Работа выполнена к 85-летию Кошкинского района . В ней рассказывается о немецких поселениях.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 164 КБ |
Орловка
2013 г
Содержание работы
l Вступление стр. 1
ll Основная часть
lll Заключение стр. 12 -13
Вступление
Живут и работают в моем селе Орловка трудолюбивые люди, они выращивают хлеб, мясо, производят молоко. Вокруг села, насколько хватает глаз, поля, поля.
Село всеми окнами смотрит на солнце,
Как лебеди в небе плывут облака.
И всё это родиной малой зовётся
Которая сердцу до слёз дорога.
Учащиеся нашей школы интересуются жизнью своего села, по крупицам собирают и пишут его историю. Вот и я ученик 7-го класса, решил собрать и изучить материал по теме «Немецкое начало села Орловка». Интерес к данной теме не случаен. Ещё с раннего детства я слышал рассказы бабушки, дедушки, мамы, прабабушки о немцах, живших в нашем селе, о Германии. Жизнь членов моей семьи связана с Германией, т.к. мой дедушка - Макаров Алексей Павлович, служил прапорщиком в течение 4 лет (1988-1992г.) в Восточной Германии вблизи города Дрезден, бабушка - Макарова Зоя Петровна, работала учительницей начальных классов в школе города Майссен , знаменитым своим фарфором, а мама - Макарова Оксана Алексеевна училась в 5-8 классах школы в городе Гроссенхайн (там служили лётчики). У них очень хорошие воспоминания о немцах. Мне очень хочется посетить эти места, и я надеюсь, что когда вырасту, обязательно там побываю. Мне повезло, 19 сентября 2009 года я вместе со своей бабушкой присутствовал на праздновании 150-летия основания первых немецких колоний на территории Кошкинского района в селе Надеждино. Несмотря на то, что мне было тогда 11 лет, я помню фотовыставки «Память», «Вера и путь: Меннониты от Вислы до Волги, из Казахстана до Рейна». В моей памяти осталось торжественное открытие памятного Камня «Памяти жертв политических репрессий и закладка рябиновой Аллеи памяти. Именно там я узнал о выходе в свет книги Николая Анатольевича Арнольдова, учителя истории Кошкинской школы, кандидата исторических наук «Из истории немцев Кошкинского района». С тех пор я «заболел» этой темой серьёзно. Мне захотелось, во-первых, прочесть эту книгу, во-вторых, узнать подробнее о немецких колонистах своего села. Я прочитал не только книгу Н.А. Арнольдова, но и статьи в газете «Маяк Ильича» Н. А.Курскова, А.Н. Лахтионова о немцах Кошкинского района, побеседовал со старожилами села.
Актуальность моей темы состоит в том, что Самарская губерния устанавливает в течение 5 лет тесные экономические и культурные отношения с Германией. Я думаю, что став взрослым, может быть, буду непосредственно участвовать в расширении данных контактов
1
Переселение немцев – меннонитов
153 года назад в Самарский уезд своим ходом на повозках-фурах прибыла первая партия немцев-колонистов и основала поселение Александрталь (ныне село Надеждино Кошкинского района). Первопоселенцами было всего 15 семейств, и они были приглашены властями для «примерного ведения хозяйства». Переселение продолжалось около 10 лет. Условия переселения были очень выгодны. Меннониты были зажиточные люди и обладали значительными для землевладельцев капиталами. Семействам более двух человек назначалось в вечную собственность по 65 десятин земли. Семьям, которые имели не более двух работников (например, отец и сын) выделялось 32 десятины земли. Они освобождались от воинской повинности сроком на 20 лет, а по истечении его обязывались вносить за каждого рекрута по 300 рублей в царскую казну. Им была также предоставлена трёхгодичная льгота в уплате разного рода платежей в пользу государства. Взятый с них залог от 300 до 750 рублей по водворении на место тотчас же возвращался. Переселенцы должны были дать подписку в том, что «постоянно будут иметь в виду цель своего призвания в Россию – служить образцом для других земледельческих сословий». Вскоре вокруг села Кошки было основано 24 немецких поселения. Руководил расселением Клаас Эпп – руководитель меннонитской общины. Мариентау, Гротфельд, Пасторат, Хоффенталь, Шенау, Либенталь – вот немногие из тех немецких названий сел Кошкинского района, которых сегодня на карте уже нет. Опытные и рачительные земледельцы-меннониты должны были решить острую проблему освоения новых земель, внедрения передовых методов хозяйствования на селе.
Основание колонии Орлов
Современное село Орловка возникло на месте двух немецких поселений-колоний Александртальской волости (первоначально до 1872 г. - Меннонитского округа), основанных переселенцами из Пруссии ( менонитами и лютеранами) - колония Орлов основана в 1866 г. и колония Муравьев – основана в 1863г. (на овраге между Орловкой и Надеждино). Названия данных немецких поселений связаны с именами государственных деятелей Российской империи середины XIX века, которые имели непосредственное отношение к переселению немецких колонистов в Россию – М.Н.Муравьева и князя А.Ф.Орлова. Так в нашей местности появились 24 немецкие колонии, а также несколько хуторов - всего около трёх десятков немецких названий.
Наше название восходит к племяннику екатерининских любимцев князю Алексею Фёдоровичу (1787- 1862), генерал-адъютанту, члену и председателю госсовета, шефу жандармов и начальнику третьего отделения, к тому же крупному землевладельцу Поволжья. В годы переселения немцев в Самарскую губернию, А.Ф. Орлов исполнял должность Председателя комитета министров и непосредственно определил всю переселенческую политику страны. Он, кроме того, был широко известен и в Европе, так как собственноручно подписал Парижский мирный договор после Крымской войны. В Петербурге Орлова считали льстивым и опасным царедворцем: подобную славу он заслужил после того, как первым вывел войска для подавления декабристов на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года, за что был пожалован титулом графа. Достаточно близко к современной Орловке была расположена и немецкая колония Либенталь (в переводе с немецкого - Любимая долина или долина Любви) у развилки нынешней дороги на Орловку и Красновку. Она была основана в 1867 г. теми же меннонитами и лютеранами из Западной Пруссии. В 1914г. в связи с началом первой мировой войны хутор Либенталь был переименован в Любимовку, Гофенталь – в Сосновку, Штрасбург – в Берёзки, Ретрунгенталь – в Булатовку, Кайзерсгнаде – в Студёный Ключ. Колонии переселенцев из Германии основывались буквально в чистом поле. Никаких селений на их месте в более древние времена не существовало. Немцы были первыми жителями в данной местности. В нескольких километрах к югу от Орловки располагались еще три немецких колонии хуторы -Шенау (Красивый или Прекрасный луг), Линденау (Липовый луг), Мариенау (Марьин луг). Данные колонии были основаны прусскими меннонитами – Линденау и Мариенау в 1866 г., Шенау – в 1868г. В начале ХХ века эти три колонии объединились в одну и уже в 1910г. все они обозначены как одно поселение, названного на русском языке по наименованию последнего из них – Красновка.
Образование немцев- меннонитов
К началу 20 века почти в каждой колонии были открыты начальные школы, и образование в немецких волостях значительно продвинулось. Уже в 1882 году умевших читать и писать , среди александртальских меннонитов было более 50%. Образование выше начального среди колонистов было редкостью. Численность этих людей в 1897 году не превышало 1 %. Владеющими навыками письма и чтения по-русски было довольно много, до 40%. Двуязычие вписывало немцев в новую среду обитания всё прочнее. С 1865 года существует двухклассная школа, в которой учат детей русскому языку, арифметике, истории и географии. Меннониты учили детей обычно до 3-5 класса и не желали определять своих детей в средние учебные заведения Самары. Во всех десяти колониях только два домохозяина поместили своих детей в средние учебные заведения Самары. По данным Самарского Губернского Земства в 1883 году всех школ числится в волости шесть: две школы в Александртале, по одной в Муравьёвке, в Шенау, Мариенау и Мариентале. На 353 жителя мужского населения числится 261 грамотный, из 364 женского – 195 грамотных, учащихся мальчиков числилось 95, девочек – 75. Это значит, что все дети школьного возраста посещали школу. Каждый учитель получал 200 рублей в год, квартиру с отоплением, 100 пудов ржи,100 пудов картофеля, 50 пудов овса. Крупным событием стало открытие двухклассного училища в Александртале.
