Ученики знакомятся с разными словарями русского языка, узнают их особенности, выполняя различные творческие задания.
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-игра "В гостях у Слова". | 21.93 КБ |
Презентация "В готях у Слова". | 109.67 КБ |
«В гостях у слова».
(Игра – путешествие по страницам лингвистических словарей.)
Действующие лица: Учебник русского языка, Этимологический словарь, Орфографический словарь, Фразеологический словарь, Словообразовательный словарь, ученик.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие, но путешествие необычное! Мы побываем в гостях… у Слова! Сопровождать нас будут лингвистические Словари. Услышав слово «словари», вы, наверное, подумаете: «Ах, как скучно!» Но послушайте одну историю.
В метро ехал человек, увлечённо читая какую-то книгу. Время от времени он удивлённо восклицал:
-Неужели?!
-Вот это да!
-Так-так…
-Точно!
-Изумительно!
-Не может быть!
За ним наблюдал сидевший рядом пассажир. В конце концов, не выдержав, заинтригованный сосед спросил:
-Какую книгу вы читаете?
Человек показал ему обложку книги. Это был …Орфографический словарь.
Учебник русского языка. Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на удивительную встречу. Сейчас сюда войдут герои торжества. Давайте поприветствуем…Орфографический словарь!
Орфографический словарь. А мы друг друга знаем. Не правда ли, вам часто приходится обращаться за помощью ко мне, когда вы не знаете, как написать трудное слово? Ответь-ка мне, как пишется слово «крокодил»? Правильно. Но всё-таки не забывайте проверять написанное по орфографическому словарю.
Учебник. Вы знаете, как писать слово «крокодил», но ,я уверен, не знаете, как произошло это слово. Не унывайте, о происхождении этого слова вам расскажет наш следующий гость- Этимологический словарь!
Этимологический словарь. Здравствуйте, друзья! Вас интересует слово «крокодил»? Поищем ответ. Древние русские люди заимствовали это слово из греческого языка, в котором «крокодилиус» обозначало следующее: «kroke»- галька, песок, а «drilos»- дождевой червь.
Учебник. А вот и Фразеологический словарь! Проходите, вы как раз вовремя! Наверное, вы тоже расскажете что-нибудь интересное?
Фразеологический словарь. Конечно, расскажу, с удовольствием! Известно ли вам выражение «крокодиловы слёзы»? Плачут ли на самом деле крокодилы? По утверждению современных шведских учёных, крокодилы плачут, но не от «избытка чувств», а от избытка солей, которые скапливаются у них в организме и выходят через протоки, расположенные у самых глаз. Это выражение употребляется в значении «лицемерное покаяние или жалость, притворное сожаление , сострадание». Возникло это выражение из древнего поверья, будто бы крокодил перед тем , как съесть свою жертву, плачет. Рассказывают также, будто крокодил приманивает людей, подражая детскому плачу.
Этимологический словарь. Позвольте мне открыть вам еще одну лингвистическую тайну. Верите ли, друзья, что слова «соль» и «сладкий», такие разные по вкусу, имеют один и тот же исторический корень! А это действительно так. Говоря о слове «сладкий», я хочу удивить вас! Сладкий – это значит … соленый, в этимологическом плане, конечно. Это странно только на первый взгляд. Ведь древнерусская форма этого слова была «солодкий», на слух оно ближе к «соли». В древние времена люди знали единственную приправу для сдабривания пищи – соль. Сладкого, не считая меда да некоторых плодов, люди не пробовали, и «солодкое» - соленое – было для них самым «вкусным». Время шло. Разнообразнее становилась еда, появлялись новые вкусовые ощущения, узнал человек и прелесть сладкого. и вот старое слово «солодкий», которым русские люди определяли самое вкусное, было перенесено на новое приятное вкусовое свойство. Удивительные вещи происходят в русском языке, не так ли?
Фразеологический словарь. Добавлю, что есть и фразеологизм со словом «соль». Например, «пересолить», «уйти не солоно хлебавший». Послушайте и мою историю. На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить ее приходилось издалека, а дороги были плохие и налог на соль высокий. Сейчас мы, приготовляя пищу, солим ее. Не так делали в старину. Тогда варили без соли, а солили пищу уже за столом. Часто хозяин солил пищу своей рукой. Порой он так старался выразить свое почтение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А гостю, сидевшему в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе. Значит одному пересаливали, а другой уходил не солоно хлебавший. Сейчас слово «пересолить», кроме своего прямого значения, означает «перестараться», а «уйти не солоно хлебавший» - «остаться неудовлетворенным, не получить того, на что рассчитывал».
Орфографический словарь. Очень интересная история! Ну, слово «соль» вы напишете правильно, а вот в слове «сладкий» можете ошибиться. Давайте-ка проверим себя!
Учебник. Я еще не представлял вам гостя, который скромно ожидает своей очереди. Это Словообразовательный словарь. Проходите, уважаемый, присоединяйтесь к нашему путешествию по страницам лингвистических словарей!
Словообразовательный словарь. Я могу рассказать о том, с помощью каких морфем образуются новые слова, какие способы образования есть в русском языке, и научить вас разбирать слова по составу. А вы можете отметить морфемы в слове «крокодил»? А в слове «крокодильчик»? А без моей подсказки вы определите способ образования данного слова? Молодцы, ребята! Давайте-ка теперь образуем однокоренные слова! Можно взять слово «соль»! Смотрите!
