В данной исследовательской работе в доступной форме изложен материал о «волшебной силе» числа 3 в сказках и жизни человека. Число 3 – волшебное, оно используется в сказках, мифах древнего мира. Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел. Мы пришли к выводу, что числительные играют в сказках немаловажную роль и изучение их значения помогает увидеть, почувствовать глубину текста, проникнуть мысль текста.
Вложение | Размер |
---|---|
chislo_3_v_skazkakh.doc | 115 КБ |
III районная научно-практическая конференция
«Первый шаг в науку» (1-4 кл.)
Волшебная сила числа 3 в жизни и сказках
Автор: Крощенко Ярослав Сергеевич
3 класс МАОУ «Шипаковская ООШ»
Руководитель: Семёнова
Людмила Васильевна
учитель начальных классов
МАОУ «Шипаковская ООШ»
с.Шипаково
2012
Оглавление
Введение
Цель: Приоткрыть завесу тайн, связанных с числом 3.
Задачи:
Гипотеза:
Если я проанализирую русские сказки, то я узнаю, какое число чаще встречается в этих произведениях и узнаю «волшебную» силу этого числа в сказках и в жизни человека.
Обоснование:
На уроках чтения мы много читали сказок разных народов мира и сравнивали их с русскими сказками. И у меня есть младший братишка, он любит, когда я ему читаю книжки, особенно русские народные сказки. Во всех сказках мне встречались различные числа: 3, 7, 13, 33 и т.д. Мне захотелось узнать, какое число чаще всего встречается в русских сказках. Стало интересно, какую «волшебную» силу оно имеет в сказках и жизни человека
Методы исследования:
Практическая часть
Анализ сказок:
Я проанализировал тексты сказок, попытался понять, насколько часто встречаются те или иные числа, что они обозначают и с какими историческими, бытовыми представлениями народа связано их использование.
Числа | 3 | 2 | 4 | 7 | 12 | 5 | 40 | 6 | 1 | 10 | 13 | 9 | 25 | 33 |
Кол-во раз | 37 | 15 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Из нашей таблицы следует, что самым часто используемым числом является – «3»(37 раз).
Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.
Мне очень нравится читать их. И русские народные, и авторские, и сказки разных народов, - все они поучительные, несут в себе что-то таинственное, волшебное, загадочное. Читая русские народные сказки, понимаешь, что в них отражается душа русского человека, уклад жизни, его вера, суеверия… В наших сказках детям рассказывают доступным языком о том, что хорошо, а что плохо. Учат, как правильно нужно жить, как относиться к людям. Если имя героя, то обязательно со смыслом (Иван-дурак, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Рукодельница, Ленивица и т.д.), если предмет волшебный, то к месту. И пословицы в сказках, и поговорки-поучения - всему место найдется! Числительные не исключение. Часто в русских народных сказках встречается троекратный повтор. Любят русские к делу подходить с третьего раза! Характер такой! Опять же вера: 3 – это божественное совершенство (Отец, Сын, Святой Дух).
Всем классом прочитали сказку Владимира Одоевского «Мороз Иванович». В ней
Мороз Иванович говорит Рукодельнице: «Отдам тебе ведерко, только ты мне три дня
послужи».
Сказка «Марья Моревна»:
В некотором государстве: Иван Царевич и три его сестры.
В три года Иван переженил трех своих сестер, женихи являлись после того, как ударял гром (соответственно три раза, по разу в год).
Три ведра воды, поданные Иваном, выпил Кощей и скинул цепи.
Иван в поисках Марьи Моревны идет три дня: «идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец (1). У дворца дуб (2) стоит, на дубу ясен сокол (3) сидит».
Так Иван посетил трех своих сестер, до каждой добирался три дня и гостил у каждой по три дня.
За три дня добрался Иван после гостей до Марьи Моревны.
Кощей обещает простить Ивана-похитителя Марьи Моревны два раза, а на третий раз — изрубить на куски.
Иван делает три попытки увоза Марьи Моревны.
Трое зятьев Ивана спешат на выручку, оживляют Ивана.
Из речи Кощея: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга....Я у нее три дня пастухом был... А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза...»
В поисках быстроногого коня Иван щадит трижды: птицу с птенцами, пчел, львицу со львенком.
«Три дня» — определяет баба-яга Ивану службу у себя.
Два дня Иван пасет лошадей, возвращать которых в стойло помогают птицы и звери. На третий день Ивану помогают пчелы и дают совет по выбору лошади для побега.
Три раза Иван машет платком через реку, и возникает широкий мост-переправа. Если махнуть только два раза — мост получается «тоненький-тоненький», который обломился под бабой-ягой.
Победив Кощея, Иван с Марьей Моревной возвращаются восвояси, погостив по пути в домах трех сестер Ивана.
Сказка «Сивка-бурка»:
«Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали»....
Каждый сын по очереди в ночь выходил стеречь пшеницу, погубляемую вором. На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.
Сивка-бурка: «...свистни три раза молодецким посвистом... я тут и буду».
Три дня выезжали братья и Иванушка на Сивке-бурке в город посмотреть на Елену Прекрасную.
Иванушка в первой попытке на Сивке-бурке снять перстень с руки Елены Прекрасной, сидящей в тереме, не допрыгнул до царевны три бревна.
С третьей попытки Иванушка снял перстень с руки Елены Прекрасной.
«Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.
Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»
«В некотором царстве... жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка».
Подкараулил Иван в первую ночь (пошел караулить, не надеясь на старшего брата) чудо-юдо о шести головах и с одного взмаха сшиб ему три головы. Со второго раза — последние три головы чудища.
Во вторую ночь победил девятиголовое чудо-юдо: сначала снес шесть голов, затем последние три.
На третью ночь отправился Иван «на страшный бой» с двенадцатиголовым чудищем. Срубил ему сначала три головы, затем шесть голов, в третий раз — девять голов, но все они снова приросли у чудища.
Вбитый в землю чудищем Иван три раза будил спавших в избушке братьев: бросал сначала правую, затем левую рукавицы, шапку.
Наконец выбрался Иван из земли, изловчился и отсек чуду-юду огненный палец, которым тот головы приращивал, и после все двенадцать голов у чудища срубил.
«...три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха...» сговариваются отомстить Ивану.
Трижды спасает Иван братьев от козней жен убитых чудищ.
Спасаясь от погони старой змеихи, обратившейся в свинью, братья скачут в три разные стороны: направо, налево, Иван — вперед.
Сказка "Окаменелое царство»:
Солдат охраняет сад короля три года, на третий год половина деревьев в саду оказывается поломанной.
Солдат ранил в крыло птицу, губившую деревья, и из ее крыла выпали три пера.
Царевна приказала солдату читать книгу три ночи и обещала выйти за него замуж.
Солдат выдержал все три ночи и женился на царевне.
Сказка «Царевна лягушка»
«В некотором царстве... жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».
Три брата пускают по стреле из лука в поисках невесты.
Иван ищет свою стрелу три дня.
Сыграли три свадьбы.
Стилистический прием — три однородных члена: Василиса Премудрая изукрасила каравай узорами: «по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие...»
Трижды царь-отец дает задание своим невесткам: испечь каравай, соткать ковер, явиться на пир, чтобы посмотреть, которая из них лучше пляшет. В три этапа, соответственно, принимает задание.
Карета Василисы Премудрой запряжена тройкой гнедых лошадей.
Василиса Премудрая: «Ах, Иван-царевич... Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня...»
Иван истер в пути три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба.
Встречный старик рассказал Ивану, что на Василису Премудрую наложено ее отцом Кощеем заклятье — быть лягушкой три года.
Во время пути Иван четыре раза пожалел и не убил: медведя, селезня, зайца и щуку.
И они в свою очередь помогли Ивану добыть Кощееву смерть: иглу в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в ларце, ларец — на вершине дуба, дуб — в дремучем лесу (6 позиций).
ПУШКИН И ЕГО СКАЗКИ
Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число 3.
Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз.
Вспомним его лучшую сказку «Сказку о царе Салтане»:
«Три девицы — под окном...»
Спасение Гвидоном лебеди от коршуна (инициация с перспективой награды)
Лебедь: «Ты царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня».
Три приезда купцов в город Гвидона.
Три провокации трех испытательниц — «ткачихи с поварихой с сватьей бабой Бабарихой». Провокации — задания идущие по восходящей — требование чуда с острова-Буяна.
Три чуда: белка с золотыми орешками, тридцать три (одиннадцать по три!) богатыря, Царевна-лебедь. Только третье чудо становится завершающим, венчающим, ключевым, открывающим перспективу, поскольку именно оно привело Салтана на остров Гвидона, что затем дало целое — все оказались со всеми, то есть добились Целого.
В «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у балды такой огромный кулак.
Жадный поп, считая себя умным и хитрым, надеется на «русский авось».
Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет « погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Чтобы показать «русское лукавство» ума Балды, Пушкин использует традиционный утроенный мотив сказок – поединок с чёртом.
Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым разом:
в первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит».
Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».
Первые два задания чертёнок придумал:
O «кто скорее из нас обежит около моря».
O «кто далее палку бросит».
А третье задание сам Балда задал:
«Кобылу подыми-ка ты,
Да неси её полверсты».
Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает чёрта.
Не зря испугались черти Балды. С таким же страхом ждёт своей расплаты поп.
С каждым щелчком сила щелчка растёт. Мы чувствуем юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар балды, если щелк его такой силы. Вот тебе и «глупый» Балда. Оказался он умнее и хитрее даже попа.
С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелчка
Лишился он языка,
А с третьего щелчка
Вышибло ум у старика.
Поэт говорит о бесшабашности русского характера. Выражая свои симпатии Балде, автор презрительно смеется над бесёнком («ножки протянул») и над попом («со страху корчится»), которые вздумали тягаться «с самим Балдой».
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Уже в первой строчке читаем:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря полюбилось царю, тихо подслушивавшему речь девиц «позадь забора».
Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.
Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Они как бы заново воскресли. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича.
Тридцать три богатыря на берегу очутились. Цифра 33 содержит в себе значение множества:
«И очутятся на берегу,
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор».
