исследовательская работа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Моисеево-Алабушская средняя общеобразовательная школа
Уваровского района Тамбовской области
Павлодарский филиал
Христианские мотивы в сказке
Х.-К. Андерсена «Снежная королева»
Исследовательская работа
Никулиной Анны Евгеньевны,
ученицы 7 класса.
Научный руководитель: Боярская Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Павлодар 2014 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Христианские мотивы в сказке Г.-К. Андерсена «Снежная королева» …………………………………………………….………………..5
1.1. Великий сказочник…………………………………………………….....5
Глава 2. Социологическое исследование…………………………………12
Заключение…………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………14
Добро, любовь, красота …венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно.
М. М. Пришвин
ВВЕДЕНИЕ
Культура Дании очень многогранна, она неразрывно связана с творчеством великого датского писателя Ганса Кристиана Андерсена.
Г.-К.Андерсена считают лучшим сказочником мира. Любой человек, особенно ребенок, помнит его «Дюймовочку», «Гадкого утенка», «Снежную королеву», «Русалочку». В каждой сказке Андерсена происходит сочетание сказочного, волшебного и реального, обыденного. Это его делает произведения двуплановыми, одинаково интересными и детям, и взрослым. Андерсен по-настоящему верил в чудо — в то, что оно случится не только в сказке, а и в жизни. Это потому, что он был очень набожным человеком. Этой верой проникнуто всё творчество Г.-К. Андерсена. Миром его произведений управляет закон справедливости. Героев Андерсена испытывает, наказывает и награждает сам Бог, а за сказочными помощниками стоят его ангелы.
Сказки Андерсена говорят нам о забытых духовных ценностях, помогают лучше понять себя, задуматься о доброте, милосердии, сострадании, любви, вере. В современных условиях развития общества это является важным и актуальным, т. к. писатель порицает, осуждает пороки людей, как нарушение Божьего и человеческого закона. Этим обусловлена актуальность исследования.
Объектом данного исследования является сказка Г.-К. Андерсена «Снежная королева».
Предмет исследования – основные сюжеты, мотивы и образы героев сказки.
Цель работы – проследить, как в сказке Г.-К. Андерсена «Снежная королева» отразились христианские мотивы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Используемые методы – метод сравнительного анализа, описательный метод, метод контекстуального анализа.
Глава 1. ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В СКАЗКЕ
Г.-К. АНДЕРСЕНА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
Ганс Кристиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе в бедной семье прачки и сапожника. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал, приукрашивал их по-своему и в новом виде рассказывал. С самого детства он был мечтателем и фантазером, что поощрялось его отцом. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Когда он подрос, чем только он ни занимался — и башмаки чинил, и певцом был, и в школу танцев ходил. [2] В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером, это его увлечение принесло ему множество унижений, часто ему приходилось упрашивать взять его в спектакль, поэтому заработать любимым делом не удалось. «Моя жизнь – это прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная…. История моей жизни поведает миру то, что она говорит мне: господь милостив и все творит к лучшему». [3. С. 12] И Андерсен начинает писать, пишет пьесы, романы, но популярность ему принесли только сказки.
Всего Андерсен написал 170 сказок. Ему поставили несколько памятников. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ганса Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам. [1]
Любимая взрослыми и детьми всего мира история больше, чем просто сказка. Как и другие сказки Г.-К. Андерсена, «Снежная королева» - многослойное, многоуровневое произведение. Она вмещает в себе и народную сказку, и предание, и поверье. Автор сказки «Снежная королева» соединил в ней жанры притчи и басни, романа и драмы, лирики, повести и бытового рассказа. Благодаря такой многослойности содержания, сказка «Снежная королева» Г.-К. Андерсена подарит много счастливых минут читателю любого возраста, и каждый найдет в ней то, что его утешит, обрадует, научит.
Обратимся к тексту произведения Г.-К.Андерсена «Снежная королева». Эпизод первый. «Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами или казались стоящими кверху ногами и без животов! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице веснушка или родинка, она расплывалась во все лицо. Дьявола все это ужасно потешало. Добрая, благочестивая человеческая мысль отражалась в зеркале невообразимой гримасой, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики тролля — у него была своя школа — рассказывали о зеркале как о каком-то чуде.» [4. С. 136]
Сказка начинается с сообщения о том, что «жил-был тролль». Тролли в германо-скандинавской мифологии – это великаны. Они обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Тролли уродливы, обладают огромной силой, но глупы. В устном народном творчестве тролли оказываются людоедами, вредят людям, похищают их и их скот. Тролль у Андерсена – это дьявол. Дьявол по религиозному представлению – злой дух, черт, сатана. Еще до начала действия вводится мотив – дьявольского начала. Дьявол - противоположность Богу. Тролль и несет в себе это противоположное Богу: злое дело. Как радуется он своим злым деяниям. Враг рода человеческого обращает своё орудие на души людей. Он добивается, чтобы в его зеркале человек увидел вещи и других людей перевёрнутыми — в дурном, искажённом свете. Но зеркало разбилось, а осколки, рассыпавшись по свету, наделали много зла. Так зло атакует с неожиданной стороны, не в прямом бою; оно внедряется в души и искажает взгляд. Тролль поселяет зло в сердце Кая. Таким образом, зло и добро – внутри каждого человека. И побороть зло – дело не простое.
