Сочинение "Значение воспитания терпимости, толерантности, уважения национальных культур и традиций в условиях многонационального государства" ученицы 10 класса Алымовой Валерии
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение | 31.09 КБ |
Презентация к сочинению | 1.21 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2
с углублённым изучением отдельных предметов
141190, г. Фрязино, Московская область, ул. Ленина, д.17
Тел. 564-12-32, код из Москвы и области (496)
Директор ОУ – Корчагина Наталия Сергеевна
«Права человека глазами ребёнка»
Сочинение
Значение воспитания терпимости, толерантности, уважения национальных культур и традиций в условиях многонационального государства
Руководитель: Беляева И.В., Автор: Алымова Валерия Анатольевна,
учитель русского языка и ученица 10-Б класса МОУ СОШ № 2 литературы МОУ СОШ № 2 г. Фрязино Московской области,
г. Фрязино Московской обл. г. Фрязино, ул. Нахимова, 37-18
2012 год
Для России – с ее многообразием языков, традиций,
этносов и культур – национальный вопрос,
без всякого преувеличения, носит фундаментальный
характер. Любой ответственный политик,
общественный деятель должен отдавать
себе отчет в том, что одним из главных
условий самого существования нашей страны
является гражданское и межнациональное согласие.
В.В. Путин
Россия – это государство с очень богатой многовековой историей. Русская земля испытала на себе всё: и набеги кочевников, и войны, и переселение народов, и освоение новых земель, – в результате чего менялся ее облик: увеличивалась протяженность территории, изменялся состав населения. Россия является самой большой и многонациональной страной. На ее территории проживает более 180 народностей и более 196 национальностей, которые имеют равные права и обязанности, что закреплено в Конституции Российской Федерации: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Но национальный вопрос все равно остается самым основным, и особенно остро он стоит в наши дни. А обострение этого вопроса произошло, я думаю, именно после распада СССР (Союза Советских Социалистических Республик).
До 1991 года существовал СССР, в который входило 15 союзных республик. Основным на всей территории был русский язык. Все общались на одном языке, свободно можно было посещать любую республику, знакомиться с традициями, культурой, языком. Молодые люди могли поступать в любой ВУЗ, но особенно всех привлекал Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова. Учиться в нем было и почетно, и интересно. Университет являлся самым многонациональным учреждением. Студенты жили все вместе в общежитиях, много общались, помогали друг другу постигать азы науки и вместе, дружно шли к своей цели – получить образование, чтобы принести как можно больше пользы своей стране. Среди детских учреждений самым многонациональным являлся Всесоюзный лагерь «Артек». Со всех уголков нашей необъятной страны съезжались девчонки и мальчишки в лагерь. И пусть они все разговаривали на разных языках, и отличались внешне, но язык дружбы помогал им понимать друг друга. В лагере царила атмосфера доброты и понимания, а когда сердце заполнено теплом и добром, в нем не остается места для злобы и ненависти. Да и в самой стране в то время обстановка была очень дружелюбной. Немаловажную роль в этом играли и смешанные браки, они еще сильнее сближали и сплачивали людей.
Но после распада СССР произошли очень большие перемены как в жизни государства, так и в жизни каждого человека. Были установлены границы, связь между людьми разных национальностей прервалась. Этой ситуацией воспользовались провокаторы: во многих республиках был вообще запрещен русский язык (Украина, Прибалтика), даже было уничтожено самое святое – памятники, воздвигнутые в честь героев Великой Отечественной войны. Стали возникать недовольства, несогласия, так как на территории теперь уже чужих республик осталось много наших соотечественников, и они становились изгоями. Так же неуютно стали чувствовать себя и на территории России выходцы из других республик. Все чаще и чаще стали возникать конфликты на межнациональной почве. Ведь человек, где бы он ни жил, старался сохранить свою культуру, обычаи, веру, которые ему перешли по наследству от его предков. Но на чужих территориях они оставались в одиночестве и становились объектами для нападения.
И если люди старшего поколения, прожившие большую часть своей жизни в мире и согласии и пережившие все тяготы и испытания вместе со своим народом, смогли приспособиться к новой обстановке, то молодежи трудно было это понять и принять. Они возомнили себя хозяевами жизни и решили сами наводить порядок в стране. Стали создаваться различные организации («Союз за чистоту русского языка», «скинхеды» и другие), которые провозглашали себя борцами за справедливость, не понимая, какой вред они наносят всему обществу, да и себе в том числе, ведь любое общение обогащает человека, учит любить, дружить, помогать друг другу. Их же действия подрывали авторитет России и всего русского народа, так как наша страна всегда славилась гостеприимством.
Что же произошло? Почему все так изменилось? Чего не хватало людям? А не хватало самого главного – воспитания. Воспитанному человеку не свойственна злость, агрессия, жестокость. Вот почему вопрос воспитания терпимости, толерантности, уважения национальных культур и традиций в условиях многонационального государства встал так остро.
То и дело в программе «Чрезвычайные происшествия», которая транслируется по телевидению (телеканал НТВ), рассказывают о преступлениях, которые совершаются на национальной почве. Виноваты не только русские люди, но и другая сторона ведет себя порой очень необдуманно, а порой и неадекватно, не уважая и не соблюдая правил и законов той страны, где они временно проживают. Примером может служить недавняя стрельба в центре Москвы, когда молодые люди – выходцы с Кавказа – желая ярко и незабываемо отметить день свадьбы, открыли стрельбу. Я считаю, что это неуважение и нарушение всех норм и правил. И о каком воспитании здесь может идти речь?!
Но это только один случай, а сколько их происходит каждый день. Недаром эти вопросы решаются на самом высоком уровне. На недавнем выступлении в Кремле наш Президент Владимир Владимирович Путин уделил особое внимание именно воспитанию подрастающего поколения. Он призывал нас терпимее и с пониманием относиться к людям, приехавшим из других стран и республик, но и ситуации, описанные выше, не оставлять безнаказанными, иначе это может привести к необратимым последствиям и, в конце концов, к глобальной катастрофе. Да и действительно, если не начать решать эту проблему, мы просто скатимся до того, что произойдет повторение фашизма, а это уже наша страна пережила, и мы знаем, какие тяжелые были последствия.
Надо учиться жить вместе, уважая друг друга, двигаться вперед в своем развитии. А что нужно для этого? Я думаю – воспитание, и воспитывать нужно начинать с самого раннего детства, потому что дети все добрые и их не интересует цвет кожи или разрез глаз друга по песочнице. А воспитывать их лучше всего на хороших, добрых книжках и мультфильмах. Вот, например, мультфильм «Каникулы Бонифация» все дети смотрят с удовольствием и радуются за своего друга Льва. И ни у кого не возникает мысли, что зрители циркового представления Бонифация – это дети другой расы, а наоборот, вместе с ребятишками радостно хлопают в ладоши. И вместе с героями мультфильма «Кораблик» танцуют и распевают песню «Чунга-чанга». Если им в раннем детстве дать понять, что все люди на земле одинаковые, только отличаются немного внешне, то они никогда не скажут: «Я не хочу играть с этим узбеком!» или «Я не сяду за парту с грузином!». Они прежде всего в человеке будут чувствовать душу и в дальнейшем, уже повзрослев, не проявят никакой агрессии.
Нельзя забывать о воспитании уважения национальных культур и традиций и в школе, особенно в младших классах, когда ребенок только начинает взрослеть. Первыми помощниками, мне кажется, должны стать родители, учителя и, конечно же, хорошая литература и фильмы. Почему родители? Потому что мама и папа – это самые близкие люди, кому ребенок больше доверяет. И если они будут с уважением рассказывать о соседях, которые живут рядом и являются приезжими из других республик, то и общаться с ними и дети, и взрослые будут по-дружески. Очень хорошо, если бы эти соседи приходили в гости, делились наболевшим. Тогда ребенок, видя отношение и поведение родителей, так же будет поступать сам.
Но бывает и такое, когда родители начинают дома с ненавистью говорить о людях другой национальности, потому что кто-то грубо их обидел на рынке. У ребенка сразу начинает складываться плохое мнение обо всем народе. Он возненавидит его уже в детстве, а дальше эта ненависть будет только расти, и в конечном итоге он может совершить и преступления, оправдывая себя тем, что заступился за родителей.
