Размышления о том, что делает человека святым.
Вложение | Размер |
---|---|
Путь к святости. | 41 КБ |
VII всероссийский детский творческий конкурс
«Святые заступники Руси»
К 700- летию со дня рождения
преподобного Сергия Радонежского
Автор:
Ванюхина Софья, 12 лет,
обучающаяся клуба «Пресс-центр»
(руководитель Белокопытова Ирина Александровна)
МКОУ ДОД «Дом художественного творчества
детей «Гармония» города Калуги
Путь к святости
О жизни Сергия Радонежского я ничего не знала. Однажды, листая Православный литературный календарь, я увидела статью, повествующую о маленьком мальчике Варфоломее. Сначала меня заинтересовало необычное имя, а когда я прочитала до конца, то с удивлением узнала, что этот мальчик стал святым.
Раньше я даже не задумывалась, что значит «святой». Когда я слышала словосочетание «святой Петр», «святое семейство», то представляла себе добродушных и отзывчивых людей.
Мне стало интересно, что же нужно совершить, чтобы тебя все почитали?
Ответ я нашла в истории жизни Сергия Радонежского, которому пришлось пройти через множество испытаний.
Преподобный Сергий родился 3 мая 1314 года в Тверской земле, в годы княжения тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители святого были людьми благородными и благочестивыми. При крещении он получил имя Варфоломей.
По воспоминаниям матери Сергия Радонежского, ещё в чреве Бог избрал его на служение Себе. Незадолго до его рождения мать будущего святого пришла к литургии в церковь. Перед самым началом чтения Евангелия младенец в её чреве так громко вскрикнул, что голос его слышали все стоящие в храме. Во время херувимской песни младенец вскрикнул во второй раз, а когда священник произнес "Святая-Святых", в третий раз послышался из утробы матери его голос. Так стало понятно, что "придет на свет великий светильник миру и служитель Пресвятой Троицы".
Необычность будущего святого проявлялась и дальше. Младенец от рождения был строгим постником: если мать ела мясо, то в этот день он не брал грудь.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, а грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, когда он искал в поле пропавших лошадей, увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость. Несмотря на перемены, произошедшие с ним, Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи.
После встречи со старцем в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников. Он отказался от вступления в брак и просил родителей отпустить его на путь отшельничества. Те уговорили его остаться с ними до их смерти, а затем сами постриглись в соседнем Покровском Хотьковском монастыре, где вскоре и умерли. Варфоломей мог наблюдать в этой обители монашеский строй жизни и монастырский быт, который не пришелся ему по душе: его тянуло к подвигам уединенной пустыннической жизни, о которой он читал в житиях святых Египетской фиваиды, Синая и Палестины, и вскоре он начинает осуществлять свою мечту.
Варфоломей отдает свою часть наследства женатому брату Петру, а сам отправляется к другому брату – Стефану и вместе с ним начинает искать место, пригодное для строительства монастыря. Братья нашли "едино место въ чащах леса", где была вода, и приступили к возведению "пустыни". Сначала они поставили "одрину и хизину", т.е. нечто вроде сарая и летнего домика, а затем "келию едину създаста", т.е. срубили обычную избу, после же возвели и небольшую церковь. Приехавшие из Москвы священники от митрополита Феогноста освятили церковь во имя Святой Троицы.
Стефан не выдержал трудностей отшельничества и ушел в Москву в Богоявленский монастырь, а Варфоломей остался в одиночестве. Изредка его навещал и совершал богослужения некий игумен Митрофан, он же в 1337 постриг юного подвижника, которому было всего двадцать три года, в иноческий чин с наречением имени Сергия.
Три года Сергий провел в полном одиночестве, преодолевая непрестанною молитвою и трудами искушения помыслами и страхи от диких зверей. Слух о его подвижнической жизни разошелся по окрестностям, и около него начали селиться любители уединения.
В 1342 г. к Сергию приходят первые ученики. Первые пятнадцать лет их было двенадцать. Каждый отшельник жил в своей собственной келье, вместе собирались только к богослужению. Затем киновия (поселок) начала принимать вид настоящего общежительного монастыря, возрастая и числом насельников, и духовными силами. Варфоломей, а теперь Сергий, стал тем человеком, в котором чудесно сочетались три основные способности человеческой природы: молитвенно-созерцательное устремление в области духа, неустанный труд и горячая деятельная любовь не только к людям, но и ко всему живому. Отдавая почти все ночное время молитвенным подвигам, святой Сергий целыми днями трудился на благоустройство обители: сам рубил деревья, таскал бревна, колол дрова, носил воду, пек просфоры, варил квас, катал для церкви восковые свечи, кроил и шил одежду и обувь, будучи поистине всем слугою.
Пророчество или прозорливость, один из признаков святости, проявились в Сергии постепенно, с годами, сначала в малом, потом в великом. Рано он научился видеть все тайные помышления и устремления людей, ничего невозможно было скрыть от него. Но позже дано было ему прозревать и будущее каждого человека, его предназначение. Об одних видениях он рассказывал братии, другие держал при себе, стараясь постичь их потаенный смысл.
Постепенно слава святого росла и за помощью к Сергию стали обращаться и крестьяне, и бояре, и князья.
Много различных чудес происходило, благодаря молитвам подвижника. Слепые - прозревали, хромые – бросали костыли, прокаженные - очищались, глухие – обретали слух. Словом, все, с верой приходящие к Святому, какими бы ни страдали недугами, получали телесное здоровье и нравственное очищение.
Господь даровал своему угоднику чудодейственную силу. Особое благоволение Сергий заслужил от Матери Божией, которая удостоила его чудесными посещениями. Очень многие видели необычайный пламень, исходящий из руки Преподобного, и окружающий его огонь.
Особенно мне запомнилась история с водой, когда Сергий в молитве нашел место, окрестил его крестом, стал читать молитву и просить Бога, чтобы появилась вода. И пробился родник. Этот родник назвали Сергиевым. Все, кто с верой пил из этого родника, исцелялся.
После того, как я прочитала повествования о Сергии Радонежском, мне стала интересна история Православной церкви, я поняла, что простой человек тоже может стать почитаемым, если он будет вести праведную жизнь, не жаловаться на свою судьбу, а с честью выдерживать те испытания, которые выпадают на его долю. Яркое подтверждение тому – жизнь отрока Варфоломея, ставшего Преподобным Сергием Радонежским.
Лавовая лампа
Весёлая кукушка
Девчата
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Колумбово яйцо