Эссе по рассказу З.Прилепина "Какой случится день" написано для "Областного конкурса творческих работ в жанре эссе по прозаическим произведениям Б.Екимова, З,Прилепина, Т.Толстой". Награждена Дипломом второй степени.
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе по рассказу З.Прилепина "Какой случится день" | 20.21 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Заброденская средняя общеобразовательная школа
Эссе по рассказу З.Прилепина
«Какой случится день недели»
ученицы 11 «Б» класса
Овсянниковой Юлии Павловны
Воронежская область, Калачеевский район
с. Заброды,
ул. Мелиораторов, д.18, кв.10
64-2-48
89507692351
руководитель:
Пилипенко Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Калач 2014
Впервые я познакомилась с творчеством Захара Прилепина, прочитав его рассказ «Какой случится день недели». С тех пор я с удовольствием читаю его книги, каждая из которых уникальна и наполнена глубоким смыслом. Прилепина называют новым в роде современных писателей, большинство из которых до сих пор не могут «оставить в покое» тему революций, переворотов, которые сотрясали страну в недавнем двадцатом столетии, и изображали главного героя как человека лет сорока, пережившего всё это и постоянно сравнивающего «как было и как стало». Несомненно, это важно, нужно. Но не ново. Творчество же Прилепина – это не «развлекательные романчики», которыми в наше время «кишит» современная литература, а серьезные произведения, в которых сплетаются тема любви, революции, поднимаются важные проблемы жизни и смерти, становления личности. Его герои – это люди с совершенно новым мировоззрением. Публицист и писатель Дмитрий Быков сказал о нём так: «Не совсем понятно, что делать с Прилепиным, по какому разряду его числить. У нас такой литературы почти не было… Еще десяток таких романов, чтобы уж самых ленивых и безграмотных проняло, - и России не понадобится никакая революция».
Неообычным является и язык, которым написан рассказ. Автор не задается целью приукрасить жизнь, «сгладить ее острые углы» - он изображает всё таким, какое оно есть на самом деле и делает это просто и понятно, без сложных синтаксических конструкций и долгих «философствований». Критик Данилкин даже сказал, что основной стилистический принцип Прилепина – это «борьба с гладкописью», «насилование языка». И действительно, в тексте можно найти много нелитературных слов и даже мата, но это отнюдь не выглядит дешево и пошло. Безусловно, мастерство Прилепина как писателя проявляется еще и в его умении руководить ходом времени, то ускоряя его, то почти останавливая. Все напряженные сцены – это быстро сменяющиеся кадры, яркие краски, от которых сжимаются мышцы. А лирические сцены настолько нежные, что кажется, что буквы со страниц улыбаются вместе с тобой. Его рассказы – это откровения. Словно личный дневник. Всё честно, без приукрашивания. Конечно, это «подкупает» читателя.
«Какой случится день недели» - это первый рассказ в сборнике «Грех». На самом деле вопрос о жанре произведения остается открытым и вызывает большой интерес как у критиков, так и у читателей. И хотя сам Прилепин называет «Грех» сборником, издатели опубликовали его с подзаголовком «Роман в рассказах». Критики так же рассматривают книгу с позиции целостного, законченного произведения. Весь роман повествует о жизненном пути главного героя, о становлении его личности. И, конечно, немалый интерес вызывает начало этого взросления – рассказ «Какой случится день недели».