Эпизод второй. «А Снежная королева не может войти сюда? — спросила девочка. — Пусть - ка попробует! — сказал мальчик. — Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает! Но бабушка погладила его по головке и завела разговор о другом». [4. С. 139]
По христианским представлениям имя черта, дьявола, злой силы не должно произноситься вслух, чтобы не привлечь ее, не накликать. А если слово это произнесено, нужно перекреститься, чтобы изгнать злую силу. Вот почему бабушка быстро заводит разговор о другом, никак не реагируя на слова Кая. Значит, и Снежная королева уже в начале сказки предстает как носительница зла, затеянного дьяволом, троллем. В душе Кая еще нет зла, он может отличать добро от зла, и Кай боится Снежной королевы. Он пытается защититься от злой силы, пробует бороться с ней по-своему.
Эпизод третий. «Розы цвели все лето восхитительно. Девочка выучила псалом, в котором тоже говорилось о розах; девочка пела его мальчику, думая при этом о своих розах, и он подпевал ей:
Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.
Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним: им чудилось, что с него глядел на них сам младенец Христос. Что за чудное было лето и как хорошо было под кустами благоухающих роз, которые, казалось, должны были цвести вечно! Кай и Герда сидели и рассматривали книжку с картинками — зверями и птицами; на больших башенных часах пробило пять. — Ай! — вскрикнул вдруг мальчик. — Мне кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз! Девочка обвила ручонкой его шею, он мигал глазами, но ни в одном ничего не было видно. — Должно быть, выскочило! — сказал он. Но в том-то и дело, что нет. В сердце и в глаз ему попали два осколка дьявольского зеркала, в котором, как мы, конечно, помним, все великое и доброе казалось ничтожным и гадким, а злое и дурное отражалось еще ярче, дурные стороны каждой вещи выступали еще резче. Бедняжка Кай! Теперь сердце его должно было превратиться в кусок льда! Боль в глазу и в сердце уже прошла, но самые осколки в них остались». [4. С. 140]
Анализируя этот эпизод, мы видим, что начинается поединок Бога и дьявола за душу человека. Дети произносят слова псалма о Христе, и именно в это время льдинки проникают в сердце Кая. Автор показывает, что доброе начало уже заложено в человеке, оно в нем от рождения. Злое, дьявольское – приходит извне. Главное – сумеет ли человек перебороть и победить его. И вот Кай, внезапно захваченный злом, начинает искать изъяны во всём живом и признаки совершенства в мёртвом. Это значит, что умирает его душа.
Четвертый эпизод. «Снег повалил вдруг хлопьями, стемнело так, что кругом не было видно ни зги. Мальчик поспешил отпустить веревку, которою зацепился за большие сани, но санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал — никто не услышал его! Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы. Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения». [4. С. 142]
Здесь очень важно, что Кай не сумел себя заставить прочитать молитву. Мы не всегда в мыслях творим молитву, и поэтому ближе становимся к злу. Кая уносит Снежная королева, владычица над зимой и смертью. Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма так называют ее в народных скандинавских сказках. Царство Снежной королевы Андерсен сравнивает с царством смерти, с загробным миром. Кая, попавшего в царство Снежной королевы, родные считают погибшим.
Пятый эпизод. «Герда принялась читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и, когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячу кусков. Герда могла теперь смело идти вперед: ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы». [4. С. 161]
Герда постоянно делает то, чего не делал Кай. Божье слово в ней, и в трудные минуты она читает молитву, обращается к Богу – и побеждает. Снежная королева восседает на троне, стоящем на озере, которое называется зеркалом разума. Она воплощает холодный абсолютный разум и холодную абсолютную красоту, она лишена проявлений каких-либо чувств. Во дворце Снежной королевы Кай, сердце которого превратилось в кусок льда, пытается сложить из льдинок слово «вечность». За это Снежная королева подарит ему «весь свет и пару новых коньков». Желая постичь вечность, герой не понимает, что мир нельзя постичь без чувств, одним холодным, пусть даже абсолютным, разумом.
Шестой эпизод. «В это-то время в огромные ворота, проделанные буйными ветрами, входила Герда. Она прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули. Она свободно вошла в огромную пустынную ледяную залу и увидала Кая. Девочка сейчас же узнала его, бросилась ему на шею, крепко обняла его и воскликнула: — Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя! Но он сидел все такой же неподвижный и холодный. Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела:
Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.
Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и обрадовался. — Герда! Милая моя Герда!.. Где же это ты была так долго? Где был я сам? — И он оглянулся вокруг. — Как здесь холодно, пустынно! И он крепко прижался к Герде. Она смеялась и плакала от радости». [4. С. 163]
Герда находит Кая. Мальчик не реагирует на Герду до тех пор, пока она не уронила ему на грудь горячие слезы и не запела «Скоро узрим мы младенца Христа». Искренняя молитва и слово Бога – вот что возвращает Кая Герде и людям. Душа Герды всегда пребывает в согласии с Богом. Она смотрит на людей и животных преображающим взглядом, с той точки зрения, с которой они выглядят добрее и благороднее. Мы знаем, что не так уж добра была к ней старушка волшебница, замечаем множество недостатков и смешных черт в вороне с вороной и принцессе. Но девочка не поддается искушениям, которые ей устраивает старушка волшебница, и перед тем как заснуть во дворце, Герда думает: «Как добры все люди и животные!» Позже финка скажет о ней: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Ведь ей служат и люди, и животные», тем самым подтверждая правоту девочки. Какими бы ни были те, кто встречается ей по пути, она своим взглядом делает их лучше. Герда не изменила своего отношения к Каю; в дороге она всё время вспоминает хорошего Кая и никогда плохого. И Кай становится снова хорошим. В маленькой девочке-разбойнице она замечает не худшее, а видит только лучшее. И разбойница действительно становится лучше. Точка зрения Герды это взгляд сверху — глазами ангелов. И перед ним рассеивается дьявольское наваждение.
Седьмой эпизод. «Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете, как дети, не войдете в царствие небесное!» Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:
Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа». [4. С. 165]
Финал так же, как и начало, связан с христианским мотивом, но если в начале повествования проявляется злая, дьявольская сила – тролль, то теперь он побежден и в сердце героев навсегда – Христос: бабушка читает Евангелие, а дети только теперь осознают смысл стихов из псалма. По мысли автора, тот попадет в Царствие Небесное, кто до конца дней своих сумеет сохранить в себе чистую веру в Бога, любовь ко всему живому, детскую искренность и непосредственность.
Глава 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Чтобы выяснить, какое влияние на мировоззрение учащихся оказала сказка Г.-К. Андерсена «Снежная королева», мы провели анкету среди учеников 5-6 классов. Обучающимся предложили закончить одно из предложений.
Анкета
Анализ анкет показал, что сказка затронула потаенные струны души школьников, учащиеся задумались о добрых и дурных поступках людей, задумались о Боге, о своих отношениях к окружающим людям.
Обучающимся 7-8 классов было предложено написать ассоциации к слову «вечность». Подбирая ассоциации к слову, ребята поняли замысел писателя: без любви, без добра, жизни вечность не возможна. Вот слова, которые привели учащиеся в качестве ассоциаций: жизнь, долголетие, вселенная, мир, память, доброта, добрые дела, поступки.
ВЫВОДЫ
«Снежная королева» - это глубокое размышление писателя о добре и зле, которые существуют не где-то, а находятся в самом человеке, и победить зло не просто.
Изучив сказку Г.-К. Андерсена, пришли к следующим выводам:
- победить зло можно будет только тогда, когда человек сумеет сохранить в себе слово Бога;
- быть всегда добрым, терпимым к окружающим людям;
- в каждом человеке видеть только хорошее.
Таким образом, зло и добро – внутри каждого человека. Побороть дьявола можно только с верой в Бога, постоянно неся его в своей душе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Герда побеждает в борьбе за Кая потому, что искренне верит в необходимость его спасения, готова ради этого пойти на любые трудности, любые испытания. Она ни на минуту не сомневается в правоте своего замысла. На протяжении всего пути она помнит о Боге и обращается к нему, но не с просьбой, а с молитвой. И дьявол проигрывает в борьбе за душу Кая — несмотря на размах дьявольского волшебства. Сказка учит нас быть терпимее к людям, стараться видеть в человеке только лучшие его стороны, творить добрые дела.
Сказочник внушает: божественные чудеса не где-то далеко-далеко, не в волшебных странах, а в сердцах людей. Эти чудеса — вера в Бога, любовь и чувство прекрасного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бо Грёнбек. Ханс Кристиан Андерсен. - М.: Прогресс, 1979. - 237с
2. К.Паустовский. Золотая роза. – Л.: Детская литература,1987. – 239 с
3. К.Паустовский. Сказочник (Христиан Андерсен). – Ярославль.:Верхне-Волжское изд-во, 1982, - 16 с
4. Ханс Кристиан Андерсен «Сказки». - М.: Художественная литература, 1992. – 269 с
5. http://www.dreams4kids.ru/tag/skazka-snezhnaya-koroleva/
6. http://topreferat.znate.ru/docs/index-29803.html
7. about:blank
Две лягушки
Пятёрки
Кактусы из сада камней
Астрономический календарь. Февраль, 2019
По морям вокруг Земли