Конкурс «Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны |
Номинация: статья «Изучение истории Первой мировой войны в 20-е годы 20 столетия»
|
Автор: Пустовалов Дмитрий, ученик 10 класса Научный руководитель: Попова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 16 г. Балашова Саратовской области |
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_zabytaya_voyna.docx | 34.95 КБ |
Конкурс «Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны |
Номинация: статья « Изучение истории Первой мировой войны в 20-е годы 20 столетия» |
Автор: Пустовалов Дмитрий, ученик 10 класса Научный руководитель: Попова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 16 г. Балашова Саратовской области |
Г.Балашов
2014
НОМИНАЦИЯ: Статья
« Изучение истории Первой мировой войны в 20-е годы 20 столетия»
… В последний час, во тьме, в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне,
И никогда не будет!
Зинаида Гиппиус
В преддверии 100-летия Первой мировой войны с сожалением приходится констатировать, что память об этом важнейшем для нашей страны событии занимает незаслуженно скромное место в российском историческом сознании. В чём же причина? Конечно, свою роль сыграло то, что Первую мировую войну затмили две революции в России и Великая Отечественная война, Великая Победа мая 1945-го, добытая невиданным в истории национальным подвигом. Однако по степени влияния на дальнейший ход российской и всемирной истории события 1914–1918 годов имеют колоссальное значение, предопределив и будущую Вторую мировую войну.
Но главная причина незаслуженного забвения Первой мировой войны в отечественном сознании состоит в том, что она подверглась в советское время искажённым идеологизированным трактовкам. Если посмотреть школьные и институтские учебники истории начиная с 1920-х годов, то в них эта война охарактеризована как «империалистическая», «несправедливая» и «ненужная народу».
О Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. мы имеем немало сведений, чтим и помним героев и просто погибших в Великой Отечественной войне, то о Первой мировой войне мы знаем и говорим гораздо меньше. К примеру, если в советское время о русских солдатах, как о героях, говорить было непринято ( Первая мировая война считалась войной «империалистической»), то, на мой взгляд, мы не должны продолжать подобную тенденцию сейчас. Несомненно, мы должны помнить подвиги наших дедов и прадедов, гордиться ими и чтить их память, но в то же время мы должны быть людьми милосердными и благородными. Только тогда патриотизм становится истинным и действенным.
Первая мировая война занимает особое место в истории человеческого общества. Это была поистине Великая война не только по масштабам боевых действий, но и по ее последствиям. Вовлекая в свою орбиту миллионы людей, война наложила неизгладимый отпечаток на общественное сознание, систему идеалов и ценностей человечества. Она породила целую цепь мировых катастроф, социальных и политических катаклизмов, коренным образом изменивших политическую карту мира. Именно поэтому, на протяжении многих лет, прошедших после этой войны, ученые неоднократно обращались к ее изучению.
В ходе первой мировой войны были впервые применены технические средства массового уничтожения людей, вызывавшие ужас у современников. Это оказало огромное влияние на характер боевых действий, развитие военно-научной мысли. Эта война стала последним крупным вооруженным столкновением, в ходе которого происходило массовое применение кавалерии. Между тем, участие Российской Императорской армии и ее конницы (основу которой составляли казачьи подразделения) в первой мировой войне все еще мало изучены
В наше непростое время многие люди пытаются разобраться в причинах событий, происходящих сегодня, выявить перспективы дальнейшего развития. Все это неизбежно ведет к поиску истоков корней, обострению интереса к своему прошлому. Изучение событий первой мировой войны открывает многие неизученные страницы в героической истории нашей Родины, способствует развитию чувства патриотизма и гордости за свое прошлое.
Публикация материалов, посвященных участию России в первой мировой войне, началась уже в ходе войны. Первоначально, это были публицистические очерки, ставящие своей целью оправдание участие России в войне, показ угрозы германского милитаризма.
Одновременно, на страницах периодической печати и специальных сборников печатаются материалы, посвященные подвигам русских солдат и офицеров на фронте, боевым действиям тех или иных частей русской армии. Источники этих публикаций очень узки, в основном, это свидетельства очевидцев и непосредственных участников событий. Эти очерки были направлены на подъем патриотических настроений в обществе в условиях войны. Специфической чертой их является описательный характер, что ,впрочем, вполне объяснимо - трудно дать какой-либо объективный анализ боевым действиям сразу же «по горячим следам». Таким образом, первые публикации, посвященные первой мировой войне, дают лишь отрывочные представления о боевых действиях русской армии .
Попытки анализа первой мировой войны предпринимают уже после ее окончания. Журнал «Военное дело» публикует воспоминания участников военных действий.
