, импульсы к творчеству и обыкновенную человеческую поддержку. Дружба и любовь для Пушкина – спутники юности, они возникают в «вихре жизни молодой» и сопровождают человека всю жизнь.
Дружба и любовь — это те идеалы, которым поклонялась молодежь первой четверти XIX века. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей. Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам - все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей.
Глава 1. «Лицей».
Двенадцатилетнего Сашу отдали в закрытое учебное заведение – Царскосельский лицей. Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 г. Лицей создавался как место для воспитания будущих сановников государственной службы. Пушкин, сын небогатого дворянина, должен бы был себя чувствовать там не совсем по себе. Но товарищество юных лет скрывало неравенство происхождения. Чувство равенства создавалось в Лицее той общей свободой, которой учащиеся пользовались со стороны преподавателей.
В Лицее Пушкин познакомился с И.И. Пущиным, ставшим его ближайшим другом. По окончании Лицея Пущин определился в гвардейскую Конную артиллерию, а в 1823 году перешёл на гражданскую службу в Московский надворный суд, где занял скромное место судьи. Подружился Пушкин в Лицее и с А.А. Дельвигом, ставшим впоследствии издателем альманахов «Северные цветы» (1825-1831), «Подснежник» (1829) и «Литературная газета» (1830), и с В.К. Кюхельбекером, преподававшим в послелицейские годы российскую словесность в Главном педагогическом институте. Пушкин познакомился и с А.М. Горчаковым, который по окончании Лицея был определён в Коллегию иностранных дел, а позднее стал министром иностранных дел и государственным канцлером. Горчаков последним из живых лицеистов будет праздновать годовщину открытия этого учебного заведения.
Глава 2. «Начало».
В Лицее у Пушкина начал крепнуть поэтический талант: «Являться муза стала мне…» - напишет он позже. В стихотворениях лицейского периода (1811 – 1817 г.г.) есть особая группа произведений – послания друзьям, обращения к конкретным лицам: «Моё завещание друзьям», «К Дельвигу», «Друзьям», «Воспоминание (К Пущину)», «В альбом Илличевскому», «Товарищам» и другие. Жанр дружеского послания – один из типично “пушкинских”.
- Какой жанр мы называем посланием?
ПОСЛАНИЕ – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно адресовалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался еще в древнеримской литературе. “Дружеское послание” было распространено в пушкинское время, В таких стихотворениях шел свободный, легкий разговор с другом, носивший доверительный характер.
Слова «друзья» и «товарищи» часто повторяются в названиях: «Моё завещание друзьям», «Друзьям» («Богами вам ещё даны…»), «Опять я ваш, о верные друзья», «Товарищам». В поэзии Пушкина почти нет воспоминаний о детстве, зато множество стихов посвящено друзьям-лицеистам. Наверное, можно сказать, что лицей заменил поэту семью, а лирика дружбы открыла собой многоплановое поэтическое творчество Пушкина и до конца его жизни оставалась важнейшей для гениального художника слова. Поэта с его лицейскими товарищами объединяли кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитает тесный круг друзей. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала поэта судьба, он оставался неизменно предан своим друзьям.
В стихотворении «Друзьям» («Богами вам ещё даны…») всего 8 строчек, но за ними – личность поэта, по сути, ещё мальчика, для которого высшей ценностью является радость и благополучие друзей.
Играйте, пойте, о, друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слёзы улыбнуся я.
Вот эта удивительная способность сопереживать, радоваться радости друзей останется у Пушкина на всю жизнь. А друзья будут платить ему той же данью любви, уважения, благоговения перед его восхитительным поэтическим даром.
Судьба разведет лицеистов в разные стороны. Прощанию с безмятежными годами, с ясными лицейскими днями посвятит Пушкин стихотворение «Товарищам» (1817):
Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум…
Глава 3. «Лирика дружбы»
Новым содержанием наполняется лирика дружбы Пушкина в послелицейский период. После окончания лицея в дружеской лирике А.С. Пушкина появляется мотив прощания, разлуки с друзьями. Более того, недавний лицеист столкнулся с реальностью, которая, конечно, была далека от его лицейских грез. Это не могло не повлиять на его взгляды. Поэт в это время живет в Петербурге, активно участвует в литературной и общественной жизни столицы.
Лучшие представители дворянства мечтают об ограничении монархической власти, вчерашние лицеисты Пущин и Кюхельбекер вступают в тайное общество, во многом случайность помешала Пушкину стать будущим декабристом. Поэт создает вольнолюбивые стихи, в которых выступает против царской тирании, крепостного гнета.
