Работа посвящена изучению творчества В.С. Высоцкого. Цель работы- проследить становление творческой личности. Материал может быть использован на уроках литературы, внеклассных мероприятиях.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_vysotskogo.pptx | 1.59 МБ |
tvorchestvo_vysotskogo.docx | 52.42 КБ |
Слайд 1
Творчество В.С.Высоцкого Выполнила: Бучнева Алина Васильевна, ученица 10 класса Руководитель: Штергер Виктория Александровна, учитель русского языка и литературыСлайд 2
Цель исследования: Проследить становление творческой личности В. Высоцкого. Задачи: Изучить литературу , посвященную творчеству В.С. Высоцкого Убедиться в многогранности творческого дарования В.Высоцкого. Гипотеза: Творчество В.С . Высоцкого многогранно.
Слайд 3
Тернистый путь к успеху. В. С. Высоцкий родился 25 января 1938 года в г. Москве. Отец, Семён Владимирович Высоцкий — военный, полковник. Мать, Нина Максимовна — по специальности переводчик немецкого языка.
Слайд 4
*В 10 классе занимается в драмкружке при Доме учителя. * В 1955 году окончил школу, по настоянию родителей поступил в Московский инженерно- строительный институт.
Слайд 5
В. Высоцкий- актер театра и кино. в 1956 г.поступил на актерское отделение школы-студии им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТе . На третьем курсе в учебном спектакле – Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании» . В 1959 г. дебют в кино: он снялся в эпизоде в фильме В.Ордынского «Сверстницы». В дипломном -роль Бубнова по пьесе Горького «На дне». В 1960 г. Высоцкий окончил студию, получив «отлично» по актерскому мастерству
Слайд 6
Театр на Таганке Первая его роль на «Таганке» - роль драгунского капитана в «Герое нашего времени». За этим последовали выступления в других спектаклях: -Антимиры» -«Берегите ваши лица» по стихам Вознесенского -«Павшие и живые» по стихам поэтов военных лет -Джона Рида («Десять дней, которые потрясли мир») -Маяковского («Послушайте!»), -Галилея («Жизнь Галилея» по пьесе Бертольда Брехта - Хлопуши («Пугачев» по поэме С.Есенина), -Янг Суна («Добрый человек из Сезуана »), -Лопахина («Вишневый сад»).
Слайд 7
Гамлет 29 ноября 1971 года состоялась премьера “Гамлета”. Эта роль считается не только одной из любимых ролей актера, но и вершиной его творчества. В 1976 году спектакль «Гамлет» получил первую премию на десятом юбилейном Белградском Интернациональном фестивале . в 1977 году во Франции была присуждена высшая премия французской критики, как лучшему иностранному спектаклю года в 1980 году – первая премия на втором Международном фестивале «Варшавские встречи».
Слайд 8
Кино «Ждите писем» (1960) «Карьера Димы Горина» (1961) «713-й просит посадки» , «Увольнение на берег» (1962) «Штрафной удар» , «Живые и мертвые» (1963), «На завтрашней улице» , «Наш дом» , «Стряпуха» (1965) «Я родом из детства», «Саша-Сашенька» , «Вертикаль» (1966), «Короткие встречи» (1967) «Интервенция» ,«Хозяин тайги» , «Служили два товарища» (1968), «Опасные гастроли» (1969), «Белый взрыв» (1970), «Четвертый» (1972), «Плохой хороший человек» (1973), «Бегство мистера Мак-Кинли», «Единственная дорога», « Единтсвенная » (1975), «Сказка про то, как царь Петр арапа женил» (1976).
Слайд 9
«Место встречи изменить нельзя» Большим успехом увенчалась роль Жеглова в телефильме « Место встречи изменить нельзя» (1979 ), в котором Владимир Высоцкий сыграл свою одну из самых значительных ролей в кино - Глеба Жеглова . Как признавался сам актер, это была его самая любимая роль, за которую ему присужден специальный приз IX Всесоюзного кинофестиваля в Ереване .
