Закон, живущий в нас, называется совестью.
Совесть есть собственно применение наших поступков к этому закону.
И. Кант
Стыд и честь - как платье,
чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.
Апулей
Честь и совесть?! Многие люди употребляют эти слова в повседневной жизни. А ведь если спросить их, каково значение этих слов, то ответят далеко не все. Да и ответы будут совершенно разными.
Почему? Да потому, что вопрос этот гораздо сложнее, чем, кажется на первый взгляд. И вот сейчас этот вопрос передо мной. И найти на него однозначный ответ сразу я не могу. Открываю энциклопедический словарь на слове “совесть” и читаю:
“Совесть - понятие морального сознания, убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение”. Я полностью согласен с определением автора данного словаря, но все-таки особенно выделил бы конец этой формулировки: “совесть - сознание нравственной ответственности за свое поведение”. С совестью стало уже чуть-чуть яснее, осталось разобраться со словом “честь”. Переворачиваю еще несколько страниц, нахожу слово “честь” и читаю: “честь - достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности”. И с этим определением можно согласиться. Но от себя я поставил бы вопросительный знак рядом со словом “гордость”.
По моему мнению, которое я не хочу никому навязывать, слова “гордость” и “честь” немного противоречат друг другу, но это лишь мое мнение.
Однако все определения, написанные выше, являются очень общими. Понимание, как совести, так и чести претерпевало изменение со временем. Корни этих слов уходят далеко в прошлое, однако, как мне кажется, их стоит начинать рассматривать со средневековья. Не одно произведение посвящено этой эпохе, но одним из наиболее значительных и ярких я считаю произведение Мигеля де Сервантеса “Дон Кихот”. Читая этот роман, невольно проникаешься духом средневековья, духом благородных рыцарей, которым присущи и совесть, и, конечно же, честь. Мне кажется, что сложилось такое мнение, что понятия “рыцарь” и “честь” неразделимы. В романе действительно Дон Кихот защищает более слабых, а уж чего стоят подвиги этого бесстрашного рыцаря ради своей возлюбленной. В нашей стране этой эпохи не было. Именно этим в свое время было вызвано такое отношение Гитлера к нашей стране. Но отсутствие этой эпохи в истории нашей страны нельзя назвать недостатком. Да, Мигель де Сервантес описал Дон Кихота, показав его воплощением чести, достоинства и благородства. Но, вопреки сложившемуся мнению, на одного такого “Дон Кихота” приходилось, по меньшей мере, двадцать “рыцарей”, которым понятия “совести” и “чести” были совершенно чуждыми и которые только и занимались тем, что пьянствовали и “портили” деревенских девушек.
Размышляя о чести, думаешь исключительно о честных людях. Очень жаль, что сейчас честным людям приходится трудно. Мы живем в такие годы, когда с людьми, позволившими себе сказать правду, могут расправиться. XX век дает страшные примеры, когда людей просто уничтожают за сказанное, содеянное. Причем происходит это, совсем незаметно: человек или, просто исчезает, или оказывается “случайно” убитым, или все факты говорят о том, что это самоубийство. И, примеров очень много. Погиб В. Цой. Было сделано заключение - несчастный случай. Но так ли это? Затем последовала смерть Игоря Талькова. Убийство произошло на глазах нескольких свидетелей, но никто не видел убийцу. А в последние годы стали убивать журналистов. Это самое страшное. Кто еще, кроме них, может сказать правду? Убит Д. Холодов. Кто-то не захотел, чтобы тайное стало явным. И можно догадаться кто. Затем убили В. Листьева. Их смерти потрясли мир. Но это еще не конец. И есть опасение, что убийцы так и не будут найдены.
Но не для славы нужны человеку честь и совесть. И не только на войне или в каких-либо других экстремальных ситуациях. Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходят на ум строчки из “Капитанской дочки” Пушкина, наказ отца Петру Гриневу: “Береги честь смолоду”. Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Есть и другой, полегче, попроще. Но там низость, подлость, бесчестье!
И мне очень хочется, чтобы как можно больше людей обладали такими достоинствами, как честь и совесть.
Вложение | Размер |
---|---|
nigmetov_karim_chest_i_sovest_2003.doc | 31.5 КБ |
Детский творческий фестиваль «Южный полюс» Нигметов Карим, 13 лет,
Россия,
Озинский район р.п. Озинки Саратовской области.
Сочинение «Размышление о чести и совести!».
Закон, живущий в нас, называется совестью.
Совесть есть собственно применение наших поступков к этому закону.
И. Кант
Стыд и честь - как платье,
чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.
Апулей
Честь и совесть?! Многие люди употребляют эти слова в повседневной жизни. А ведь если спросить их, каково значение этих слов, то ответят далеко не все. Да и ответы будут совершенно разными.
Почему? Да потому, что вопрос этот гораздо сложнее, чем, кажется на первый взгляд. И вот сейчас этот вопрос передо мной. И найти на него однозначный ответ сразу я не могу. Открываю энциклопедический словарь на слове “совесть” и читаю:
“Совесть - понятие морального сознания, убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение”. Я полностью согласен с определением автора данного словаря, но все-таки особенно выделил бы конец этой формулировки: “совесть - сознание нравственной ответственности за свое поведение”. С совестью стало уже чуть-чуть яснее, осталось разобраться со словом “честь”. Переворачиваю еще несколько страниц, нахожу слово “честь” и читаю: “честь - достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности”. И с этим определением можно согласиться. Но от себя я поставил бы вопросительный знак рядом со словом “гордость”.
По моему мнению, которое я не хочу никому навязывать, слова “гордость” и “честь” немного противоречат друг другу, но это лишь мое мнение.
Однако все определения, написанные выше, являются очень общими. Понимание, как совести, так и чести претерпевало изменение со временем. Корни этих слов уходят далеко в прошлое, однако, как мне кажется, их стоит начинать рассматривать со средневековья. Не одно произведение посвящено этой эпохе, но одним из наиболее значительных и ярких я считаю произведение Мигеля де Сервантеса “Дон Кихот”. Читая этот роман, невольно проникаешься духом средневековья, духом благородных рыцарей, которым присущи и совесть, и, конечно же, честь. Мне кажется, что сложилось такое мнение, что понятия “рыцарь” и “честь” неразделимы. В романе действительно Дон Кихот защищает более слабых, а уж чего стоят подвиги этого бесстрашного рыцаря ради своей возлюбленной. В нашей стране этой эпохи не было. Именно этим в свое время было вызвано такое отношение Гитлера к нашей стране. Но отсутствие этой эпохи в истории нашей страны нельзя назвать недостатком. Да, Мигель де Сервантес описал Дон Кихота, показав его воплощением чести, достоинства и благородства. Но, вопреки сложившемуся мнению, на одного такого “Дон Кихота” приходилось, по меньшей мере, двадцать “рыцарей”, которым понятия “совести” и “чести” были совершенно чуждыми и которые только и занимались тем, что пьянствовали и “портили” деревенских девушек.
Размышляя о чести, думаешь исключительно о честных людях. Очень жаль, что сейчас честным людям приходится трудно. Мы живем в такие годы, когда с людьми, позволившими себе сказать правду, могут расправиться. XX век дает страшные примеры, когда людей просто уничтожают за сказанное, содеянное. Причем происходит это, совсем незаметно: человек или, просто исчезает, или оказывается “случайно” убитым, или все факты говорят о том, что это самоубийство. И, примеров очень много. Погиб В. Цой. Было сделано заключение - несчастный случай. Но так ли это? Затем последовала смерть Игоря Талькова. Убийство произошло на глазах нескольких свидетелей, но никто не видел убийцу. А в последние годы стали убивать журналистов. Это самое страшное. Кто еще, кроме них, может сказать правду? Убит Д. Холодов. Кто-то не захотел, чтобы тайное стало явным. И можно догадаться кто. Затем убили В. Листьева. Их смерти потрясли мир. Но это еще не конец. И есть опасение, что убийцы так и не будут найдены.
Но не для славы нужны человеку честь и совесть. И не только на войне или в каких-либо других экстремальных ситуациях. Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходят на ум строчки из “Капитанской дочки” Пушкина, наказ отца Петру Гриневу: “Береги честь смолоду”. Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Есть и другой, полегче, попроще. Но там низость, подлость, бесчестье!
И мне очень хочется, чтобы как можно больше людей обладали такими достоинствами, как честь и совесть.
Золотая хохлома
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Рисуем домики зимой
Серебряное копытце
Хрюк на ёлке