Изменения, произошедшие в жизни Пушкина, ярко отразились в его лирике, например, в дружеском послании "К Чаадаеву", написанном в 1818 году. Здесь Пушкин обращается к Чаадаеву не только как к другу, близкому человеку; поэт называет его "товарищем", то есть соратником, единомышленником. В этом стихотворении друзья объединены не только общим настроением веселья, но и надеждой на "верное" наступление "минуты вольности святой". Друзья близки по духу, по убеждениям. (С Чаадаевым, тогда офицером, Пушкин познакомился и подружилсяв 1812 году, когда еще учился в Лицее).
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир – чужбина;
Отечество нам – Царское Село.
Поэт подчёркивает гармонию, красоту, свободу, «беспечность», лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связи между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей судьбы, ни от переменчивого счастья. «Родина» лицейского братства – Царское Село, место, где «под сенью дружных муз» лицеистов свела сама судьба.
В пушкинских стихотворениях о дружбе и друзьях неизменно возникает философский мотив судьбы. В стихотворении «19 октября» (1825) размышления о дружбе и друзьях сопровождаются галереей образов, в основе которых - представления поэта о судьбе. Жизнь друзей определяется судьбой: «судьба глядит», «мы вянем», «дни бегут». По мысли Пушкина, судьба всегда держит человека в своей власти, препятствует осуществлению его заветных желаний.
Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей. Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего года они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие, среди которых были многие друзья Пушкина, отправлены в ссылку в Сибирь. Но Александр Сергеевич был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал их. Свидетельство этому - стихотворение 1827 года “Бог помочь вам, друзья мои”. В нем автор благословляет друзей, желает им добра, поддерживает их, просит Всевышнего помогать им во всем, чем бы они ни занимались и где бы ни находились. Пушкин не забывает и тех, кто за свои вольнолюбивые убеждения оказался в “мрачных пропастях земли”. Таким образом, стихотворение приобретает характер приветствия сосланным в Сибирь декабристам.
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
«В мрачных пропастях земли» - так Пушкин обозначал место ссылки декабристов, где было много его друзей, среди которых – Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер.
Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг. В послании «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…»), отправленном в 1827 году в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы, напоминая ему о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское.
В коротком стихотворении Пушкин обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая ещё в Лицее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них, и время, которое не властно над ними. Ход времени только подчёркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения – такова главная мысль поэта.
Еще один пример дружеской преданности Пушкина — послание “Во глубине сибирских руд...” Оно обращено к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить “гордое терпенье”, уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Автор верит, что “придет желанная пора” и их дружеский союз вновь соединится:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Двадцать лет прошло со дня открытия лицея, и друзья-лицеисты уже не те:
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья...
Поэт вспоминает тех товарищей, которые не дожили до двадцатилетия лицея, поет “почившим песнь”:
Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле...
Многих лицейских товарищей Пушкина уже не было в живых.
Таким образом, дружба в этом стихотворении - это целая жизнь, прожитая вместе, в течение которой друзья делили радости и горести, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования.
После смерти Пушкина Кюхельбекер писал:
И вот опять Лицея день священный;
Но уж и Пушкина меж вами нет,
Не принесет он новых песней вам,
И с них не затрепещут перси ваши;
Не выпьет с вами он заздравной чаши:
Он воспарил к заоблачным друзьям.
Вывод.
Пушкинская лирика дружбы, несмотря на разделяющие нас столетия, продолжает волновать нас, живущих в 21 веке, а жизненный его пример, внутренняя крепость, с которой Пушкин противостоял ударам судьбы, являются одним из лучших образцов для подражания каждому новому поколению.
Исследовав стихотворения А.С.Пушкина, мы поняли, что дружба для поэта одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. Стихотворения А.С.Пушкина напоминают нам, что дружба – величайшая ценность в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Дружба – это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей – это великое счастье. А дружить – значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А.С.Пушкина.
Глава 4. «Бог помочь Вам, друзья мои…»
Ведущий: 19 октября 1811 года. Все - от директора до шумливых, озорных обитателей четвёртого этажа – деятельно готовились к этому дню – дню торжественного открытия Лицея.
Разве можно это забыть? Притихший зал, сверкающий золотом мундиров. Пылкая речь молодого преподавателя нравственных наук Куницына.
Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…
Куницын: Под наукой общежития разумеется не искусство блистать наружными качествами, которые нередко бывают благовидною личиною грубого невежества, но истинное образование ума и сердца… Настанет время, когда Отечество поручит вам священный долг хранить общественное благо. Никогда не отвергает государственный человек народного вопля, ибо глас народный есть глас Божий…
Ведущий: Их было 30. Тридцать маленьких лицеистов. Один был исключен из лицея. Осталось двадцать девять, и среди них - Пушкин. Императорский царскосельский лицей призван был готовить юношество, "особо предназначенное к важным частям службы государственной". Лицей должен был воспитывать своих питомцев в духе, непримиримом к идеям французской революции. Император Александр I лично утвердил в 1811 году список первых воспитанников лицея и лично роздал им через шесть лет награды и дипломы.
Ведущий: Начались занятия. Лицеистам был предложен заранее выработанный режим, «правильные занятия». В 6 ч. - подъем по звонку, в 9 ч.- чай с белой булкой (хотя лицеисты были из «благородного сословия», но никаких завтраков, воспитанников пытались отучить от изнеженности и роскоши), обед из трех блюд, ужин из двух блюд ,3 раза в день проходили учебные занятия (классы),три обязательные прогулки в любую погоду, в 22ч.- вечерняя молитва, сон. По средам, субботам бывало вечернее «фехтование или танцеванье». Каждую субботу – баня
(Выходят Куницын и Кайданов )
КУНИЦЫН (говорит о лицеистах с Кайдановым): Я вовсе не ожидал, что придется читать лекции совсем сущим детям. У всех, видимо, вывезено немало вздора из отчих домов. Они вовсе не расположены слушать.
КАЙДАНОВ: Я ругаю хлопцев аж до трясцы, а за невнимание обзываю животинами.
КУНИЦЫН: Сегодня говорил о золотом веке естественной свободы. Удалось рассеять дремоту слушателей.
Горчаков умен, но прихорашивается, точный нарцисс, глядящий в воду.
Вольховский без всякого упрека.
Матюшкин тих.
Кюхельбекер, видимо, посмешище для товарищей. Во всем чрезмерен – пишет с усердием, так, что перья ломает, то не разговаривает, а как он глухой, то громко переспрашивает.
Данзас тоже делает гримасы, ему все трын-трава.
Пушкин грызет перо и царапает на бумаге рисунки, так углубясь в сии занятия, как будто в классе никого, кроме него, нет.
Дельвиг спит – в точном смысле этого слова.
Корф приличнее всех.
Ведущий: Таковы были те из его товарищей, с которыми Пушкин был ближе всего и чаще общался в лицейские и после лицейские годы. Эти имена живут и всегда будут жить, потому что во главе с Пушкиным они образовали в Царском Селе, рядом с императорским дворцом, вольнолюбивую «лицейскую республику»
Ведущий: Лицей был своеобразным учебным заведением, который должен был подготавливать молодых людей нового поколения – образованных и свободных. Среди товарищей Пушкина были юноши с консервативными взглядами, привитыми им с детства; но основная масса лицеистов была проникнута духом вольномыслия и жила дружной, братской семьей. В этой семье – свои кружки, в этих кружках начали обозначаться личности каждого, тут образовались дружеские связи на всю жизнь. В начале жизни школу помню я: Там нас, детей беспечных, было много, Неровная и резвая семья…
Самопредставление:
Антон Дельвиг, 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька. Я не любил шумные игры, возню. В лицее не проявил никакой склонности к наукам.
- Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды я не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Я считался среди друзей лучшим рассказчиком.
Ведущий: Несмотря на всю степенность, Дельвиг не вызывал одобрения начальства. «Поведение его достойно осуждения, ибо он груб в обращении, дерзок на словах, непослушен и упрям» – так характеризовали юношу его учителя.
Ведущий: Любовь к поэзии у Дельвига пробудилась очень рано. В тринадцать лет он знал наизусть собрание русских стихотворений, изданное Жуковским. Уже в лицее он изучил Шиллера, Гете и Горация. Писать стихи Дельвиг начал на первом курсе и именно на этой стезе близко сошелся с Пушкиным. ..." В поэтическое соревнование с Пушкиным, Дэльвиг вступил уже в 1814 году. Он первым напечатался в "Вестнике Европы". После него в тот же 1814 год, Пушкин напечатал своё стихотворение «Другу стихотворцу». Так поднимались на Парнас два лицейских товарища: Пушкин и Дэльвиг.
