2014 год объявлен годом культуры в России. А мы так мало знаем о своей культуре, об истории тех предметов, которые нас окружают. Притулина Диана решила узнать об истории куклы, какие куклы были раньше, в которые играли её бабушки.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-prakticheskaya_konferentsiya.docx | 768.4 КБ |
istoriya_kukly-pritulina_diana.ppt | 2.87 МБ |
VIIIРАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ЧЕРНИГОВСКОГО РАЙОНА «Я ПОЗНАЮ МИР»
Исследовательский проект:
Автор: Притулина Диана
учащаяся 4-а класса МКОУ СОШ №8 с.Чернигова
Руководитель: Мордвинцева Галина Геннадьевна
учитель начальных классов МКОУ СОШ № 8
с.Черниговка
2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.Паспорт проектной работы
II. Введение
У меня дома много различных кукол. Я как-то задумалась: а всегда ли они были такими? Или наши бабушки играли в другие куклы?
Актуальность работы: 2014 год объявлен годом культуры. Мы так мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают.
Цель проекта: узнать, какая она, одна из наших любимых игрушек, была вначале своего существования, где она появилась.
Задачи проекта:
1.Собрать материал по теме.
2.Узнать о происхождении куклы и её роли в жизни людей.
3.Проанализировать собранную информацию и создать презентацию «История появления куклы» для учащихся начальной школы.
4.Познакомить учащихся начальных классов с историей появления куклы на классном часе.
5.Представить результаты исследовательской работы на научно-практической конференции.
В процессе работы:
- я изучила теоретический материал;
- составила презентацию, с которой выступила на классном часе,
- изготовила куклу, такую, какие были у наших предков
Ш. Основная часть
| |
| |
Для большинства людей куклы были больше, чем просто игрушками. | |
В Японии куклы- неотъемлемая часть японской культуры. Японию называют «страной десяти тысяч кукол». Это и куклы – обереги, и куклы-талисманы, традиционные куклы, передающиеся по наследству. Амулеты и обереги привлекали добрых божеств и охраняли от злых духов. Японское слово «нингё»(кукла) пишется двумя иероглифами, которые дословно переводятся как «образ человека». Признак первых японских кукол- большие глаза, как у сов, которые отпугивали злых духов.
Каракури-нингё — не просто кукла, которую заставили двигаться, она сделана с особым чувством прекрасного. |
Самые первые куклы на Руси в давние времена делались из золы. Женщины брали из очага золу, смешивали ее с водой, скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Эту куклу называли«Баба» - женское божество. «Баба»передавалась от поколения к поколениюпо женской линии, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.
Еще одну очень древнюю куклу женщины делали, когда остригали свои волосы. Они собирали их в небольшой мешочек и делали куклу. Таких кукол клали рядом с больным человеком, и он быстро выздоравливал.
У каждого младенца в колыбельке была яркая куколка, которая охраняла его от сглаза. Такими куклами не играли, они являлись оберегами. Они хранились в сундуках и передавались, как правило, в день свадьбы.
Но были на Руси и простые игровые куклы, с которыми дети играли. Самой распространенной была кукла «стригушка».
Она делалась из травы. Дети игрались ими в поле, пока мать работала.
Популярны были также тряпичные куклы.
В некоторых домах их накапливалось до ста штук. С пяти лет девочки уже сами могли сделать простую куклу. Они красиво наряжали своих кукол, делали им прическу. Но лица у традиционной тряпичной куклы не было. Это имело особый смысл: так она оставалась недоступной для вселения в нее злых сил, а значит, была безвредной для ребенка. В то же самое время, таким образом, она могла быть многоликой, то есть и смеяться и плакать в зависимости от игровой ситуации.
В кукольных забавах дети проигрывали разные деревенские праздничные обряды. Они очень серьезно относились к игре: сохраняли последовательность обряда, повторяли разговоры взрослых и исполняемые ими песни.
Взрослые всегда оценивали умение детей в изготовлении куклы, так как кукла выступала эталоном рукоделия. Изготавливая кукол, девочки учились вышивать, шить, прясть.
В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
IV.Заключение
Выводы
Итак, первая кукла появилась в эпоху первобытной истории. Первоначальное назначение куклы – вовсе не игра, а ритуальные и обереговые цели.
Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с развитием общества.
Изучив данную тему, мне захотелось рассказать об этом моим одноклассникам на классном часе. А узнав, о том, что кукла, сделанная своими руками может служить оберегом, нам захотелось сделать такой оберег на уроке технологии. Мы попробовали и у нас получилось. (Приложение)
Весь собранный материал я оформила в виде презентации и рассказала об истории кукол и другим ребятам из начальной школы.
Думаю продолжить изучение данной темы дальше и узнать о куклах в разных странах.
V. Литература и источники
1.Агапова И.С. «Куклы на Руси» - Издательство «Лада», 2006 год
2. Голдовский Б.П. / Ред. Журавлёв А.Ю. – Большая иллюстрированная энциклопедия «Художественные куклы». – М.: Дизайн Хаус, 2009.
Слайд 1
Исследовательский проект: «История появления куклы» 2013-2014 уч.годСлайд 2
Подготовила проект : ученица 4-а класса МКОУ СОШ № 8 с.Черниговка Притулина Диана
Слайд 3
Почему я выбрала эту тему? Актуальность: 2014 год объявлен годом культуры в России. Мы так мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают. Цель работы: узнать, какая она, одна из наших любимых игрушек, была вначале своего существования, где она появилась.
Слайд 4
Задачи: 1. Собрать материал по теме. 2.Узнать о происхождении куклы и её роли в жизни людей. 3.Проанализировать собранную информацию и создать презентацию «История появления куклы» для учащихся начальной школы. 4.Познакомить учащихся начальных классов с историей появления куклы на классном часе.
Слайд 5
Где же появились первые куклы? Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов.
Слайд 6
Египетские куклы Впоследствии куклы стали носить обрядовый и обережный характер. Самым древним египетским куклам около 4 тыс.лет
Слайд 7
Первые куклы на Руси Первые куклы на Руси делались из золы. Эту куклу называли «Баба» - женское божество.
Слайд 8
Еще одну очень древнюю куклу женщины делали, когда остригали свои волосы. Они собирали их в небольшой мешочек и делали куклу. Таких кукол клали рядом с больным человеком, и он быстро выздоравливал.
Слайд 9
Кувадка Кувадка – одна из самых простых обережных куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками
Слайд 10
Сонница-бессонница “ Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой”.
Слайд 11
Игровые куклы Но были на Руси и простые игровые куклы, с которыми дети играли. Самой распространенной была кукла «стригушка». Она делалась из травы. Дети игрались ими в поле, пока мать работала.
Слайд 12
Тряпичные куклы В некоторых домах их накапливалось до ста штук. Но лица у традиционной тряпичной куклы не было. Это имело особый смысл: так она оставалась недоступной для вселения в нее злых сил, а значит, была безвредной для ребенка.
Слайд 13
Обрядовые куклы Обрядовые куклы стали заменять людей в обрядах жертвоприношений богам во время народных празднеств. Масленица- большая кукла из дерева и соломы, обязательно ряженая в текстильные одежды. Её делали в конце зимы во время масленичной недели и сжигали сразу после изготовления. Сгорая, кукла заодно превращала в золу и пепел весь негатив, что накопился у людей за долгую зиму.
Слайд 14
Купавка Делали эту куколку на крестообразной основе специально для праздника Ивана Купалы. Затем наряжали в красивую женскую одежду, на руки вешали ленточки, таким образом, девушки загадывали заветные желания, и отправляли плыть по реке, а ленточки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.
Слайд 15
Куклы-обереги от моих одноклассников
Слайд 16
Куклы- обереги от одноклассников
Убунту: я существую, потому что мы существуем
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Карты планет и спутников Солнечной системы
Рисуем осенние листья
Как нарисовать осеннее дерево акварелью