Попытка обоснования своей точки зрения - особенность моих учеников, серьёзно изучающих литературу
Вложение | Размер |
---|---|
sorokina_yuliya.doc | 35.5 КБ |
Сорокина Юлия, 10 класс «В» МБОУ СОШ № 126
Тема: «Согласны ли вы с мнением критика: «Вместо грозы автор мог бы точно так же заставить пробежать мышь… и результат был бы один и тот же»? Обоснуйте свою позицию. (из задания ЕГЭ по литературе к работе над драмой А.Н.Островского «ГРОЗА»)
Из слов критика можно понять, что образ грозы в драме Островского, по его мнению, не является смыслообразующим, что этот символ мог бы легко быть заменён, например, пробежавшей мышью. Позволю себе не согласиться с критиком, так как я, напротив, готова доказать необходимость и незаменимость образа грозы.
Этот образ, возникающий уже в названии (что свидетельствует о его важности для самого Островского), проходит через всё произведение. Несомненно, это яркий природный фон драмы, это символ жизни природы. Противопоставленной давящей, убивающей атмосфере жизни людей в городе Калинове. Однако это не только фон, но и смыслообразующий образ, связанный с идеями произведения. Что же такое гроза?
Как мне кажется, это, прежде всего, сила, дарующая освобождение и очищение добродетельным людям, душа которых не погрязла в болоте «тёмного царства», таким, как несчастная(и в то же время самая счастливая) Катерина. Но эта же сила одновременно пугает невежественных и карает грешных – она становится символом возмездия Божьего. Важное место занимает речь Кулигина, он утверждает, что надо радоваться грозе, потому что это Благодать Божия, что не стоит бежать от неё. Через этого героя, сохранившего черты резонёра, можно проследить оптимистическую позицию самого Островского: тучи рассеются, придёт благодатная жизнь. Кроме того, с помощью образа грозы, радостного для новой жизни и страшного для «тёмного царства», автор держит читателя в напряжении.
«Пробежавшая мышь», на мой взгляд, не могла бы быть и символом душевной бури внутри Катерины, таким символом является гроза. С помощью этого образа полнее раскрывается характер Катерины, сильный и способный на борьбу, непримиримый и самоотверженный. Образы Катерины и грозы, несомненно, созвучны: «луч света в «тёмном царстве» - как блеск молнии на черном небе. И в любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, бунтующее. Она любила бесконечно и вопреки всему. И как ничто не может быть ярче вспышки молнии, так ничто не затмит безмерно сильного, непобедимого чувства Катерины. Даже страх перед судьбой, перед грехом, перед судом Божиим не останавливал её. Она воспринимала грозу как кару за свою «неправедную» жизнь, но всё равно готова любить безмерно, если получит такое же чувство в ответ. Но в «тёмном царстве» нет места такой чистой душе, такой настоящей любви, и протест Катерины заканчивается трагически. Заметим, что она умирает в грозу. Это не случайно: образ грозы связан с композицией, с развитием конфликта. До кульминации драмы происходит нагнетание всех чувств, ощущается тяжесть, духота, а после – будто приходит ощущение свежести. Бесспорно, образ грозы используется Островским для обозначения точек наивысшего напряжения в драме.
Таким образом, несомненно огромное значение образа грозы и для сюжета, и для композиции, и для идеи произведения. Стоит отметить мастерство Островского, сумевшего даже в драме передать с невероятной яркостью и экспрессией образ грозы (что тут бы сделала случайно пробежавшая мышь?).
Аэродинамика и воздушный шарик
Одеяльце
Нарисуем попугая цветными карандашами
Зимний дуб
Пчёлки на разведках