В работе рассматривается возникновение и значение для торговли Сибири Великого чайного пути. Приведена интересная информация о русской и китайской чайной церемонии.
Вложение | Размер |
---|---|
karpova_anzhelika_velikiy_chaynyy_put_sibir_i_kitay.doc | 109 КБ |
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36 г. Томска
634062 г. Томск, ул. Иркутский тракт, 122/1, тел/факс. 67-43-61,mail:school36@mail.tomsknet.ru.
Великий чайный путь: Сибирь и Китай
(исследование по материалам Томского областного краеведческого музея)
Выполнила:
Карпова Анжелика
ученица 8б класса
МАОУ СОШ № 36 г. Томска
Руководитель:
Подрезова И.И.,
учитель русского языка и литературы
Томск - 2013
Цель работы:
Задачи работы:
рассмотреть
Структура работы:
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Литература
ВВЕДЕНИЕ
Тема чайной культуры обладает несомненными достоинствами:
На протяжении более чем 150 лет Великий сибирский тракт являлся главной транспортной артерией Российской империи, соединяющей центральную часть страны, Сибирь и Китай. Ввиду выгодного положения на тракте Томск стал важнейшим пунктом торговли, постепенно разрастаясь и получив к 1804 году статус губернского центра, по территории Томской губернии пролегало 1082 версты (1154 км).
В конце XIX – начале XX вв. Великий сибирский тракт перестал справляться с объёмом перевозимых по нему грузов, это обстоятельство привело к строительству Транссибирской магистрали. В память о тракте в городе Томске остались названия двух улиц – Иркутский тракт и Московский тракт.
«Великий чайный путь» – это новый выставочный проект Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова. Выставка занимает три зала, которые оформлены как дорога из Китая в Россию. Посетителям предоставляется возможность погрузиться в атмосферу XVIII – XIX вв. и совершить путешествие по тракту.
Всего на выставке представлено 486 предметов, среди которых: одежда, мебель, посуда, бытовая утварь XVIII – XX веков.
Я побывала на выставке «Великий чайный путь», заинтересовалась темой чайной культуры, историей возникновения великого чайного пути, особенностями русской и китайской чайной церемонии.
Города, через которые провозили чай
Великий чайный путь – маршрут, по которому 300 лет шли караваны с чаем из Китая в Российскую империю. Сегодня по этому пути могут оправиться обычные туристы. Преодолеть путь целиком – задача довольно сложная, но можно посетить самые интересные города чайной истории.
- Кяхта. Именно с этого города когда – то все и начиналось. Это был главный торговый центр чайного пути, и его между собой называли «Российской столицей чая».
- Иркутск. Местные турфирмы предлагают погрузиться в историю сибирского чаепития и познакомиться с достопримечательностями. За пару дней можно побывать на берегу Байкала, увидеть Кругобайскую железную дорогу, посетить старый купеческий дом и насладиться чашкой чая.
-Тара – небольшой городок в Омской области также попадается на чайном пути. На выбор вам будет предложен музей самовара, Спасская церковь.
- Кунгур – городок Пермского края. Интересно посетить поселок Суксун. Именно здесь в 18 веке делали медные самовары.
- Касимов – город в Рязанской области заинтересует музеем Русского самовара. Туристам предлагается под руководством гида собрать травяной чайный набор.
Сбор и обработка чая
Обработка чая (чайного листа) – процесс очень тонкий, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои нюансы. Из чайного растения собирают не весь лист, а только самые молодые и сочные листочки и едва распустившиеся или даже вообще не распустившиеся почки. Лучший чай делают только из первого и второго листа и почки. Для менее качественного чая берут третий и еще реже четвертый листочки. Собранный чай сушили, вялили на плантациях, выпаривали на сковородках, чтобы удалить сырость и излишние наркотические вещества. Затем чай поступал на фабрики, где продолжалась его обработка. Чайные фабрики представляли собой довольно бесхитростные строения.
Перевозка чая из Китая в Россию
Путешествие было не из легких: около 9000 верст и 16 месяцев пути. Отправной точкой из Китая был город Калган – крупная застава на Великой Китайской стене, считавшаяся «воротами в Китай». Именно сюда поставлялся чай из южных провинций Китая для торговли с северным соседом (в первую очередь из провинции Фуцзян, северной ее части — гор Уишань, см видео). В Калгане представители Русских торговых компаний покупали чай и снаряжали караваны, состоящие из 200-300 верблюдов. Впереди был трудный и медленный переход через Гоби – пустыню в Монголии. В Северной Монголии была остановка в Урге для поверхностного осмотра товара, после, караван продолжал путь до границы с Российской империей – заставы Кяхты. В Кяхте коробки с чаем проверялись, маркировались и вшивались в бычьи шкуры – тюки. Дорогие черные чаи предварительно особенно тщательно паковали в бумагу и фольгу, для предотвращения попадания влаги в чай и помещали в бамбуковые коробки. Тюки загружали в телеги или сани и отправлялись до Иркутска. Оттуда чай уже отправлялся в Европейскую часть России на открытые ярмарки. Именно трудность «Великого чайного пути» обуславливалась высокая стоимость чая.
