Актуальность темы.
К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.
Цели:
ü через символику показать всю сложность и глубину романа,
ü выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,
ü показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.
Задачи:
ü исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;
ü классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;
ü соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.5 КБ |
Научно-исследовательская работа ученика 11а класса ГБОУ СОШ №362 Московского района г.Санкт-Петербурга
Сызранова Игоря
Научный руководитель:
Сызранова Наталия Владимировна
Тема работы
«Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Смирись, гордый человек!
Ф.М.Достоевский
Актуальность темы.
К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.
Цели:
Задачи:
Введение.
Л. Толстой отмечал, что писатель придает огромное значение – «бесконечно малым моментам текста». Действительно, художественный текст романа говорит языком детали. Правильно и точно найденная деталь приковывает к себе внимание читателя, является способом проникновения в застрочное пространство текста, нередко становясь ключевым символом, помогающим понять сокровенные мысли писателя.
В литературе символом становится художественная деталь, когда, сохраняя прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, то есть становится знаком, несущим иносказательный смысл. Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.
Основные образы-символы произведения, которые сразу возникают в памяти чаще всего называют следующие: фамилия главного героя, архитектура Петербурга, желтый цвет, лестница, топор, слово «вдруг», которое повторяется в романе 760 раз. Возникает и числовая символика. Что не случайно. Достоевскому была известна теория пифагорейцев, которая была положена в основу числовой символики романа. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Известна такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.
Основная часть.
Число 30 – предательство Иуды.
Обратимся к тексту.
«В девять часов вечера выложила Соня тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей.»
«Последние тридцать копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой».
«Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он предал ее».
Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет. И все упоминания в тексте связаны с предательством.
Символика числа 7.
Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека.
В тексте находим
Достоевский посылает Раскольникова на убийство именно в 7 часов,
так как тот хочет разорвать этот союз.
В эпилоге вновь появляется вновь число для того, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. Число 7 конце романа уже не как символ гибели, а спасительное число.
Символика числа 4.
Отмечаем в тексте:
В миропорядке число 4 имеет основополагающее значение: четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека.
Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти. Причем это действие расположено в 4 части, главе 4. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Не случайно же, он просит Соню перечитать именно эту притчу.
Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.
Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.
Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому, то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал останки по всей книге.
Число 11- число высшей справедливости.
Читаем в романе:
Неоднократное указание в романе на число 11 связано непосредственно с евангельским текстом. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11.
Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым. Ответы на эти вопросы Достоевский пытался найти, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа.
При чтении текста романа читатель замечает, что Раскольников так часто пересекает мост. На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает.
Мост – это своего рода Лета: в мифологии река мёртвых.
Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.
Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей Евангелия о конце света.
Можно провести еще одну параллель с библейским мотивом. Известны семь смертных грехов, нарушение которых ведут к гибели души. Вспомните «Божественную комедию» Данте, все круги, через которые проходит герой вместе со своим проводником - Вергилием. Это гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев (злоба), алчность (жадность), уныние (лень).
Достоевский показывает насколько глубоко падение Раскольникова, но даже он способен на возрождение души, надо только прийти к духовной вере, к Богу через любовь.
Все символы романа, так или иначе, соотносятся с именем Иисуса Христа, учение которого изложено в Евангелии его учениками – апостолами Матфеем, Лукой, Иоанном, Марком. Сам Ф.М.Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. Кстати, описание именно этой книги встречается в сцене встречи Сони и Раскольникова. («На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».) После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.
Выводы
Таким образом, через числовую символику раскрывается роль библейских мотивов в психологическом романе. Писатель указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм. Для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского: “Смирись, гордый человек!” Спасти людей от моральной гибели может только вера: вера в Бога, в себя, в нравственные устои.
Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой окажется человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле.
Список литературы.
Голубая лягушка
Глупый мальчишка
Алые паруса
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
И тут появился изобретатель