Конкурсное сочинение
Вложение | Размер |
---|---|
surovaya_pravda_voyny_v_rasskaze_m.a.sholokhova_sudba_cheloveka.docx | 22.8 КБ |
Суровая правда войны в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека».
Читая и перечитывая то или иное шолоховское произведение, постоянно вспоминаю его слова о призвании художника писать истину. Добывать эти крупицы золота истины совсем не просто, и не только потому, что нужен талант. Здесь необходимы и испепеляющая требовательность к себе, и совершенно фантастическое трудолюбие, и настоящая художественная зоркость сердца и ума, и огромное знание того, о чем пишешь. И, наконец, то мастерство, когда забываешь, что перед тобой череда слов, и встает со страниц в захватывающих образах сама жизнь, полная драматизма, правды, красоты и величия народного духа.
«Война-это страшно, потому что на ней умирают. Рядом твой товарищ, тепленький, живой, может в любую секунду умереть… И где-то далеко заголосит мать…Тебя тоже может не стать. Один миг и - ничего нет. Ну а если все же есть жизнь там, то зачем она- без всех, кто был рядом с тобой здесь?..»
Эти размышления солдата о смерти я, дочитывая рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», вспомнила не случайно. Ведь восприятие жизни земной, когда сам остался, а родных унесла война, может оказаться похожим: зачем я- здесь, без всех? Чувство вины, что их нет, а ты есть, не дает покоя. Такую, должно быть, неизбывную муку испытывал Андрей Соколов.
Не помню, где читала, что главный герой «Судьбы человека» - лицо реальное, действительно встретившееся писателю ранней весной тысяча девятьсот сорок шестого года. От него Шолохов услышал горькую повесть жизни и написал рассказ, который явился «точкой отсчета» новой литературы о войне, объединенной под названием «Окопная правда».Авторы произведений послевоенных лет обратились к изображению суровых военных будней, стремясь проникнуть в психологические глубины человека, постичь его духовный мир, смятение, солдатскую тоску. Именно об этих мучениях книга сострадающего, всепонимающего Шолохова.
Уже в самомначале рассказа автор обозначает две основные темы: тему войны, несущей человечеству боль и смерть, и жизни, продолжающейся вопреки перенесенным ужасам.
Описание пробуждающейся от зимнего сна природы сменяется трагическим повествованием рассказчика.Память возвращает Андрея Соколова в его молодость, довоенную пору. Ему пришлось пережить в голодные годы смерть самых близких людей: матери, отца, сестры. Встреча с Ириной, воспитанницей детского дома, зажигает в его сердце, так рано узнавшем горечь потерь, всепобеждающую любовь. И дальше все свершается по ее законам: создается семья, рождаются дети, строится дом. В представлении шолоховского героя это и есть счастье, те высшие ценности, которые воспитали в нем чувство ответственности за тех, кто рядом.
Но естественное течение мирной жизни обрывает война… Мужчины уходят на фронт. Уходит и Андрей.
Сцена его прощания с семьей до предела напряжена, исполнена рвущего душу предчувствия беды. Жена Ирина, с распухшим от слез лицом, с «мутными, бессмысленными, как у тронутого умом человека глазами», только и может вымолвить: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся … мы с тобой… больше… на этом свете…»
Женские слезы, женские переживания… Ничего нет трогательнее, тягостнее для мужчины. Андрей не может простить себе, что оттолкнул тогда жену, не понял ее прощальных чувств. И в гибели Ирины и дочерей ощущает свою вину. В смерти сына тоже готов упрекнуть себя.
Конечно, шолоховский рассказчик не виноват ни в своем горе, ни в том, что попал в плен к немцам, где довелось ему испытать нечеловеческие физические и духовные страдания.Но в жутких условиях фашистского плена и он, и большинство солдат не теряют достоинства, поддерживают друг друга, спасают от смерти.
Военнопленные в большинстве своем чувствуют себя сродненными одним горем, одной судьбою. Отсюда их стремление к самопожертвованию. Так, восхищенное уважение вызывает поступок военного врача, который, выбиваясь из последних сил, «великое свое дело делал»: старался облегчить страдания другим. Неспроста у Шолохова подвиг милосердия совершается в Божьем храме. События, происходящие в нем, кажутся мне глубоко символичными.
Церковь с разбитым куполом, ставшая временным местом заключения узников, представляется мне образом несчастной, поруганной, но не сломленной врагами Руси.Беззащитность же пленного солдата перед жестокостью оккупантов ассоциируется в воображении писателя с библейским образом агнца, Божьего праведника, поэтому он и сравнивает загнанных в церковь людей с «овцами в темном катухе». Шолохов подчёркивает, что место длямолебен, воспарения человеческого духа, как ни жутко это звучит, можно превратить в тюрьму для тел. Но для свободной, бессмертной души- никогда! Разве возможно ее пленить? Ведь и здесь она продолжает свою работу, определяет для себя выбор.
Именно в доме Господнем Андрей сознательно идет на один из самых страшных грехов- убийство. Однако у войны свои законы. Под сводами поруганной церкви, под небом униженной Руси гибнет предатель, враг, исповедующий звериную философию: «Умри ты сегодня, а я завтра». Но спасен защитник земли русской, чье дело у нас почиталось как высокое, святое.
Два года провел Соколов в немецких застенках, где его били, морили голодом, где не однажды заглядывала ему «в зрачки» смерть так, что он чувствовал, как тянет от нее леденящим холодом. Но никогда герой не терял силу духа и выдержку.
Так, Соколов не падает перед лагерфюрером Мюллером на колени, не умоляет сохранить себе жизнь. Он готов встретить смерть с достоинством, мужеством, которые поражают коменданта концлагеря. Полученные «за смелость» хлеб и кусок сала солдат несет в барак, чтобы разделить эту пищу с товарищами поровну. Только тот, кто испытал муки физического голода, может оценить этот высокий поступок шолоховского героя.
Четыре года герой рассказа шел через бои и фашистские лагеря к семье, к дому, а вернулся- и ни жены, ни детей. На месте дома- глубокая воронка, наполненная ржавой водой. Остался лишь сын, воевавший на полях сражений. А значит, еще было ради чего жить. Но вдруг: «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее». И это случилось в день Победы…
«Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один».Какая бездна сдержанной боли в словах героя! Никогда уже не забыть читателю глаз Андрея, «словно присыпанных пеплом, наполненных такой неизбывной тоскою, что в них трудно смотреть». А сколько их было таких глаз! Не только шолоховский герой мог воскликнуть разрывающие сердце слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?»
Разлученные смертью мужья и жены, оставшиеся без родителей и отчего дома дети… Так бесчинствует в рассказе война. Но жизнь продолжается. И, пройдя через все несчастья, шолоховский герой поднимается на борьбу против уготованных ему одиночества и опустошенности. Он усыновляет мальчика-сироту, чтобы «отогреться душою». Ванюшка, которого «взял себе в дети» Соколов, мудро решив «не пропадать порознь», должен наполнить его существование смыслом. Для радости приходит в мир человек, а радость заключается в том, чтобы заботиться о других. И пусть не берут Андрея во сне ушедшие родные, не может он теперь уйти с ними. Здесь, «по эту сторону», нужен он своему «отыскавшемуся» сынишке «со светлым, как небушко, глазами». Путь, в который отправляются в рассказе нашедшие друг друга отец и сын, - это путь к новому счастью…
О самой большой тяжести, тяжести реального исторического опыта, своего и чужого, это произведение. Иными словами, жизнь Соколова, мученика, страдальца, но все же героя,- это жизнь народа, перенесшего адскую тяжесть войны, но вышедшего из нее победителем. Вот почему рассказу автор дал обобщенное название, и критика заговорила о нем как о рассказе-эпопее.
Великий писатель верил, что прорастающее в любых условиях чудо человеческой любви к жизни уцелеет даже посреди ада и, конечно, победит зло. Не зря рассказ М.А.Шолохова начинается и заканчивается описанием весны, давно ставшей в литературе символом пробуждения жизни, утверждением вечности человека на земле.
Три загадки Солнца
Император Акбар и Бирбал
Госпожа Метелица
Твёрдое - мягкое
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари