Выступление на 9 Областной научно-практической конференции "Великое русское слово" , Иркутск, 12 декабря 2011 года
Вложение | Размер |
---|---|
finaeva_shelekhovskiy_litsey.doc | 51.5 КБ |
Секция «Современный человек в русской литературе»
У.Финаева (МОУ «Шелеховский лицей» г. Шелехова),
рук. Н.В. Дёмина
«Духовный фастфуд», или Американизация русского общества
в романе Виктора Пелевина «Числа»
Не раз каждому из нас приходилось слышать об американизации русского общества, а не так давно в обиход русской речи вошло и понятие «духовный фастфуд». Что же это такое и каким образом «духовный фастфуд» связан с американизацией, мы постарались выяснить, анализируя роман Виктора Пелевина «Числа», который вошел в сборник «Диалектика Переходного Периода (из Ниоткуда в Никуда)».
Актуальность данной работы заключается в том, что поднимаемый вопрос тревожит душу каждого молодого человека, гражданина своей страны, человека, развивающегося, проходящего свой жизненный путь осмысленно и осознанно, решающего, для чего живет, а не почему и как.
Цель данной работы: проанализировать роман и выявить причины подмены нравственных ценностей главного героя: с присущих русскому человеку на присущие американцу, а также рассмотреть понятие «духовный фастфуд».
«Американизация – процесс постепенного изменения общественных отношений и культуры в сторону норм и образцов, принятых в Соединённых Штатах Америки», — сообщает нам Википедия. Анализируя произведение, мы приходим к выводу, что «Переходный Период» есть не что иное, как переход главного героя романа на сторону американского образа жизни, который определяется Пелевиным как «переход в никуда». В свою очередь, «Духовный фастфуд – мнимые артефакты (вроде лингамы из сада камней, построенным Степой), мнимые интеллектуальные и нравственные ценности», – пишет М. Д. Андрианова в работе «Проблемы эволюции творчества Пелевина». Следовательно, Пелевин считает американские ценности мнимыми и всячески высмеивает их в своем романе.
Прослеживая путь, пройденный Степой «из ниоткуда в никуда», мы видим порядочное количество отказов, которые, как позже выяснится, стали проявлением отказа от русской национальной идеи, для которой свойственны такие традиционные ценности, как горячая любовь к своей Родине, любовь к своему народу, вера в его духовное призвание, в человеческое братство, гражданственность.
Кто и что сформировали мировоззрение Степы (главного героя)? В романе не сказано ни слова о родителях, о каком- либо влиянии на Степу извне в период формирования его личных убеждений, когда личность особо восприимчива к происходящему вокруг. Но разумно предположить, что Степа ничем не отличался от остальных ребят ровно до тех пор, пока не произошла подмена ценностей, когда Степино мировоззрение перевернулось с ног на голову. В романе не дано описания, упоминания о каком-то конкретном событии, повлекшего за собой размышления о том, чтобы самостоятельно сформировать свою особую «религию», отличающуюся от религиозных верований и воззрений.
После формирования собственного взгляда на происходящее, на признание того, что все в мире зависит от числа 7, произошел отказ и от общепризнанной и общепринятой религии Христианства. «Отношение Степы к религии определили впечатавшиеся в память буквы «ХЗ», которые он ребенком увидел в церкви во время Пасхи (на церковной стене должно было гореть «ХВ», но одна стоика ламп не работала). Дело, однако, было не в сходстве сокращения с эмблемой воинствующего агноцистизма. Все было куда серьезней. Число 43 проступало сквозь четыре конца буквы «Х» и тройку «З». (А даже если и воскрес, то все равно «В» была бы третьей буквой алфавита). С такими рекомендациями библейский бог не имел в Степиной душе никаких шансов».
Также одной из предпосылок к смене ценностей, присущих русскому человеку, является отчуждение, душевное одиночество, отказ от семьи, отказ от продолжения рода человеческого. Это проявляется в невозможности найти «достойную» половину: Степа постоянно устраивает испытания, связанные с числами, которые его избранница обязана пройти, ни разу не оступившись. Малейшая ошибка считается провалом. Но Степу нисколько не заботило отсутствие партнерши.
Полное отрицание гражданского долга и принятых принципов сосуществования с социумом – следующий шаг к замене одних ценностей в ущерб другим. Особо отчетливо это видно после решения убить Сракандаева – конкурента и «лунного брата», с которым, по словам гадалки, Степа вступит в борьбу. («Решение убить Сракандаева созрело в Степиной душе мгновенно»). Убийства не произошло, но и раскаяния тоже не последовало, несмотря на то, что Пелевин проводит параллель с Раскольниковым. «Раскаяния не будет» гласит гексаграмма, полученная Степой в очередной раз нелогичным и абсурдным способом, что лишь лишний раз подтверждает отсутствие каких-либо человеческих чувств, кроме страха, в атрофирующейся Степиной душе.
Для русского человека всегда свойственно движение человеческого духа и мысли к истине, в которой заложен смысл бытия. Одним из главных отказов Степы является отказ от истины. Степа видит в жизни только то, что ему хочется видеть, и то, что он абсолютно любым, пусть бредовым и глупым способом может связать с числами. Отказ от истины подтверждается самим Пелевиным в заключительной части романа Степиными словами: «А что такое истина? Кажется, нам так этого и не объяснили…». Он ждет, что «это» ему должен был кто-либо объяснить. Ему и в голову не приходит, что для того, чтобы обладать истинным знанием, нужно прилагать усилия, а не только обожествлять числа и воздавать им молитвы в надежде, что последние будут услышаны.
В заключение романа также наблюдается и отказ от какой-либо борьбы, что подтверждает переход Степиной души в никуда, корни которого уходят в сформировавшуюся раньше всего остального мнимую веру (ниоткуда). «Выходит и я просто слабый человек», – произносит он.
Главными целями в Степиной жизни становятся зарабатывание денег, превозношение материальных ценностей и питание духовным фастфудом. Он принимает ценности американского общества: космополитизм («где мои деньги – там и родина»), а также мнимую богоизбранность и, как следствие, цинизм по отношению к другим народам (в Степином случае – к людям). Эти традиционно царящие в США ценности Пелевин преподносит как мнимые, и мы вынуждены с ним согласиться – очень уж убедительно он описывает реальность и бессмысленность пути «из ниоткуда в никуда».
Осмеяны американские духовные ценности, бизнес, мас-медиа, нумерологическая мистика, мода на буддизм и восточные философии, духовное ученичество и именно все вышесказанное и становится составляющими частями духовного фастфуда. Собственно говоря, это и является нашей повседневностью, и логично предположить, что Пелевин проводит агитацию к отрицанию и непринятию того самого поверхностного, «наспех состряпанного», выдаваемого за истину. Того, в чем по уши грязнет его главный герой. Того, во что Степа верит и что в то же время является полным безверием, или же мнимой верой.
Таким образом, роман В.Пелевина учит нас, молодое поколение, отличать мнимое от истинного, сохранять духовные ценности, гордиться своим народом, испокон веку ставившим превыше всего духовную составляющую жизни, не погружаясь при этом в высокомерие, и, конечно же, не питаться духовным «фастфудом», а выбирать для себя более качественную «пищу».
Рисуем акварельное мороженое
Что общего у травы и собаки?
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Нора Аргунова. Щенята
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью