Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.doc | 171.5 КБ |
Министерство образования Саратовской области
МАОУ «Гимназия №87»
Фразеологизмы
в современной речи
Работу выполнила:
ученица 7 «б» класса
Савинова Дарья
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Хлопцева Елена Анатольевна
Саратов 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................2
Глава 1. Фразеологизмы и их происхождение................................................3
§1.1 «Лучшая в мире вещь...»...........................................................................3
§1.2 Происхождение фразеологизмов.............................................................3
Глава 2. Место и роль фразеологизмов в художественной литературе....................................................................................................................4
§2.1 Моя первая встреча с фразеологизмом..................................................4
§2.2 Фразеологизмы в баснях И. А. Крылова.................................................5
Глава 3. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов............................................................................................................6
Глава 4. Практическая часть.............................................................................7
§4.1 Творим, экспериментируем......................................................................7
§4.2 Итоги эксперимента..................................................................................7
Заключение.........................................................................................................9
Список использованной литературы…………………………………….....10
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы состоит в том, чтобы познакомиться с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов и его значением в русском языке. Проверить знания и использование в повседневной речи фразеологических оборотов у детей 10-13 лет и взрослых людей. Проследить использование «крылатых фраз» в художественной литературе.
Задачи исследования:
1. Узнать значения наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов для применения их в собственной речи и научиться находить их в художественной литературе;
2. Учиться правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
3. Сделать интересные задания-анкеты, провести анкетирование, проанализировать полученные данные.
Актуальность исследования обусловлена тем, что большинство современных людей осознают проблему скудности, бедности речи, но мало кто действительно задумывается, как её обогатить. Я хочу показать школьникам один из путей совершенствования словарного запаса.
Новизна работы состоит в том, что я исследовала употребление фразеологизмов в речи моих одноклассников на протяжении двух лет, взрослых людей и в художественной литературе. Провела сравнительный анализ знаний фразеологических оборотов у разных возрастных групп.
Практическая значимость проекта заключается в том, что, работая с заданиями-анкетами, ребята учились правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения. Я выступала с данной темой на факультативных занятиях по русскому языку и уроках внеклассного чтения. Изучая фразеологизмы, мы изучаем не только русский язык, но и историю, традиции, обычаи русского народа.
ГЛАВА 1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ
§1.1 «ЛУЧШАЯ В МИРЕ ВЕЩЬ...»
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу — знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес... язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, – ответил Эзоп, – разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?»
Действительно, язык делает человека человеком. Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, читаем, пишем, поем, думаем, мечтаем... и во всех случаях используем родной язык. Наш язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения, ставшие крылатыми. Фразеологизмы (от греч. Phrasis – выражение, logos – наука) – это устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением: железная дорога, анютины глазки, заткнуть за пояс, спустя рукава.1
§1.2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Какова история фразеологизмов? Каждое выражение, ставшее крылатой фразой, имеет своё основание, часто – в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.
Например, почему мы говорим «водить за нос»? Видно, дрессированные медведи были очень популярны, потому что это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за кольцо, продетое в нос. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием
______________
1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы — 45-е изд. - М: Просвещение, 2005 — 30с.
подачки. Также водили лошадей и быков. «Водить за нос» – обманывать, вводить в заблуждение.2
Существуют исконно русские фразеологизмы. Например, бить баклуши (бездельничать), шиворот-навыворот (наоборот, совсем не так, как надо).3
Заимствованные фразеологизмы пришли к нам из других языков: немецкого – смотреть сквозь пальцы (сознательно не замечать что-либо); французского – не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на месте).4
Многие фразеологизмы были созданы в устной речи людей различных профессий: столяров (топорная работа; без сучка, без задоринки); железнодорожников (ставить в тупик); музыкантов (задавать тон; играть первую скрипку).
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
§2.1 МОЯ ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ
Впервые в художественной литературе я обратила внимание на роль фразеологизмов в нашей речи в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти». Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка. Вот к каким комичным ситуациям может привести незнание значения фразеологизма!
Происхождение многих фразеологических оборотов связано с народными и литературными сказками, с баснями и другими произведениями.5
______________________
2. Фразеологический словарь. http://frazbook.ru
3. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995 — 236с.
4. Афонькин Ю.Н. Русско-немецкий словарь крылатых слов. - М.: Русский язык, 1990 – 212с.
5. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова - М.: Знание, 1997 — 93-94с.
§2.2 ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В БАСНЯХ И. А. КРЫЛОВА
Много «крылатых фраз» пришло в нашу речь из басен Ивана Андреевича Крылова. Например, ходить на задних лапах - выслуживаться, угодничать перед кем-либо. Пришло к нам из басни "Две собаки". Значение оборота вытекает из сюжета басни, в которой собака, угождающая хозяину, получает от него гораздо большую любовь и блага, чем верный сторожевой пёс, несущий трудную службу.
Демьянова уха – так называют навязываемые услуги. В одноименной басне Крылов рассказал, как Демьян навязчиво угощал ухой соседа Фоку.
Ворона в павлиньих перьях – так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно старается играть несвойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение. Выражение это из басни «Ворона». Ворона, утыкав себе хвост павлиньими перьями, была уверена в том, что ее примут за сестру Пав.
Медвежья услуга – неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неприятности, вред. Этот фразеологизм возник на основе басни Крылова "Пустынник и медведь», хотя в самой басне выражения такого нет. Однако оно объясняется всем содержанием басни.
Слона-то я и не приметил – не обратил внимание на самое важное. Данный фразеологизм пришел к нам из басни «Любопытный».
Мартышкин труд – бестолковый процесс работы, напрасные старания. Выражение восходит к басне И. А. Крылова «Обезьяна». Речь в ней идет о мартышке, позавидовавшей пахарю, работа которого вызывает одобрение окружающих. Мартышка, желая показать трудовое усердие, начала катать большой чурбан, однако похвал так и не дождалась, так как пользы от ее «работы» не было никакой.
И это далеко не полный список фразеологизмов, которые нам подарил Иван Андреевич Крылов. Наша задача – изучать эти выражения и стараться обогащать ими свою речь.
ГЛАВА 3. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ,
СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Уже в античных руководствах по риторике первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование точности и ясности изложения мысли. При использовании фразеологизмов в повседневной речи, часто встречаются ошибки. Мы либо добавляем в фразеологический оборот какое-либо слово, либо, наоборот, убираем нужное слово, либо немотивированно изменяем слова.6
Например, не маленький – пора уж за свой ум браться. В этом случае слово «свой» – лишнее. Иногда говорят «хоть об стенку бейся». Здесь пропущен компонент – «головой». Часто мы слышим выражение «он в таких делах съел собаку». Правильно говорить «собаку съел».7
______________
6. Мали Л.Д. Уроки развития речи в третьем классе: поурочное планирование и дидактические материалы / Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова. – Тула: Родничок, 2006 – 102с.
7. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка – Саратов: Лицей, 2005 – 924-925с.
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
§4.1 ТВОРИМ, ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ
Для 5 класса были составлены карточки со следующими заданиями: во-первых, было предложено написать значения шести наиболее известных «крылатых фраз»; во-вторых, я загадала три загадки, ответами на которые будут фразеологизмы; в-третьих, необходимо было угадать, какие фразеологизмы изображены на рисунках (приложение №1). Эти задания были предложены и людям старшего поколения.
Для 6 класса задания заключались в следующем: первое – подобрать фразеологизмы с противоположным значением (антоним); второе – правильно подбирать фразеологизмы к различным жизненным ситуациям, происходящим с нами или вокруг нас; третье – подобрать близкие по значению фразеологизмы (синонимы); четвертое – найти фразеологизмы в тексте (приложение №2).
Моим одноклассникам в 5 классе (23 человека) и коллегам мамы (люди от 30 до 70 лет, 14 человек) было предложено в течение 10 минут выполнить данные задания. В 6 классе (23 человека) также было выделено 10 минут на заполнение карточек.
Мною был произведен опрос детей 12–13 лет о том, какие фразеологизмы они чаще всего употребляют в своей повседневной речи.
§4.2 ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТА
После анализа работ выяснилось, что самым легким для взрослых и для детей 5 класса оказалось первое задание. Многие безошибочно написали, что означают данные фразеологизмы. Однако следует отметить, большинство детей (20 учеников) не знают, что означает «крылатое выражение» белая ворона. Вместо правильного ответа «изгой, непохожий на других человек», часто встречался ответ «рассеянный человек».
Самым сложным оказалось второе задание, где по описанию нужно было подобрать подходящую «крылатую фразу». Наибольшее затруднение вызвал вопрос, «как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком?». Многие не могли подобрать к этому определению подходящий фразеологизм.
Третье задание не вызвало особых трудностей. Наибольшее количество правильных ответов по рисунку №1 (фразеологизм спит без задних ног).
А наименьшее количество – по рисунку №5 (правильный ответ – развесить уши). Некоторые же опрашиваемые давали ответы – уши как у слона, уши как лопухи и тому подобное.
Я составила диаграмму, на которой показан уровень правильных ответов детей и взрослых людей на задания (приложение №3). На ней четко видно, что правильных ответов больше у коллег моей мамы.
