Исследовательская работа по роману А. Иванова "Географ глобус пропил"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_.doc | 74.5 КБ |
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Открытия юных - 2014»
Секция «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ-ХХI ВЕКОВ»
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА В РОМАНЕ А. ИВАНОВА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ»
Полякова Татьяна Александровна,
ученица 10 класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» города Чебоксары
Чебоксары – 2014
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………. 3 стр
Глава I. История создания повести А. Иванова «Географ глобус пропил»……
Глава II. Анализ особенностей речи главного героя повести ………………….
Глава III. Заключение ……………………………………………………………
Список использованных ресурсов ……………………………………………..
Приложение…………………………………………………………………………
Введение
Все началось с рекламы фильма «Географ глобус пропил» по одноименному роману Алексея Иванова. Я увидела на экране школьников и учителя. Учитель выговаривал страшные слова: « Я от вас устал беспредельно. Думаете, мне стыдно, что я играю в дурака на уроке? Да ни фига подобного. Я вас всех уже видеть больше не могу. Будь моя воля, я бы вас со всех уроков подряд вышибал, а по улице ходил бы в противогазе, чтобы с вами одним воздухом не дышать. Я вам всем вообще не верю, сколько бы вы ни клялись. Клятвам верят, когда человек, их дающий, уважает себя. А вы разве себя уважаете? <…> Вы не только еще не личности, но вы даже еще не люди. Вы - тесто, тупая, злобная и вонючая человеческая масса
без всякой духовной начинки. Вам не только география не нужна. Вам вообще ничего не нужно, кроме жратвы, телевизора и сортира. Как так можно жить?..»
Мне стало интересно. Убежденная в том, что книга намного глубже и ярче, чем фильм (это ведь вторичный продукт), решила прочитать книгу. Не пожалела. Мне показалось, что проблемы, поставленные автором перед читателем актуальны. Почему не складываются взаимоотношения в семье? Как бороться с одиночеством? Откуда появляются асоциальные дети? Почему в школе не хватает педагогов?
С точки зрения литературной мне показался очень интересным образ главного героя Виктора Служкина. Образ запоминающийся. Он как индикатор отрицательных явлений в современной школе. Талантливый, самое главное – искренний. Поэтому к нему тянутся ученики.
Внешне сюжет книги несложен. Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом и дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет девятиклассников в поход сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет…
Какие же приемы использовал автор, создавая литературный образ главного героя? Почему он так симпатичен читателям?
Цель моей работы - определить роль речи персонажа в создании образа учителя. В связи с поставленной целью следует решить следующие задачи: изучить историю создания романа и проанализировать речь героя романа.
Глава I. История создания романа Географ глобус пропил»
Алексей Иванов– известный писатель, получивший немало литературных наград. Он окончил Уральский государственный университет. Писатель попробовал себя в разных ролях: он работал сторожем, школьным учителем, журналистом, преподавал в университете и даже был гидом. Известность Иванов приобрел после публикации романа «Сердце Пармы», который вышел в 2003 году. После чего карьера писателя стремительно пошла вверх - он стал лауреатом многих литературных премий, в том числе трижды был номинирован на премию «Национальный бестселлер». Иванов не скрывает, что некоторое время, подобно главному герою романа, и сам работал учителем географии:
«У Виктора Служкина во многом мое мировоззрение, взгляд на жизнь. Но тот факт, что я не спился, а сейчас сижу перед вами, говорит о том, что прототип состоялся не полностью. Но если бы роман был бы полностью автобиографичным, то сам я сейчас либо бутылки бы собирал на помойке, либо на зоне сидел… Я хотел описать то, что происходит в школе, исходя из личного опыта, но и книга и фильм не о педагогике».
Писатель также упоминает об истории создания романа «Географ глобус пропил»:
«Во время написания книги я работал сторожем и несколько раз терял рукопись, поэтому роман приходилось писать заново».
Роман опубликован в 2003 году, написан в 1995 году. В 2013 году по сюжету романа А. Иванова вышел в свет одноименный фильм с Константином Хабенским в главной роли.
Глава II. Анализ особенностей речи главного героя повести
Личность Служкина неоднозначна. Кажется, что в нем живут два человека. Один из них с пагубными привычками: он курит дома, часто выпивает, изменяет жене, безответственно ведет себя в роли главы семьи. Другой – способный на глубокие чувства, творческий, увлекающийся туризмом, добрый и правильный.
Понаблюдаем за речью героя. Сразу видно, что Служкин - личность незаурядная. Это человек с богатой фантазией и даром рассказчика. С каким юмором и с неприкрытой самоиронией он рассказывает о своей любви, которую испытывал к Наташе Веткиной в 10 классе, как пытался привлечь её внимание к себе, расстроить её отношения со Сметаниным. Рассмотрим небольшой эпизод.