Анализируя деятельность казачьих партизанских отрядов, авторы аргументированно доказывали, что высшее командование русской армии было плохо подготовлено к ведению партизанской войны. Это и обусловило низкую ее эффективность. Действительно, деятельность казачьих партизанских отрядов вызывала противоречивые отклики у современников. Характер этой деятельности не приобрел такого размаха как в 1812г. Однако, полностью отрицать ее эффективность несправедливо.
Большим событием в изучении истории первой мировой войны стало создание комиссии по исследованию и использованию опыта войны 1914-1918г.г. Первые результаты этого исследования были опубликованы в «Кратком стратегическом очерке войны 1914-1918г.г.» Авторы очерка стремились показать значительный вклад российской армии в успешные боевые действия союзников. Однако условия разгоравшейся гражданской войны не позволили этого сделать. Удалось издать лишь два тома очерков. « Краткий стратегический очерк войны 1914-1918 г.г.» был закрыт большевистскими властями. С этого момента в качестве идейной основы в исследованиях, посвященных истории первой мировой войны начинает утверждаться ленинское положение о том, что главным содержанием этой войны был захват земель, покорение чужих наций, грабеж, отвлечение внимание трудящихся от насущных проблем классовой борьбы, разъединение и одурманивание рабочих и истребление их авангарда в целях ослабления революционного движения.
Но потребности дальнейшего военного строительства делали необходимым объективный анализ опыта первой мировой войны. После гражданской войны появляются работы, рассматривающие проблемы подготовки России к войне, вопросы военного управления русской армии в начале 20 века. В это время начинают публиковаться работы, анализирующие наиболее крупные военные операции русской армии в годы первой мировой войны.
В трудах многих исследователей, учёных, публицистов обобщался опыт мировой и гражданской войн, рассматривалась роль и предназначение кавалерии в условиях ведения новых боевых действий. Большинство этих авторов давало положительную оценку уровню боевой подготовки старой русской конницы, отмечая при этом, что командование неудачно использовало её в ходе военных операций; действия кавалерийских начальников не отличались решительностью. Главной причиной этих недостатков, по их мнению, было то, что русское военное руководство не предполагало коренных изменений в характере и масштабах боевых действий.
Итак, сразу же после гражданской войны появляется целый ряд исследований, которые пытаются детально рассмотреть опыт мировой войны. Военно-теоретические проблемы были главными, но не единственными, которые интересовали исследователей, занимающихся изучением истории первой мировой войны в 20 годы. Большое значение для ученых имела публикация различного рода документов, мемуаров, иностранных дипломатов, касавшихся периода 1914-1917г.г.Это позволило начать обсуждение таких проблем, как внутреннее положение России в годы мировой войны, ее внешняя политика.
Таким образом, в 20-е годы, изучение истории первой мировой войны постепенно переходит из военной в гражданскую область; расширяется круг исследований; намечается новый перечень проблем.
Изучение опыта мировой войны проходило в это время не только в Советском союзе, но и за рубежом. Большой интерес представляет развитие военно-научной мысли среди русской эмиграции, т.к. здесь оказалось большинство крупных военных теоретиков и военачальников старой армии. Центром по изучению и обобщению опыта первой мировой войны среди русской эмиграции в 20-е годы становится «Военный сборник», издаваемый в Белграде бывшими офицерами Генерального Штаба. Систематически к проблемам Великой войны 1914-1918г.г. обращался журнал «Часовой». На страницах этих и других эмигрантских изданий публикуются воспоминания участников войны фронтовые записки, дневники, документы штабов армий. Кроме издания документов печатаются и аналитические статьи. Причины войны, подготовку к войне противоборствующих сторон рассматривали в своих работах В.М. Драгомиров. С. Добровольский. И.Ф. Патронов Д. И. Особое внимание среди русской военной эмиграции уделялось обобщению опыта войны, разбору тех или иных операций, анализу причин неудач русских войск.
Людей, находящихся в эмиграции волновали те же самые проблемы, что и исследователей, живших в Советском Союзе. Однако их разделяла идеология. Если советские исследователи рассматривали первую мировую войну, как войну империалистическую, грабительскую и в их работах преобладали критические интонации. То для их коллег-эмигрантов это была Великая война, в ходе которой русская армия проявляла чудеса героизма и самопожертвования. Правда, и такой подход порой приводил к крайностям в оценках событий..