Школьники в 6 классе отлично справились с предложенными заданиями (приложение №4). Они успешно подобрали к фразеологизмам антонимы и синонимы, без труда справились с подбором фразеологических оборотов к различным жизненным ситуациям.
Наиболее трудным оказалось задание, где необходимо было в тексте «Рассказ Незнайки» найти фразеологизмы. Все двенадцать «крылатых выражений» нашли только 6 человек.
Меня очень порадовало анкетирование моих одноклассников, проведенное в 6 классе. Оно показало, что за один год знания в области фразеологизмов у детей повысились больше, чем в два раза (приложение №5).
Был проведен опрос среди детей моего класса на тему «Какие фразеологизмы чаще всего вы употребляете в повседневной речи». В результате выяснилось, что тремя самыми распространенными фразеологическими оборотами среди подростков являются: уши вянут, с ума сойти, проще пареной репы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сделать вывод, что лучше справились с заданиями люди старшего поколения. Наверное, этого и следовало ожидать. Они больше прочли книг, у них больше жизненного опыта.
Однако следует еще раз отметить, что ученики моего класса всего лишь за один год намного повысили уровень своих знаний в области фразеологизмов. Хочется верить, что в этом есть и моя заслуга. Ведь впервые я прочитала свой доклад «Фразеологизмы – мудрость народа» и провела анкетирование в пятом классе. Многие мои одноклассники заинтересовались данной темой и решили подробнее ознакомиться с ней самостоятельно.
Я пришла к выводу, что фразеологизмы, употребляемые в речи моих ровесников, отличаются от тех, которые используются в художественной литературе. Современный мир накладывает отпечаток на наш язык, постепенно изменяет его, привносит что-то новое. Наша задача, идя в ногу со временем, не забывать то «старое», что осталось нам в дар от наших предков.
Берегите русский язык, не портите его, не искажайте, не засоряйте грубыми словами, штампами. Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
5 КЛАСС
Задание 1. Напишите значения фразеологизмов: | Задание 2. Напишите ответы (в форме фразеологизма) на загадки: |
1. Белая ворона - ______________________________ 2. Глаза разбежались - ______________________________ 3. Плясать под чужую дудку - ______________________________ 4. Писать как курица лапой - ______________________________ 5. Выйти из себя - ______________________________ 6. Витать в облаках - ______________________________ | 1. Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком? ______________________________ 2. Как говорят о тех, кто очень похож друг на друга? ______________________________ 3. Как говорят о человеке, который совершенно лишен музыкального слуха? ______________________________ |
Задание 3. Угадайте и подпишите какие фразеологизмы изображены на рисунках. | ||
Рис. 1 _____________________ | Рис. 2 _____________________ | Рис. 3 _____________________ |
Рис. 4 ______________________ | Рис. 5 _____________________ | Рис. 6 ______________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
6 КЛАСС
Задание 1. Подберите фразеологизмы с противоположным значением (антоним).
Жить как кошка с собакой | Хоть отбавляй | |
С гулькин нос | Душа в душу | |
Засучив рукава | Спустя рукава |
Задание 2. Подберите фразеологизмы к различным жизненным ситуациям, происходящим с вами или вокруг вас.
О полной тишине | слышно, как муха пролетит | |
дать задний ход | ||
Об очень большой тесноте в помещении | плыть по течению | |
отвести глаза | ||
О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении | сел в калошу | |
яблоку негде упасть |
Задание 3. Подберите близкие по значению фразеологизмы (синонимы).
Голову морочить | Держать ушки на макушке | |
Держать ухо востро | Летать в облаках | |
Считать ворон | Сердце не на месте | |
Утереть нос | Заговаривать зубы | |
Кошки на душе скребут | Заткнуть за пояс |
Задание 4. Подчеркните в тексте фразеологизмы.
Рассказ Незнайки.
Я проснулся утром, на душе кошки скребут. Пошел в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши, а потом стал тянуть кота за хвост. Вернулся ни жив ни мертв, съел с горем пополам 6 котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин, метал молнии, велел зарубить на носу, что руки моют перед едой, а мне хоть кол на голове теши - я все ни в зуб ногой.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Диаграмма 1. Уровень знаний фразеологизмов детей 5 класса
и взрослых людей.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Диаграмма 2. Уровень знаний фразеологизмов детей 6 класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Диаграмма 3. Уровень знаний фразеологизмов у детей в пятом
и в шестом классах.
Список использованной литературы:
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Сказка "Морозко"
Прекрасная химия
Неньютоновская жидкость