Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок,
который мы можем ему сделать”.
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» В.А. Сухомлинский
На протяжении многих десятилетий наша страна справедливо считалась самой читающей в мире во времена отсутствия современных средств коммуникации, Интернета. Именно чтение считалось наиболее распространенным и любимым времяпрепровождением советских людей.
Содержание
Введение. …………………………………………………………………………..с.2-3
ГлаваI Результаты исследования ………………………………………………с.4
Глава II. Пути и методы повышения интереса к чтению обучающихся в семье…………………………………………………………………………………с.5-9
Заключение…………………………………………………………………………с.10-11
Список литературы и использованных Web источников…..………………..с.12
Приложение………………………………………………………………………….
“Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок,
который мы можем ему сделать”.
Введение
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» В.А. Сухомлинский.
Чтение- это основной источник получения информации, поэтому человек в любом возрасте должен быть хорошим читателем (быстро и много читать, понимать и анализировать смысл прочитанного, размышлять, уметь вести запись прочитанного). Процесс чтения создает благоприятные условия для всестороннего осмысливания и закрепления материала, развития духовной культуры личности.
На протяжении многих десятилетий наша страна справедливо считалась самой читающей в мире, во времена отсутствия современных средств коммуникации, Интернета. Именно чтение считалось наиболее распространенным и любимым времяпрепровождением советских людей.
Но сегодня ситуация значительно изменилась. Сегодня наблюдается ослабленный интерес детей к чтению в целом. В наш век научно - технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Чтение отводится на второй план.
Доля читающих людей в мире составляет 52-56%, а в России этот показатель составляет всего 23%. Доля жителей Российской Федерации, которые читают книги детям, составляла в 70-е годы 80%, в 90-е - 15%, а сейчас всего 7%!
Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.
Как пробудить интерес к чтению? Как его развивать, поддерживать? - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач. Ведущую роль в пробуждении интереса к чтению должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.
Актуальность темы обусловлена снижением интереса к чтению. В настоящее время многие школьники неграмотно пишут, мало читают книги, не умеют грамотно строить свою речь при разговоре, снижается культура общения.
Проблема работы: год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведётся активная работа по пропаганде чтения, но эта работа становится малоэффективной, так как в большинстве семей учащихся утрачена традиция семейного чтения.
Цель нашего исследования – выявить причины снижения интереса школьников к чтению; найти пути и методы для мотивации к семейному чтению.
Объект исследования – обучающиеся 6-8 классов МАОУ Усовская общеобразовательная школа, Сладковского муниципального района, родители обучающихся.
Предмет исследования – уровень интереса к чтению.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1) Провести анализ литературы по проблеме чтения;
2) Определить основные причины, повлиявшие на снижение мотивации к чтению;
3) Изучить периодическую печать, журналы и газеты для обучающихся основного звена, различные WEB-источники, картотеку школьной и сельской библиотек;
4) Разработать анкету «Какой я читатель»;
5) Провести опрос среди школьников и родителей;
6) Обработать полученные данные, сформулировать выводы.
Гипотеза – если бы семейное чтение находилось на должном уровне, то интерес к чтению был бы выше.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования практических результатов материала классными руководителями при подготовке классных часов, родительских собраний.
В ходе исследования использованы следующие методы:
Глава 1. Результаты исследования
В МАОУ Усовская средняя общеобразовательная школа среди обучающихся 6-8 классов была проведена анкета и опрос среди родителей, которые включали в себя вопросы на выявление причин снижения уровня чтения, на роль семьи в организации чтения детей (Приложение1).
В результате анкетирования обучающихся можно сделать следующие выводы:
1) Обучающиеся не испытывают потребности в серьёзном чтении;
2) Школьную и сельскую библиотеку посещают редко, предпочитая информацию брать из Интернета (Приложение2);
3) Роль семьи в организации чтения детей находится на низком уровне, семья практически не принимает участия в повышении интереса к чтению:
- родители сами пассивные читатели и не могут являться примером для своего ребёнка в чтении книг,
- родители затрудняются точно назвать книгу, которую недавно прочитал их ребенок,
- прочитанное в семье почти не обсуждается,
- лишь в некоторых семьях практикуется семейное чтение вслух,
- родители редко дарят своим детям книги;
4) В начальных классах дети читают больше и лучше, чем в основном звене, так как родители перестают в 6-8 классах читать вместе с ребёнком.
Дети не любят читать книги, а если читают, то очень мало, поэтому у многих техника чтения ниже нормы (Приложение3). Они утверждают, что « чтение устарело», «чтение не модно», «чтение стало неинтересным», обучающиеся главную причину этого видят в стремительном вторжении новых информационных технологий во все сферы жизни - школьную, домашнюю, внедомашнюю. Они считают, что перестали читать, потому что: «появились компьютер, мобильная связь и другая техника», «берут информацию в Интернете», «появились много более интересных средств получения информации и знаний». Результатом становятся категоричные выводы: «на дворе XXI век, книги уже безнадежно устарели», «компьютеры заполнят всё», «идёт поколение компьютеров!».
Исходя из этих выводов, мы определили, что одной из главных причин снижения интереса к чтению является утрата традиций семейного чтения.
Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию нам необходимо найти пути выхода.
Глава 2. Пути и методы повышения интереса обучающихся к чтению в семье.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к шестому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Иногда ребенок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребёнка читать. По данным исследований, именно родителям обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге.
Семейное чтение... От этих слов веет домашним уютом конца IXX - начала XX веков. Мы живем в совсем ином мире, окружены другими вещами. А главное - ребенок чувствует теплое плечо мамы, добрую руку папы и понимает, что он любим, а объединила семью - книга. Редко кто из родителей обращает внимание на качество печатной продукции, которая попадает в руки детям. Им обычно предоставляется абсолютная свобода в выборе книг и журналов, поскольку важность чтения для ребенка довольно часто не признается родителями и их не волнует, что дети читают, как они осуществляют свой выбор.
У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребёнку лучше усваивать содержание прочитанного.
Сейчас, к сожалению, утрачены традиции семейного чтения, в какой-то мере они поддерживаются только в каждой десятой семье. И, наконец, то участие родителей в детском чтении, которое сложилось во многих семьях оборачивается назойливым контролем над чтением детей, сказывается на развитии отношения школьников к совместному чтению
Поэтому в домашнем чтении необходима ориентация на диалог по поводу прочитанного: общая оценка произведения отношения к его героям.
Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Это литература, интересующая всех членов семьи, обсуждение прочитанного всей семьей, это общение, сближающее людей разных возрастов. Очень важно, когда ребенок приходит в библиотеку вместе со взрослыми, когда они вместе выбирают книгу, вместе читают ее. Такое общение воспитывает порой больше, чем прямое назидательное слово. Если обучающиеся начальной школы стараются читать как можно больше, то приходя в основное звено интерес к чтению они теряют.
Необходимо искать новые методы привлечения школьников и их родителей к чтению. Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома, в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями, библиотекарями.
Чтение – как и любая другая деятельность – должно быть ребенку доступно и интересно. Ребенок должен чувствовать живой (неподдельный!) интерес взрослого к чтению, видеть, что мама и папа тоже умеют и любят читать. С ребёнком нужно делиться впечатлениями о прочитанном. Необходимо создавать особую обстановку для чтения – уютное место в доме, приятное освещение, тишину, определенное время только для чтения. Предлагая ребенку новую книгу, нужно сообщить что-то интересное об ее авторе или рассказать интересный момент сюжета, сказав при этом, что остальное он сможет узнать сам. После чтения надо обсудить прочитанное.
Полезно использовать те познавательные интересы, которые у ребенка развиты. Если он интересуется техникой, любит конструировать, читайте с ним научно-популярную литературу о технике. Если он любит животных, читайте о них.
Любая деятельность ребенка должна быть для него успешна. Его необходимо хвалить и поощрять, даже если он сегодня прочел всего на две страницы больше, чем вчера, если он проявил интерес к тому, что месяц назад ему было еще не интересно.
В воспитании любви к книге у детей положительную роль играет наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает подлинный интерес у детей к книге.
Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
Для того, что бы научить детей самостоятельно читать можно использовать следующие
приёмы:
1) Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. (Ребёнок спросит: «А что дальше? Расскажи, что было потом») В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти здесь столько интересных историй».
2) Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запомнил фамилию автора и название книг (спросите: «Какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нем).
3) Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно. Родители должны следить за тем, чтобы дети не пропускали абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она заканчивается.
Давно замечено: пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книжки. Но вот ребёнок пошел в школу, и родители вздыхают с облегчением. Теперь сам будет читать, а спустя восемь – десять лет мы часто становимся участниками диалога: «Ну как книга?» – «Ничего, нормально» – безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания. Избежать подобных сцен и помогает семейное чтение.
Очень хорошо если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.
Совместные семейные чтения любимых, а потом и необходимых книг, с последующим обсуждением, с рисунками-иллюстрациями, которые можно сделать всей семьей - эти и другие приемы несложны, но реальны.
Семейное чтение как одна из лучших духовных традиций, прошедших через многие поколения, — прекрасное средство для развития высоконравственных отношений в каждой семье.
Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он — школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте.
Хорошо, если привычка к семейному чтению станет традицией проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. При чтении вслух у детей возникнет море мыслей, вопросов, желаний. Если сохранить эту привычку, то всегда будет легче разобраться в мыслях ребёнка, он не станет держать свои мнения при себе, когда подрастёт. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать.
Для привития у ребенка интереса к чтению можно использовать разные методы: Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене "Экран прочитанных книг", где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается ("Нет времени!"). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Естественно, читать надо с выражением, "на голоса", чтобы это напоминало игру. А вот метод, который предлагает известный педагог Ш.Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это "авторитетное" мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон.
Чтобы пробудить в семье интерес к чтению необходимо:
Если не изменить ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: « Ну, как книга?» - вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного.
- Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
- Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
- Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений.
- Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать.
- На видном месте дома повесьте список, где будет отражен процесс ребенка (сколько книг прочитано и за какой срок)
- Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.
- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что – то прочитать об этом (например, книги о динозаврах, космических приключениях).
- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
- Пусть в доме будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.
- Пусть дети сами пишут записки, объясняющие, например, их отсутствием в школе, или в других случаях, когда необходимы записки из дома.
- Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык в чтении и уверенность в себе.
Основными формами пробуждения интереса к чтению ребёнка в семье мы считаем:
Интерес к чтению можно развить в любом возрасте, так пусть помощь родителей будет действенной!
Заключение
Анализ теоретической и практической частей, посвящённых проблеме снижения интереса обучающихся к чтению показал, что данная проблема действительно актуальна.
В ходе проведения работы цель исследования была достигнута, задачи реализованы в полной мере, гипотеза нашла своё подтверждение. Это также видно и по результатам проведённого анализа вопросов анкеты. Обучающиеся, которые участвовали в исследовании читают очень мало, результаты техники чтения и анализ посещаемости библиотек подтверждают это.
Большинство учеников не видят проблемы чтения, поэтому и считают, что ничего делать не нужно или не знают, как изменить ситуацию.
Опираясь на результаты опроса, проведенного среди школьников, мы в нашей работе пришли к выводу, что существует проблема чтения среди школьников, также выявили причины, следствия и способы решения проблемы чтения современного ученика.
В завершении нашей работы, хочется высказать следующую мысль: чтобы стало возможным решение данной проблемы, необходимо объединить усилия педагогов, родителей и самих учеников, и, первыми обязаны сделать это взрослые - их усилия могут быть направлены на знакомство школьников с новинками художественной литературы, на воспитание бережного отношения учеников к книге как источнику знания, привитие навыков познавать новое, работать с книгой, посещение тематических выставок с детьми в библиотеках и многое др.
Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.
Сегодня необходимо помочь детям полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.
Помните о том, что дети очень любят копировать то, что делаем мы, взрослые. Поэтому показывайте ребенку, что вы получаете от чтения удовольствие, и вскоре у вашего ребенка появиться такое же желание и интерес.
Чтобы вернуть культурные ценности семьи, возродить традиции семейного чтения, требуется время, объединение усилий образовательных и культурных учреждений, и самое главное самих родителей.
В ходе исследования родители получили памятки о чтении в семье (Приложение4).
Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Интерес к чтению можно развить в любом возрасте, и особое место в этом процессе отводится родителям.
"Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души", - говорил Цицерон. Подружите детей с книгой, научите их наслаждаться чтением, наполните теплом наш школьный и семейный дома, верните уют домашнего чтения в наш скоростной XXI век.
Список использованной литературы и информационных источников
1. Голубева Е.И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов. // Недетские проблемы детского чтения. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2002
2.Громова О.М. Откуда берутся нечитающие взрослые. // Библиотека в школе. - 2008. - № 1. - с. 2-9.
3.Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению. - М.: Чистые пруды,2007. - 32 с. -
4.Карпова, Н.Л. Семейное чтение - семейная библиотерапия // Школьная библиотека. - 2004. - № 5. - С. 53-57.
5.Родительское собрание по детскому чтению: метод. Пособие / / сост. Т.Д. Жукова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 288 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря, Сер. 1; Вып. 7-8).
6.Россинская, С.В. Подружить ребенка с книгой: к вопросу о снижении интереса к чтению, о семейном чтении и роли библиотек в воспитании личности . // Библиотечн. дело. - 2007. - № 15. - С. 35-36.
7.Холодницкая, Т. Возрождение традиций семейных чтений и их роль в формировании личности ребенка, воспитании нравственности и культуры.// Новая библиотека. - 2003. - № 9. - С. 16 - 19.
8.Худякова, С.Н. Семейные тайны. Как вырастить читающего ребенка. // Библиотечн. дело. - 2007. - № 7. - С. 33-35.
9.Якуба, Н.Д. Время читать вслух.// Новая библиотека. - 2007. - № 5. - С. 28-29. 10.http://forum.bibldetky.ru/
Приложение 1
Анкета для учащихся 6-8классов « Какой я читатель?»
а) Я не считаю это нужным.
б) Я читаю в том случае, если это домашнее задание или если это задано на каникулы.
в) Я стараюсь читать как можно больше.
2). Чтение- это твоё хобби?
а)Нет.
б) Я люблю читать.
в). Я считаю, что литература и «правильные» произведения формируют характер человека, а тем более школьника.
3). Как часто ты посещаешь библиотеку?
а) Хожу туда регулярно.
б) Редко
в Не посещаю вообще.
4). Что ты больше любишь?
а) читать сам;
б) слушать чтение взрослых.
5). Как ведут себя родители во время твоего чтения?
а) хвалят тебя
б) ругают тебя
6). Читают ли в вашей семье книги вслух?
а) читают
б) не читают
7).Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
а) да
б) нет
8). Сколько приблизительно книг ты прочитываешь за год?
9). Почему вы перестали читать?
Анкета для родителей
-Нравится ли вашему ребенку читать книги?
-Дарите ли вы своему ребенку книги?
-Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
-Считаете ли вы себя активным читателем?
-Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
Приложение 2
Анализ посещаемости сельской библиотеки за три последних месяца
Анализ посещаемости школьной библиотеки за три последних месяца
Приложение 3
Техника чтения 6-8 классы
Приложение 4
Памятка для родителей о чтении в семье
.
Муниципальное автономное образовательное учреждение Сладковского района Усовская средняя общеобразовательная школа
Семейное чтение как одна из форм повышения интереса к чтению
Автор: Бакурова Азиза Азаматовна,
обучающаяся 6 класса
Руководитель:
Турова Светлана Ивановна
учитель русского языка и литературы
“Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок,
который мы можем ему сделать”.
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» В.А. Сухомлинский
На протяжении многих десятилетий наша страна справедливо считалась самой читающей в мире во времена отсутствия современных средств коммуникации, Интернета. Именно чтение считалось наиболее распространенным и любимым времяпрепровождением советских людей.
Но сегодня ситуация значительно изменилась. Сегодня наблюдается ослабленный интерес детей к чтению в целом. В наш век научно - технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Чтение отводится на второй план. По статистическим данным доля читающих людей в мире составляет 52-56%. А в России этот показатель составляет всего 23%. Доля родителей Российской Федерации, которые читают книги детям, составляла в 70-е годы 80%, в 90-е - 15%, а сейчас всего 7%!
Проблема чтения волнует учителей и родителей, поэтому мы обратились к одной из форм повышения интереса чтения - семейному.
Тема исследования «Семейное чтение как одна из форм повышения интереса к чтению».
Актуальность темы обусловлена снижением интереса к чтению.
Цель нашего исследования – выявить причины снижения интереса школьников к чтению; определить эффективные формыи методы для мотивации к семейному чтению.
Объект исследования – обучающиеся 6-8 классов МАОУ Сладковского района Усовской средней общеобразовательной школы, родители обучающихся.
Предмет исследования – уровень интереса к чтению.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1) Определить основные причины, повлиявшие на снижение мотивации к чтению;
2) Проанализировать литературу по проблеме чтения, изучить периодическую печать, журналы и газеты для обучающихся основного звена, различные WEB-источники, картотеку школьной и сельской библиотек;
3) Разработать анкету «Какой я читатель?»;
4) Провести опрос среди школьников и родителей;
5) Обработать полученные данные, сформулировать выводы.
Гипотеза – если бы семейное чтение находилось на должном уровне, то интерес к чтению был бы выше.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов классными руководителями при подготовке классных часов, родительских собраний, родителями.
В ходе исследования использованы следующие методы:
Первая часть нашей работы посвящена анализу проведённых анкет и опросов среди обучающихся и родителей, позволяющих выявить причины снижения уровня чтения, роль семьи в организации чтения детей.
В результате анкетирования мы сделали следующие выводы:
1) Обучающиеся не испытывают потребности в серьёзном чтении;
2) Школьную и сельскую библиотеку посещают редко, предпочитая информацию брать из Интернета;
3) Роль семьи в организации чтения детей находится на низком уровне, семья практически не принимают в повышении интереса к чтению:
- родители редко дарят своим детям книги,
- прочитанное в семье почти не обсуждается,
- родители сами пассивные читатели и не могут являться примером для своего ребёнка в чтении книг.
4) в начальных классах дети читают больше и лучше, чем в основном звене, так как родители перестают в 6-8 классах читать вместе с ребёнком.
Исходя из этих выводов, мы определили, что одной из главных причин снижения интереса к чтению является утрата традиций семейного чтения.
Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию нам необходимо найти пути выхода.
Во второй главе мы предлагаем формы и методы повышения интереса к чтению. Назовём некоторые из них:
1) Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. (Ребёнок спросит: «А что дальше? Расскажи, что было потом») В ответ надо дать книгу : «Вот, прочти здесь столько интересных историй».
2) Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запомнил фамилию автора и название книг (спросите: «Какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нем).
3) Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно. Родители должны следить за тем, чтобы дети не пропускали абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она заканчивается.
4) Чаще устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух ещё интереснее, чем маленьким.
5) Читать самим, пусть ребёнок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора, компьютера.
6) Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов и т.д.; вырабатывать у ребёнка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
7) Приобретать и дарить детям хорошие книги. Вместе с ребёнком создавать для него библиотеку.
8) Вместе с ребёнком покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребёнка.
9) Обязательно записать ребёнка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним.
10) Выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка;
11) Одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги.
В ходе нашего исследования поставленные задачи были решены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.
Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Настоящим ценителем чтения ребенок вырастет в среде, где:
-Читают все члены семьи, не только детские книги для малыша, но и свои книги, показывают их ребенку, рассказывают о том, что читают;
-Книги для ребенка покупаются регулярно, дарятся ему с радостью, и становятся собственностью ребенка;
-У ребенка есть своя книжная полка, с которой удобно и легко он может взять книгу сам. Интерес к чтению можно развить в любом возрасте, и особое место в этом процессе отводится родителям.
"Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души", - говорил Цицерон.
Подружите детей с книгой, научите их наслаждаться чтением, наполните теплом наш школьный и семейный дома, верните уют домашнего чтения в наш скоростной XXI век.
Аннотация
Работа посвящена одной из актуальных проблем - снижению интереса к чтению обучающихся. Автор работы попытался найти формы, методы и приёмы повышения интереса к чтению через семейное чтение. Подбор материала, анализ, обобщение результатов исследования проводились автором самостоятельно с корректировками учителя.
Данная работа поможет как педагогам, так и родителям в решении поставленной проблемы.
Снежная сказка
Плавает ли канцелярская скрепка?
Зимовье зверей
Круговорот воды в пакете
Шелковая горка