В данной статье прослеживается взаимосвязь использования зеркала и зеркальных отражений в произведениях русских писателей и поэтов как мгогозначный способ раскрытия художественного образа. Образ зеркала в литературе является средством выразительности, обогащающим язык, несущим ассоциативную нагрузку для восприятия, осмысления и интерпретации картины мира. Исследование представляет интерес для студентов и преподавателей гуманитарных дисциплин при изучении произведений и анализе текстов, эпизодов.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_so_valeriya_obraz_zerkala.doc | 46 КБ |
Образ зеркала в произведениях художественной литературы
Со Валерия,
экономическое отделение,
специальность «Право и организация
социального обеспечения», I курс
Научный руководитель: Будаева Т.А.,
преподаватель ПЦК общих и гуманитарных дисциплин
Аннотация: в данной статье прослеживается взаимосвязь использования зеркала и зеркальных отражений в произведениях русских писателей и поэтов как многозначный способ раскрытия художественного образа. Образ зеркала в литературе является средством выразительности, обогащающим язык, несущим ассоциативную нагрузку для восприятия, осмысления и интерпретации картины мира. Исследование представляет интерес для студентов и преподавателей гуманитарных дисциплин при изучении произведений и анализе текстов, эпизодов.
Ключевые слова: зеркало, отражение, образ, двойное видение, изобразительные ассоциации.
Загадочный мир зеркал... Разве это может не заинтересовать? Из всех предметов интерьера зеркало - наиболее загадочный и мистический предмет, который во все времена был окружен ореолом мистики и тайны. Жизнь современного человека невозможно представить без зеркала. Что значит зеркало в нашей жизни? Нам захотелось приоткрыть дверь в этот удивительный мир. Как давно он открылся людям? Возможно, обыкновенное зеркало - первый волшебный предмет, созданный человеком.
Его история теряется в глубине веков. Первые зеркала делали еще в Древнем Шумере, Индии и Египте, позже - в XII веке - венецианские мастера, жившие и работавшие на острове Мурано.
С древних времен зеркала интриговали и притягивали своей магической сущностью.
В оккультной науке зеркало является не только отражающей поверхностью, но и связующим звеном между человеком и душой (сознанием и подсознанием).
Как в зеркале мы каждый раз видим новое свое отражение, так и у поэтов и писателей образ зеркала в разные годы обретал новое значение.
Почему сегодня, как и много веков назад, что-то удерживает нас перед зеркалом, завораживает и не отпускает. Придумав зеркало, человек и не подозревал, что создал одну из самых загадочных в мире вещей.
В чем же состоит мистика зеркала? Испокон веков люди считали, что в старинных зеркалах заключены души всех, кто в них когда-либо смотрелся.
До сих пор некоторые люди пытаются с его помощью общаться с потусторонним миром, предсказывать будущее и узнавать тайны прошлого.
Многие ученые убеждены, что зеркало, как всякая вещь, окружено неким невидимым полем.
Самое древнее объяснение мистических свойств зеркал принадлежит Парацельсу, который считал зеркала тоннелем, соединяющим материальный и тонкий миры. Это и галлюцинации, и видения, и голоса, и странные звуки, и внезапный холод, и ощущение чьего-то присутствия - в общем, все, что имеет мощное влияние на психику человека. Основываясь на теории Парацельса, медики прошлого использовали подобные свойства зеркал для воздействия на подсознание человека, для гипноза и разного рода внушений [1, с. 17].
Когда-то на Руси очень широкое распространение получило гадание: два зеркала направляли друг на друга, расставляли горящие свечи и внимательно смотрели в зеркальный коридор, создаваемый отражением двух зеркал, надеясь увидеть свою судьбу. До начала сеанса следует закрыть иконы, снять крестик и засунуть его под пятку — иными словами, полностью отказаться от всех священных сил. Возможно поэтому существует поверье, будто бы зеркало людям дал Дьявол, чтоб они не томились в одиночестве и имели возможность разговаривать сами с собой.