Слайд 10
В. Высоцкий- поэт и певец. По воспоминаниям Высоцкого стихи он начал писать с восьми лет. Это были всякие вирши, детские стихи . Настоящие» стихи - с девятого класса, но никому их не показывал. Позже всевозможные пародии, эпиграммы на своих одноклассников, знакомых. Примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей
Слайд 11
Первые песни В. Высоцкого За то, что я нарушал тишину… За то, что мне неймётся и не спится, За то, что в передачах заграница Передаёт мою блатную старину, Считаю своим долгом извиниться. « Первые мои песни- это дань времени». Высоцкий начал писать их для узкого круга друзей , но впоследствии эти песни разлетелись по всему Союзу.
Слайд 12
Высоцкий охватил своим творчеством огромный жанровый и тематический спектр. Он писал песни о дружбе, спорте, песни сатирического содержания, песни-роли, военные песни, песни о России и другие.
Слайд 13
Творческое наследие -1968г.- первая грампластинка «песни из кинофильма «Вертикаль» -1977 г.- во Франции выходят 3 больших авторских диска. -1977- опубликовано стихотворение «Из дорожного дневника» в сб. «День поэзии» -1981- сборник «Нерв» -После 1990 г. «Четыре четверти пути» «Поэзия и проза» «Я куплет допою…» «130 песен для кино» двухтомник сочинений В.С. Высоцкого …
Слайд 14
Так кем же всё-таки был В.Высоцкий? Поэтом? Певцом? Актёром? В процессе изучения материала по биографии и творчеству В. Высоцкого я пришла к выводу, что его творчество многогранно. Высоцкий был яркой личностью, явлением. И этот факт не нуждается в доказательствах.
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Исследовательская работа «Творчество Владимира Семеновича Высоцкого»
Автор: Бучнева Алина Васильевна, ученица 10 класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ягодинская средняя общеобразовательная школа.
Руководитель: Штергер Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ягодинская средняя общеобразовательная школа.
Ханты-Мансийский атономный округ - Югра, Кондинский район, поселок Ягодный
Районная научно-исследовательская конференция
«Шаг в будущее»
Секция «Филология. Литература»
«Творчество В.С.Высоцкого»
исследовательская работа
автор: БУЧНЕВА АЛИНА ВАСИЛЬЕВНА
Ханты-Мансийский автономный округ,
Кондинский район, поселок Ягодный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ягодинская средняя общеобразовательная школа, 10 класс
Руководитель: ШТЕРГЕР ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА,
учитель русского языка и литературы,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ягодинская средняя общеобразовательная школа
П.Ягодный, 2013 год
Аннотация
Данная исследовательская работа посвящена изучению творчества Владимира Семеновича Высоцкого.
В этом году вся страна праздновала 75-летие со дня рождения поэта, актёра, автора и исполнителя песен- В.С. Высоцкого.
Проведенный мною опрос среди учащихся школы показал, что большинство ребят мало осведомлены о творчестве В.Высоцкого, кроме того, в школьной программе по «Литературе» изучению творчества В.С. Высоцкого отведено всего 2 часа. Поэтому я считаю, что предложенный объем информации не раскрывает всего многообразия содержания творческого наследия поэта, артиста, композитора...
Я поставила цель - изучить творчество В.С.Высоцкого и познакомить моих сверстников с результатами исследования.
Материал этой исследовательской работы может быть применен на уроках литературы, при подготовке к ЕГЭ, на внеклассных мероприятиях.
Цель: проследить становление творческой личности В. Высоцкого.
Задачи:
Предмет исследования: средства массовой информации, книги, интернет-ресурсы, посвященные данной тематике)
Методы: поисковый, описательный, опрос, метод анализа и обобщения.
Приемы исследований: поиск и анализ информации в литературных источниках и Интернете, работа с видеоматериалами, аудиоматериалами, опрос учащихся, анализ, сравнение, обработка информации.
Форма предоставления информации: исследовательская работа, презентация.
Полученные данные (результаты работы):
В ходе работы мною были сделаны следующие выводы:
1. В.С.Высоцкий достиг успехов как актер театра и кино. Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 10 - в радиоспектаклях, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах.
2. В.С.Высоцкий состоялся как поэт, автор-исполнитель песен собственного сочинения.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ
В этом году вся страна праздновала 75-летие со дня рождения В.С. Высоцкого. Проведенный мною опрос среди учащихся школы показал, что большинство ребят мало осведомлены о творчестве В.Высоцкого.
