Более 600 лет приходят люди поклониться преподобному Сергию Радонежскому. Приходят со своими думами, мольбами, упованиями. Что уносят они с собой во все концы Русской земли? Какой подвиг совершил этот святой? Чтобы понять это, надобно припомнить время, когда в народе жил страх и ужасы татарского нашествия. Это бедствие принесло не только материальное, но и духовное разорение, повергая народ в мертвое оцепенение. Примером своей жизни, высотой своего духа С. Радонежский поднял дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 654.5 КБ |
Управление образования Сосновского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №2
Сретенские детско-юношеские краеведческие чтения
«Сергий Радонежский – духовный символ русского народа»
Исследовательская работа
«Отражение образа Преподобного Сергия Радонежского в литературе»
Автор:
Лобанова Ольга,
обучающаяся 5 «Б» класса,
11 лет
Руководитель:
Лизякина Ирина Константиновна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Сосновская СОШ№2
п.Сосновское
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………….... 3
1 Литературные произведения, в которых отражен образ преподобного Сергия Радонежского
1.1 Епифаний Мудрый «Житие Сергия Радонежского».................. 5
1.2 Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»................... 10
Заключение………………………………………………………........ 11
Используемые источники..................................................…………… 12
Приложение 1 …..................................................................................... 13
Приложение 2 …......................................................................................14
Приложение 3 …......................................................................................15
Введение
“Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем”.
Евангелие
На всем обширном пространстве русской земли нет простого человека, который не знал бы Сергия Радонежского; на всем обширном пространстве русской земли не найдется простой женщины, которая не учила бы своих детей молиться.
Более 600 лет приходят люди поклониться преподобному Сергию Радонежскому. Приходят со своими думами, мольбами, упованиями. Что уносят они с собой во все концы Русской земли? Какой подвиг совершил этот святой? Чтобы понять это, надобно припомнить время, когда в народе жил страх и ужасы татарского нашествия. Это бедствие принесло не только материальное, но и духовное разорение, повергая народ в мертвое оцепенение. Примером своей жизни, высотой своего духа С. Радонежский поднял дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее.
Цель работы: раскрыть светлый образ Сергия Радонежского, отраженный в литературе .
сновные задачи:
1) Рассмотреть литературные произведения, в которых отражен образ С.Радонежского;
2) Сравнить, обобщить, сделать выводы по работе.
Объектом данного исследования являются: жизнеописание преподобного Сергия Радонежского - «Житие», написанное в 1417-1418 годах учеником преподобного Епифанием Премудрым и переработанное во второй четверти XV века известным агиографом (от греческого “агиос” - святой и “графо” - пишу) Пахомием Лагофетом, труды историка русской церкви Е.Е.Голубинского и русского историка В.О.Ключевского и произведение Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».
Гипотеза: предполагаю, что, анализируя и сравнивая различные списки жития, пользуясь данными летописей, можно с максимальной точностью воссоздать внешнюю сторону биографии Сергия.
Методы: анализ, сравнение, синтез, систематизация и обобщение материала.
“Желаю лучше учиться, нежели учить”, - говорил Сергий Радонежский ученикам. Но он учил, учил своим поведением, всем образом жизни, “учил собой”, как писал Борис Зайцев. Не случайно эпиграфом к своей работе я взяла слова из Евангелия: “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем”.
Светлый образ Преподобного Сергия всегда волновал сердца людей. На протяжении многих веков после его смерти и до наших дней писатели и художники обращались к нему.
Почему именно образ Преподобного Сергия так волновал сердца писателей во все времена? - проблемный вопрос, ответ на который мне поможет найти моя исследовательская работа.
Актуальность исследования заключается в том, что в этом 2014 году Преподобному исполняется 700 лет, а мы — потомки — должны помнить о том, что подвиги не всегда могут быть громкими победами, что подвиг Преподобного Сергия велик своим примером, жизненной позицией.
I Литературные произведения, в которых отражен образ преподобного Сергия Радонежского
Основным источником для воссоздания жизненного пути и учения С.Радонежского служит его “Житие”, написанное в 1417-1418 годах учеником преподобного Епифание Премудрым и переработанное во второй четверти XV века известным агиографом (от греческого “агиос” - святой и “графо” - пишу) Пахомием Лагофетом. Помимо труда Епифания, о Сергии написано, в сущности, очень мало. В XIX веке крупнейший историк русской церкви Е.Е.Голубинский, анализируя и сравнивая различные списки жития, пользуясь данными летописей, попытался с максимальной точностью воссоздать внешнюю сторону биографии Сергия. Свой путь к Сергию проторил известный русский историк В.О.Ключевский. Одновременно с Голубинским, к торжественно отмечавшемуся в 1892 году 500-летию со дня кончины преподобного, он создал небольшой, но яркий по форме и глубокий по содержанию очерк, посвященный “великому старцу”. Целый ряд новых черт образа Сергия в житии подметил тонкий и чуткий художник слова – писатель Б.К.Зайцев, работающий в эмиграции. В своей работе я исследовала два произведения: «Житие Сергия Радонежского» Епифания Мудрого и «Преподобный Сергий Радонежский» Б.К.Зайцева.
Епифаний стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде всего общему делу — делу укрепления Русского государства. Он родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван "Премудрым". Он отлично знал произведения современной ему и древней литературы, в составленные им жития обильно включены самые разнообразные сведения: географические названия, имена богословов, исторических лиц, ученых, писателей.
"Житие Сергия Радонежского" носит повествовательный характер, оно насыщено богатым фактическим материалом. Целый ряд эпизодов отличает своеобразный лирический оттенок (например, рассказ о детстве Сергия). В этом произведении Епифаний выступает мастером сюжетного повествования.
В "Житии" предстает идеальный герой древней литературы, "светоч", "божий сосуд", подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский — это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра.
Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце "пречудном и предобром", и с Божьей помощью обращается к написанию "Жития". Называя жизнь Сергия "тихим, дивным и добродетельным" житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: "Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем"3.
Центральная часть "Жития" повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал в ее утробе. Мать же носила его "как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный".
Силой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы. От божественного откровения он овладел грамотой, после смерти родителей отправился в места пустынные и вместе с братом Стефаном "начал лес валить, на плечах бревна носить, келью построили и заложили церковь небольшую". Уделом отшельника стал "труд пустынный", "жилье скорбное, суровое", полное лишений: ни яств, ни питья, ни прочих припасов. "Не было вокруг пустыни той ни сел, ни дворов, ни людей, ни проезжих дорог, не было там ни прохожего, ни посещающего, но со всех сторон все лес да пустыня"4.
Увидев это, огорчился Стефан и оставил пустыню и брата своего "пустыннолюбца и пустыннослужителя". В 23 года Варфоломей (так называли его в миру), приняв иноческий образ, был наречен в память о святых мучениках Сергии и Вакхе — Сергием.
Далее автор повествует о его делах и подвижническом труде и задает вопрос: кто может рассказать о трудах его, о подвигах его, что претерпел он один в пустыне? Невозможно рассказать, какого труда духовного, каких забот стоило ему начало всего, когда жил он столько лет в лесу пустынником, несмотря на козни демонов, угрозы зверей, "ибо много тогда было зверей в пустынном лесу том".
Он учил пришедших к нему монахов, желающих жить рядом с ним: "если служить Богу пришли, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всякую нужду и недостатки и бескорыстие и бдение".
Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: "если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!"
Он мог пребывать по три-четыре дня без пищи и есть гнилой хлеб. Чтобы заработать еду, брал в руки топор и плотничал, тесал доски с утра до вечера, изготовлял столбы.
Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, "то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил". И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего. Так воспринял его и пришедший в монастырь поселянин, не поверив, что перед ним сам игумен, настолько он был прост и невзрачен на вид. В сознании простолюдина преподобный Сергий был пророком, а на нем ни одежды красивой, ни отроков, ни слуг поспешных вокруг, ни рабов, служащих ему и честь воздающих. Все рваное, все нищее, все сирое. "Я думаю, что это не тот", — воскликнул крестьянин. Сергий же проявил чистоту душевную, любовь к ближнему: "О ком печалишься и кого ищешь, сейчас Бог даст тебе того".
Великий князь Дмитрий Донской кланяется Сергию до земли, принимая благословение преподобного на битву с Мамаевой ордой. Сергий произносит: "Подобает тебе, господин, заботиться о врученном от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных, и, так как Бог помогать тебе будет, победишь и в здравии в свое отечество с великими похвалами возвратишься".