Вильгельм Кюхельбекер, 14 лет. Прозвище Кюхля, глиста, снаружи ужасно смешон: длинный, тощий, с выпученными глазами, с кривящимся при разговоре ртом, весь какой-то извивающийся. Вспыльчив, самолюбив, обидчив, легко возбуждаюсь и тогда теряю всякий внутренний регулятор. Однажды за обедом один из одноклассников вылил мне на голову тарелку супу, я выбежал из столовой и бросился в пруд, чтобы утопиться. К счастью, меня вытащили, но событие сделалось предметом злых издевательств лицеистов. Мы с Пушкиным были очень дружны! Он писал обо мне много и по-разному.
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.
Такая эпиграмма закончилась дуэлью, к счастью, примирением.
Ведущий: Однако под смешной наружностью Кюхельбекера, под его нелепыми действиями таился чистейший энтузиаст, горевший мечтами о добре и красоте, восторженный любитель поэзии, добрейший и незлопамятный человек. Позже Пушкин так вспоминал своего друга:
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся – но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Ведущий: Кюхельбекер окончил лицейский курс с серебряной медалью и поступил в университетский Благородный пансион старшим преподавателем русской и латинской словесности. Многие современники признавали за ним большие дарования.
Ведущий: Вильгельм Кюхельбекер станет членом общества декабристов. Будет осужден и приговорен к вечной ссылке.
Иван Пущин, 13 лет. Прозвища Большой Жано, Иван Великий. Мы с Пушкиным были соседями по комнатам: моя - № 13, а Пушкина - № 14,мы самые близкие друзья.
Пушкин был раздражительнее многих. Иногда неуместными шутками, сам ставил себя в затруднительное положение. Когда все уже засыпали, мы толковали с ним вполголоса через перегородку о каком-нибудь вздорном случае того дня. Вместе мы, как умели, сглаживали некоторые шероховатости. Мне адресованы самые теплые слова: «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
Ведущий: Иван Пущин с хорошими дарованиями, приятный, вежливый, искренний.
14 декабря 1825 года был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки.
Малиновский Иван, 14 лет, прозвище Казак, потому что горячий, весёлый, вспыльчивый, задиристый, сын первого директора лицея, с Пушкиным очень любил проказничать.
А ты, повеса из повес,
На шалости рождённый,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный…
Мы одновременно влюбились в Катеньку Бакунину.
Ведущий: Умирающий Пушкин, по воспоминаниям секунданта его Данзаса, глубоко вздохнув, сказал: "Как жаль, что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать".
Ведущий: Получив аттестат об окончании Лицея, Иван Малиновский поступил в лейб-гвардии Финляндский полк. В походах гвардейского корпуса Иван Малиновский сошелся с будущим декабристом А. Е. Розеном. 26 марта 1825 года Иван Малиновский в чине полковника вышел в отставку. Много лет избирался предводителем уездного дворянства.
Илличевский Алексей, 14 лет, по – лицейски Олёсенька. Я умён, хорошо учусь, дружу со всеми и ни с кем, сам себе на уме. Самолюбив и своенравен, осторожен, занимателен, смел, тверд, решителен, властолюбив. Считаюсь в Лицее великим поэтом. Писать стихи начал еще до поступления в Лицей. Пушкин писал обо мне:
Остряк любезный! по рукам:
Полней бокал досуга
И вылей сотню эпиграмм
На недруга и друга.
Ведущий: Илличевский писал эпиграммы, басни, послания, оды и другие стихотворения, которые посылал в петербургские журналы. Товарищи лицеисты считали Илличевского соперником Пушкина, и у каждого из них была своя партия приверженцев. Hо, подавая большие надежды на школьной скамье, Илличевский не оправдал их в жизни и не написал ничего выше посредственности.
Ведущий: Окончил Лицей в 1817 году. Поступил на службу в министерство финансов. Вскоре Илличевский уезжает в Сибирь к отцу - томскому губернатору. Там продолжает службу, вначале при отце, затем при сибирском генерал-губернаторе М.М. Сперанском.
Александр Горчаков,14 лет, юный князь исключительной красоты, с быстрой речью и с быстрыми движениями. Правда, за самовлюбленность и чванливость товарищи не любят меня.
Ведущий: Пушкин, не находясь с ним в тесных дружеских отношениях, как-то тянулся к нему; по-видимому, его привлекал к себе Горчаков как образец всесторонней удачливости, как человек, которому судьба не отказала ни в одном из своих даров. Их связывали любовь к искусству, и в первую очередь, конечно же, к поэзии. С Горчаковым Пушкин сблизился в последние годы лицейского периода, но долгой их дружба не была, так как юный поэт чувствовал, что между ними лежит сословное неравенство, и князь все дальше отдаляется от него.