Осенью 1941 года решением №442 особого заседания Исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 27 ноября 1941 г.
7,5 тысяч кошкинских немцев были депортированы в районы Сибири и Средней Азии, 24 немецких поселения Кошкинского района перестали существовать как немецкие колонии. В настоящее время в муниципальном районе Кошкинский Самарской области проживает около 250 немцев.
Баранова (Бриске) Екатерина Анатольевна рассказывала, что она вышла замуж за немца и потому её семью выслали в 1941 году в Казахстан. « На сборы нам дали 24 часа, мы вынуждены были оставить жильё, имущество, скот. Нас свозили под конвоем на станцию Погрузная, грузили в товарные вагоны и увозили в Карагандинскую область. Многие умирали в пути. А кто доехал, тех высадили в голой степи. Мы стали сначала рыть землянки и устраиваться. Жили под охраной, выезжать никуда не разрешалось даже после войны. Всё пережили: голод, холод, гонения. Лишь в 1992 году переехали на Алтай».
Одна из моих собеседниц Надежда Константиновна Медведева (Правдина) вспоминает о школьных годах в семье Большая Константиновка. В школе, где училась Надежда Константиновна, было много немцев. Директором школы был Эгерт Валентин Рудольфович. Многие учителя были немецкой национальности. Подруги и друзья тоже были немцами.
Надежда Константиновна вспоминает: « Из своего детства мне особенно запомнился случай, который произвёл на меня потрясающее впечатление своей дикостью и жестокостью. Как гром среди ясного неба восприняли мы известие о массовом выселении немцев, на сборы которым дали 24 часа.
В то время никто не посмел ни воспрепятствовать, ни защитить этих людей. Все мы жили как одна большая семья, где всем хватало места. В каждом доме любого принимали как самого дорогого человека. Люди были очень доброжелательны друг к другу, делились последним.
И вдруг национальная принадлежность перечёркивает все человеческие и духовные ценности; и с болью в сердце гонит их с обжитых мест. Всё произошло так быстро, что и проститься никто не успел.
На следующий день в школу уже не шли гурьбой. Каждый шёл , сиротливо оглядываясь по сторонам: вдруг сейчас из домов выбегут их друзья. Вдруг то, что произошло вчера, всего лишь страшный сон. Но нет.. Никто из домов , выглядевших так сиротливо и уныло, не выбежал.
Но это оказалось ещё не самым страшным. Самое страшное было впереди, когда мы зашли в школу: почему-то повсюду были разбросаны книги, ученические тетради, листы бумаги. Вместо привычного ребячьего гомона и шума, стояла какая-то гнетущая тишина. Мы, молча, бродили по классам, ощущая внутри себя какую-то пустоту, словно только что похоронили очень близких людей. Родная школа в одночасье превратилась в такое место, где детскому сердцу стало неуютно и очень одиноко без близких друзей и любимых учителей. Хотелось побыстрее выбежать из школы и больше никогда сюда не возвращаться»..
Жизнь и быт немецких колонистов
Сохранился дом на северной окраине нашего села . Он до сих пор функционирует, только лет 10 назад ему сменили крышу и пристроили парадный вход. Под этим домом тоже есть подвальное помещение, площадь которого равна площади дома. Мне бабушка рассказывала, что таких домов на её памяти было 4. В этом доме в шестидесятые годы проживала большая семья Золотухиных. Когда они получили другую квартиру, в этом доме стали проживать три семьи: Трофимова Вера Николаевна, Макарова Н.П. Рядом с домом был большой ангар или сарай, соединённый с домом. Рядом был колодец. Это мне рассказала моя бабушка Макарова Зоя Петровна. В настоящее время более 20 лет в этом доме проживает семья Ерофеева Николая Ивановича.