И когда заколебался князь Дмитрий перед боем, увидев великое войско Мамаево, от святого пришел скороход с посланием: "“Без всякого сомнения, господин, с дерзновением иди против свирепства их, не ужасайся, всяко тебе поможет Бог”. И тотчас князь великий Дмитрий и все воинство его от этого большую храбрость восприняло и выступило против поганых. И сразились, и многие тела пали, и Бог помог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары..."5.
Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: "Кто я такой — грешный и худший из всех человек?" И был непреклонен.
Автор подчеркивает "светлость и святость", величие Сергия, описывая его кончину. "Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти...".
Так Сергий Радонежский "просиял" добродетелями жития и мудростью. Такие люди, как Сергий, из исторических лиц превращаются в сознании поколений в идеал, они становятся вечными спутниками, и "целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почитать их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания"[2].
Читая жизнеописание знаменитого русского святого XIV века, я отметила, что именно во времена потрясений могут появляться такие произведения, дышащие страданием и надеждой, печалью и любовью — всеми высокими чувствами, которые могут возникнуть в душе человека, болеющего за свое Отечество.
Я поняла, что автору этого произведения эти чувства близки и понятны. Мне пришлось по душе также и то, что автор изобразил Сергия именно как русского национального святого, со всеми присущими русскому человеку душевными качествами, из которых автор выделил ярче всех “скромность подвижничества”. Черта эта истинно русская. Не зря в жизнеописании своими человеческими приметами и самой сутью подвига Сергию противопоставляется другой, католический святой — Франциск Ассизский. Преподобный Сергий не отмечен особым талантом, даром красноречия. Он “бедней” способностями, чем старший брат Стефан. Но зато он излучает свет — незаметно и постоянно.
Б. К. Зайцев в своем произведении поставил перед собой задачу, как я полагаю, раскрыть образ Сергия в постепенном, ясном, непрерывном и даже не в драматическом восхождении к святости. Святость растет в нем органично[4].
Сергий последовательно тверд и непреклонен в своей кротости, смирении, скромности. Когда монастырская братия вдруг начала роптать, игумен не впал в пастырский гнев, не стал обличать своих “детей” за греховность. Он, уже старый человек, взял посох свой и ушел в дикие места, где основал скит Киржач. И другу своему, митрополиту московскому Алексию, не позволил наложить на себя золотой крест митрополичий: “От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете”.
Таким мировоззрением св. Сергий на Руси завоевывает великий нравственный авторитет, который, как показала история, только и позволяет ему совершить главный подвиг жизни — благословить Дмитрия Московского на битву с поработителями Отечества.
О Преподобном Сергии в своих произведениях писали также: Сергей Бородин в историческом романе «Дмитрий Донской» 1940 г.,; Дмитрий Балашов в исторических романах «Ветер времени» и «Похвала Сергию» ; Иван Шмелев в рассказе «Куликово поле» 1939 г., Андрей Валентинов цикл «Око силы» фэнтези, 1990 г.
Заключение.
Внимайте себе, братие.
Прежде имейте страх Божий,
чистоту душевную и любовь нелицемерную…
Преподобный Сергий Радонежский.
В.О.Ключевский в своей речи «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства» назвал Сергия Радонежского носителем чудодейственной искры, способной вызвать действие нравственной силы, скрытой в людях, утверждал, что нравственный подвиг Сергия очень высок и достоин подражания.
Святой Сергий Радонежский — удивительная, яркая личность. Его жизненный путь представляет собой образец святости и веры. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога. «Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России. Подвиг его всечеловечен», - писал о нем Борис Зайцев.[5]
Используемые источники
Приложение 1
Епифаний Мудрый «Житие Сергия Радонежского»
Приложение 2
Приложение 3
Сергиев Посад Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] Страницы произведения на стр.14 в Приложении
[2] Епифаний Премудрый «Житие Сергия Радонежского».
[3] Приложение 2. стр.15.
[4] Из книги Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» 1925 год. «Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди тихие и спокойные, почтенные и справедливые, очень религиозные, «с крепким и серьезным складом жизни». Сына с детства приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда принимали странников, и связанное с ними «ищущее, мечтательно противящееся обыденности» начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усовещивали его. «Замечательны… отношения с родными». И мать, и отец с ранних лет Варфоломея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но «с некоторой печатью». Очень строго соблюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упрашивала сына не насиловать себя, но он почтительно, но твердо возражал».
[5] Приложение 3. Сергиев Посад Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Хитрость Дидоны
Любимое яичко
В Китае испытали "автобус будущего"
Иван Васильевич меняет профессию
Рождественский венок