Величайший подвижник земли русской.
Как-то раз, проходя мимо старшеклассников, я услышала, что Сергий Радонежский помогает учащимся и студентам сдавать экзамены. Меня заинтересовало - кто это? Узнав, что это святой, я разыскала книгу «Жития русских святых» и с удовольствием погрузилась в изучение интересных фатов.
Современник святого, писатель Епифаний Премудрый стал известен сочинением «Житие Сергия Радонежского»(1417-1418гг). Из жития я узнала, что у ростовских бояр Кирилла и Марии родился младший сын Варфоломей в 1314году. С раннего детства он любил ходить в церковь и молиться. В школе грамота ему не давалась, из-за чего часто нес наказания. Но путем стараний и с божьей помощью (по словам притчи) Варфоломей приобрел ларец знаний. Вот почему обращаются к Сергию Радонежскому, когда желают успехов в учении. Физические и моральные унижения выработали в его характере смиренную кротость. Он не мог обидеть ни птицу, ни зверя, ни человека. Случилось так, что его отец и мать разорились и вынуждены были переехать в городок Радонеж в пятидесяти верстах от столицы. Когда Варфоломею исполнилось двадцать три года, игумен Митрофан постриг его и нарек Сергием. Похоронив родителей и отказавшись от наследства, он ушел в глушь.
В шестидесяти верстах от Москвы облюбовал место для жительства, желая посвятить свою жизнь служению Богу, молясь за обиженных и униженных. Трудна и убога была жизнь в глухом бору. Не представляю, как может один человек выжить в дремучем лесу среди диких зверей. Корчевать землю, выращивать злаки и овощи, разыскивать питьевые родники, строить жилище, изобретать одежду - и это все в одиночку. А ночью? Один среди тьмы без света и огня. Я бы не смогла. И брат его Стефан тоже не смог. Епифаний Премудрый напишет: «Кто бы мог подумать, что на месте, где прежде лес, чаща, пустыни, где жили зайцы, лисы, волки, а иногда и медведи заходили, порою же и бесы бывали,- на этом месте ныне церковь поставлена будет, и монастырь великий воздвигается, и иноков множество соберется, и слышно будет словословие и в церкви, и в кельях, и молитва постоянная Богу. Всего же этого зачинатель и основатель- преподобный отец наш Сергий…»
Презрев мирские соблазны, Сергий жил в скромности и бесконечных трудах: сооружал кельи, шил одежды, носил воду, пек хлеб и спал мало. « …Промыслом всесильного и милосердного Господа Бога, который хотел, чтобы не один Сергий жил в пустыне этой, начали посещать святого монахи» («Житие» Епифаний Премудрый). Однажды преподный молился об обители своей и учениках: «Сергий! Ты молишь о чадах твоих, и моление твое услышано». Всего в Радонежской пустыне собралось 12 иноков. Он говорил : «Приготовьте сердца ваши не на покой и беспечие, а на терпение, чтобы переносить всякое искушение и всякий труд. Приготовьтесь на пост, на подвиги духовные и на многие скорби!» Так возник монастырь, превратившийся потом в великую Лавру.
Читая «Житие Сергия Радонежского», задаюсь вопросом: почему русский народ с особенно теплым чувством относиться к Сергию Радонежскому? Почему бережно хранит память о нем и славит его деяния? Наверное, потому что награды и первенство были для него чужды. Поэтому, приняв игуменство после Митрофана, Сергий наравне с монахами продолжал делать всю трудную черную работу, как сказал Павел- апостол: «Не ищу пользы для себя, но для многих, чтобы спаслись». Рассматривая триптих художника Михаила Нестерова «Труды преподобного Сергия», убеждаешься в этом. Но главное, что привлекло людей к Сергию -это доброта. Она сближает, как ничто другое. Она тот язык, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет от одиночества, залечивает раны, помогает прощать обиды. Сергий тихими кроткими словами мог смягчить даже самые ожесточенные сердца. Враждующих ему удавалось примирить, несчастных утешал и вселял надежды, слабым помогал стать сильными духом, заблудивших вразумлял. Его доброты и терпения хватало на всех.
После канонизации в 1452году появляется множество икон с изображением святого. Этот великий праведник вдохновил известного художника Андрея Рублева на написание иконы Живоначальной Троицы похвалу великому Сергию.
Монастыри на Руси появились вскоре после ее крещения. В XIII-XIV веках на Руси насчитывалось около 200 монастырей. Сергий Радонежский, его ученики и последователи заложили более тридцати обителей.
И в древней Руси, и в наши дни колокольный звон невольно отзывается в каждом человеке, верующий он или неверующий- неважно. В давние времена колокола не только созывали мирян на утреннюю или вечернюю службу, но и вещали о важных событиях: новом законе, перемене власти, войне…
Сверкают златом купола.
Псалмы поют в церквах на святках.
Звонят…звонят колокола…
А сердцу трепетно и сладко.
(Н.Никитина)
Еще до нашей эры римский писатель философ Сенека говорил: «Человек для человека должен быть святым».
Среди православных праведников и подвижников наиболее почитаемым стал основатель Троицкого монастыря под Москвой Сергий Радонежский. А для учащихся и студентов он надежда на успех в учебе.
Вложение | Размер |
---|---|
velichayshiy_podvizhnik_zemli_russkoy.doc | 33 КБ |
Величайший подвижник земли русской.