Интересный исторический момент: Иван Грозный, очень страшившийся дурных сил и сглазов, распорядился, чтобы его жене зеркала делали лишь слепые умельцы. Тут нет ничего странного, поскольку на Руси бытовало мнение, что зеркало способно подхватить порчу и «подарить» ее любому, заглянувшему в него.
В Европе в мистические свойства зеркал верили ничуть не меньше — здесь часто монтировали зеркала в окна, чтобы отбить «вредную» энергию злого соседа, либо расположенных рядом «негативных» построек: промышленных объектов, темниц... В Испании на одеяние ребенка цепляли кучу небольших зеркал, чтобы оградить его от влияния взоров завистников. Даже королевские особы верили в магические зеркала и пользовались ими. Екатерина Медичи, страстно верившая в оккультные искусства, владела зеркалом, которое приоткрывало ей будущее Франции. Генрих IV также полагался на волшебное зеркало, чтобы раскрыть политические заговоры против себя.
В древнекитайской мифологии: «Зеркало было знаменательной эмблемой всевидящего ока их главного божества…». В индийской традиции зеркало считается символом истины.
И сейчас, в век технического прогресса, люди не забывают о мистике зеркал. Мы пугаемся, когда зеркало падает на пол, и заботливо проверяем — не откололся ли кусочек. Или, возвратившись за чем-то домой, перед уходом непременно посмотрим в зеркало. После визита неприятных людей обязательно моем зеркало, очищая от них его память. Если в доме находится покойник, зеркала занавешивают, боясь, как бы дух усопшего не ушел в зеркало, где он застрянет навечно...
Впервые человек встретился с собственным зеркальным отражением на поверхности водяной глади. Затем родилась мысль применять для изготовления зеркал как следует обработанные камни. Позже зеркала начали отливаться из различных металлов. В XVI веке было создано первое хрустальное зеркало.
Умельцы использовали в зеркальной поверхности золото и бронзу, благодаря которым смогли добиться прекрасного качества.
Однако, изобретя зеркало, люди и не догадывались, что изобрели чрезвычайно таинственную вещь. Со временем они начали постигать факт, что зеркало не просто умеет показывать окружающую действительность.
Мистические свойства зеркал начали применять гадалки и колдуны. Они нашли себе место в белой и черной магии.
Зеркало, как предмет волшебный, обладающий магическими свойствами, наиболее часто используется в литературных произведениях. Как правило, оно появляется на переломной фазе действия, выполняя организующую или предвещающую функцию. И это, конечно, не могло не отразиться в фольклоре.
В литературе зеркало – достаточно распространенный персонаж или важная деталь.
В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (взгляд Горгоны превращал людей в камень).
В других произведениях зеркало является источником видений. В русскую литературу, например, образ зеркала входит с творчеством А.С. Пушкина. Так, в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» зеркало рассказывало злой мачехе о том, что есть кто-то красивее неё.
Образ зеркала также часто употребляется и в литературных сказках.
В сказе П. Бажова «Таюткино зеркальце» рабочие находят в руднике необычный камень в виде зеркала. Барыня приказала его вырубить да ей привезти, так как она хозяйка горы. Настоящая Хозяйка горы рассердилась и разбила зеркало.
В сказке Оскара Уайльда «Звездный Мальчик», герой, прогнав свою нищую мать, превращается в уродливого карлика, но долго не может признать себя в страшном существе, которое в зеркале повторяет все его движения...
В басне И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна» обезьяна кривляется перед зеркалом, и, видя свое отражение, не может понять, что это она сама.
Всё началось с зеркала и в сказке Г.Х Андерсена «Снежная Королева». Играя с солнечным светом, Тролль разбил зеркало, а его осколок попал Каю в сердце. Так начинается новая история….
В книге Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье», большой любитель головоломок, парадоксов и «перевертышей», автор уже ставшей знаменитой «Алисы в Стране Чудес» отправляет свою любимую героиню девочку Алису в другую сказочную страну — Зазеркалье.
Как и в прошлый раз, Алиса пускается в приключения благодаря своему любопытному и симпатичному зверьку — черному котенку, с которым она в полудреме играет. А по ту сторону волшебной зеркальной грани начинаются разнообразные чудеса и превращения.
Одной из самых популярных книг известного детского писателя В. Губарева является повесть-сказка «Королевство кривых зеркал» (1951). Главной героине Оле волшебное говорящее зеркало предлагает «побывать по ту сторону зеркала». С этого времени Оля принадлежит двум пространствам – миру Предзеркалья и миру Зазеркалья. Зеркало делается своеобразным транспортным средством.
Мотив, принцип, образ зеркала могут реализовываться на всех уровнях произведения: сюжетном, композиционном и образном.
Зеркало в произведении может играть и положительную, и отрицательную роль.
В мифе о Персее зеркало играет положительную роль, так как помогает герою избавиться от страшного чудовища. В сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» у зеркала отрицательная роль, потому что Кай из доброго, веселого мальчика превращается в злого и грубого, и спасти его смогла только любовь Герды.
В повести-сказке «Королевство кривых зеркал» героине Оле удается избавиться от своих недостатков, так как она видит поведение Яло – своего зеркального отражения. Значит, роль зеркала тоже положительная.
В сказке «Звездный мальчик» главный герой благодаря зеркалу осознает, что совершил нечто ужасное, выгнав свою мать. А в «Таюткином зеркальце» хозяйка горы, разбив зеркало, наказывает жадную барыню. И в том, и в другом произведении роль зеркала положительная.
В книге «Алиса в Зазеркалье» зеркало не имеет ни положительной, ни отрицательной роли, оно является просто проводником в другой мир.
Смыслообразующие возможности зеркала особенно широко начинают использоваться и в литературе ХХ века.
Зеркало, как явление литературы, интересовало многих ученых. Символика, функции, семантика зеркала исследовались в работах М.М. Бахтина. Также образ зеркала в искусстве описал в книге «Зеркала» А.З. Вулис [2, с. 24]. Для Бахтина зеркало является способом самопознания героя через свое отражение. Он рассматривает его как границу: между «своим»-«чужим», «этим»-«иным», живым-мертвым мирами, между внешним-внутренним. О. Заболотная, анализируя организацию художественных произведений В.В. Набокова, основанных на идее двоемирия, на противопоставлении взаимоотражающихся миров, исследует принцип зеркальности в стиле и композиции. Таким образом, зеркало в художественных произведениях обозначает и образ-предмет, и прием, и симметричность композиции.
Необходимо отметить, что часто образ-мотив зеркала трактуется расширительно. С зеркалом связывают не только прямое отражение, но и двойничество, сон и сновидения, круг, тень, отпечаток, луну и солнце, водную поверхность, портрет, картину [2, с. 28].
Зеркало в художественных произведениях может указывать на возможность нездешнего видения. Оно демонстрирует картины прошлого и будущего, т.е. становится символом памяти. Особую память сохраняет историческое зеркало в рассказе С.Т. Романовского «Зеркало в старинном особняке». Оно становится своеобразным экраном, на котором оживают образы из далекого прошлого, и хранителем его информации.
Образ зеркала является участником колдовских операций и магических обрядов, например, во «Властелине колец». Зеркало никогда не бывает пустым. Оно живет жизнью отражения. Правда, здесь надо сделать оговорку в определении пустоты. Пустота понимается не как отсутствие, а как возможность наполнения.
В романе М. Кураева «Зеркало Монтачки» хранительница сравнивает зеркало с театром. Не театр – это зеркало, а зеркало – это театр, где «каждый из нас и драматург, и актер, и зритель, и даже критик. Каждый наш подход к зеркалу, каждый наш взгляд в зеркало – это же «маленький спектакль, сыгранный для себя» [6, с. 78].
В книге «Гарри Поттер и философский камень» зеркало показывало самые сокровенные желания человека.
Образ зеркала в жизни и в литературе трактуется неоднозначно, порой противоречиво. Отражение в зеркале дает возможность человеку не только всматриваться в свой внешний облик, но и открывает дорогу размышлениям о внутреннем мире, пробуждает душевные переживания. У В. Набокова мотив зеркала встречается во всех произведениях. Так, в рассказе «Облако, озеро, башня» есть зеркало в гостинице, которое наполовину полно ромашками, а остальное оно как будто не хочет отражать. Главное зеркало в рассказе – озеро. Облако символизировало свободу, лёгкость, озеро означало, что нужно посмотреть в зеркальную гладь и понять, кто ты на самом деле, и тогда твоё сознание устремится вверх, как пик башни, и ты сможешь делать все, что хочешь.
У М.А. Булгакова мотив зеркала сопровождает появление нечистой силы, связь с потусторонним миром и чудеса.
В романе «Мастер и Маргарита» прямо указывается на зеркало как на дверь в зазеркалье. Например, в квартире Стёпы Лиходеева, перед тем как забросить его в Ялту, Бегемот и Фагот сначала проходят в зеркале и только потом появляются в квартире. А Азазелло открыто выходит из зеркала, ведь он (согласно легендам) и изобрёл его в своё время; может быть, оно и было изобретено для более лёгкого перемещения, чтобы были двери в каждую квартиру, в каждый дом. Вся магия в романе сопровождается присутствием зеркал. При всех превращениях и преображениях также присутствуют зеркала. Когда Маргарита намазалась кремом Азазелло, она смотрела в зеркало; когда Николай Иванович превратился в борова, он тоже смотрел в зеркало. С другой стороны, зеркала и стёкла в романе постоянно бьются, то есть ещё раз показывается бесконечность в зеркале, на этот раз бесконечность количества осколков, и в каждом – свой новый мир. На балу у Сатаны, где присутствует одна нечисть, зеркальный пол: так все чувствуют себя уверенней, в своей стихии, где много призрачного и непонятного для обычного человека.
Загадочная зеркальная гладь у А. Ахматовой, как правило, связана с прошлым («И страшен призрак в зеркале чужом»), и прошлое это не радостно («Что таится в зеркале? - Горе»). Если считать в соответствии с мифологическими традициями многих народов, «что душа человека пребывает в его отражении в воде и в зеркале», что «душа-отражение, будучи внешней по отношению к человеку, подвержена почти тем же опасностям, что и душа-тень», то образ разбитого зеркала должен быть художественным аналогом разбитой судьбы, знаком беды, трещины жизни и даже смерти. Разбитое зеркало для Ахматовой - вызов судьбе («Измена») и «всех бед... предтеча» («В разбитом зеркале»).
Наполненная глубоким психологическим смыслом «тема зеркал» каждому автору дает возможность образ зеркала трактовать, исходя из потребностей собственных личностных переживаний.
Зеркало, его функции и значение в контексте произведения представляют огромное поле для исследования. Необходимо отметить еще один, думается, существенный момент. Зеркало равно использовалось и используется в различных художественных системах. При этом функции, как правило, одни и те же, но различны, в зависимости от системы, истолкования самого мотива зеркала.
В целом можно сделать вывод, что зеркало безразлично к художественному направлению и системе. Его основная функция – отражать отражаемое. Да, зеркало - инструмент магический. Но стоит помнить о том, что оно не генерирует зло, а лишь отражает то, что находится в нас самих. Так давайте каждое утро подходить к нему с улыбкой и благодарностью - и да свершится доброе волшебство! Закончить хотелось бы стихотворными строками Надежды Бурцевой:
О, не пугайтесь таинства зеркал!..
В них Муза щедро дарит вдохновенье:
Глаза в глаза...
... И стройных строчек пенье
влечёт — в ещё неведомый астрал...
Там глубина, непознанность сознанья...
Полёт души — в иное мирозданье...
Вы не пугайтесь таинства зеркал!..
В них свод пути в иное измеренье...
Начало всех, для нас — иных начал...
А, может — бесконечность воплощенья?..
О, не пугайтесь таинства зеркал!..
Список использованной литературы
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Плавает ли канцелярская скрепка?
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Пятёрки
Круговорот воды в пакете