Строительство немецкого дома начиналось с погреба. Практически подвал исполнял роль места хранения продуктов питания и был первым, полуподвальным этажом дома. Фундамент, выложенный в три-четыре кирпича, исполнял роль стен подвала, потолок выкладывался из красного кирпича в форме арки, опиравшейся на каменные колонны. Высота подвала – до двух метров, площадь соответствовала площади жилья. Постоянная температура и обширные размеры позволяли хранить припасы на большую семью всю зиму, а то и год.
Вход с боковой стороны дома ведет в просторную переднюю, а оттуда в комнаты и кухню, помещение для рабочих, где в стене проделано маленькое оконце в кухню для подачи пищи рабочим, и, наконец, в коридор и конюшню. Помещение для рабочих расположено рядом с конюшней, так что слышно любой шорох в конюшне и рабочий мог идти туда, не одеваясь в любое время.
Конюшня разделена коридором на две равные половины. Налево помещаются лошади и свиньи, направо – коровы и овцы. Посередине конюшни устроен крытый колодец с ладьей на цепи для поения скота.
Поднимаясь из коридора по лестнице, попадаешь в чистую, светлую и просторную подволоку, где в холщовых пологах хранится рожь, пшеница, просо, картофель, сыр, масло. В громадную, расширяющуюся кверху трубу, приделаны двери в особое помещение над потолком для копчения окороков.
При таком типе застройки, когда все находится под одной крышей: дом, конюшня, амбар, сарай – отпадает надобность огораживать двор, ставить ворота, отдельные хлевушки. Вправо от дома в двадцати саженях построена маленькая пекарня для выпечки хлеба в летнее время и для предупреждения жилища от пожара. Усадьба немца-колониста – это цветущая клумба. Цветов было много. С лицевой стороны находился садик из фруктовых и лиственных растений, огороженный от улицы невысоким дощатым забором или живой изгородью, аккуратно подстриженной.
Все экипажи, плуги, молотилки, бороны и другой сельскохозяйственный инвентарь, а также все оборудование, необходимое в хозяйстве, хранится в сарае под замком.
Первые усадьбы немецких колонистов.
Старожилы рассказывают: Попкова Аграфена
«Немцы строили роскошные каменные дома, тратя большие деньги на это. Внутри дома находилась простая мебель. Она состояла из стола, нескольких простых деревянных стульев и скамеечек, раскрашенного сундука и кровати на высоких ножках с ситцевыми занавесками. На окнах занавески были белые или выбитые. На полах расстелены самотканые половички. Убранство завершалось настенными часами, зеркалами и картинами. Дом отапливался не жарко. В комнатах женщины почти всегда ходили в шерстяных носках и накинутой на плечи шалью. В таком доме жила многодетная семья немца - колониста.
Немцы одевались, как зажиточные русские крестьяне. Только рубаху заправляли в шаровары, и почти все носили жилеты синего цвета с медными пуговицами и домашний кафтан. Лаптей никто не носил, а ходили в сапогах или башмаках. Женщины носили платья и сарафаны или корсеры из сарпинки и ситца, головные уборы: платки завязывали под подбородком, от яркого солнца носили соломенные шляпы. Почти все носили синие вязаные чулки и башмаки»
Как земледельцы немцы оставили большой след в истории нашего района. В их хозяйствах присутствовали многопольные севообороты, улучшенные орудия труда и породы скота, не применялись сохи и быки, как тягловая сила, а только лошади и железные плуги. Почти все немецкие хозяйства имели молотилки, сенокосилки, нанимали на работу татар, чувашей, мордву.
О пунктуальности и деловых качествах немцев до сих пор ходят легенды: горох они жали исключительно ночью, чтобы не лопались стручки, а после дождя не только прекращали все работы, но запрещали даже выезжать на повозках со двора, чтобы не испортить колесами зеленую траву на улице. Сеяли немцы рожь, пшеницу, ячмень, овес, овощи, табак и картофель. Выращенный урожай хозяин продавал на рынке не с осени, а выжидал цену, чтобы получить доход. Дома он разводил товарный молочный скот. В каждом доме был сепаратор, масло продавали на рынке, а сыр делали для себя. Всю домашнюю утварь, инструменты, одежду, обувь готовили свои мастера.
Домашнее хозяйство колонистов, включая уход за лошадьми, ложилось на плечи женщин. Колонисты держали по 8-10 коров с удоем 5-6 тысяч литров в год. Молоко использовали на собственные нужды и продавали сыроваренным заводам, которые имелись в каждом крупном поселении. Мясо, масло, сыр, муку и другие сельхозпродукты выгодно сбывали на рынках Самары, Мелекесса, Кошек .
Жительница колонии села Красновка Антонова Анастасия Федоровна рассказывает, что её семья приехала из Ульяновской области в 1929 году. В это время здесь была Коммуна . У людей своего ничего не было, но со временем образовался колхоз имени Молотова. Каждой семье выделили корову, несколько овец, кур. Выращивали пшеницу, овощи. Урожаи были хорошие. Наталья Антонова рассказывала и о взаимоотношениях с немцами. Русские и немцы помогали друг другу и учились друг у друга ведению хозяйства, обменивались семенами, приглашали русских на свои праздники. На этой фотографии запечатлён момент молотьбы зерновых на току в 40-годы.
Худолеева Ирина рассказала:
« Много немецких семей проживало на территории образовавшегося в 1930 году совхоза Молотова. В моей памяти остался дорогой мне уголок ( пекарка, которая расположилась на окраине села), где прошло моё детство. Там долго стоял кирпичный дом, построенный немцами, где в полуподвальном помещении находилась пекарня и комната, где жил пекарь. Хлеб пекли для жителей села. Это было поместье трёх братьев – немцев, 3 дома, а между ними большой с аллеями сад, где росли плодовые деревья. А вокруг домов много сирени, черёмухи, жасмина. С восточной стороны сада рос орешник. Вокруг всего сада росла акация как изгородь. До сих пор это место называют «пекарня», там растёт смородина, плодовые деревья.
Я помню и на свинарнике тоже долго стоял немецкий, построенный из красного кирпича дом. Наше кладбище находится на немецком поместье, от которого остались только тополя и кусты сирени. При рытье могил попадаются остатки фундаментов от построек. Напротив конторы и на месте продовольственного магазина тоже стояли немецкие дома. С западной стороны был пристрой с каланчой (пожарка) и помещение для лошадей.»
С появлением интернета появилась возможность пообщаться с людьми, чьи предки были в числе тех людей, кому пришлось в то время выселяться с мест, ставших для них родными.
Gennadi-Olga Derksen (Kinas) 3 января 2013 год
В августе 1941 года немецкая поволжская республика была расформирована. И 2 миллионный народ был за короткое время депортирован в разные республики средней Азии, Сибири и Урала.
Кинас Бертольд помнит, как 8 декабря к дому подошли большие сани, их загрузили и увезли на поезд. На сборы времени не дали. Что мать успела в суматохе собрать, то и взяли с собою. Думали - на короткое время, но оказалось- на всю жизнь. 26 декабря их привезли в Казахстан, в маленький рабочий посёлок Карсакпай. Семья Кинас *Герман и Генриетта) и семья Подлих(Артур и Гильда) держались вместе. Везде друг другу помогали и поддерживали, где только могли. 20 января в трудовую армию забрали главу семьи Германа Кинас. Я думаю, что Подлих Артур тоже примерно в это время был забран в трудармию. И остались матеря одни. Молодая Генриетта должна была сама с четырьмя детьми в чужой стране, без знания русского или казахского языка пробиваться. Мой отец Бертольд после 4 класса пошёл работать. Он был старший и должен был помогать матери. Что и говорить, в войну никому легко не было. Но немецкому народу нужно было в России и ещё клеймо "фашистов" на себе тащить. А каким фашистом был мой отец, которому в то время всего-то 9-10 лет было? Зима, морозы... но мой отец говорит, что это их благословение было, что к казахам приехали. Казахи очень дружелюбный народ и гостеприимный. Когда эшелон с немцами прибыл, их ждали солдатские казармы. Потом казармы к весне понадобились, их заселили в земляные овощехранилища. Всего в землянке было 7 семей. Было очень душно в ней, и дедушка моего отца задохнулся от нехватки воздуха. Мой папа, его сестра и брат заболели тифом. Выжили. После землянок их поселили в общежитии. 3 семьи в одной комнате. В 1944 году привезли эвакуированных чеченцев и общежитие понадобилось для них. Семью моих родственников поселили на квартиру к казахам. На три семьи одна комната и тогда жизнь стала поправляться. Казахи делились едой с немцами. Когда пришёл отец из трудармии, они купили домик вместе с семьёй Подлих».
Приезд Петра Аркадьевича Столыпина в Кошкинскую волость в 1910 году.
Председатель Совета министров Пётр Столыпин посетил Кошки в 1910 году. Он проводил аграрную реформу и интересовался немецким опытом. Как раз в это время здесь заканчивали строительство нового школьного здания, и глава правительства Российской империи лично присутствовал на его открытии.
В Степной Шентале Столыпин чудом избежал покушения. Премьер-министр должен был проехать под специально сооружённой аркой, которую революционеры собирались взорвать и обрушить на голову Столыпина. Но в последний момент будто почувствовал угрозу и приказал объехать арку стороной. А ещё местные жители связывают название одного из кошкинских сёл - Надеждино с именем дочери Столыпина
Это интересно
В начале 90-х годов, вспоминают кошкинцы, в район буквально хлынули немецкие туристы. Говорят, заграничные гости активно искали на земле предков зарытые клады. И, случалось, находили.
В 1933 году в Орловку приехала старая-престарая немка, - вспоминает Геннадий Инкин. Её выселили отсюда в 1942 году, когда ей было лет пятнадцать. Она очень интересовалась домом, в котором жила раньше. Она не помнила ни адреса, ни названия села, зато привезла с собой фотографию. Дом нашли в бывшем Мариентале (это посёлок Новая Жизнь). Старушка сразу попросилась у новых хозяев в подпол, пошла по правой стороне, быстро и очень ловко простучала стены, вынула 4 кирпичика и вытащила клад.
В стене оказались замурованы старинная католическая икона, мешочек с царскими червонцами и офицерский наган с патронами. Оружие было сдано в В Кошкинское отделение милиции, а вот икону в церковь для прихожан –эстонцев, червонцы пожертвовала храму.
Заключение.
Прошло несколько десятков лет и следы обитания немцев-колонистов на территории нашего края едва просматриваются в оставшихся деревьях и кустах усадеб, фрагментов домов.
На территории бывших домов часто весной и осенью при обработке почвы находят жильцы черепки посуды, мелкие камушки, старинные гвозди, кирпичики от бывшего дома, фрагменты утюга, инструментов.
Сохранившиеся постройки
Остались на карте района названия наших немецких поселений: Орловка, Красновка. Немцы Поволжья – это часть нашей истории. На протяжении многих веков среднее Поволжье было территорией взаимодействия многих народов и культур. Особое место в этом занимают российские немцы, без которых сложно представить историю государства. Выходцы и потомки уроженцев немецких поселений Кошкинского района живут во многих уголках. нашей страны, в Германии, в Киргизии, Казахстане. Их связывает память о землях, на которых жили и трудились их отцы и деды.
Литература:
№ 86 за 13 ноября 2001 года,
№ 77 за 12 сентября 2009года
http://www.odnoklassniki.ru/rodinabols/topic/201124284050
http://www.odnoklassniki.ru/group/51658478518504/topic/201790933992
Нора Аргунова. Щенята
Иван Васильевич меняет профессию
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Как нарисовать китайскую розу
Лист Мёбиуса