Изучив литературу, по творчеству В.С. Высоцкого, я решила проследить становление творческой личности В. Высоцкого. Разобраться чем он жил, как проявил себя в творческой среде.
Гипотеза: В процессе изучения материала по биографии и творчеству В.С. Высоцкого убедиться в многогранности творческого дарования.
Методы работы:
Поисковый – поиск информации о В.С.Высоцком в документальной литературе и интернет-ресурсах, изучение авторских произведений.
Описательный – описание основных биографических данных, повлиявших на становление творческой личности В.С.Высоцкого.
Опрос – учащихся 8-11 классов, с целью выяснения осведомленности учащихся о многогранности таланта В.С.Высоцкого.
Анализ и обобщение–изучение материала по творчеству Высоцкого, последовательное и логическое изложение материала в доступной форме для учащихся среденей общеобразовательной школы с целью приоткрыть тайную завесу творчества В.С.Высоцкого не только для себя, но и многих других моих сверстников.
В ходе работы были использованы следующие источники:
План исследования:
Научная статья
В. С. Высоцкий родился 25 января 1938 года в г. Москве. Отец, Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий (1916—1980) — военный, полковник. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина, 1912—2003) — по специальности переводчик немецкого языка.
Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире. Во время Великой Отечественной войны два года жил с матерью в эвакуации, в городе Бузулук на Урале.Только летом 1943 года Нина Максимовна и Володя получили возможность вернуться в Москву.
После войны родители Владимира Высоцкого расстались и создали новые семьи.
Нина Максимовна в эти годы увлекалась театром,она стала водить маленького Владимира на театральные премьеры. Возвращаясь оттуда, Володя часто пытался перед зеркалом кого-то изобразить, прыгал, выделывал замысловатые пируэты. Позже на одной из своих встреч-концертов, вспоминая о детстве, он расскажет:«...У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров, короче говоря, никого из людей искусства. Но мама моя очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу - лет до тринадцати-четырнадцати - водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству...»[1]
1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы.
Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Живя там, Володя не забывал о матери, своих московских друзьях, знакомых и писал им письма.Семену Владимировичу очень хотелось научить сына игре на фортепиано. Пригласили учителя музыки, но Владимир не проявлял желаемого усердия. Тогда Евгения Степановна пошла на хитрость: сама стала учиться музыке, вызвала Володю как бы на соревнование. Данный эксперимент удался.
А в октябре 1949 года он вернулся в Москву. Поселился наБольшом Каретном, 15. Здесь он обрел новых друзей, со многими из них Владимир Высоцкий сохранил прекрасные отношения на всю жизнь. В этой компании многие любили петь, играли на гитаре. Главными певцами были Олег Стриженов, Евгений Урбанский, Игорь Кохановский . Именно он научил Высоцкого азам игры на гитаре.
В 10-м классе Высоцкий переехал жить к матери, Нине Максимовне. В это время он стал заниматься в драмкружке при Доме учителя на улице Горького. По воспоминаниям Нины Максимовны Владимир до глубокой ночи пропадал в кружке. Это было время одержимого ученичества. Руководитель кружка, артист МХАТа В.И.Богомолов, посоветовал Володе поступать в театральную школу. Однажды Нина Максимовна Высоцкая пришла туда на репетицию, после которой она подошла к Богомолову и спросила (хотя уже знала ответ): "Может ли Володя посвятить свою жизнь сцене?" - "Не только может, но должен! У вашего сына талант", - ответил актер.
К окончанию школы Владимир решительно заявил родителям намерении поступать в Театральный, но вся семья была против. Под таким давлением Высоцкий решил поступить в технический ВУЗ на механический факультет вместе со своим одноклассником и другом Игорем Кохановским. Высоцкий ходил на занятия, как на каторгу, - ему было невыносимо скучно сидеть там, слушать лекции по начертательной геометрии, высшей математике, физике. Наступила первая сессия. К новому, 1956 году Игорь и Владимир сдали все зачеты, кроме черчения. В новогоднюю ночь друзья работали над чертежами. Кохановский закончил работу первым и, глянув на "художества" Высоцкого, нервно расхохотался: на месте четкого алфавитного шрифта расплылась клякса. Грустный, грустный Володя стоял рядом, смотрел на чертеж, понимая, что, конечно, у него не примут, затем он вылил остатки кофе из чашки на чертеж и сказал, что в этот институт он не пойдет, а поступит в театральный.
С января по июнь 1956 г. он продолжал заниматься в драмкружке у Богомолова, который помогал ему готовиться к вступительным экзаменам. Владимир заверил Нину Максимовну в своем стремлении словами «Ты,мама, не волнуйся, я знаю, что придет время, я буду на сцене… Я стану актером, хорошим актером, и тебе стыдно за меня не будет»[2]. В этих словах слышится целеустремленность, сила характера человека, в чем мы сможем убедиться при изучении дальнейшего творческого пути Высоцкого.
Выдержав сложнейшие экзамены, Высоцкий в 1956 г.поступил на актерское отделение школы-студии им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТе. Руководителем курса был Павел Владимирович Массальский. Он заступился за Высоцкого, когда того хотели отчислить из студии за «несценическую» хрипоту.
На третьем курсе в учебном спектакле он блестяще сыграл Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании». В 1959 г. состоялся дебют Высоцкого в кино: он снялся в эпизоде в фильме В.Ордынского «Сверстницы». В дипломном спектакле он сыграл роль Бубнова по пьесе Горького «На дне».
В 1960 г. Высоцкий окончил студию, получив «отлично» по актерскому мастерству
После окончания студии он (с перерывами) работал в театре им. Пушкина, однако, эта работа, принесла ему больше огорчений, чем радости. В конце 1961года он ушел из театра.
Месяца два он работал в Театре миниатюр, откуда был уволен «За полное отсутствие чувства юмора»; потом решил попробовать свои силы в «Современнике» - сыграл Глухаря в «Двух цветах», однако в труппу его не приняли. В мае 1962 г. Высоцкий вернулся в театр им. Пушкина, но в июле снова ушел из него.
В 1964 году Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова. Этот театр стал для Высоцкого «своим театром», он всегда существовал в атмосфере творческого взрыва. Актёры не только играли в спектаклях, но и творили сами. Высоцкий в одном из интервью говорил: «…у нас интересно работать…», он гордился своей работой в этом театре.
Первая его роль на «Таганке» - роль драгунского капитана в «Герое нашего времени». За этим последовали выступления в других спектаклях: «Антимиры», «Берегите ваши лица» по стихам Вознесенского и «Павшие и живые» по стихам поэтов военных лет; роли Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», Маяковского «Послушайте!», Галилея («Жизнь Галилея» по пьесе Бертольда Брехта), Хлопуши («Пугачев» по поэме С.Есенина), Янг Суна «Добрый человек из Сезуана», Лопахина «Вишневый сад».
29 ноября 1971 года состоялась премьера “Гамлета” в Театре на Таганке. В главной роли - Высоцкий. Эта роль считается не только одной из любимых ролей актера, но и вершиной его творчества. В 1976 году спектакль «Гамлет» получил первую премию на десятом юбилейном Белградском Интернациональном фестивале, а в 1977 году во Франции была присуждена высшая премия французской критики, как лучшему иностранному спектаклю года, и, наконец, в 1980 году – первая премия на втором Международном фестивале «Варшавские встречи».
Последней ролью на «Таганке» стала роль Свидригайлова в «Преступлении и наказании».
Параллельно с работой в театре В. Высоцкий снимался в кино. На его счету 30 кинофильмов.
«Ждите писем» (1960)
«Карьера Димы Горина» (1961)
«713-й просит посадки», «Увольнение на берег» (1962)
«Штрафной удар», «Живые и мертвые» (1963),
«На завтрашней улице», «Наш дом», «Стряпуха» (1965)
«Я родом из детства», «Саша-Сашенька», «Вертикаль» (1966),
«Короткие встречи» (1967)
«Интервенция», «Хозяин тайги», «Служили два товарища» (1968),
«Опасные гастроли» (1969),
«Белый взрыв» (1970), «Четвертый» (1972),
«Плохой хороший человек» (1973),
«Бегство мистера Мак-Кинли», «Единственная дорога», «Единственная» (1975), «Сказка про то, как царь Петр арапа женил» (1976).
В своих интервью Станислав Говорухин вспоминает, что в кино Высоцкий сыграл меньше, чем мог бы. И меньше, чем хотел. «Пробовался», но до съемок дело не доходило. Нередки были случаи, когда после удачных кинопроб официальные инстанции не утверждали Высоцкого на роли, считая, что использовать этого актера «нецелесообразно по политическим мотивам».
У многих фильмов была трудная судьба: показ фильма «Короткие встречи» был остановлен в прокате, на экраны вновь вышел только в 1987г., "Опасные гастроли" подвергся критике, но все же вышел на экраны и даже стал популярнее знаменитого фильма "Белое солнце пустыни".“Интервенция” при жизни актера на экраны вообще не
вышел.
Особую популярность актёру принесла роль Дон Гуана «Маленькие трагедии» (1979).
Большим успехом увенчалась роль Жеглова в телефильме «Место встречи изменить нельзя» (1979), в котором Владимир Высоцкий сыграл свою одну из самых значительных ролей в кино - Глеба Жеглова.Как признавался сам актер, это была его самая любимая роль, за которую ему присужден специальный приз IX Всесоюзного кинофестиваля в Ереване.
Высоцкому не суждено было узнать, что за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Плохой хороший человек» ему был присуждён приз Международного кинофестиваля в Тернии (Италия). В 1987 году ему была посмертно присуждена Государственная премия СССР.
Судьба Высоцкого- актера была достаточно трудна, но ему удалось проявить себя в этом искусстве. Параллельно с работой в театре, была и работа в кино. Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 10 - в радиоспектаклях, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах. Именно театр был для В.Высоцкого импульсам к остальным творческим действиям, возможностью предельно полно выразить себя.
« Его слава поэта, голосом которого кричит Время».
Ф. Абрамов
3.Высоцкий- поэт и певец
По воспоминаниям Высоцкого стихи он начал писать с восьми лет. Это были всякие вирши, детские стихи. Настоящие» стихи - с девятого класса, но никому их не показывал. Позже всевозможные пародии, эпиграммы на своих одноклассников, знакомых.
Примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей.
Для Высоцкого не было запретных тем: он безбоязненно, с вызывающей у многих завистью, писал и пел обо всём, что его волновало. «Поющий нерв эпохи» - он был как бы лакмусовой бумажкой нашего общества», - сказал о нем в своих воспоминаниях Р. Рождественский.
Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Скорее всего, узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях повлияла на популярность творчества среди разных людей, в разных социальных и возрастных группах.
Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился в 1960-61 гг. после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, искренне желая выразить свое уважение, Владимир называл, его своим "духовным отцом".
Однажды в автобусе Высоцкий увидел мужчину, у которого на груди красовалась татуировка «Люба, я тебя не забуду!». Такв 1961г. появилась его первая песня «Татуировка», только вместо «Любы» поставил для рифмы «Валю».
Районы Москвы, где он жил, раньше считались не очень респектабельными. Отсюда его интерес к так называемым "блатным" песням.Он начал писать их для узкого круга друзей,чтобы петь в маленькой дворовой компании, но впоследствии эти песни разлетелись по всему Союзу.
В печати первые отклики на песни Высоцкого были весьма сердитыми. Его обвиняли в романтизации уголовного мира, в «идеализации антиобщественных элементов».Но Высоцкий не превозносил блатную жизнь, не восхищался ей, а просто показал, что она существует, что её породила сама система. Блатных, дворовых песен он позднее чуть стыдился, называл эти песни «прежними» и в зрелом возрасте их уже не сочинял. По этому поводу он написал:
За то, что я нарушал тишину…
За то, что мне неймётся и не спится,
За то, что в передачах заграница
Передаёт мою блатную старину,
Считаю своим долгом извиниться.
В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам. А 1965-м, он написал знаменитую "Подводную лодку", которая поставила точку в его творческой юности.
В этом же году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.
Высоцкий охватил своим творчеством огромный жанровый и тематический спектр.
Он писал песни о дружбе, спорте, песни сатирического содержания, песни-роли, военные песни, песни о России и другие.
Как никто другой из поэтов еще В.С.Высоцкий уделял много внимания спортивной теме. Он сам много занимался спортом: боксом, акробатикой и многими другими видами спорта в молодости. Когда стал актером, занимался спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера.
Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен о каждом виде спорта. У него есть «Песня о конькобежце на короткие дистанции…», «Песня о сентиментальном боксере», «Песенка про прыгуна в длину», «Песня о штангисте»,знаменитая песня-шутка «Утренняя гимнастика» , песня «Профессионалы», которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда наши стали в пятый раз чемпионами мира. Эта песня стала самой любимой у хоккеистов и много других песен, большинство которых он посвящал своим знакомым друзьям-спортсменам.
Играя в театре, Высоцкий писал песни для спектаклей, а так же для кинофильмов и каждый раз у этих песен начиналась своя жизнь. Они сразу же шли к людям, будто бы минуя сцену и экран. Одними из таких песен являются песни, написанные к кинофильму «Вертикаль». Они пронизаны героизмом людей, которые занимаются этим опасным делом. Но это только оболочка, за которой видна главная тема - дружба, взаимовыручка, мужество идти до конца и ни когда не сдаваться. Эта тема присуща всему творчеству Высоцкого. Для своих песен он всегда выбирает ситуации, когда люди рискуют жизнью, когда они «вдоль обрыва, по над пропастью, по самому по краю».
Значительное место в поэзии Высоцкого занимает сатира, в которой поэт высмеивает различные пороки общества: пьянство, бескультурье, хамство, сплетничество, бюрократов, чиновников, подхалимов. У него очень много острых песен об этом слое городского мещанства.
Многие песни Высоцкого чем-то были похожи на роли. Роли из ни кем не поставленных и более того – ни кем ещё не написанных пьес. Он был их автором, режиссером и исполнителем. В них В.С.Высоцкий импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. При чем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей: смешных и серьёзных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способность мыслить и манеру говорить. Эти песни-роли были неожиданные, разноплановые, злободневные.
Настоящую популярность В.С.Высоцкому принесли песни о войне – это, прежде всего, песни «оченьнастоящих людей». Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, злых и добрых одновременно. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину.
На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы и подарки, спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Настолько был убедителен и правдив В.Высоцкий в своём творчестве, что его, молодого парня, принимали за своего. Откуда же у поэта столь подробное знание деталей военного быта, столь глубокое проникновение в героизм и трагизм войны?В.Высоцкий говорил, что эта тема в его стихах и песнях подсказана не только воображением, но и рассказами фронтовиков, в числе которых были и его родные.Самые первые военные песни были написаны для картины «Я родом из детства», «Братские могилы», «Сыновья уходят в бой» и многие другие.
Как гражданин своей страны, Высоцкий не мог не писать о России и своём народе. В цикле песен о России: «Кони-привередливые», «Купола», «Дом», «Как по Волге матушке», - Высоцкий показывает всю любовь и нежность к своему народу, который столько страдал и страдает.
«Дом» это одна из лучших песен В. Высоцкого, в которой очень чётко видна судьба России. Здесь «Дом» - это Россия. Поэт чётко показал, как люди маются, живут скученно, но и трагически разобщено. Они утеряли представление о нормальной жизни, о любви, о труде. Они не замечают, когда кто-то умирает или кого-то убивают. Они тоскуют толи по прошлому, толи по будущему, а в настоящем жить не умеют. Про прошлое выдумывают, то чего не было, а про будущее ни чего толком не знают. Они не разумны в своих действиях, но чего-то ещё хотят, на что-то надеются. В этом доме кипит своя энергия жизни. И лишь взглянув на этот дом как бы со стороны, Высоцкий показал Россию и её народ.
Поэзия и сочинение песен занимала главное место в его жизни. Он много выступал с концертами, на которых залы всегда были переполнены.Свой жанр на эстраде он чаще всего называл - авторской песней.
Свое последнее стихотворение«И снизу лед, и сверху…» В.С. Высоцкий написал за 5 дней до смерти. В этом стихотворениисплетены и друг от друга неотделимы любовь, благодарность любимой женщине, сознание выполненного долга перед людьми. Но кажется, самое главное тут — вера в возвращение к людям, в свою от них неотделимость. Высоцкий свято верил в человека. Для него слова «долг», «совесть», «любовь», «друг» наполнялись высочайшим духовным смыслом. Ему было что спеть, что сказать людям.
И снизу лед, и сверху - маюсь между:
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду!
А там - за дело в ожиданьи виз.
Лед надо мною - надломись и тресни!
Я весь в поту, хоть я не от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне будет чем ответить перед Ним.