Как-то раз, проходя мимо старшеклассников, я услышала, что Сергий Радонежский помогает учащимся и студентам сдавать экзамены. Меня заинтересовало - кто это? Узнав, что это святой, я разыскала книгу «Жития русских святых» и с удовольствием погрузилась в изучение интересных фатов.
Современник святого, писатель Епифаний Премудрый стал известен сочинением «Житие Сергия Радонежского»(1417-1418гг). Из жития я узнала, что у ростовских бояр Кирилла и Марии родился младший сын Варфоломей в 1314году. С раннего детства он любил ходить в церковь и молиться. В школе грамота ему не давалась, из-за чего часто нес наказания. Но путем стараний и с божьей помощью (по словам притчи) Варфоломей приобрел ларец знаний. Вот почему обращаются к Сергию Радонежскому, когда желают успехов в учении. Физические и моральные унижения выработали в его характере смиренную кротость. Он не мог обидеть ни птицу, ни зверя, ни человека. Случилось так, что его отец и мать разорились и вынуждены были переехать в городок Радонеж в пятидесяти верстах от столицы. Когда Варфоломею исполнилось двадцать три года, игумен Митрофан постриг его и нарек Сергием. Похоронив родителей и отказавшись от наследства, он ушел в глушь.
В шестидесяти верстах от Москвы облюбовал место для жительства, желая посвятить свою жизнь служению Богу, молясь за обиженных и униженных. Трудна и убога была жизнь в глухом бору. Не представляю, как может один человек выжить в дремучем лесу среди диких зверей. Корчевать землю, выращивать злаки и овощи, разыскивать питьевые родники, строить жилище, изобретать одежду - и это все в одиночку. А ночью? Один среди тьмы без света и огня. Я бы не смогла. И брат его Стефан тоже не смог. Епифаний Премудрый напишет: «Кто бы мог подумать, что на месте, где прежде лес, чаща, пустыни, где жили зайцы, лисы, волки, а иногда и медведи заходили, порою же и бесы бывали,- на этом месте ныне церковь поставлена будет, и монастырь великий воздвигается, и иноков множество соберется, и слышно будет словословие и в церкви, и в кельях, и молитва постоянная Богу. Всего же этого зачинатель и основатель- преподобный отец наш Сергий…»
Презрев мирские соблазны, Сергий жил в скромности и бесконечных трудах: сооружал кельи, шил одежды, носил воду, пек хлеб и спал мало. « …Промыслом всесильного и милосердного Господа Бога, который хотел, чтобы не один Сергий жил в пустыне этой, начали посещать святого монахи» («Житие» Епифаний Премудрый). Однажды преподный молился об обители своей и учениках: «Сергий! Ты молишь о чадах твоих, и моление твое услышано». Всего в Радонежской пустыне собралось 12 иноков. Он говорил : «Приготовьте сердца ваши не на покой и беспечие, а на терпение, чтобы переносить всякое искушение и всякий труд. Приготовьтесь на пост, на подвиги духовные и на многие скорби!» Так возник монастырь, превратившийся потом в великую Лавру.
Читая «Житие Сергия Радонежского», задаюсь вопросом: почему русский народ с особенно теплым чувством относиться к Сергию Радонежскому? Почему бережно хранит память о нем и славит его деяния? Наверное, потому что награды и первенство были для него чужды. Поэтому, приняв игуменство после Митрофана, Сергий наравне с монахами продолжал делать всю трудную черную работу, как сказал Павел- апостол: «Не ищу пользы для себя, но для многих, чтобы спаслись». Рассматривая триптих художника Михаила Нестерова «Труды преподобного Сергия», убеждаешься в этом. Но главное, что привлекло людей к Сергию -это доброта. Она сближает, как ничто другое. Она тот язык, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет от одиночества, залечивает раны, помогает прощать обиды. Сергий тихими кроткими словами мог смягчить даже самые ожесточенные сердца. Враждующих ему удавалось примирить, несчастных утешал и вселял надежды, слабым помогал стать сильными духом, заблудивших вразумлял. Его доброты и терпения хватало на всех.
После канонизации в 1452году появляется множество икон с изображением святого. Этот великий праведник вдохновил известного художника Андрея Рублева на написание иконы Живоначальной Троицы похвалу великому Сергию.
Монастыри на Руси появились вскоре после ее крещения. В XIII-XIV веках на Руси насчитывалось около 200 монастырей. Сергий Радонежский, его ученики и последователи заложили более тридцати обителей.
И в древней Руси, и в наши дни колокольный звон невольно отзывается в каждом человеке, верующий он или неверующий- неважно. В давние времена колокола не только созывали мирян на утреннюю или вечернюю службу, но и вещали о важных событиях: новом законе, перемене власти, войне…
Сверкают златом купола.
Псалмы поют в церквах на святках.
Звонят…звонят колокола…
А сердцу трепетно и сладко.
(Н.Никитина)
Еще до нашей эры римский писатель философ Сенека говорил: «Человек для человека должен быть святым».
Среди православных праведников и подвижников наиболее почитаемым стал основатель Троицкого монастыря под Москвой Сергий Радонежский. А для учащихся и студентов он надежда на успех в учебе.
Учимся ткать миленький коврик
Любили тебя без особых причин...
Зимний лес в вашем доме
Денис-изобретатель (отрывок)
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен