Исследовательская работа посвящена актуальной теме – 400летию Дома Романовых. Возвращение к истокам династии, нравственное осмысление событий прошлого дают примеры духовного и созидательного служения Отчизне. В наши дни эта идея может стать объединяющей для людей разных возрастов, профессий, общественного положения.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kulturnoe_nasledie_dinastii_romanovykh.docx | 427.72 КБ |
Исследовательская работа посвящена актуальной теме – 400летию Дома Романовых. Возвращение к истокам династии, нравственное осмысление событий прошлого дают примеры духовного и созидательного служения Отчизне. В наши дни эта идея может стать объединяющей для людей разных возрастов, профессий, общественного положения.
Авторы ставят перед собой задачу вызвать живой интерес к истории России, переживания гордости за свою страну, чувство национальной идентичности и осознанной принадлежности к великому культурно-историческому наследию России в контексте знаменательной даты - 400-летие династии Романовых.
Значимость и основная цель работы заключаются в актуализации и укреплении чувства уважения к истории России, чувства патриотизма и гражданственности, гордости за деяния предков и современников в области культуры и общественной жизни; вызвать чувство восхищения примерами их достойного служения Отечеству и народу; вызвать чувство сопричастности и принадлежности к великому культурно-историческому наследию России, его сохранению и приумножению.
Данная исследовательская работа состоит из одной главы, в которой раскрывается образ Петра 1 и наиболее значимые и интересные произведения искусства, связанные с его именем.
В процессе выполнения исследовательской работы автор проявил ответственность, самостоятельность, умение обобщать, делать выводы и структурировать материал.
Практическое значение исследования состоит в том, что материалы будут использоваться в учебном процессе, а именно при проведении уроков истории, литературы. Также эта тема актуальна и значима для проведения классных тематических часов, посвящённых 400-летию Дома Романовых.
Каждый человек оставляет после себя след. Мы должны знать свою
историю, жизнь людей. Всё, что мы узнаём, остаётся с нами
на всю жизнь и передаётся нашим потомкам.
Читая эти строки и вспоминая историю великой России, мы не можем не вспомнить гордую династию Романовых. Именно они запомнились своим неизменным патриотизмом и множеством неожиданных событий. Каждый государь пережил тяжелые времена, поднимая страну из бедности в результате постоянных войн. Именно династия Романовых оставила России огромное наследство в виде многочисленных памятников культуры и искусства.
Тема исследования «Культурное наследие династии Романовых». На наш взгляд, обращение к данной теме есть выражение интереса современного российского общества к своим историческим истокам и культурному наследию.
Проблема формулируется следующим образом: степень отражения династии Романовых в произведениях искусства.
Основополагающий вопрос нашего проекта: Почему образам русских царей из династии Романовых уделяется столько внимания в произведениях искусства как в России, так и за рубежом?
Предметом исследования выступают произведения искусства, в которых отраженна историческая действительность эпохи правления династии Романовых.
Объект исследования – великая династия Романовых.
Осознание проблемы, объекта и предмета исследования задает цель и задачи.
Цель работы определяется поставленной проблемой. Ею является исследование степени отражения династии Романовых в произведениях искусства.
Целевая установка обусловила соответствующий комплекс задач:
- оценить значение династии Романовых в культурном наследии России.
- выделить события и личности, связанные с династией Романовых, получившие наибольшее отражение в произведениях искусства.
Всё перечисленное определило гипотезу исследовательской работы:
Действительно ли Романовы были для народа не просто царями-самодержцами, а личностями с высокими духовно-нравственными качествами.
Методологическая основа: в основу работы был положен проблемно - хронологический принцип, который даёт возможность изучить степень отражения династии Романовых в произведениях искусства.
В процессе работы использовались различные виды источников. Данный подход обусловлен стремлением изучить проблему во всей многогранности.
Этапы реализации работы:
Ход работы над исследованием:
- провели конкурс защиту проектов о династии Романовых
- провели декаду исторических знаний
- провели конкурс защиту рефератов «Цари из династии Романовых в искусстве 19 -20 веков»
В результате работы мы выяснили, что династия Романовых оставила глубокий след в сознании российского общества и его культурном наследии. Проанализировав материал исследования, мы пришли к выводу, что наиболее яркой и часто упоминаемой личностью в различных видах искусства, является личность Петра 1. В данной работе мы перечислили наиболее значимые и интересные на наш взгляд произведения искусства, связанные с его именем.
Практическое значение исследования состоит в том, что материалы будут использоваться в учебном процессе.
Пётр 1 является последний царём всея Руси из династии Романовых и первым Императором Всероссийским. Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. В нем говорится об этом человеке:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. Непривычка следить за собой и сдерживать себя придавала его большим блуждающим глазам резкое, иногда даже дикое выражение, вызывавшее невольную дрожь в слабонервном человеке, на лице Петра часто присутствовала насмешливая улыбка. Именно это выражение лица сумел передать Кнеллер Готфрид, немецкий живописец, который в 1698 году по желанию короля Вильгельма III написал Портрет Петра.
Здесь Петр с длинными вьющимися волосами весело смотрит своими большими круглыми глазами. Несмотря на некоторую слащавость кисти, художнику, кажется, удалось поймать неуловимую веселую, даже почти насмешливую мину лица.
Другой портрет написан голландцем Карлом Моором в 1717 г
Усы, точно наклеенные, здесь заметнее, чем у Кнеллера. В складе губ и особенно в выражении глаз, как будто болезненном, почти грустном, чуется усталость: думаешь, вот-вот человек попросит позволения отдохнуть немного. Собственное величие придавило его; нет и следа ни юношеской самоуверенности, ни зрелого довольства своим делом.
А вот каким изображает его В.А. Серов на своей картине «Пётр 1».
Глядя на картину, невольно вспоминаются слова Василия Осиповича Ключевского из его мемуаров "Исторические портреты". «… Он (Пётр) вырос и возмужал на дороге и на работе под открытым небом. Многолетнее безустанное движение развило в нем подвижность, потребность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатлений. Торопливость стала его привычкой».
Интересен портрет Петра 1 выполненный в технике мозаика . Портрет набран Михаилом Васильевичем Ломоносовым в 1754 году и ныне хранится в Эрмитаже.
Вглядитесь в работу К.И. Рудакова Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина "Полтава". 1947 г. Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя в своей поэме А.С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами
За ним вослед неслись толпой…
Можно много говорить о личности Петра 1 и её отражении в произведениях искусства, мы бы хотели познакомить вас с перечнем, который нам удалось составить в ходе нашего исследования. В литературе Пётр 1 упоминается:
В литературе
В музыке:
В кинематографе
В честь Петра Великого возведены памятники в разных городах России и Европы. Самым первым и наиболее известным является Медный всадник в Петербурге, созданный скульптором Этьеном Морисом Фальконе. Его изготовление и возведение заняло более 10 лет. Скульптура Петра работы Б. К. Растрелли была создана ранее Медного всадника, но установлена перед Михайловским замком позднее.
Самый большой по размеру установлен в 1997 году в Москве на Москве-реке, скульптор Зураб Церетели. В 2007 году установлен памятник в Астрахани (на набережной Волги), а в 2008 году в Сочи. 20 мая 2009 года в «Московском Городском Детском Морском центре им. Петра Великого» установлен бюст Петра I в рамках проекта «Аллея Российской славы».
С именем Петра связаны и различные природные объекты. Так до конца XX века на Каменном острове в Петербурге сохранялся дуб, по преданию посаженный лично Петром. На месте его последнего подвига у Лахты тоже находилась сосна с памятной надписью. Теперь на её месте высажена новая.
Самым выдающимся наследием, которое оставил Пётр первый –является город Санкт Петербург, основанный им в 1703 году. Назвал он его Петербург, по имени ангела-хранителя святого Петра – бург – на немецкий – город. По личному проекту царя возводились улицы.
А.С.Пушкин в «Медном всаднике» пишет:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
береговой ее гранит.
С первых дней жизнь города кипит и бурлит неустанно. Далеко по всему миру разносится гул этого кипения.
С каждым годом он меняет свой облик, растёт, развивается, становится всё краше и краше, сейчас это один из крупнейших и прекраснейших городов, но благодарные потомки всегда будут помнить имя Петра как человека, подарившего нам этот город.
Заключение
К концу девятнадцатого века, династия Романовых правила более чем одной шестой частью поверхности Земли. Это был практически целый мир, самодостаточный, независимый и абсолютный, концентрирующий в себе наибольшее богатство в Европе. Культура Руси, богатая и яркая, продолжала блистать в течение десятилетий спустя кончины своего высокого благотворителя.
Личность Петра первого оказала стимулирующее воздействие на развитие русской художественной культуры. Мы подтвердили свою гипотезу, что Романовы были для народа не просто царями-самодержцами, а личностями с высокими духовно-нравственными качествами.
Быть правителем – тяжелый крест,
Непростое, жалящее бремя.
В ореоле славы, когда есть,
Как уйдешь, начнут клевать вам в темя.
Если твои помыслы чисты, четки планы
И прозрачны цели,
Если твердый нрав имеешь ты,
То враги тебя не одолели.
Жаль, что всех пленяет слово «власть»
И младенцев крови не боятся,
Те, кто хочет править в свою сласть,
Нелегко с короной им расстаться.
Но история возьмет свое
Всех поставит по местам и ликам
Царственных святое бытие
Станет символом страны великой.
Список литературы:
1)Валишевский К. Пётр Великий. М.,1993.
2) Деятели Отечественной истории. М.,1997.
3)Ключевский В.О. Исторические портреты. М.,1990.
4)Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М.,1992.
5) Новаковская В.И. Рассказы о Петре Великом. М.,1992.
6) Отечественная история в таблицах и схемах. М., 2001.
7) Павленко Н.И. Пётр Первый и его время. М.,2006.
8) Пётр Ι. // Сто великих имён. М., 2010.
9) Рыжов К. Сто Великих Россиян. М., 2005.
10) Сахаров А.Н., В.И. Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVIII в. М., 1998
Как Снегурочке раскатать тесто?
Под парусами
Рисуют дети водопад
Мороз и заяц
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна