Новое видение традиционного фольклорного жанра, его творческое переосмысление.
Вложение | Размер |
---|---|
skazki.docx | 18.86 КБ |
СКАЗКИ И СКАЗОЧНИКИ
Слайд 1. К нам семимильными шагами приближаются прекрасные зимние праздники, и накануне Нового года все хотят верить в сказки. Ими можно заслушаться, но не все так просто, как может показаться обычному ребенку.
Слайд 2. Сколько детей во все времена зачитывалось сказками; сколько пугалось и в лес потом не ходило; сколько верило и пыталось с гусями разговаривать; сколько фей ждало и к подвигам готовилось. А не задумывались они, для чего взрослые сказочники им эти истории сочиняют и какой смысл в них вкладывают.
Слайд 3. Вам когда-нибудь доводилось читать сказки братьев Гримм в оригинале? Нет? Тогда пощадите свою психику и не делайте этого! Переводчики сильно постарались, превратив натуральные страшилки в милые детские сказки. Никто уже не снимает с волка заживо шкуру, не сжигает в печи родных брата с сестрой и не закапывает в лесу маленьких девочек. Теперь воспринимать эти сказки можно, только имея крепкую психику и здоровый юмор, как делают это художники-иллюстраторы. Но стоит сказать, что средневековые немецкие дети после таких историй в лес от родителей потом ни ногой.
Слайд 4. Сюжеты и опыт немецких сказочников перенял знаменитый француз Шарль Перро. У него стояла другая задача: ввести сказки в высший свет. А как главное правило – у каждого, с виду даже самого бедного, героя должен быть покровитель. Всякие там коты, крестные матери, добрые феи и даже дровосеки поворачивают жизнь бедняжек к лучшему. И выводят нужную мораль: не болтай с подозрительными незнакомцами (как Красная Шапочка) и не выходи замуж за кого попало (как многочисленные жены Синей Бороды).
Слайд 5. У следующего великого писателя Г.Х.Андерсена была очень нелегкая судьба. Всю жизнь он прожил в одиночестве, никем не любим. При этом обладал крайне тяжелым характером: был скрягой, имел неприязнь к людям и ненавидел детей. Стоило ему увидеть на улице мальчугана, как он разражался бранью и норовил поколотить того тяжелой тростью. При этом писал удивительно трогательные сказки. Но, если вдуматься, все их герои страшно одиноки, изгнаны из общества, и большинство из них вообще в конце умирает, а если кому-то и удается выжить, то только пройдя тяжелые испытания. Многие маленькие читатели плакали в свое время над этими историями. И когда после смерти Андерсена в память ему поставили памятник в окружении детей, датчане были крайне удивлены.
Слайд 6. Не только европейские сказочники умели пугать людей. Русский писатель и собиратель фольклора Афанасьев по силе изложения для русских людей заменил обоих братьев Гримм, заставляя шевелиться волосы на голове честных купцов и простых крестьян. Поэтому многим были ближе народные сказки, добрые и веселые, где мужчины были сильные, а женщины хитрые: Баба-Яга на выдумки горазда, Василиса Премудрая, как центр мозговой у всех царей сразу. Илья Муромец 30 с лишним лет на печи просидел, но, как застонало Отечество, поднял себя силой мысли и разобрался с врагами-иноверцами, чтобы не мешали. Позвала Родина другого Героя, оторвался Никита Кожемяка от работы, засучил рукава, свернул невозмутимо Горынычу все его головы и снова к делу вернулся. Не пропадать же товару. Один Иван Дурак вроде простачек, а это имидж у него таков: врагов обманывает и яблоки с царевнами добывает.
Слайд 7. Были на Руси и литературные сказки «подобные народным». Двое друзей, талантливых поэтов Жуковский и Пушкин, объявили состязание: «Пишем сказки в народном стиле». Источниками были взяты все те же Гримм, Афанасьев. «Сказку о царе Берендее» Жуковский написал по сценарию Пушкина, на что тот ответил «Сказкой о царе Салтане». Зато «Сказку о мертвой царевне» уже Пушкин увел у своего соперника, успевшего раньше написать «Сказку о спящей царевне». Современники долго спорили, кто же вышел победителем в этом споре, чьи произведения народней, а чьи литературней. Изругали Пушкина, превознесли Жуковского, а тем не менее потомки в подавляющем большинстве знают сказки одного Александра Сергеевича, и этого им достаточно.
Слайд 8. Дальше сюжеты становились все запутанней, истории мистичней, появились подземные царства, их жители в странных образах, и перед героями возникали нереальные задачи. Щелкунчик Гофмана, министр Черная Курица Погорельского и королева Пружина Одоевского требуют помощи у ничего не понимающих детей. Так взрослые, продвинутые сказочники 19 века, готовили к взрослой запутанной жизни своих юных читателей.
Слайд 9. На протяжении многих веков сочинители так старательно запугивали детей, что пришло время, наконец, изменить свое отношение. И писатели решили подарить своим маленьким героям друзей: исключительно мягких, пушистых и пахнущих ландышами. Винни Пух, родившийся у Александра Милна, развлекался бродилками, вопилками и пыхтелками. Ни на кого не похожие Мумми Тролли мамы Туве Янссон прятались в шляпе волшебника и выпускали туман. Но всех страннее оказался, конечно, Чеширский Кот, то исчезающий по собственному желанию, то появляющийся в неожиданных местах, как научил его Льюис Кэрролл. И вот тогда возникает вопрос: если у них такие друзья, то кем же тогда станут наши дети?
Слайд 10. Сказка ложь, да в ней намек… Кажется, живем мы сейчас в реальном мире, где там сказкам. А современные взрослые до сих пор их придумывают, чтобы дети научились жизни. Отсюда мораль: увлекаясь сказками, умей читать между строк.
Мост из бумаги для Киры и Вики
Белый лист
Рисуем тыкву
Заяц, косач, медведь и весна
Бабочка