Аналитик-исследователь H.H. Головин внес особый вклад в развитие анализа русской военной науки. Еще в начале ХХ в. он публикует работу «Исследование» боя. В ней, он приходит к выводу, что исход сражения не столько мощь оружия и талант полководца, сколько моральный дух армии. H.H. Головин попытался найти научные критерии такого понятия как «моральная стойкость армии». Применяя эти показатели при изучении Первой мировой войны, Н.Н.Головин приходит к выводу, что русскую армию в эту войну отличали высокое мужество и героизм. Сравнивая показатель «моральной устойчивости» по родам войск, автор указывает, что самый высокий коэффициент наблюдался в казачьих войсках и гвардейских частях. Головин объясняет это следующим образом: «первые . представляют в своих массах людской материал наиболее воспринявший идею долга каждого гражданина защищать свою Родину. Гвардия же была всегда баловнем среди прочих частей русской армии».
Другой автор, Керсновский А. А., в своих работах довольно подробно анализирует операции русской армии, описывает подвиги русских солдат и офицеров. В заключении он дает краткую оценку боевым действиям всех корпусов и дивизий. В исследовании содержится материал и о действиях и кубанских казачьих частей. Достоинством работы можно считать показ самобытности русского военного искусства, величия и мощи русской армии.
При анализе эмигрантских исследований следует отметить, что уже в 20-30-е г.г. на страницах журналов «Кубанское казачество» появляются работы, посвященные действиям кубанских частей в годы Первой мировой войны. В них описывается участие отдельных казачьих подразделений в боевых действиях, рассказывается о некоторых эпизодах войны. *Первая мировая война является одним из ключевых событий в истории XX века, во многом предопределившим ход развития человечества. Большие территории, охваченные военными действиями, невиданное до этого количество армий, столкнувшихся на полях сражений, огромные потери и значительные изменения на карте мира – вот далеко не полный перечень того, что принесло с собой это событие. При этом следует помнить, что I-я мировая война носила тотальный характер, затронула все сферы жизни стран, прямым или косвенным образом принимавших участие в военных действиях. Изменения коснулись не только солдат и офицеров, защищавших интересы своих правительств на фронтах войны, но и многих людей, находившихся в тылу и узнававших о сражениях со страниц газет, писем с фронта, свидетельств очевидцев, вернувшихся с передовой. Военнослужащим и мирным обывателям пришлось столкнуться с новыми проблемами. Необходимость их решения изменила восприятие привычных вещей, вновь поставила вопрос о смысле и ценности жизни человека.
Мы до сих пор не можем найти единство по многим вопросам прошлого, настоящего и будущего. Но если, держась за нить истории, вернуться в 1914 год, то мы снова становимся единым народом без трагического раскола. Поэтому мы должны по-новому изучить Первую мировую войну, которая даст нам примеры безграничной доблести, отваги и самопожертвования русских людей. Лишь тот, кто знает историю, способен адекватно встретить вызовы грядущего.
Изучение истории первой мировой войны, так как она была первой и именно МИРОВОЙ войной, которая принесла неизмеримое горе и невероятные человеческие потери, и, казалось бы «научила» мировое сообщество ценить человеческую жизнь, но как показывает история многих стран мира, не научила. Мы, человечество, обязаны во имя всех мертвых, павших в той ужасной войне, ради всех живущих сейчас и тех, кто придет после, мы обязаны знать и помнить, что нет таких проблем, политических « заморочек», которые невозможно было бы решить путем мирных переговоров. Говорить всегда лучше, чем молчать, и, конечно же, намного лучше, чем вести войну. Да, это долгий путь, сложный и долгий, но амбиции, политическая и экономическая выгода блекнут перед смертью, смертью, которую неизбежно несет война. И поэтому мы обязаны изучать и знать историю Первой мировой войны без умаления, со всеми фактами, событиями, ужасами, страхами и надеждами человечества той эпохи. Нам надо знать, надо изучать ради того, чтобы НИКОГДА не повторить кровавой бессмысленной бойни, НИКОГДА не приносить в человеческие жизни горе и смерть, двух неизменных спутников ВОЙНЫ.
Вокруг света за 80 дней
Загадка старого пирата или водолазный колокол
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Лупленый бочок
О путнике
Комментарии
Татьяна Николаевна,
Татьяна Николаевна, необходимо указать в статье учащегося список использованных источников.
Согласна с Марией Викторовной
Согласна с Марией Викторовной, в работе поднимаются вопросы, которые ученик изучал по материалам книг или интернета. Значит нужно указывать источники информации.
Работа интересна. Можно часть
Работа интересна. Можно часть материала взять для мероприятий по теме.
По правилам оформления статей
По правилам оформления статей необходимо указать ссылки на источники.
Молодец, Дима! Интересная
Молодец, Дима! Интересная статья, сразу видно, что ты прочитал по теме немало, многое узнал о войне. Спасибо !
Согласна с Вами, Маргарита
Согласна с Вами, Маргарита Сергеевна. Хорошая работа. Материал подобран удачно.Дима, успехов тебе!