И лебедь стала царевной , у которой:
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама то величава
Выступает, будто пава,
А как речь то говорит –
Словно реченька журчит».
Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич своих обидчиков: «впился комар тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос.
Когда в третий раз прилетел царевич к царю Салтану, мы читаем:
«А ткачиха с поварихой,
Со сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят».
Действительно, у поварихи с ткачихой осталось по одному глазу, а у бабы Бабарихи – два. Так наказал царевич своих тёток за злые языки.
Начало «Сказки о рыбаке и рыбке» предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе: «Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года».
Так же, как и в предыдущей сказке, утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования.
Три раза старик кидал в море свой невод:
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной,
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травой морской,
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой – золотой.
«Сказка о золотом петушке»:
Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.
Традиционный мотив – бой с врагом.
Три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.
В третий раз сам царь поехал
Числительные выполняют не только информативную роль, но и экспрессивную функцию. Число 3 оказывается «движущей пружиной» сказок.
Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, мы можем смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число 3. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования. Цифры 33,39,30, 7 содержат в себе значение множества. Цифры «8», «6» являются чётными. А у народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью, с нечистой силой.
Анализ анкет учащихся(приложение 1) с 3 по 8 класс и взрослых(28 человек):
Выявление значения числа 3 в жизни человека
Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, счастливым числом.
Число 3 имеет начало, середину и конец.
Время люди делят на настоящее, прошедшее и будущее.
Свое бытие человек разделяет на 3 части: жизнь, смерть и сон.
Мир делится на 3 царства: земное, подземное и небесное.
3 периода жизни человека: молодость, зрелость, старость.
Трех мерность пространства высота, ширина, длина.
Три состояние веществ в природе: твёрдоё, жидкое, газообразное.
С числом 3 связан треугольник, первая геометрическая фигура.
Изучая русский язык:
у глагола 3 времени: настоящее, прошедшее и будущее;
у имени существительного 3 склонения;
имена существительные и прилагательные бывают мужского, женского и
среднего рода.
В музыке есть три кита: танец, песня, марш.
На улицах города можно увидеть светофор с тремя огоньками: красный, желтый,
зеленый.
Легенды тоже не избежали число 3.Например сказание о том, что земля держится на
трёх китах.
А приметы? Мы трижды стучим по дереву и трижды плюём через левое плечо.
И наконец, последний пример: Земля – третья по расстоянию от солнца большая
планета Солнечной системы.
Поэтому число 3 играло и играет важную роль в жизни людей, это особенное число,
магическое.
Число 3 – волшебное, оно используется в сказках, мифах древнего мира.
Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел. Мы пришли к выводу, что числительные играют в сказках немаловажную роль и изучение их значения помогает увидеть, почувствовать глубину текста, проникнуть мысль текста.
Теоретическая часть
Наука о числах – древнейшая наука. У древних народов числам приписывались особые свойства, в них они видели проявление действия потусторонних сил. Поэтому число 3 –таинственное, загадочное. Чем же оно замечательно? Я решил это выяснить. Изучил материал. Числа повсеместно присутствуют в нашей жизни. Везде и всюду мы только и делаем, что считаем: когда идем в магазин, на концерт, путешествуем, делаем домашнее задание и многое другое.
Первобытные люди прожили много лет без всяких знаний о числах. Числа казались им чем-то таинственным. Любой предмет можно было увидеть и потрогать. Число потрогать нельзя. Но ведь числа существуют реально, все предметы мы можем посчитать. В далекие времена люди считали «один, два, много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Число 3 обозначало «все». Число 3 считалось в древности магическим и потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (1+2=3).
Вывод: число три играет важную роль в жизни человека. Об особенностях этого числа написано много разнообразных книг. Поэты посвящают ему стихи, писатели используют в своих произведениях. Мир чисел полон интереснейших тайн, среди них есть и те, что до сих пор не познаны.
Заключение
Мир чисел настолько загадочен и увлекателен, что занимаясь данной работой, я
нашёл для себя много нового и интересного. Я ближе познакомился с «волшебной силой» числа три в русских сказках и в жизни человека. Число три в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива создает размеренный ритм повествования. Узнал, что люди из древне поклонялись числу три. В современной жизни до сих пор трижды стучим по дереву и трижды плюём через левое плечо. Это число встречается везде: в магазине, в книгах, в деньгах, во времени, в возрасте и т.д.
Аннотация
В данной исследовательской работе в доступной форме изложен материал о «волшебной силе» числа 3 в сказках и жизни человека. Число 3 – волшебное, оно используется в сказках, мифах древнего мира. Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел. Мы пришли к выводу, что числительные играют в сказках немаловажную роль и изучение их значения помогает увидеть, почувствовать глубину текста, проникнуть мысль текста.
При написании исследовательской работы использованы Интернет и энциклопедическая литература для школьников.. Свою работу я проводил в течение этого 2012 года.
Список использованных источников и литературы
Приложение 1
Анкета
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Ласточка
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Рисуем пшеничное поле гуашью
Аэродинамика и воздушный шарик
Девчата