Ведущий: Александр Горчаков окончил курс с золотой медалью и получил от учителей и надзирателей самые блистательные отзывы. Бывая в Петербурге, Горчаков встречался с Пушкиным и советовал серьезно обратить внимание на карьеру и успехи в свете.
Ведущий: Честолюбивый Горчаков, он посвятил себя дипломатической службе и в своем карьерном росте дошел до должности министра иностранных дел.
Александр Пушкин, 11 лет. Прозвище Егоза, Француз (за хорошее знание французского языка). А вот и мой портрет, написанный на французском и переведенный Генрихом Митиным:
Но чтоб он верен был натуре?
Всю правду выложу в ответ,
Хотя, мон шер, в миниатюре.
С младых ногтей повеса я,
Теряю голову мгновенно,
А зря – ведь голова моя
Чего-то стоит, несомненно.
И нет среди моих друзей
Болтливее, чем я, персоны,
Я в этом превзойду, ей-ей
Любого доктора Сорбонны.
До долговязых не дорос,
Зато уж цвет лица на славу,
Хорош и русый цвет волос,
К тому ж я – человек кудрявый.
Люблю толпу, столичный шум,
И не терплю уединенья.
От споров устает мой ум
И мне совсем не до ученья.
Лечу в спектакли и на бал,
Мечтаю тайно о Цирцее!
Я б кой о чем еще сказал,
Когда бы не был я в Лицее.
Хочу, мон шер ами, открыть,
Что я, по размышленьи строгом,
Готов и впредь таким же быть,
Каким уж сотворен я Богом.
Пусть обезьяна я лицом,
Пусть сущий бес, когда играю,
Зато всегда, везде, во всем
Я – Пушкин! Удостоверяю.
Во мне больше понятливости, чем памяти, более вкуса, нежели прилежания. Успешно отстаиваю свою личность от всяких на нее посягательств, учусь лишь тому, чему хочу, и так, как хочу. Как точно определила меня моя няня Арина Родионовна, я «неуимчивый».
За шесть лицейских лет мы стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь
Ведущий: По окончанию лицея в чине коллежского секретаря Пушкин зачисляется на службу в Коллегию иностранных дел. Однако его призвание – литература, и он продолжает ему следовать.
Ведущий: В Лицее процветал культ дружбы. Братство не слабело, а укреплялось.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Глава 4. «Великая дружба»
В творческой биографии Никиты Яковлевича Бичурина важное место занимает его общение с ведущими деятелями русской культуры и науки. После возвращения из Валаамского заточения в Петербург он оказался в самом центре умственной и художественной жизни эпохи. В петербургские литературные салоны он вошел с репутацией талантливого ученого, страстного поклонника Востока.
Книги и статьи Н.Я. Бичурина, привезенные им в Петербург, привлекли внимание общественных и литературных кругов русского общества. Имя Н.Я. Бичурина становится широко известным. Он бывает на субботниках у В.Ф. Одоевского, где встречается с А.С. Пушкиным, И.А. Крыловым, И.И. Панаевым, А.В. Никитенко и др.
Самая яркая страница в творческой биографии Н.Я. Бичурина - знакомство и дружба с великим русским поэтом А.С. Пушкиным. Профессиональные и личные контакты ученого и поэта - двух выдающихся представителей русской культуры первой половины XIX столетия - привлекли внимание ряда советских исследователей-пушкинистов. Одни считают, что их личное знакомство состоялось около 1828 г., после возвращения ссыльного поэта из с. Михайловского в Петербург. Другие называют дату 6 июня 1927 года, полагая, что они познакомились при посещении дома Карамзиных. Но труды Бичурина были известны Пушкину еще в Одессе и Михайловском. В библиотеке поэта сохранились комплекты журнала "Сибирский вестник" (1818-1824) со статьями о жизни Бичурина и его исследованиях по истории и культуре Китая. Совершенно естественно, что колоритная фигура бывшего Пекинского архимандрита, этого подвижника науки и вольнодумца в рясе, человека, несмотря на свой клобук, яростно влюбленного в жизнь и все ее малодоступные человеку радости, мыслившего широко и вольно, не отступавшего от своих убеждений, за что он и расплачивался полной мерой, не могла не привлечь Пушкина, с его глубоким интересом к Востоку и жадным любопытством к людям. Н.Я.Бичурин с искренней симпатией относился к А.С.Пушкину и, в знак почитания его гения, дарил ему свои книги. отец Иакинф в самом начале дружбы подарил поэту свою книгу “Описание Тибета” с надписью “Милостивому государю моему Александру Сергеевичу Пушкину от переводчика в знак истинного уважения. Апреля 26 1828 г Переводчик Иакинф Бичурин” и в 1829 г.-“Сань-Цзы-Цзин” (“Троесловие”. Энциклопедия XII в.) с надписью «Александру Сергеевичу Пушкину от переводчика». В предисловии было сказано: "В сей книжке изложены все философские умствования китайцев с изъяснением понятий и выражений, странных для европейца..." Пушкин не только читал, но даже изучал труды Бичурина, черпая из них факты для своей работы. Монах бывал в доме поэта, познакомился с его друзьями, и вот что странно: Иакинфа чтили люди, любившие и поэта, а травили его те же самые враги, которые травили и Пушкина.