К концу XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить спрос и нужды Российского общества, поэтому началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Завершение строительства магистрали прозвучало «похоронным гимном» для красочных Российских караванов и великого чайного пути вместе с торговой заставой Кяхтой. Расходы и стоимость транспортировки резко снизились, из-за чего чай подешевел и стал доступен каждому.
Торговля
Около половины кяхтинских товаров отправлялось в Европейскую часть России. Оставшаяся часть продавалась в сибирских городах. Например, в 1751 году товары из Кяхты на общую сумму 450,4 тысяч рублей были отправлены в города, через которых провозили чай:
Город | Сумма, тысяч рублей |
Европейская часть России | 210,7 |
Иркутск | 94,3 |
Ирбитская ярмарка | 66,6 |
Нерчинск | 24,5 |
Якутск | 13,8 |
Тобольск | 11,3 |
Енисейск | 10,2 |
Барнаул | 5,9 |
Селенгинск | 5,4 |
Томск | 3,6 |
Илимск | 1,0 |
Красноярск | 0,8 |
Китайская чайная церемония
Чай является традиционным напитком в Китае и употребляется ежедневно.
Китайцы отмечают несколько видов особых обстоятельств для приготовления и совместного питья чая.
Чай заваривают в большом чайнике (из фаянса, фарфора или глины), объёма которого достаточно для всех собравшихся. Особенностью китайского чайника является то, что заварка засыпается в небольшой дырчатый стаканчик-ситечко (из того же материала, что и сам чайник), вставляемый в чайник. При заваривании оно заполняется сухим чаем наполовину — на две трети, выполняя, таким образом, роль дозатора заварки. Горячая вода заливается в чайник через ситечко, «промывая» заварку. После того, как чайник заполнен, и заварка размокла, её иногда дополнительно чуть отжимают ложкой для более полной экстракции. Считается, что в ситечке чай лучше промывается и полнее отдаёт содержащиеся в нём вещества.
Главная цель китайской чайной церемонии — раскрыть сущность чая, дать возможность участникам действа распробовать все нюансы его вкуса и аромата. Культура перемен, столь органично пронизывающая всю китайскую культуру, не минула и чайную церемонию. Именно Гунфу Ча, как никакое другое чаепитие, позволяет ощутить и оценить изменчивость чая, переплетение вкуса и аромата.
Для того, чтобы взаимодействие с чаем было более полным и глубоким, в чайных церемониях используется специальная посуда. Сначала чай, предназначенный для заварки, насыпается в «Чайную коробочку» - Чахэ; с ее помощью участники чаепития имеют возможность «познакомиться» с чаем.
Для каждого человека выставляется две чашки, называемые чайной парой: высокая узкая чашка (Сянбэй) предназначена для восприятия аромата, а низкая широкая чашка (Пинъбэй) - для наслаждения цветом и вкусом чая.
Чаще всего чашки ставятся на маленький поднос-подставку (Бэйчжань). Это удобно для наливания чая и формирует композиционное единство чашек. При проведении чайной церемонии кроме чайника-заварника (Чаху) применяют также сливник (Чахай), что означает «Море чая». По форме он напоминает сосуд для молока, используемый во время чаепития в Европе.
Чайные пары, заварник и сливник обычно устанавливаются на чайную доску (Чапань). Чай засыпают в заварник и заливают кипятком. Первую заливку используют для того, чтобы смыть чайную пыль с заварки, смыть аромат предыдущего чая с чашек, для того чтобы дать толчок развития чаю.
Вода, используемая для приготовления чая, едва ли не самый важный элемент всего действа. Для заварки чая мы используем только родниковую воду. Она варится на открытом огне, причем важно точно уловить момент готовности кипятка.
Русская чайная церемония
Первые традиции и ритуалы, связанные с употреблением чая, были сформированы в России на рубеже XVIII—XIX веков двумя богатейшими сословиями тогдашнего русского общества: дворянами-аристократами и купечеством. В дворянской среде была позаимствована, с некоторыми изменениями, британская чайная традиция: чай пили за безукоризненно накрытым столом, из фарфорового сервиза, часто с молоком. Чай подавался в сухом виде, в специальной чайнице, и заваривался непосредственно за столом. Основным содержанием встречи за чаем было общение, сам чай, по сути, играл вспомогательную роль.
Купечество создало свою традицию чаепития, соответствующую общей тенденции выставлять зажиточность и благополучие напоказ. Та же манера употребления чая была характерна для богатых помещиков. Купеческий чайный стол — это то, что в первую очередь представляется, когда заходит речь о питье чая «по-русски»: самовар, варенье, мёд, разнообразная выпечка, от сушек и бубликов до пирогов с мясом, питьё чая из блюдца. Купеческое чаепитие было длительным, в ходе его выпивалось до нескольких десятков чашек чая. Многократное заваривание чая и манипуляции с несколькими чайниками в ходе такого чаепития были неудобны, поэтому заварочный чайник обычно использовался один, чай заваривался в нём очень крепко и разводился непосредственно в чашке кипятком из самовара. Таким образом, ещё в начале XIX века сформировалась традиция двухчайниковой заварки, которая сохраняется в России и по сей день.
В русском чаепитии, прежде всего, важна компания. Если за чаем собрались друзья — настоящие или будущие — то совершенно неважно, о чем они будут говорить или молчать. Важно только то, что в какой-то момент такого чаепития его участники замечают, что часто прикрывают рукой чрезвычайно довольную улыбку. А чему именно они радуются — толком и не понять.
А вот посуда, в которой подаётся чай, не зависит от того, где происходит чаепитие – в гостиной или на веранде. Это чашки с блюдцами. Фарфоровые, но не фаянсовые чашки с блюдцами (классической пиалообразной формы, возможно – чуть волнистые).
Русское чаепитие не существует без разнообразных вкусностей. Поэтому на столе должны быть пирожковые тарелочки. Конечно, они занимают много места. Конечно, мы все хотя бы раз использовали в качестве пирожковых тарелочек блюдца от чайных пар. Но мы ведь соблюдаем церемонию, не правда ли? Поэтому у нас будут пирожковые тарелочки и десертные ложки.
На столе могут стоять менее важные предметы – сахарница, тарелочка под лимон (который должен быть нарезан тонкими кружочками, но не дольками), вилочка под лимон и ложка под сахар-песок или щипчики для кускового сахара. К вспомогательной утвари отнесём и блюда под разнообразные закуски.
Последним штрихом в сервировке чайного стола будут, конечно, розетки под варенье и мёд, и вазочки, в которых эти самые варенье и мед подаются.
В конце XIX века в русских чайных были очень распространены наборы из большого (для кипятка) и маленького (для заварки) чайников, в которых второй мог служить крышкой первого. Подаваемый в таких чайниках чай назывался «чай парами» и стоил, как правило, три копейки. Сейчас найти такой набор, да ещё и приготовить в нём чаю на три копейки будет достаточно сложно, однако общий принцип можно воспроизвести запросто, подавая заварку в заварочных чайниках, а кипяток – в кипяточных.
Имеется в русском языке и целый ряд крылатых выражений, пословиц и поговорок на чайную тему:
Чай пить— не дрова рубить.
Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!
Выпей чайку́— забудешь тоску.
Мы за чаем не скучаем— по семь чашек выпиваем!
Приходите к чаю— пирогами угощаю.
Чай у нас китайский, сахарок— хозяйский.
Анкетирование
Вопросы
(Люблю, не люблю, всё равно)
Класс (14 человек)
63%-любят (из 14 человек)
50%-7 чел (пьют чай-2-3 раза в день)
57%-знают о полезных свойствах чая
43%-пьют зелёный чай (21%-оба любят,36%-чёрный любят)
43%-некрепкий любят (7%-равнодушен,36%-оба,14%-крепкий)
57%-хорошее отношение, любят
Семья (4 человека)
100%-любят
75%- пьют 5-7 раз
100%-знают о полезных свойствах чая
50%-оба (50% чёрный)
75%-крепкий (25%-некрепкий)
100%-хорошее, любят
Заключение
Таким образом, я рассмотрела, что представляет собой Великий чайный путь, проанализировала его значение. В работе объясняется различие между китайской и русской чайной церемонией, и можно понять, насколько длительным был путь из Китая в Россию.
Сейчас каждый человек на Земле пьёт чай и, на мой взгляд, его историю обязательно нужно знать. Раньше чай был не так распространен, как сейчас, поэтому знать историю чая это очень важно. Тем более, что родной город Томск являлся важнейшим торговым центром, центром перевозки чая.
Считаю, что важно также знать и о полезных свойствах чая, и о различных способах его приготовления. История чая отразилась в пословицах и поговорках на чайную тему.
Литература:
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Сказочные цветы за 15 минут
Военная хитрость
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Выбери путь