Очень положительную роль в воспитании толерантности играют интернациональные классы, где дети разных национальностей сидят за одной партой. Они очень хорошо дружат, помогают друг другу в учебе, много общаются, узнают много нового о тех или иных обычаях, с удовольствием узнают о культуре той или иной народности. А как интересно они проводят школьные праздники! Каждый старается выступить со своим номером, спеть песню на родном языке или исполнить танец. Я никогда не забуду, как на одном из праздников мальчик из старшего класса станцевал знаменитый кавказский танец «Лезгинка». Это было так красиво, захватывающе, эмоционально, что зрители, не удержавшись, аплодировали стоя, а некоторые взрослые даже не могли сдержать слёз радости. Я думаю, что это очень показательный воспитательный момент, потому что мы были просто очарованы этим выступлением, и каждый стремился поближе сдружиться с этим мальчиком. Он зародил в нашей душе столько доброты и уважения, что в его лице, кажется, полюбили весь кавказский народ. И разве тут может идти речь о какой-то жестокости, злости, неуважении? Мы вырастем, а эта теплота, которая заложена еще в школьные годы, останется на всю жизнь.
Большая роль в воспитании подрастающего поколения, конечно же, отводится нашим учителям. Особенно в старших классах им приходится очень сложно, потому что мы взрослеем, много видим и у нас уже сформировано то или иное мнение, и переубедить нас порой очень сложно. Мне кажется, что воспитывать нас именно в этом возрасте лучше всего на жизненных примерах, чтобы мы видели, понимали и прочувствовали все.
Я считаю, что больше надо рассказывать о войне. А то мы все хорошо знаем древнегреческих богов, а кто такой Александр Матросов – нет. Нам кажется, что война далека от нас, но мы очень горько ошибаемся, ведь ещё некоторые участники живут среди нас. И мы счастливое поколение потому, что можем видеть их и говорить с ними.
А нам (мне и моим одноклассникам) счастье выпало вдвойне, а именно в том, что до 10 класса уроки ОБЖ у нас вел человек, который был прямым свидетелем этой жестокой войны, – Украинец Марат Яремович. Каждый его урок – это воспитательный момент. Сколько он нам рассказывал о боевых действиях. А ведь именно война является образцом того, как люди всех национальностей сплотились и встали на защиту родной земли. Разве они думали о том, кто рядом с ними идет в строю. Цель была одна – победа. И они воевали, воевали все вместе, спасая друг друга от смерти, делясь последним куском хлеба, отдавали свою кровь, чтобы спасти раненых. А женщины во время войны? Каждой можно было ставить памятник при жизни! Они прятали раненых, выхаживали их, работали в тылу до голодных обмороков, чтобы послать посылку на фронт. А сколько они вырастили детей, которые остались без родителей, и не важно, на каком языке они разговаривают, в конце концов, они все произносили святое слово «мама».
Разве это можно забыть? Разве это можно вычеркнуть из жизни? Так давайте же воспитываться на этих примерах, а не идти на поводу у глупых, жестоких и не совсем нормальных людей. Испытывать ненависть могут только те люди, которые не знают нашей истории, потому что только когда мы вместе – мы сила.
Очень много написано прекрасных книг, снято фильмов, которые тоже несут воспитательную функцию. Я очень люблю фильм «В бой идут одни старики», снятый в 1973 году Леонидом Быковым. Он о том, как эскадрилья летчиков, причем разных национальностей, сражалась во время войны. Как они дружили, пели, любили и вместе переживали и плакали, когда кто-то из друзей погибал. Они вместе выполняли одно общее дело, чтобы будущим поколениям жилось хорошо.
Нам и действительно сейчас живется хорошо, спасибо нашим дедам, но доброты почему-то стало меньше. В тяжелое трудное время, когда, казалось бы, души людей должны были очерстветь, ожесточиться, возненавидеть всех, все происходило наоборот. Люди проявляли чудеса доброты, старались теплом своей души отогреть тех, кто в этом нуждался. А что же происходит в наше время? Теперь люди в основном обеспеченные, живут в прекрасных условиях, им доступно всё, а они жестоки?..
Вот поэтому нужно воспитывать людей и учить их быть добрыми и терпимыми. Нужно больше проводить встреч с ветеранами, которые прошли не только пекло Великой Отечественной войны, но и участвовали в Афганской и Чеченской войнах. Они тоже являются образцом интернационального воспитания. И у нас есть эта возможность, которой надо воспользоваться, потому что лучше встретиться с живыми свидетелями, поговорить с ними, прочувствовать то, что они пережили, чем услышать от кого-то вскользь.
Не нужно забывать и о духовном, религиозном воспитании. Очень много совершается конфликтов именно на этой почве, и нередко со смертельным исходом. А происходит всё это от незнания и непонимания людей другой веры. Порой, если люди разговаривают на другом языке, уже это может послужить причиной конфликта, и мы не задумываемся, что тем самым мы сами нарушаем закон, который гласит: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Я думаю, чем нарушать законы, лучше сблизиться с этими людьми, познакомиться с их культурой, религией. С одной стороны, это очень интересно, да и повысить свой культурный уровень не помешает. А с другой стороны, поможет наладить общение с людьми другой веры, понять их. Лучше сосуществовать вместе, чем враждовать!
Вот и наше правительство преподносит нам уроки, показывая, как можно мирно жить в многонациональном государстве, не ущемляя ничьих интересов. Например, в нашей стране, где основной испокон веков является христианская вера, так широко был отмечен чисто мусульманский праздник Курбан-байрам. Президент открыто поздравил всех мусульман с их священным праздником. А во многих мечетях Москвы была проведена молитва, которая транслировалась по телевидению. Это послужило прямым доказательством того, что наша страна и наш народ уважают национальную культуру и традиции других государств. Мы хотим жить в мире и согласии, а если возникнут какие проблемы, решать их спокойно, договариваясь.
Всё разрушить – это быстро и легко, но есть ли у такого пути будущее? Какой урок преподнес своему народу президент Грузии Михаил Саакашвили? О чем он думал, когда давал приказ об уничтожении памятника героям, погибшим во время Великой Отечественной войны? Ведь там похоронены не только русские солдаты, но и земляки самого Президента, а также украинцы, армяне. Он хотел уничтожить святую память, которую мы храним вот уже много лет. У него у самого, наверное, дед воевал, а значит, он просто перечеркнул память своих предков, но это, как обычно, не проходит бесследно. Злость и предательство всегда порождают злость и предательство. Он предал свой народ, а народ отказался от него. Итог плачевный, но хороший урок для других.
Так давайте же учиться жить вместе, жить дружно, уважая культуру и веру, проявляя терпимость и толерантность по отношению к другим народам, к этому нас призывают наше правительство и Владимир Владимирович Пути: «Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше. А тем, кто хочет или пытается разделить нас, могу сказать одно – не дождетесь…».
Список литературы:
Слайд 1
Значение воспитания терпимости, толерантности, уважения национальных культур и традиций в условиях многонационального государства Творческая работа на конкурс «Права человека глазами ребенка» (сочинение) Руководитель: Беляева И.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 г. Фрязино Московской обл. Автор: Алымова Валерия Анатольевна, ученица 10-Б кл . МОУ СОШ № 2 г. Фрязино Московской областиСлайд 2
Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. В.В. Путин
Слайд 3
Конституция Российской Федерации СТАТЬЯ 19 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Слайд 5
15 союзных республик, входившие в СССР: Азербайджанская Армянская Белорусская Грузинская Казахская Киргизская Латвийская Литовская Молдавская Российская Таджикская Туркменская Узбекская Украинская Эстонская
Слайд 6
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Слайд 7
Всесоюзный лагерь «Артек»
Слайд 8
Программа «Чрезвычайные происшествия»
Слайд 9
Мультфильм «Каникулы Бонифация»
Слайд 10
Мультфильм «Кораблик»
Слайд 11
Национальный кавказский танец «Лезгинка»
Слайд 12
Украинец Марат Яремович
Слайд 13
1973 ГОД Леонид Быков «В бой идут одни старики»
Слайд 14
Конституция Российской Федерации Статья 26 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Слайд 15
Памятник героям, погибшим во время Великой Отечественной войны
Слайд 16
«Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше. А тем, кто хочет или пытается разделить нас, могу сказать одно – не дождетесь…» В.В.Путин
Слайд 17
Список литературы: Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 19 ч. 3). Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 10) Конституция Российской Федерации (ст. 19 п. 2, ст. 26 п. 2, ст. 29). Выступления Владимира Владимировича Путина 25 октября 2012 года по Центральному телевидению. Статья В. В. Путина в «Независимой газете» от 23 января 2012 года.
Ласточка
Император Акбар и Бирбал
Просто так
Рисуем домики зимой
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое