Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку.
Цель исследования: изучить особенности волшебных сказок и их влияние на творчество учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_lery.doc | 312 КБ |
Тема:
«Влияние волшебных сказок на словесное творчество учащихся»
Выполнила:
ученица 3в класса
МБОУ СОШ №156
Красноглинского района
Прокудина Валерия
Научный руководитель:
Шафеева Э.Т.
учитель начальных классов
Самара, 2014 г.
Содержание.
Стр. | |||
1. | Введение | 2 | |
1.1. | Актуальность темы | ||
1.2. | Цель исследования | ||
1.3. | Задачи исследования | ||
1.4. | Объект и предмет исследования | ||
1.5. | Методы исследования | ||
1.6. | Гипотеза | ||
1.7. | Основополагающий и проблемные вопросы | ||
2. | Основная часть | 3 | |
3. | Практическая часть | 9-10 | |
4. | Заключение | 11 | |
5. | Литература | 12 | |
6. | Приложение | 13 |
1. Введение.
1.1. Актуальность темы.
Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку.
1.2.Цель исследования: изучить особенности волшебных сказок и их влияние на творчество учащихся.
1.3. Задачи исследования:
1.4. Объект исследования: волшебные сказки
Предмет исследования: законы создания волшебной сказки.
1.5. Методы исследования:
1.6. Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.
1.7. Основополагающий вопрос: Что такое сказка?
Проблемные вопросы:
2. Основная часть.
В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества (Википедия). В толковом словаре русского языка (Ожегов С., Шведова Н.) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», еще дается такое определение – «выдумка, ложь (разг.)» или «то же, что чудо».
Сказки бывают:
Признаки волшебных сказок:
Композиция сказки.
Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.
Призказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Как и былинный запев, она - необязательная часть волшебной сказки. Можно начать с забавной присказки, присказки-небылицы: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”.
Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».
Завязка – это начало событий.
Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».
Выдающийся российский и советский учёный, филолог-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970 гг.), проанализировав структуру русских народных волшебных сказок, убедился, что определенные герои (а их обычно в сказке не очень много) совершают определенные поступки (их число тоже ограничено). Героев обычно не более семи (может быть меньше): вредитель (антагонист), даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет), отправитель, герой, ложный герой. В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись. Победить их главному герою помогают дарители или помощники.
Поступки, которые герои совершают в сказках, Пропп называл функциями и говорил, что последовательность функций в сказках всегда одинакова. Согласно системе В.Я. Проппа, этих функций действующих лиц – тридцать одна. Они не в полном составе встречаются в каждой сказке, но основные сказочные действия все же присутствуют. В сказке может нарушаться последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события. Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга.
Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.
В таблице 1 представлены наиболее часто встречающиеся функции волшебной сказки.
Таблица 1.
| Основные функции действующих лиц. |
1. | Недостача или запрет, нарушение запрета |
2. | Отъезд или уход из дома. Дорога. |
3. | Задача, стоящая перед героем. |
4. | Встреча с помощниками. Испытание героя. Волшебные дары. |
5. | Появление сверхсильного противника. |
6. | Борьба с ним (три раза). Победа. |
7. | Возвращение домой. Часто свадьба. |
8. * | Ложный герой. |
9. * | Вновь трудные испытания. |
10. * | Беда ликвидируется. Узнавание истинного героя. |
11. * | Ложный герой наказывается. |
12. | Награждение героя, свадьба. |
Значком * обозначаются функции, которые не всегда бывают в сказках.
Я проанализировала волшебную сказку «Иван -царевич и серый волк» и выяснила, что в ней есть многие из перечисленных функций (таблица 2).
Таблица 2.
| Функция сказки | Описание эпизода сказки |
1. | Недостача | В царском саду стали пропадать золотые яблоки |
2. | Отъезд или уход из дома. Дорога. | Иван царевич отправился искать Жар-птицу |
3. | Встреча с помощником | Встреча с серым волком |
4. | Помощник испытывает героя. | Волк отправляет Ивана-царевича за Жар-птицей, златогривым конем, Еленой прекрасной, но… |
5. | Запрет | … говорит о том, что нельзя трогать клетку, уздечку. |
6. | Нарушение запрета, наказание героя | Иван-царевич не послушался волка, взял клетку, уздечку. Трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись и схватили Ивана-Царевича |
7. | Задача перед героем (3 раза) | Найти Жар-птицу, златогривого коня и Елену прекрасную |
8. | Помощник, волшебные дары | Серый волк, превращаясь, помогает Ивану-царевичу забрать Елену Прекрасную, а затем – коня и Жар-птицу |
9. | Победа | Ивану-царевичу привозит отцу Жар-птицу, а самому достаются Елена Прекрасная и конь златогривый |
10. | Пир, свадьба | Иван-царевич женится на Елене Прекрасной |
При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки "жили-были" в точку "счастливый конец".
Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку (приложение 1).
Известный сказочник Джанни Родари (1920-1980 гг.) предложил использовать графически изображенные функции сказок, назвав их «Картами Проппа». Он написал книгу «Грамматика фантазии», в которой учит детей и взрослых придумывать удивительные сказочные истории, используя эти карты. Джанни Родари отмечал, что благодаря использованию этих карт ребенок не просто наблюдает и слушает, а сам становится создателем оригинальных литературных произведений.
Карты можно без труда изготовить самостоятельно. Нет каких-то правил их использования. Можно брать карты со всеми функциями, доставать на выбор любые три карты и придумывать историю, опираясь на них. Также возможно играть компанией, выкладывая карты на стол по очереди и продолжая историю, начатую предыдущим игроком.
«Карты Проппа», предложенные Родари, – это настоящий «сказочный конструктор».Чтобы научиться конструировать из него, нужно знать сказочные традиции, читать волшебные сказки своего народа, а также зарубежные волшебные сказки.
3. Практическая часть.
Результаты анкетирования.
Среди учащихся своего класса я провела анкетирование «Волшебная сказка». В опросе приняло участие 25 детей. Я подобрала такие вопросы, чтобы ответы на них использовать при сочинении собственной сказки о школе. Результаты анкетирования представлены диаграммами 1-6.
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Диаграмма 3.
Диаграмма 4.
Диаграмма 5.
Диаграмма 6.
Вывод: таким образом, я выяснила, что мои одноклассники читают волшебные сказки, знают ее героев, и могут наделить волшебными свойствами обыкновенные предметы, понимают, что в сказках добро всегда побеждает зло. Но при этом у них возникают трудности с сочинением собственной сказки, так как недостаточно знаний о ее особенностях.
Совместно с классным руководителем я создала памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку» (приложение 1), изготовила комплект карт Проппа – «Конструктор сказок» (приложение 2).
4. Заключение.
В ходе исследования я читала волшебные сказки и убедилась, что они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета. Оказывается, они интересны не только детям, но и ученым, которые их изучают. Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. А в помощники можно взять специальный сказочный конструктор.
Я сочиняла сказки и истории и раньше, но работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории с настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.
В результате проведенной работы мне удалось достичь цели исследования, решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу о том, что волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.
В ходе работы над проектом у меня возникла новая идея: сравнить народные и современные литературные волшебные сказки, найти сходства и отличия. Так что, это присказка, а сказка будет впереди…
5. Литература.
6. Приложение.
Приложение 1.
ПАМЯТКА.
«Уроки волшебства», или «Как сочинить свою сказку».
При сочинении сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Можно переставлять функции местами.
Функция волшебной сказки | Пример |
Зачин, создание сказочного пространства | "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве" |
Особое обстоятельство | "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха" |
Запрет | "не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы" |
Нарушение запрета | персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель |
Герой покидает дом | при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, благословения родителей разыскивать сестренку |
Появление друга-помощника | серый волк, кот в сапогах |
Способ достижения цели – волшебные предметы | Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п. |
Враг начинает действовать | змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко |
Даритель испытывает героя | новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь |
Герой выдерживает испытание дарителя | Справляется со всеми испытаниями |
Получение волшебного средства | оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем |
Герой вступает в битву с врагом | это может быть открытый бой - со Змеем Горынычем, или соревнование |
Враг оказывается поверженным | в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости |
Герой возвращается домой | обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе |
Счастливый конец | пир на весь мир, свадьба, пол- царства в придачу |
Приложение 2.
КОНСТРУКТОР СКАЗОК.
Рыжие листья
Как зима кончилась
Именинный пирог
На берегу Байкала
В Китае испытали "автобус будущего"