Цель данной работы: узнать традиции, обычаи и правила выбора имени в Древней Руси.
В Древней Руси существовали свои правила выбора имени. В княжеских династиях были особые традиции по выбору имени.
В работе указаны принципы выбора имени,христианские имена русских князей,основные виды славянских имён, употребляемых до крещения Руси.
Вложение | Размер |
---|---|
imena_v_drevney_rusi.docx | 28.69 КБ |
Имена в Древней Руси.
Стр. | ||
1 | Содержание | 1 |
2 | Введение | 1 |
3 | Объект, предмет и цель исследования | 1 |
4 | Гипотеза и методы исследования | 2 |
5 | Основная часть | 2 |
Основные виды славянских имён, употребляемых до Крещения Руси | 2 | |
Традиция имянаречения в княжеских династиях. Принципы выбора имени | 2 | |
Христианские имена русских князей | 3 | |
Список имен | 4 | |
6 | Полученный результат | 4 |
7 | Использованные материалы | 5 |
2. Введение
Имя дается при рождении каждому человеку в соответствии с традициями и обычаями его народа. Мне стало интересно какие имена были в Древней Руси и какие факторы определяли выбор имени.
3. Объект, предмет и цель исследования.
Объект исследования: имена в Древней Руси.
Предмет исследования: традиции, обычаи и правила выбора имени в Древней Руси.
Цель проекта: Лучше узнать традиции своего народа и ознакомить с ними одноклассников.
4. Гипотеза и методы исследования.
Гипотеза: В Древней Руси существовали свои правила выбора имени. В княжеских династиях были особые традиции по выбору имени.
Методы исследования:
- Подбор информационного материала по теме в книгах и Интернете.
- Изучение подобранного информационного материала.
- Систематизация сведений, полученных при изучении информационного материала.
5. Основная часть.
Основные виды славянских имён, употребляемых до Крещения Руси:
В первые века после Крещения Руси (X—XIII вв.) славянские имена употреблялись в быту. А имя, данное ребенку во время обряда крещения (крестильное имя) использовались лишь в церкви. Это были в основном греческие имена.
С XIV века основным именем становится христианское (крестильное). Из славянских имён сохранились в употреблении лишь те, которые носили канонизированные святые — тем самым эти имена стали даваться в крещении (Владимир, Всеволод, Борис и др.). При этом люди продолжали иметь прозвища, уже не традиционные, а обычно связанные с той или иной чертой человека и определяемые живым языком (Волк, Палка, Большой и т. п.), от них позже стали образовываться русские фамилии (Волков, Палкин, Большов и т. п.).
Ряд имён из славянских корней возник как перевод греческих, например, Вера, Надежда, Любовь (Пистис, Элпис, Агапе), Лев (Леон). К славянским дохристианским они не относятся.
Выбор имени являлся особо значимым моментом как в жизни родителей, семьи, рода, так и самого нарекаемого. Отыскание подходящего имени для младенца оказывалось иногда труднейшей проблемой и приводило даже к семейном спорам.
Особый пласт имён представляли княжеские имена, преимущественно употребляемые в правящем роду, у каждого славянского племени набор их был отличен.
Традиция имянаречения в княжеских династиях.
Принципы выбора имени
За 600 лет своего существования династия Рюриковичей выработала целый свод правил, связанный с идеей передачи власти.
Во-первых, исконные, языческие по своему происхождению княжеские имена (Владимир, Мстислав, Ярослав, Святополк и тому подобные) не используются в Древней Руси другими людьми, некнязьями. Хотя имена знати могут быть очень похожи на имена Рюриковичей (Творимир, Жирослав, Мирослав, Воигост). Таким образом, имя оказывается средством выделения династии из числа прочих людей.
Во-вторых, каждый новорожденный княжич должен получить имя, которое носил его предок, правивший на этой земле. При этом ему нельзя дать имя отца или деда, если то еще жив. В династии не бывает Ярославов Ярославичей, Святославов Святославичей или Владимиров Владимировичей, если только отец ребенка не погиб, пока ребенок был в утробе матери. Имя ребенку выбирал отец или дед, стараясь выбрать подходящее имя, которое в определенном смысле задает будущую судьбу ребенка. Если мальчика называют Изяславом в честь недавно умершего курского князя Изяслава, значит, его со временем прочат на княжение в Курске.
Имена самых прославленных предков, в особенности, занимавших главный киевский престол, пользуются наибольшей популярностью. Это создает огромное количество тезок. Например, могло быть одновременно четыре Святослава и два Олега Святославича. Это может показаться крайне неудобным, но князья, по-видимому, прекрасно справлялись.