Главный герой – молодой человек Захар. Именно от его имени ведется
Повествование. Меня он заинтриговал с первых строк своего рассказа, увлек за собой и сумел сохранить интригу до самого конца этой «маленькой повести». Герой и его возлюбленная – обычные влюбленные. Они радуются жизни, получают удовольствие просто от того, что каждый новый день из-за их горизонта всходит солнце. «Все вокруг стало замечательным… Мы наслаждались. Ничего не могло коснуться настолько, чтобы вызвать какую-либо иную реакцию, кроме хорошего и легкого смеха». Захар счастлив с любимой. Именно поэтому в начале своего повествования он говорит, что они оба были бессердечны. «Счастье – невесомо, и носители его – невесомы. А сердце – тяжелое». Ни сердце, ни разум героя не были обременены трудным анализом, а чувства – муками от несовершенства мира, как это часто бывает во взрослой жизни, полной забот и проблем. Мне кажется, эти влюбленные были «легко мысленны». Их мысли были именно легкими. Как говорится, ветер в голове. Их мироощущение было особенным – почти как у детей. Любовь ко всему на свете разливалась яркой радугой из глубин души героя и ложилась теплыми лучами на все вокруг. С такой же нежностью и обожанием он относился и к дворовым щенкам, которые неожиданно появились на улице однажды утром. «Я свистнул, они бросились ко мне… И закружили рядом, неистово ласкаясь, но и обнюхивая мои руки». С тех пор четыре забавных щенка стали спутниками в счастье двух молодых людей. Однако именно с этими прелестными питомцами связан эпизод, когда Захар проявляет себя с другой стороны. Злость и ненависть к «тетке», которая «умилялась», наблюдая за тем, как ее собака терзала маленькую Гренлан, сразу завладела героем и воспламенила всё его тело. Казалось, что еще немного, и он действительно забьет эту старуху кирпичом, который подвернулся ему под руку.
Автор поразительно ярко рисует сцены всего происходящего. Сразу же возникает ощущение, что все это происходит с тобой. Вот совсем рядом на траве резвятся щенята, ты гладишь их, смеешься; потом вместе с героем сидишь во дворе, ожидая Марысеньку; а вот ты бежишь за главным героем и видишь эту страшную сцену издевательства над любимым питомцем. Ты набрасываешься на огромную собаку, пытаешься спасти маленькую принцессу от страшных клыков, бьешь противника, кричишь, но понимаешь, что совершенно бессилен. Ты словно привидение из мультика – видишь всех, но никто не замечает тебя и не может коснуться. Тогда остается лишь следить за всем происходящим, нервно теребя в руках край своей рубашки. А в это время Захар действительно готов убить хозяйку боксера. «Ты что делаешь, сука?». «Сейчас я тебе башку снесу».
Еще более глубокие мотивы в рассказе появляются, когда умирает старый актер Валиес, к которому герои по очереди ходили брать интервью, чтобы хоть как-то заработать на жизнь и на развлечения. Этот момент стал кульминацией во взрослении персонажей, их переходе к более серьезному осознанию жизни. Конечно, Захар относится к этому герою с сочувствием. Он называет Валиеса старым человеком с опадающим сердцем. «Время его уходило, почти ушло – где-то, когда-то, в какой-то далекий день он не сумел зацепиться, ухватиться за что-то цепкими юными пальцами». Еще большим сопереживанием этому человеку заставило меня проникнуться то, с каким трепетом говорит о нем Марысенька: «Он рассказывает о том, что ему не дают ставить спектакль. Что его обижают. Ему не с кем общаться». И вот этот человек умирает. Он не был ни родственником, ни другом этим людям. Просто знаковый. Но его потеря, конечно, оставила в их душах неизгладимый след, заставила их сердца «потяжелеть». Это было начало их взрослого ощущения мира. Столкновением с неизбежной правдой жизни. Эта правда – смерть. Явление, с которым нельзя бороться, которое нельзя изменить. Даже разговаривать герои стали по-другому, по-взрослому. «Я люблю тебя», - сказал я. «Я люблю тебя», - сказала она.
Таким образом, Прилепин показывает нам эволюцию личности человека на примере рассказов из сборника «Грех». И с самого первого мы понимаем, что главный конфликт романа – столкновение жизни и смерти. Автор намекает на это, передавая последний диалог персонажей в рассказе «Какой случится день недели»:
«- Какой сегодня день недели? – спросил я
- Сегодня понедельник, - сказала она. Хотя была суббота.
- А завтра?
- Воскресенья не будет…
- А что будет?..
- Счастья будет все больше. Всё больше и больше».
С одной стороны, девушка говорит, что они по-прежнему молоды и счастливы. А с другой – что больше не будет воскресенья- той легкости, беззаботных дней и почти детской радости. Лишь прочитав последнюю фразу, полностью осознаешь смысл называния, понимаешь, что отныне в их жизни будет не только воскресенье, но и боль, и горе. Смерть всегда ходит за счастьем по пятам. Жизнь – это не только воскресенье. Разве не этому учит нас она?
10 осенних мастер-классов для детей
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Девчата
Осенняя паутина
Интересные факты о мультфильме "Моана"