Работа была подготовлена на IV ежегодные областные Серафимовские детские чтения и представляет собой эссе (с иллюстрирующей презентацией), в котором ученица рассуждает о главной христианской добродетели - умеренности - на примере семьи последнего русского царя Николая II.
Вложение | Размер |
---|---|
umerennost1.doc | 38 КБ |
umerennost.ppt | 2.47 МБ |
В оргкомитет Серафимовских детских чтений
НАПРАВЛЕНИЕ
«ПРАВОСЛАВНАЯ ЭТИКА»
ТЕМА
«УМЕРЕННОСТЬ»
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
ученица 7 Б класса
МБОУ СОШ № 14
Зламина Ольга Юрьевна.
Руководитель:
Леонтьева Мария Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Умеренность - мера, золотая середина; чувство меры. Она выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели.
Еще во времена язычества умеренность выделили как добродетель. Античные философы считали умеренность (σωφροσύνη (sophrosyne) также переводят как “благоразумие”, “здравомыслие”, “сдержанность”, “умственное целомудрие”) одной из кардинальных добродетелей наряду с мудростью, мужеством, справедливостью и определяли через отношение к удовольствию и влечениям как способность человека с помощью разума преодолевать те из них, которые препятствуют достижению блага.
С зарождением и распространением христианства умеренность лишь упрочила свои позиции. В христианской трактовке умеренность определяется высшей целью самоотверженного служения Богу. Содержание умеренности включает правильное отношение к миру и мирским благам. Умеренность выражается в здравости, целостности сознания. Обладающий умеренностью смиренен и удовлетворен, не подвержен гневу, тщеславию и отвергает «мирские похоти». В отношении к телесным потребностям умеренность выражает такое господство духа над человеческой природой, при котором тело является послушным орудием духа.
В Новое время умеренность в отношении к чувственным удовольствиям чаще рассматривалась в качестве необходимого условия счастья, понимаемого как благополучие. Иммануил Кант, немецкий философ, считал умеренность обязанностью человека по отношению к самому себе как живому существу. Умеренность направлена на сохранение физической и тем самым моральной природы человека в совершенстве.
Воспитать в себе умеренность сложно. Это каждодневный труд, постоянная борьба с соблазнами, которыми насыщена наша повседневная жизнь. Мы живем в такое счастливое время, когда можем позволить себе есть вволю, носить новую одежду, не заботиться о тепле и воде в доме, передвигаться с комфортом. Пусть большинство жителей нашей страны небогаты, но очень немногим приходится постоянно себя во всем ограничивать, чтобы свести концы с концами. Из моих друзей и знакомых, например, практически все хорошо одеты, имеют современные сотовые телефоны, а многие даже и планшеты, ходят в кино и кафе с друзьями. Хорошо ли это? Конечно, хорошо. Это значит, что в нашей стране, в частности, в нашем городе, достаточно высокий уровень жизни. Но получается, что доставшееся легко, меньше ценится. И хочется другого, более дорогого и красивого. Или просто чего-нибудь еще. Умеренность должна быть осознанным выбором, а это очень трудно – отказаться от благ, просто взять и ограничить себя, когда необходимости в этом совершенно нет. В одиночку трудно с этим справиться. Нужны усилия всей семьи, тогда каждый член ее станет примером для других и ни у кого не будет обид.
Мне, совершенно обычной девочке, неимоверно трудно себя ограничивать. Поэтому я была просто поражена, узнав, что царская семья всю свою жизнь была образцом умеренности. Вот уж кто мог себе ни в чем не отказывать!
Семья последнего русского царя, Николая Александровича Романова, была ярким примером умеренности для всех жителей России. Истинное величие Романовых проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись.
Быт семьи не был роскошным в целях воспитания — родители боялись, что богатство и нега испортят характер детей. Императорские дочери жили по двое в комнате — с одной стороны коридора «большая пара» (старшие дочери Ольга и Татьяна), с другой — «маленькая» (младшие дочери Мария и Анастасия). В комнате младших сестёр стены были выкрашены в серый цвет, потолок расписан бабочками, мебель выдержана в белых и зелёных тонах, проста и безыскусна. Девочки спали на складных армейских кроватях, каждая из которых была помечена именем владелицы, под толстыми синими одеялами, украшенными монограммой. Кровати легко можно было двигать, чтобы зимой оказаться поближе к теплу или даже в комнате брата, рядом с рождественской ёлкой, а летом поближе к открытым окнам. Здесь же у каждой было по небольшой тумбочке и диванчики с маленькими расшитыми думочками. Стены украшали иконы и фотографии; фотографировать девочки любили сами – до сих пор сохранилось огромное количество снимков, сделанных в основном в Ливадийском дворце — любимом месте отдыха семьи.
Родители старались, чтобы дети постоянно были заняты чем-то полезным, девочек приучали к рукоделию. Императрица сама редко сидела без дела, и великие княжны постоянно вязали или шили, а сделанные своими руками вещи отдавали в подарок раненым госпиталя, где сами же, вместе с императрицей, работали сестрами милосердия. Каждую неделю девочки сами убирали свои комнаты, предварительно натаскав воды из реки.
Как и в простых небогатых семьях, младшим часто приходилось донашивать вещи, из которых выросли старшие. Полагались им и карманные деньги. На них можно было покупать друг другу небольшие подарки, но основную их часть ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно было потратить на благотворительность.
Образование царские дети получали серьезное. Обучение детей обычно начиналось по достижении ими 8 лет. Первыми предметами были чистописание, арифметика, Закон Божий, чтение. Позднее к этому прибавлялись языки — русский, английский, французский, еще позже - немецкий. Преподавались императорским дочерям также танцы, игра на рояле, хорошие манеры, естественные науки и грамматика.
Все, кто знал семейную жизнь императора, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов семьи. Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды.
По отношению к матери дети были полны уважения и предупредительности. Когда императрице нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней. Отношения детей с государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их к отцу переходили от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.
Мне в жизни повезло: у нас дружная семья, в которой есть достаток, я учусь в школе и занимаюсь в театральной студии. У меня есть все, что необходимо, и даже больше. Знакомство с историей жизни последнего русского царя и его семьи заставило меня задуматься: а ценю ли я то, что мне дано? Ценю, но не всегда знаю чувство меры. Часто мне хочется то, что есть у других, что порадует меня на время, но совершенно не является необходимым для моего полноценного существования. Просто хочется – вот, что часто движет мои мысли и поступки. Наверно, теперь, я постараюсь быть скромнее в своих желаниях. Родители, конечно, с удовольствием меня поддержат. Начну с сегодня: откажусь от сладкого на эту неделю в пользу детей из детского дома (у нас как раз собирают им новогодние подарки) и сообщу родителям, что новый МР3 плеер, который я попросила на новый год, мне пока не нужен.
Хитрость Дидоны
Нора Аргунова. Щенята
Свадьба в Малиновке
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Как нарисовать зайчика