Итак, в династии живые прямые предки называют наследников именами предков умерших, в зависимости от того, какие планы они связывают с появлением новорожденного.
На Руси точное воспроизведение имени отца, находилось под запретом. Зато его можно было использовать частично, воспроизводить одну из основ. Так сын Всеволода становился Володимером, а сын Ярослава Святославом.
Княжеские престолы не должны были пустовать, не простаивали и родовые имена. Умирал один носитель имени Всеволод и вскорости это имя получал его новорожденный родич. В этом смысле в княжеском роду как бы не существовало смерти — умершие предки воплощались в своих тезках-потомках и всем вместе, по праву крови, в совокупности владели землей.
Христианские имена русских князей
После Крещения Руси, христианская церковь принесла с собой новые христианских имен, которые поначалу не несли никакой родовой информации. Они не были именами предков, не имели истории на этой земле и не могли помочь в передаче власти. Династия Рюриковичей сразу вместе с крещением приняла эти новые имена, но и не отказалась от имен прежних. Отныне у князя есть, по крайней мере, два имени: исконное и крестильное. Князь Ярослав обладал еще и именем Георгий, его сын Всеволод был в крещении Андреем, его внук Владимир -- Василием, а его правнук Мстислав — Федором. Постепенно христианские имена прославленных предков у Рюриковичей начинают даваться в качестве единственных. Процесс этот происходил очень медленно и был завершен лишь к XV веку.
При этом правила выбора родового имени изменились. Теперь князь может носит такое же христианское имя, что и его живущий отец (Василий Васильевич, Иван Иванович и Семен Семенович).
Двуименность не исчезла, только теперь она стала христианской. Теперь одно из христианских имен князя повторяло христианское имя кого-либо из предков, а второе имя давалось точно по календарю и было связано с днем рождения или днем крещения. Так Иван III был еще и Тимофеем, его сын Василий -- Гавриилом, Иван Грозный --Титом.
Многие принципы династии — это правила неписаные. Ни в одном источнике, относящемуся к домонгольской Руси, не зафиксировано, что ребенка нельзя называть именем живого отца или деда, что детям надо давать имена умерших предков и что княжеские родовые имена не пристало носить их подданным. Тем не менее, эти правила неукоснительно соблюдаются из поколения в поколение, они понятны не только самим князьям, но и их окружению.
Список имен.
В заключении приведу некоторые имена, употребляемые в Древней Руси, которые употребляются и в наше время:
Бажен — желанное дитя, желанный.
Богдан — Богом данный, подарок Бога, ребёнок данный Богом.
Борислав — славный борьбой — борец за славу. Сокращённые имена: Борис, Боря.
Братислав — славный братьями — От БРАТИ — бороться и СЛАВ — славить.
Вадим — спорщик, раздорник (от древнерусского «вадити» — сеять смуту, спорить)
Вера — вера, верная.
Владимир (Володимер) — владеющий миром.
Владислав (Володислав, сокр. Влад) — владеющий славой.
Всеволод — властелин народа, всем владеющий.
Вячеслав (Вацслав) — наиславнейший, самый славный.
Добрыня — добродушный.
Любовь — любовь, любимая.
Людмила — людям милая.
Мстислав — от «месть» и «слава», собственно «мсти за славу»
Ростислав — возрастающая слава.
Святогор — несокрушимая святость. Легендарная личность: Святогор — былинный богатырь.
Святополк — предводитель священного войска.
Святослав — священная слава
Снежана — беловолосая, холодная.
Станислав — устанавливающий славу.
Ярополк — ярое (мощное) войско, предводитель солнечного войска.
Ярослав — обладающий ярой (мощной) славой, славящий Ярилу (бога Солнца).
6. Полученный результат
Гипотеза подтвердилась: в Древней Руси существовали правила выбора имени, особенно это касалось имянаречения в княжеских династиях.
7. Использованные материалы
- Интернет-сайт ru.wikipedia.org статья «Список имён славянского происхождения»
- Интернет-сайт www.km.ru Реферат Бабичева К.Г. «Дохристианская и христианская системы имянаречения как фактор изменения общественной жизни»
- Интернет-сайт postnauka.ru статья Ф.Успенского « Династический обиход домонгольской Руси»
- Книга Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских именах. — Л.: Лениздат, 1991.
Строгов Тихон 5«А» классСтраница
Золотая хохлома
Лист Мёбиуса
Сказка "Узнай-зеркала"
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Зимний лес в вашем доме