- Прямо чудеса! - судачили сплетники. - Этот монах родился в русской деревне под Чебоксарами, а глаза у него сами собой превратились в узенькие щелки, как у китайца. Неужели пребывание в Пекине способно так изменить человека?..
Министерские чиновники отзывались о Бичурине:
- До чего же негодный монах! Но смотрите, что творится с его книгами: их читают не только в публике, но даже министры.
Сочинения отца Иакинфа высочайше предписано иметь в университетах, они рекомендованы для гимназий...
Эта дружба двух великих людей как бы была ниспослана богом. Они много общались, спорили, полагая, что в споре рождается истина. «Наиглавнейшее – это сама жизнь. Не обстановка, в коей вы живете. Это дело десятое. Ее можно и изменить, да она и меняется – по твоей воле или по воле обстоятельств. Надо радоваться каждому новому дню как благу, ниспосланному тебе свыше,»-говорил А.С.Пушкину Н.Я.Бичурин.
Вдохновленный рассказами Иакинфа об этой далекой и таинственной в то время стране, Пушкин так мечтал об этой поездке! Ему нужно было самому увидеть настоящий Восток! Россия всегда была между Востоком и Западом. Пушкину было ясно, что нельзя понять общего хода истории, над которым он так много размышлял в эти годы, ограничив себя лишь пределами Запада. Отец Иакинф прав — древняя история это не только история Египта, Греции, Иудеи, Рима. У каждого народа своя история, и она отмечена неповторимыми чертами. Мы двигались скачками. Там, судя по рассказам Иакинфа, шли шаг за шагом. Или топтались на месте, как утверждает Чаадаев? Нужно самому разгадать эту тайну, о которой они столько спорили с Иакинфом. Поездка Бичурина, продолжавшаяся почти два года, не оборвала его связей с Пушкиным. И из Сибири, с китайской границы, Иакинф посылал в редактировавшуюся Пушкиным и Дельвигом “Литературную газету” письма, очерки, переводы. В том числе один из первых в русской литературе очерк о Байкале. Очерк был опубликован в составлявшемся при деятельном участии Пушкина альманахе “Северные цветы” на 1932 год, посвященном памяти Дельвига. Кстати, рукопись очерка сохранилась в бумагах Пушкина. Когда через два года Иакинф вернулся в столицу, Пушкин жадно расспрашивал ученого монаха о Китае, о томящихся на каторге декабристах, к которым, преодолев неимоверные трудности, тот пробрался, про его путешествие по Оренбургским степям. Как известно, Пушкин задумал тогда книгу о Пугачеве. Ему понадобились материалы о калмыках, которые принимали участие в восстании Пугачева, и, узнав об этом, Иакинф предоставил в распоряжение поэта рукопись своей еще не опубликованной книги “Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с ХV столетия до настоящего времени”. Книга вышла в свет в 1834 году, а работа Пушкина над историей Пугачева была завершена в 1833. Приводя в “Истории Пугачева” пространный отрывок из рукописи Иакинфа, Пушкин писал: “Самым достоверным и беспристрастным известием о побеге калмыков мы обязаны отцу Иакинфу, коего глубокие познания и добросовестные труды разлили столь яркий свет на сношения наши с Востоком. С благодарностию помещаем здесь сообщенный им отрывок из не изданной еще им книги о калмыках”. Именно в это время, в ходе работы над «Историей Пугачева» А.С.Пушкин побывал на родине своего друга Н.Я.Бичурина.По преданию, Александр Сергеевич посетил могилу матери Н.Я. Бичурина.
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Акварель + трафарет = ?
Позвольте, я вам помогу
Император Акбар и Бирбал
Щелкунчик