«Тем же вечером сижу я дома, вдруг звонок в дверь. Я только дверь открыл, а мне Ветка сразу по морде тресь!... Но я -- воробей стреляный, я сразу присел. И она со всего размаха рукой по косяку как засадила, аж весь дом вздрогнул! Тут на грохот моя мама в коридор выбегает. А мама моя страсть любила, когда в гости ко мне девочки приходят. Схватила она Ветку и на кухню поволокла. Сразу чай, конфеты, все такое. Говорит мне: познакомь, мол, Витя, с девушкой... Меня, естественно, черт за язык дернул. Такая и сякая, говорю, моя невеста. От этих слов Ветка чуть не задымилась. Ну, чай допила, с мамой моей попрощалась культурно и ушла, а на меня и не взглянула. Так, думаю, Виктор Сергеевич, ожидает тебя бой не ради славы, ради жизни на земле…»
Служкин использует в своем рассказе неполные предложения («Сразу чай, конфеты, все такое»), присущие устной речи. Перемежает их междометиями («тресь»), крылатыми выражениями («стреляный воробей», «бой не ради славы, ради жизни на земле», «черт за язык дернул»). Комичность рассказа создается благодаря использованию слов в переносном значении («задымилась», т.е. возмутилась).
Служкин – это человек с поэтической жилкой. В романе мы знакомимся с его творчеством – стихами, которые он читает ученикам, «красной профессуре»:
«Называется стих "Эпитафия Петрову". Для тупых поясняю: эпитафия -- это
надгробная надпись. Стих очень простой, смысла нет, рифмы тоже.
Помедли, случайный прохожий,
У этих гранитных плит.
Здесь тело Петрова Алеши
В дубовом гробу лежит.
Петров на общем фоне казался
Чище, чем горный снег,
И враз на него равнялся
Каждый плохой человек.
Но как-то однажды утром
На самом рассвете за ним
Пришел предатель Служкин
И целая банда с ним.
Сказал ему Служкин: "За совесть,
За множество добрых дел
Окончена твоя повесть
Последней главой "Расстрел"".
Петров это выслушал гордо
И свитер порвал на груди:
"Стреляй же, империалистический агрессор,
От красных тебе не уйти!
А жизнь моя песнею стала,
Грядущим из рельсовых строк,
И на пиджаке капитала
Висит уже мой плевок!"
Поднял обрез свой Служкин
И пулю в Петрова всадил,
И рухнул Петров под грамотой,
Которой его райком наградил.
Застыньте, потомки, строем,
Склоните знамена вниз:
Душа Петрова-героя
Пешком пошла в коммунизм!»
Служкин назвал свой стих очень простым, без смысла и без рифмы. Однако мне показалось, что здесь есть и рифма и смысл. Ведь это самая настоящая пародия. И если поискать в старых коммунистических газетах 30-х годов, то, наверно, можно найти и оригиналы. Стих смешной еще и потому, что в нем соседствуют слова «высокого» (рухнул, грядущим) и «низкого» (висит плевок) стиля, поэтические сравнения (чище, чем горный снег) и общественно-политическая лексика (империалистический агрессор). Служкин дает своим стихам оценку так:
«-- А вы, оказывается, Виктор Сергеевич, талант, -- уважительно сообщил Чебыкин.
-- Бог с тобой, -- отрекся Служкин. -- В этом стихе нет ничего особенного. Хороший посредственный стих. Я люблю его, потому что он простой и искренний. А хорошие стихи может писать любой человек, знающий русский язык. Нет, отцы, я не талант. Просто я -- творческая личность.»
Служкин весьма остроумен и то и дело отпускает недурные экспромты-каламбуры.
«Хорош из тебя учитель будет, -- саркастически заметила Надя.
- Ерунда, - отмахнулся Служкин. - В школе на меня всем плевать: хорош -- не хорош, а вынь да положь. Если не найдется желающих пред именем моим смиренно преклонить колени, я не удавлюсь.»
«У нас денег на пьянку нет, - твердо сказала она, глядя в глаза Служкину, и персонально для Будкина добавила: - И не будет!» Служкин печально погладил бутылку и изрек:
- Доведет доброта, что пойду стучать в ворота...»
«- Господин Будкин зажрался, -- констатировал Служкин. -- От такой чудесной девушки отказывается. Доиграется господин Будкин, точно. Имеет терема, а пригреет тюрьма.»
«- Ну-у, -- скептически хмыкнул Служкин. -- Давай ищи съеденные щи.»
«Расскажите, -- предложила Люська. -- Вы здорово рассказываете.
-Язык Златоуста, да мыслей негусто... -- Служкин поскреб затылок…»
В зависимости от ситуации Служкин шутит, насмехается, язвит. «Посмеяться над собой — значит лишить этой возможности других», «Смышлен и дурак, коли видит кулак», «Честным хорошо быть только потому, что верят, когда врешь», «Без шутки жить жутко» В романе насчитывется около шестидесяти прибауток, использованных в речи географа. Не все из них можно, на мой взгляд, процитировать в школе. Поэтому в буктрейлере я сделала пометку «16+». Но тем не менее хочется отметить богатство, выразительность и экспрессивность речи героя.
Служкин бывает серьезен. Тогда его речь другая. Так, в беседе с завучем мы видим человека растерянного, пытающегося объясниться с коллегой, найти понимание:
«Я старался... -- начал оправдываться Служкин. -- Сперва увещевал, потом орал... Не хотелось ставить двойки в первый же урок...
-- Двойки надо ставить за отсутствие знания у ученика, а не за отсутствие педподготовки у учителя. А орать, как вы выразились, нельзя ни в коем случае. Дети и дома испытывают достаточно стрессов. Школа должна корректировать недочеты родительского воспитания, а не повторять их и тем более не усугублять.
-- Школа не воспитательный дом, я учитель, а не нянька, -- возразил Служкин. -- Когда в классе тридцать человек и все стоят на ушах, то нельзя скорректировать чье-то воспитание. Проще этих нескорректированных изгнать, чтобы остальных не перекорректировали.
-- Вы сказали, что здесь не воспитательный дом, а школа? – разозлилась Угроза. -- И вы, Виктор Сергеевич, считаете, что лучший способ обучения ребенка в школе -- это выгнать его из класса? Странные у вас взгляды. Дети приходят в школу учиться, как вы заметили, а ваша задача -- научить их. Как вам их учить -- это дело вашего опыта и профессиональной подготовки, и ребенок не виноват, если вы таковых не имеете. В конце концов, вам за ваше умение государство платит деньги, а вы, если говорить объективно, просто прикарманиваете их, когда выгоняете ребенка за дверь. Я как завуч запрещаю вам подобные методы работы.
-- Я понял, Роза Борисовна, -- покорился Служкин.»
А читатель понимает, что в этом диалоге прав Служкин. Употребленные им слова «скорректировать», «нескорректированных», «перекорректировали» - производные от слова «корректировать», которые произнесла Роза Борисовна. Они звучат иронично, недаром Угорза злится. Скорее всего, она согласна с мнением учителя. Но вынуждена соблюдать, как говорится, букву закона.
Когда Виктор Служкин разговаривает с дочкой Татой, речь его меняется, он в шутливой манере общается с девочкой. Но он очень ласков, мягок. Понятно, что отец любит свою дочь:
«С Татой на плечах Служкин вышел на тракторную колею и двинулся к
кораблям.
-- Папа, а куда Будкин пошел?
-- На охоту за мамонтом. Он его на шашлык порубит, мама пожарит, и мы съедим. Мамонт - это слон такой дикий, волосатый.
-- А ему больно будет?
-- Нет, что ты, -- успокоил дочку Служкин. -- Он специальной породы - мясной. Когда его на шашлык рубят, он только смеется.
-- А почему мы его не видели, когда на машине ехали?
-- Ты не видела, а я вот видел. Они все мелкие, шашлычные-то мамонты,-- размером с нашего Пуджика.
-- А Пуджика можно на шашлык порубить?
-- Конечно, -- заверил Служкин. -- Только для этого его надо долго откармливать отборными мышами, а он у нас ест одну лапшу и картошку.»
Служкин как будто сказку рассказывает «Порубить на шашлык» - кажется так кроваво, а из уст Виктора звучит не кровожадно. Просто он использует своеобразную сказочную интонацию. Читатель верит: Служкин – хороший папа.
Глава III. Заключение
Алексей Иванов очень реалистично изобразил современную жизнь, персонажи, школу, учителей и учеников. Как мне показалось, одно из средств изображения героя – яркая речевая характеристика. Наблюдая за речью персонажа романа А. Иванова «Географ глобус пропил», я обратила внимание на выразительность и эмоциональность речи героя, которые позволяют ему достичь поставленных коммуникативных целей. Язык его разнообразный, неповторяющийся, экспрессивно окрашенный. Этим он привлекает современного читателя. Я как читатель, в свою очередь, делаю вывод о герое Служкине. Это человек образованный, читающий, думающий и нравственный. В какой-то мере он философ:
«- Не могу я, как ты не понимаешь! Я человека ищу, всю жизнь ищу - человека в другом человеке, в себе, в человечестве, вообще человека!...»
Служкин – человек неравнодушный и искренний. Мы видим, что его слова и мысли не расходятся, и это подкупает читателя. Несмотря на скабрезные шутки и выражения, в нем видится порядочный человек.
Список использованных ресурсов
Приложение
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Военная хитрость
Осенняя паутина
Фокус-покус! Раз, два,три!
Свинья под дубом