Для В.Высоцкого авторская песня была возможностью разговаривать с людьми на разные темы, которые волновали его. Начав с примитива и однозначности, постепенно обогащая свое поэтическое и гражданское видение, дошел до высоких литературных образцов. Со временем начал постепенно складываться облик автора-певца гражданского мужества, человеческой мудрости, человеческой порядочности и честности, великого патриотического долга. Роберт Рождественский сказал, что в песнях В.С. Высоцкого присутствует огромная мысль. У него нет пустых песен, песен ни о чем, которых так много в наше время.
Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.
Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа – совесть, которая пробивалась через тернии.
Власть противостояла его патологической справедливости: препятствовала съемкам в кино, не принимала в Союз писателей, не давала печататься.
Исполнение Высоцким своих песен было фактом « самиздата» - при том, что запрет на пластинки, книги, журналы, публикации был негласным, в чем сказалось особое коварство идеологических «начальников».
В 1968 г. Вышла его первая грампластинка в СССР «Песни из кинофильма «Вертикаль»».
В 1977 г.во Франции выходят 3 больших авторских диска.
В этом же году выходит единственная прижизненная брошюра о творчестве Высоцкого в кино (Рубанова И., Владимир Высоцкий., М., 1977)
Андрей Вознесенский вспоминает, что он неоднократно пытался помочь опубликовать стихи Высоцкого, проломить стену предубеждений. В 1977 г. А.Вознесенский принес первую рукопись книги его стихов в издательство «Советский писатель». Лишь одно стихотворение «Из дорожного дневника» удалось опубликовать в сборнике «День поэзии».
После смерти В.Высоцкого в 1981 году выходит сборник «Нерв», составленный Робертом Рождественским. Тексты для сборника были отобраны по принципу цензурной осторожности. Хоть и вышел он двумя изданиями, но многими переписывался от руки, так как пользовался огромным спросом. С «Нерва» началась эпоха чтения произведений Высоцкого.
До начала перестройки, до прихода гласности новых книг Высоцкого не выходило.
В 1992 году появляются более полные и точные издания сборника «Нерв» издательства «Лотос» с текстологической подготовкой А.Е. Крылова. Он же подготовил сборники «Четыре четверти пути», « Поэзия и проза», «Я куплет допою…», «130 песен для кино» и , наконец, двухтомник сочинений В. С. Высоцкого (1990), в котором помещено 424 песни и 107 стихотворений.
Роли В.Высоцкого в художественных фильмах, авторские песни, стихи- все это является драгоценным наследием для последующих поколений.
При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным он стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником, который ему воздвигла народная любовь.
Заключение
Так кем же всё-таки был В.Высоцкий? Поэтом? Певцом? Актёром?До сих пор эти вопросы остаются открытыми.
Одни утверждают, что песни и стихи Высоцкого весьма заурядны,и только блестящее исполнение самим автором делает их произведениямиискусства. Другие говорят, что никакие роли Высоцкого на сцене и на экране немогут сравниться по степени оригинальности и таланта с его песнями.В одном из интервью В. Высоцкий отвечал на эти же вопросы, заданные почитателями его таланта « Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь создать их синтез,- может быть, это какой-нибудь новый вид искусства. Ведь каждое время дает новый вид искусства… Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но пока его нет».[3]
В процессе изучения материала по биографии и творчеству В. Высоцкого я пришла к выводу и доказала гипотезу, что его творчество многогранно, он достиг успехов как актер театра и кино,состоялся как поэт, автор-исполнитель песен собственного сочинения.
В. Высоцкий был яркой личностью, явлением, и этот факт не нуждается в доказательствах.
Библиография:
[1]Высоцкий В.С. Четыре четверти пути: Сб./ Сост. А.Е.Крылов-М.: Физкультура и спорт, 1988. Стр. 108
[2]Воспоминания Владимира Высоцкого/ Сост. А.Н. Сафонов.-М.: Сов. Россия, 1989.- стр.76
[3]Высоцкий В.С. Четыре четверти пути: Сб./ Сост. А.Е. Крылов- М.: Физкультура и спорт, 1988.-стр.147
Волшебная фортепианная музыка
Лягушка-путешественница
Как нарисовать портрет?
Рисуем осенние листья
Нора Аргунова. Щенята