В работе проведен анализ композиции сказки и решается проблема значения финала.
Вложение | Размер |
---|---|
текст исследовательской работы по сказке Андерсена | 42.5 КБ |
презентация по сказке "Дева льдов" | 408.37 КБ |
МОУ «Коткозерская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа по литературе
«Ледяное очарование»
(По сказке Г.-Х. Андерсена «Дева Льдов»)
Выполнила: Ильина Валерия,
ученица 5 класса.
Руководитель: Кузьмина Н.М.,
учитель русского язык
и литературы.
с. Коткозеро
2009 г.
Содержание.
1. Введение. Почему я выбрала эту тему?...................................................стр. 2
2. Основная часть …………………………………………………………стр. 4
3. Вывод……………………………………………………………………..стр. 8
4. Список литературы..................................................................................стр. 9
1
Введение. Почему я выбрала эту сказку для исследования?
В раннем детстве все знакомятся со сказками Г.-Х. Андерсена. В этих сказках мы слышим голос автора, весёлый и грустный, добрый и ироничный. К каждому из нас Андерсен приходит по-разному. То он тихонько подкрадывается в комнату, навевая нам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То его сказки приплывают вместе с Дюймовочкой на листике кувшинки. То мы оказываемся в морской пучине вместе с мужественной и нежной Русалочкой. То за нами тихо крадётся тень из одноимённой сказки.
Великий сказочник родился в Дании в 1805 году, в городе Оденсе, на острове Фюн, в бедной семье башмачника и прачки. Он рано стал выдумывать разные истории, рассказывал их старухам из близлежащей богадельни и старому коту. Будущий сказочник очень любил природу, умел радоваться каждой травинке и каждому цветку. В четырнадцать лет Андерсен на скудные сбережения уехал в столицу Дании Копенгаген завоёвывать счастье. Труден был его путь к известности, слишком много горя и страданий выпало на его долю, ведь он был бедняком. Но Андерсен не растерял сердечной доброты, умел не только радоваться сам, но и дарить радость другим.
Датский критик Гольдшмидт писал об Андерсене: «Он находит поэзию там, где другие едва осмеливаются искать её в предметах, которые считают некрасивыми: на чердаке, где ель лежит в обществе крыс и мышей, в мусорном ведре, куда служанка выбросила пару старых воротничков, и т.д.». В итоге мы имеем прекрасное сказочное ожерелье ярких жемчужин. И эти сказки-жемчужины очень разные:
-волшебные («Дюймовочка», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Дикие лебеди»);
-социально-бытовые («Маленький Клаус и Большой Клаус», «Свинопас»);
-философские («Калоши счастья») ит.д.
2
Источником его вдохновения были природа, люди, окружающие его, их взаимоотношения, многочисленные путешествия, которые предпринял Андерсен, как только у него появились деньги. Он объездил всю Европу, был в Азии, в Африке, Англии. Но чаще и дольше всего он бывал в Италии, которая покорила его, а Рим стал для писателя второй родиной. И где бы ни был Андерсен, он всюду искал встречи с любимыми писателями, поэтами, музыкантами и художниками. Блеск их ума передавался ему, и он с новым воодушевлением принимался за свои сказки. Андерсен никогда не забывал, что он сын бедного башмачника. Он, по словам Паустовского, всю жизнь оставался поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку.
Я прочитала много сказок Андерсена. Все они мне очень нравятся. У многих сказок счастливый и радостный финал. Автор без нравоучений учит Добру, Любви, Справедливости, умению дружить и помогать друг другу в трудную минуту. Своими сказками писатель дарит радость и счастье обездоленным, верит в народ и счастливую жизнь. Сказка «Дева Льдов» заканчивается трагически, финал её очень печальный. Я поставила перед собой цель понять значение такого финала, почему молодой, красивый, сильный герой оказывается пленником ледяного очарования, ледяной красоты? Неужели в этой сказке силы зла в образе Девы Льдов и Головокружения оказываются сильнее?
Выполнить эту цель мне помогли следующие задачи:
-поиск в библиотеке и сети-Интернет материалов о Г.-Х. Андерсене
- знакомство с биографией сказочника;
- поиск и чтение «зимних» сказок; анализ образов в этих сказках и их финалов.
3
2. Основная часть.
2.1 «Зимние» сказки Андерсена. Андерсен родился и жил в Дании, маленькой стране на севере Европы. А раз это северная страна, то непременно в её фольклоре есть образы и символы, связанные с холодом, зимою. Г.-Х. Андерсен написал несколько «зимних» сказок: «Снеговик», «Снежная королева», «Девочка со спичками», «Двенадцать пассажиров», «История года», «Дева Льдов». «Снежная королева» - это первая большая по объёму сказка, а «Дева Льдов» последняя.
Л.Ю.Брауде в своей книге «Ханс Кристиан Андерсен» пишет: «Замерзают окна, на них появляются причудливые иглистые узоры. Может, их нарисовала Ледяная дева, которая в датском фольклоре олицетворяет силу, несущую смерть всему живому. Обыкновенные хлопья снега всё растут и растут, пока не превращаются в огромных белых кур. Куры эти – свита прекрасной Снежной королевы; она родственница Ледяной девы. Так рождается сказка о маленьком Кае и его названой сестричке Герде. Кая завлекла в своё королевство прекрасная, но безжалостная Снежная королева. Маленькая Герда босиком обошла полсвета в поисках названого брата, разыскала его и вернулась вместе с ним домой. Девочка победила злые чары Снежной королевы, она оказалась сильнее и могущественнее повелительницы царства льдов и снегов». В самой сказке мудрая финка так объясняет эту победу: «Неужто ты сам не видишь, как велика её сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные!.. А сила её в том, что она невинный славный ребёнок…»
Сам писатель этой сказкой утверждает победу Любви, Добра над злом.
2.2 Краткое содержание сказки «Дева Льдов».
Всё иначе в сказке «Дева Льдов». Там есть Добро, Истина, Красота; герою тоже помогают животные и люди, но Дева Льдов забирает Руди в ледяные воды глетчера (ледника). После смерти отца главный герой Руди вместе с матерью перебирается на жительство к родственникам. Мальчику был всего один год. Путь их был труден и опасен,
4
он пролегал через горные хребты. «…Оставалась одна трудность – перейти большой глетчер. Недавно выпавший снег прикрыл расщелину…Молодая женщина, нёсшая на руках ребёнка, поскользнулась, провалилась в снег и исчезла…». Больше часа прошло до того момента, как их вытащили из расщелины. Ребёнка удалось спасти, но мать умерла.
Руди вырос, стал красивым, смелым, весёлым парнем. Он был ловким и сильным охотником за сернами, первым стрелком во всей округе. Пришло время, и он влюбляется в прекрасную дочь мельника Бабетту. Перед свадьбой молодые решили побывать на маленьком островке посреди озера. «Собственно говоря, это небольшая скала, покрытая землёй и засаженная акациями. Островок выглядел букетом, плавающим по озеру». На острове молодые люди были счастливы, вокруг них царил дивный мир. Но внезапно лодка, на которой они должны были возвратиться, отвязалась, отплыла от острова. Руди бросился в воду. «…На ясном прозрачном дне сидела сама Дева Льдов; вот она поднялась к Руди, поцеловала его в ноги, и по телу пробежал смертельный холод… Руди исчез в синеватой глубине».
2.3 Краткий анализ сказки «Дева Льдов».
Очень трудно делать анализ этой сказки. Она не известна широкому кругу читателей, дополнительного материала по ней я не нашла, поэтому размышлять над поставленными вопросами было трудно.
Мне кажется, что эта сказка похожа на предостережение, которое делает Андерсен через рассказ о судьбе главного героя. Смысл этого предостережения состоит в том, что человек всегда должен помнить о силе зла, о смерти; они находятся рядом с ним, сопровождают его всю жизнь, ждут удобного момента, чтобы овладеть его сердцем.
Андерсен с раннего детства был религиозным человеком, глубоко верил в Бога. В своей книге «Сказка моей жизни» он писал так: «Господь Бог всё направляет к лучшему». И эта мысль звучит в сказке «Дева Льдов».
5
Построение сказки основано на контрасте. На протяжении всех 15 глав мы видим противоборство двух миров: мира Добра и мира Зла. Они всегда находятся рядом.
Мир добра дан через образы Руди, домашних животных, ласточек, духов природы, добрых детей солнца.
Мир зла полон великолепия, холодной красоты. Ледяное царство завораживает своим величием, оно точно парализует чувства человека. И вот тут мы эти чувства, разум не должны терять, силы зла всегда рядом.
Андерсен при помощи сравнений рисует потрясающую картину мира, где правит Дева Льдов. «Словно быстрый водопад, застывший в воздухе неровными зеленоватыми стеклянными глыбами, блещет глетчер; одна ледяная скала громоздится на другую. А в глубине пропастей ревут бурные потоки, образовавшиеся из растаявшего снега и льда. Глубокие ледяные пещеры и огромные ущелья образуют там диковинный хрустальный дворец – обиталище Девы Льдов, королевы глетчеров. Губительная, уничтожающая Дева– наполовину дитя воздуха, наполовину могущественная повелительница вод… Её длинные, белые как снег волосы и зеленовато-голубое, блестящее, как воды альпийских озёр, платье развеваются по ветру».
Дальше мир Зла дополняет помощница Девы Льдов: «И она просила Головокружение помочь ей…Головокружения же носятся тут целою стаей – их ведь много сестёр,- Дева Льдов и выбрала из них самую сильную и властную и в домах, и на вольном воздухе. Головокружения сидят по перилам лестниц и по перилам башен, бегают белками по краю скал, спрыгивают, плывут по воздуху, как пловцы по воде, и заманивают своих жертв в пропасть. И Головокружения, и Дева Льдов хватают людей, как полипы хватают всё, что мимо них проплывает. Так вот Головокружению-то Дева Льдов и поручила поймать Руди».
6
Но Руди охраняет какая-то сила. Свой мир он находит не в пустых играх со сверстниками, а в работе. Он с малого возраста пас коз, охотился, но никогда не улыбался, он потерял свою весёлость в ледяном ущелье. Улыбку видели на его лице только у водопадов и высоко в горах, где грохотали лавины. Этот мир помогают ему обретать домашние животные. «Дитя, ещё не умеющее говорить, отлично ведь понимает язык кур, уток, кошек и собак». Старый кот выучил Руди лазить, это сыграло важную роль в жизни мальчика: «Говорят, что можно упасть,- вздор! Не упадёшь, если не будешь бояться!». «Ласточки приносили ему поклоны из дому, а солнечные лучи целовали его; они хотели оттаять, согреть его щёчки, стереть с них ледяные поцелуи владычицы глетчеров».
Но злая красота повсюду окружала главного героя. Дева Льдов всегда была рядом, ведь Руди жил в горах Швейцарии, постоянно охотился на серн, совершал переходы от одного поселения к другому. «В самом деле, куда ни взглянешь – всюду неподвижные снежные волны, с которых ветер как будто срезал верхушки и разбросал их по сторонам отдельными пенистыми клочьями. Глетчеры стояли тут такою тесною толпой, словно хороводы водить собирались… И каждый глетчер являлся хрустальным дворцом Девы Льдов; здесь её царство; её воля здесь закон! А воля её – губить людей…» Дева Льдов встречала Руди на горных дорогах в образе девушки, носилась над ним ураганами, подстерегала на дне ущелий. Смерть всегда ходила рядом.
Руди не поддавался чарам Девы Льдов. Он был ловок, смел, а любовь к Бабетте сделала его ещё сильнее, улыбка стала озарять лицо всё чаще и чаще. Он жил радостно и счастливо. «Но величайшее счастье для Руди и Бабетты было ещё впереди, их ожидал прекрасный день их жизни – день свадьбы».
В последней главе, которая называется «Конец», наступает развязка конфликта Добра и Зла. Герой погибает. Только вот почему-то на вопрос автора: «Что же, разве это печальная история?» - не хочется отвечать утвердительно. В этой главе трижды повторяется фраза,
7
сказанная Руди: «Большего счастья земля не может дать мне!». Мне кажется, это не случайно. Герой находится в полной гармонии, Добро, Красота, Любовь торжествуют. «Такой вечер стоит ведь целой жизни! Дивно хорош Божий мир! Господь бесконечно благ, Бабетта!».
3. Вывод.
Андерсен написал за свою жизнь 156 сказок и историй, 56 из них заканчиваются если не трагически, то печально. Далеко не всегда это говорит о победе злых сил. Если вспомнить «Сказку моей жизни», то в ней Андерсен, описывая свою трудную жизнь, говорит следующее: «Даже зло вело к благу, горе к радости…Даже тяжёлые, горестные дни имели в себе зародыши блага! И все перенесённые мною несправедливости, каждая протягивавшаяся мне – часто нежелательно сурова – рука помощи в конце концов всё-таки вела к благу!»
Последний абзац сказки «Дева Льдов» звучит оптимистически. «На снегах горит розовый отблеск зари; ясная заря горит и в каждом человеческом сердце, которое верит, что «Бог всё устраивает к лучшему для нас!». Гибель Руди не напрасна, ведь он кинулся в воду ради спасения своей любимой, он познал в жизни громадное счастье, он жив в воспоминаниях своей Бабетты.
Я уже отмечала, что эта сказка звучит как предупреждение: зло всегда рядом. Человек не должен поддаваться её чарам, он должен быть сильным, смелым, любить жизнь.
А любовь всегда сильнее смерти.
8
Список литературы.
1. Андерсен Х.К. Полное собрание сказок и историй в 3 т. Т.1: Сказки (1835-1848)/Пер.
А.В. и П.Г. Ганзен; Вступ, ст. Е.Шмелёвой.- М.: Литература; Престиж Бук, 2007
2. Андерсен Х.К. Полное собрание сказок и историй в 3 т. Т 2: Сказки и истории(1848-
1861)/Пер. А.В. и П.Г. Ганзен.-М.: Литература; Престиж Бук, 2007
3. Андерсен Х.К. Полное собрание сказок и историй в 3 т. Т.3: Сказки и истории (1861-
1872)/Пер. А.В. и П.Г. Ганзен, Л.Ю. Брауде, И.П. Стебловой.- М.: Литература; Престиж
Бук, 2007
4. Брауде Л.Ю. Ханс Кристиан Андерсен: Кн. для учащихся.- 3-е изд., дораб.-
М.:Просвещение, 1987
5. Сайты:
http://www.hcandersen-homepage.dk/illustrationer-forside.htm
http://www.sky-art.com/andersen/index.htm
9
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью