Эссе.
Вложение | Размер |
---|---|
dusha_moego_naroda.doc | 61.5 КБ |
«Душа моего народа»
«Душа моего народа»… Как поэтично звучат эти слова! Как много они говорят! «Душа моего народа»… Для меня это не пустой звук. Это понятие включает в себя, по моему мнению, и нивхские песни в исполнении моей бабушки и сестры, и нивхские легенды, которые рассказывала мне бабушка, и декоративно – прикладное творчество моего народа, и многое другое. Мне кажется, что душа моего народа живёт в моей бабушке.
Моя бабушка – самая лучшая во всём мире. Сколько помню себя, она всегда была рядом со мной. Её добрые ласковые руки защищают меня до сих пор. Бабушку зовут Иванова Лариса Лукинична. Она родилась 22 августа 1949 года в селе Теньги Охинского района Сахалинской области. Отец Тявкан Лука и мать Тявкан Панылка работали в колхозе. Мама сыграла в ее жизни огромную роль. Она всегда была мудрым и добрым воспитателем и учила детей доброжелательному отношению друг к другу, к окружающим, бережному отношению к природе. Она говорила, что ни в коем случае нельзя убивать насекомых, потому что у всякой живности свой срок на земле. Мама постоянно брала ее с собой в лес то за растениями, которые употреблялись в пищу, то за ягодами, грибами. Она хорошо разбиралась в травах, дикоросах и рассказывала об их питательных и лекарственных свойствах, учила никогда не брать ничего лишнего, а только в меру необходимости, чтобы источники не иссякали. Мама учила свою дочь всем женским премудростям: кроить, шить, вышивать. Когда умер отец, семью забрал к себе его родственник. Так было принято раньше у моего народа. Если умирал глава семьи, то его вдову с детьми забирал его брат. Если же не было брата, то – родственник, который заботился о них, растил детей как своих. За вдов и детей беспокоились и не оставляли на произвол судьбы. За людей чужого рода старались не выдавать, чтобы чужие не обижали детей. Так и жила моя бабушка. Училась в Рыбновской школе-интернате. По окончании школы поступила учиться на клубное отделение Южно-Сахалинского музыкального училища. Но училище пришлось оставить, так как умер отчим, а мать осталась одна с сыном инвалидом и младшей сестрой бабушки. Надо было позаботиться о них. Одной матери было тяжело поднимать детей. В 1969 году Лариса Лукинична вышла замуж. Родила и воспитала 3 детей. В 1971 году, её приняли на работу заведующей сельским клубом в селе Луполово, а уже в 1972 году, в связи с укрупнением колхозов, семья переехала жить в село Некрасовка Охинского района, а бабушку перевели заведующей культурной базой. Затем работала в детском саду в качестве няни, прачки. Когда в 1978 году перевелась работать в колхоз «Красная заря», её направили в Охинский учебный комбинат учиться на машиниста котельных установок. Работая в котельной, в 1983 году заочно поступила учиться в Дальневосточный государственный университет в городе Владивостоке. После окончания учёбы получила диплом юриста. С 1987-1995 годы дважды избиралась депутатом сельского Совета по избирательным округам № 11 и № 8. В 1990 году от колхоза «Красная заря» направили учиться в Региональный центр ДВ бассейна Министерства рыбного хозяйства, после чего она получила удостоверение инспектора противопожарной охраны береговых объектов. Внутри колхоза работала инструктором по гражданской обороне, начальником пожарно-сторожевой охраны, инженером по технике безопасности и охраны труда. В 1999 году начальник отдела народов Севера администрации Сахалинской области Надежда Александровна Лайгун и представитель от народов Севера при Сахалинской областной Думе Антонина Яковлевна Начёткина предложили ей возглавить единственную в мире нивхскую газету «Нивх диф» («Нивхское слово»). 2 февраля 1999 года губернатор Сахалинской области Игорь Павлович Фархутдинов издал распоряжение о назначении Ивановой Ларисы Лукиничны на должность главного редактора областной нивхской газеты «Нивх диф» («Нивхское слово»). Вот уже почти десять лет она возглавляет коллектив редакции. В настоящее время помогает своим детям воспитывать троих внуков.
Хотя ей уже много лет, она очень энергичная женщина. До всего на свете ей есть дело. Каждому, кто обращается к ней за помощью, она помогает добрым советом или делом. Её по праву можно назвать хранительницей народных традиций. Долгое время вот уже 35 лет она является активной участницей национального ансамбля «Пила к ' ен». А ещё бабушка мне рассказывала легенды и мифы нашего народа. Я узнал, что у нивхов нет одного бога, как у христиан или мусульман, а есть хозяин моря, хозяин леса, хозяин земли… С каждым из них индивидуальные отношения, сугубо интимные, а подчас и дружеские. Перед началом какого-либо дела – рыбного промысла, сбора дикоросов, строительства дома – надо подкормить отвечающего за этот участок работы духа. В качестве корма могут быть корни цветов саранки, разнотравье, пшено и даже табак или спиртное. В общем, все, что сам бы съел или принял с удовольствием. Задабривают духа и в том случае, если сделаешь какой-то нехороший поступок и раскаиваешься в нем. Слова извинения и просьбу о прощении каждый формулирует по-своему, но обязательно искренне. Сделав «чух-чух», то есть, подкормив духа, с легкой душой можешь жить дальше. Бабушка говорит, что эти установки охотно принимают не только нивхи, но и русские. Некоторым из них довелось на собственном опыте убедиться, что с духами лучше дружить, чем ими пренебрегать. Я же считаю, что подобные отношения с матушкой-природой наиболее гармоничны и гуманны, а потому нужно следовать им с удовольствием. А ещё бабушка рассказывала мне, что у каждого народа есть удивительное место, которое показывает отношение человека к миру, к жизни, отображающее этические качества. Это - кладбище. Место, мимо которого мы стараемся проходить молча и как можно тише, иногда с опаской и даже с некоторой суеверной боязнью. Это место таинственно и загадочно. Это мир изумительного и волшебного безмолвия. Умершие есть, их много. Количество их не охватишь даже мыслью! И нет оттуда возвратившихся. Что "там"? Как?.. Оттуда нет возвратившихся. От тех людей остались лишь воспоминания. Мы думаем о них, вспоминая прошлое, глядя на ограды и надгробия. Для здравствующих кладбище - это Память... И поэтому люди, никогда не оставались и не будут равнодушными по отношению к кладбищам. Прошлое людей, их сегодняшнее духовное и материальное состояние неразрывно связано с их отношением к могилам предков. Бабушка говорит, что кладбище – это зеркало души народа.
Я горжусь тем, что моя бабушка, Лариса Лукинична Иванова, - одна из немногих исполнителей, владеющих секретом импровизации, создатель народных песен. Она сочиняет текст на нивхские народные мелодии и исполняет их. Иногда вместе с ней поёт её внучка Аля. Когда умерла последняя нивхская шаманка Зоя Агнюн, бабушка написала удивительную песню-плач. Исследователи говорят, что это своего рода шедевр народного музыкального искусства. Когда же слышишь песни в её невероятно прекрасном исполнении, душа замирает, скорбит, радуется, уносится в заоблачную высь, мечтается о чём – то хорошем, поневоле задумываешься о своей жизни, о будущем нивхского народа…Я знаю, что только некоторые более выдающиеся люди оставляют после себя след в жизни человечества. Так хочется, чтобы в моём народе было больше таких людей, чтобы я с гордостью мог говорить, что этот выдающийся учёный, художник, врач, писатель родом из моего народа. Я так хочу, чтобы мою бабушку помнили как хорошего неравнодушного человека. Моя бабушка – самая добрая и ласковая. Если у меня радость, она радуется вместе со мной, если мне грустно, она успокоит и утешит. Моя бабушка любит жизнь, людей и животных больше, чем себя. Она всегда спокойна, жизнерадостна, несмотря на все невзгоды судьбы. И поэтому от нее всегда исходит теплый свет. Я думаю, что таких людей, как моя бабушка, должно быть больше.
Традиции и обычаи нашего народа всегда передавались из поколения к поколению. Кто как не мы должны быть продолжателями традиций и хранителями обычаев нашего народа. Возьмём, к примеру, традиционные занятия нивхов. Рыболовство являлось первоосновой жизни и быта моего малочисленного народа. Рыбой не только питались. Находилось применение всему, отходов практически не было. Из рыбьей кожи, например, изготовлялась одежда, обувь, рукавицы, различные сумки, полотна для парусов. Её натягивали в оконные рамы. Сейчас, конечно же, ничего этого не делают: нет необходимости. Люди живут в комфортабельных домах, пользуются всеми благами цивилизации. Но рыболовством люди по – прежнему занимаются. Многие нивхские блюда состоят из рыбы. Для коренного народа это один из основных продуктов питания. К сожалению, сейчас запрещают заниматься рыбной ловлей. На год выделяют очень мало рыбы на вылов, но для семьи этого количества не хватает, поэтому люди, рискуя потерять снасти, все же нарушают запреты. Если кого-то сотрудники рыбнадзора поймают на рыбалке, то разрежут невод на мелкие части или заберут, а лодку разобьют. Могут и оштрафовать. И некуда обратиться за помощью, чтоб услышали, поняли их нужды – надо жить и семью кормить. Штраф мало кто платит, чтоб его платить, надо работать, а в селе беспросветная безработица.
Мой отец, Сергей Алексеевич Погьюн, всю жизнь он живет в нашем селе. Учился в школе-интернате, попутно посещал детскую художественную школу. Мне повезло, что у меня такой отец. Сейчас он не работает, потому что её нет, а занимается традиционным видом деятельности нивхов – рыболовством в любое время года. Зимой и весной ходит на залив Помрь и ближние речки для ловли наваги и корюшки, летом и осенью - рыбачит на лососевые виды рыб. При любой возможности я хожу вместе с ним на рыбалку. Отец научил меня многому из того, что пригодится мне в дальнейшей жизни. Мы с друзьями можем сами поставить сеть, наладить удочки и принести улов домой. Знание традиционных умений и навыков в обращении с орудиями лова, поведения на природе помогает нам в жизни.
Настоящее и будущее нивхского народа – это мы: дети и внуки.
Я сейчас пока учусь. В своём классе я вхожу в состав редколлегии. Мне всегда нравилось рисовать. Видимо, это наследственное: мой отец тоже хорошо рисует.
А ещё я с большим удовольствием посещаю занятия школьного этнографического кружка. Мне всегда было интересно узнать историю нивхского народа. Спустя 30 лет после его создания в школьный музей пришли мы. Для нас, начиная от руководителя кружка и заканчивая самими младшими, всё впервые. Наши предшественники были людьми активными и работали на благо музея. В фондах музея собраны различные экспонаты из жизни коренных народов Севера Сахалина.
Музей всегда пользовался большой популярностью. Его посещали учащиеся всех школ района, производственные коллективы, ученые из России, Японии, Англии и других стран. Мне интересно рассматривать экспонаты, рук предивные творенья нынешних мастеров в выставочных витринах нашего музея. В этом году в нём установили новые витрины. Благодаря этому помещение музея стало более современным.
Я горжусь своим народом, тем, что нивхи всегда славились ловкостью, смелостью, сдержанностью, силой. Всегда интересно попробовать себя в чём – то новом, узнать, на что ты способен. Я принимал участие в Первенстве Сахалинской области по национальным видам спорта среди детей коренных малочисленных народов Севера в возрасте 10-15 лет. Эта спартакиада проводилась в 2004, 2006 - 2008 годах и уже имеет свою историю. Моё участие отмечено дипломами и грамотами за призовые места в северном многоборье, национальной борьбе, прыжках на дальность, прыжках через нарты. В 2008 году к нам в музей поступили кубки, завоёванные в честной борьбе командой Охинского района в Первенстве Сахалинской области по национальным видам спорта среди детей коренных малочисленных народов Севера в возрасте 10-15 лет. Они заняли почётное место в витринах музея.
Все мы: и бабушка, Иванова Лариса Лукинична, и папа, Погьюн Сергей Алексеевич, и я, Погьюн Андрей, - из нивхского народа. Сейчас мы живём, работаем или учимся, любим, страдаем, переживаем, радуемся или огорчаемся, но нас объединяют не только родственные связи, общие радость или беда. Мы вместе думаем над проблемами, которыми живет область, страна. Одна из этих дум — о будущем народностей Севера, о реальных мерах, которые должны принимать люди сегодня.
Много ли сегодня у нас на Севере таких, кто живет по заповедям? Можно ли помочь нашей народности? Что можно сделать позитивного, доброго? Что предпринять? И кто должен взять на себя инициативу? Кто дерзнет? Дерзать — значит одновременно предвидеть, верить в свое предвидение, уметь отвечать за допущенные ошибки.
Ошибки же в отношении Севера, его народностей сегодня очевидны. И душа обливается кровью.
Душа человека. Говорят, она ныне в опасности. Близка к краю бездны. Но кто ее очистит от скверны? Может быть, поэзия, живопись, искусство?
Подобные вопросы можно продолжать до бесконечности. Я вижу лишь один ответ на эти вопросы: мы должны продолжать традиции нашего такого немногочисленного, но мирного и гордого народа.
Каждый из нас имеет душу. Мы все вместе образуем одну общую на всех душу народа.
И только мы можем спасти душу нашего народа.
МОШИ школа – интернат
среднего полного (общего) образования
с. Некрасовка
Эссе
«Душа моего народа» в каждой семье
Выполнил:
ученик 9 класса
Погьюн Андрей
Руководитель:
Дранкина Татьяна
Николаевна,
учитель русского
языка и литературы
с. Некрасовка
2009г.
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Иван Васильевич меняет профессию
Зимний лес в вашем доме
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Тупое - острое