Соль -> соленый -> солененький
Соль -> солить -> засолить -> засолка -> засолочный
А от слова «крокодил» можно образовать всего 4 слова! Подскажите, каких? (крокодильчик, крокодилов, крокодилий, крокодиловый)
Ученик. Помогите, братцы, в науке разобраться!
Я прилагаю все старанья,
Хочу понять правописанье,
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление!
Летят на веткИ воробьи,
Чтоб обсудить дела свои.
Сидят на веткЕ воробьи…
Сидят на Е, летят на И.
Учебник. Нужно срочно помочь. Помогите, ребята!
Ученик.
Посмотрите, что вчера
Получил по почте я!
Как ни бился, ни старался,
Отгадать не догадался. (показывает «Таинственную грамоту»)
Учебник. Помогите, ребята, прочитать эту грамоту, и вы узнаете, что забыл Забывалкин, собираясь в школу! Догадаться можно по спрятанным буквам русского алфавита! Вам поможет смекалка и наблюдательность.
ПNZVORPTFQФЕSЛЬD (портфель)
QLTEZNTIQPAДZWИZ (тетради)
УZWЧLNGENБHSVИКИ (учебники)
WДНЕRFBNSWJHVИКG (дневник)
RWSPWNУVFЧKZVAFR (ручка)
КNGAZPANHFДZAYШR (карандаш)
РNVFEЗRWИGFHKSZAS (резинка)
SWQПNEHSQZARWVЛL (пенал)
Фразеологический словарь. Я предлагаю поиграть в игру «фразеологический зверинец»! вы должны назвать животное по его определению:
Голоден как … (волк)
Хитер как … (лиса)
Труслив как … (заяц)
Здоров как … (бык)
Изворотлив как … (уж)
Надут как … (индюк)
Нем как … (рыба)
Грязен как … (свинья)
Упрям как … (осел)
Болтлив как … (сорока)
Колюч как … (еж)
Орфографический словарь. Я хочу узнать, кто из вас самый грамотный! Игра называется «Кто дольше продержит мелок». Самый смелый из вас пусть берет мелок и пишет под диктовку слова. Как только он ошибется, пусть выходит следующий. И так до тех пор, пока не будет выявлен грамотей! Он должен без ошибок написать как можно больше слов. Начали! (предлагаются слова для диктанта: вермишель, винегрет, балкон, когда-нибудь, парашют, территория, велосипед, мандарин, апельсин, дискуссия, сверстник, искусство, президент, аквалангист, калитка и другие).
Словообразовательный словарь. Со словами можно поиграть в грамматическую арифметику. Поиграем?
Череп – п + муха = (черемуха)
Чистый – ый + о + тело – о = (чистотел)
Часть – ь + ушко – о + а = (частушка)
Фразеологический словарь. Отгадайте и мои загадки.
Учитель. Вот и подходит к концу наше путешествие по страницам лингвистических словарей. Давайте попрощаемся с нашими гостями, но вы знайте, что наши верные помощники – словари – готовы прийти на выручку в любую минуту. Мы будем ждать с ними встречи на уроках русского языка.
Слайд 1
«В гостях у Слова» Игра-путешествие по страницам лингвистических словарей.Слайд 2
Слово « крокодилиус » обозначало: « kroke »- галька,песок , « drilos »-дождевой червь.
Слайд 3
«крокодиловы слезы» Это выражение употребляется в значении «лицемерное покаяние или жалость, притворное сожаление, сострадание»
Слайд 4
«пересолить»-«перестараться» «уйти не солоно хлебавши»-«остаться неудовлетворённым, не получить того, на что рассчитывал».
Слайд 5
Соль- > соленый- > солёненький Соль- > солить- > засолить -> засолка- > засолочный
Слайд 6
Крокодильчик, крокодилов, крокодилий, крокодиловый.
Слайд 7
Летят на ветк И воробьи, Чтоб обсудить дела свои. Сидят на ветк Е воробьи… Сидят на Е , летят на И .
Слайд 8
Таинственная грамота П NZVOR Р TFQ Ф ES ЛЬ D QLTEZNTIQ РАД ZW И Z У ZW Ч LNGEN Б HSV ИКИ W ДНЕ RFBNSWJHV ИК G RWSPWN У VF Ч KZVAFR К NGAZPANHF Д ZAY Ш R PNVE З RW И GFHKSZAS SWQ П NEHSQZARWV Л L
Слайд 9
голоден как… хитер как… труслив как… здоров как… изворотлив как… надут как… нем как… грязен как… упрям как… болтлив как… колюч как… «Фразеологический зверинец»
Слайд 10
Череп – п + муха = кот + ёлка- ка = сумма – ма + как – к = кабан - ан + лук = чистый - ый + о + тело –о = друг - г+ ж+ бак –к = кора + боль –о = часть – ь + ушко – о + а = заряд + каток – ток = метла – ла + ель = Грамматическая арифметика
Слайд 11
1) Чем > нас, тем < веса 2) Бывают ли ноги у газеты, книги?
Снежный всадник
Как нарисовать небо акварелью
Разлука
Валентин Берестов. Аист и соловей
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию