Определение особенностей употребления религиозных понятий в русских пословицах и поговорках.
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_poslovitsa_i_pogovorka.doc | 46 КБ |
ГБОУ СПО МО «Всероссийский аграрный колледж заочного образования»
Исследовательская работа по теме:
Религия в русских пословицах и поговорках
Автор: Рогачева Юлия,
студентка 2-го курса специальности «Ветеринария»
Научный руководитель: Суходол Ольга Григорьевна,
преподаватель русского языка и литературы
г.Сергиев Посад
2012
Содержание
Актуальность выбранной темы…………………………………………….
Цели и задачи работы………………………………………………………..
Русские пословицы и поговорки……………………………………………
Религия в русских пословицах и поговорках……………………………
Результаты работы…………………………………………………………….
Актуальность выбранной темы
Величайшее богатство народа – его язык!
Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках.
Пословицы и поговорки учат нас, наставляют, приобщают к сокровищам народной мудрости, к правилам и нравственным нормам законов народной жизни.
Многие исследователи обращались к устному народному творчеству, но религия в пословицах и поговорках в рамках школы ниша мало изученная. Исходя из этого, мы решили обратиться к данной теме. Проследить, как религиозные воззрения русского народа отразились в его фольклоре.
Объект исследования – устное народное творчество России.
Предмет исследования – религия в пословицах и поговорках.
Гипотеза исследования состоит в том, что в процессе работы по данной теме нами будут определены особенности употребления религиозных понятий в русских пословицах и поговорках.
Мы должны научиться:
Цель работы – выявить особенности употребления религиозных понятий в пословицах и поговорках.
Задачи работы:
Русская пословица и поговорка – важная часть русского языка, это самые активные и выразительные номинативные языковые единицы лексического плана; это душа русского национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации. Русская пословица и поговорка тесно связаны с русской национальной культурой. В них отражается русская народная мудрость, в их семантике сохранена и накоплена культурная информация.
Русский национальный характер формировался под влиянием русской национальной культуры, многие говорят о загадочной русской душе, не понимая, почему русского человека сложно понять. Известный русский поэт Ф.И. Тютчев сказал так: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить». Он может выражать и отражать ее. Русский национальный характер отражен не только в поведении русского народа, но и в русском языке, особенно в русских пословицах и поговорках. В настоящей работе мы исследуем религию в русских пословицах и поговорках в целях раскрытия отраженного в них русского национального характера.
Исследуя пословицы и поговорки, относящиеся к язычеству, вере и суеверию, мы видим в них глубочайшую древность, начиная с праязыческих времен: «Бог Седовлас послал зиму на нас. Венчали вокруг ели, а черти пели».
В дошедших до нас древних пословицах отразились языческие верования и воззрения народа, но это не означает, что древние пословицы и поговорки вообще возникли как отражение языческих религиозных воззрений по преимуществу. Это означает лишь то, что пословицы, говорившие о быте, общественном и домашнем укладе первобытных людей, исчезали вместе с отмиранием старых порядков и обычаев скорее, нежели пословицы, говорящие о древних верованиях и суевериях: бытование таких пословиц и поговорок поддерживалось перешедшими из древности суеверными представлениями. «Кукушка, кукует: горе вещует» - эта пословица, несомненно, восходит, к древнейшим языческим представлениям о том, что птичий крик может предвещать нечто роковое для человека. «Мать - сыра земля, говорить нельзя» - поговорка отзывается нетронутой верой в таинственные, но благоприятные силы «живой» земли. «Вещий сон не обманет», «Береженого коня, и зверь в поле не берет», «Ловит волк роковую овцу», «Кричит, как леший» - древность этих и подобных им пословиц и поговорок может быть подтверждена всей системой понятий и представлений, вынесенных народом из языческих времен. Остатки язычества долго держались в среде народных масс и в эпоху средневековья. Пословицы отмечали разнообразие культовых и обрядовых направлений в селениях и городах: «Во всяком подворье свое поверье».
Пословицы, появившиеся после крещения Руси, стали сочетать в себе древнейшие языческие представления с новой верой - воедино соединились языческие боги и христианские святые: «Егорий и Влас - всему богатству глаз» (Егорий - христианский святой; Влас, Власий - языческий покровитель стад). В насмешку над старыми религиозными представлениями, отличавшимися крайним разнообразием в разных местностях, кто-то из новообращенных в христианскую веру сложил пословицу «Церкви не овины, в них образа все едины». Однако и старая вера еще была крепка - пословица отмечала: «С камня лык не надерешь, аминем беса не отбудешь».
Вера в судьбу и рок смешивается с предопределением, с судом Божием: «Чему быть, того не миновать. Все в мире творится не нашим умом, а Божиим судом». Вера русских людей во всемогущество Божие вела к преданности и покорности.: « На Бога положишься , не обложишься. Бог даст день, даст и пищу». Но пословицы остерегали и от крайности, беспечности: «На бога надейся, а сам не плошай. Богу молись, а к берегу гребись. Береженного и Бог бережет». Тем не менее, вера во всемогущество творца имела сильное влияние на семейный и гражданский быт, так что никакое дело не начиналось и не оканчивалось без Бога: «Без Бога ни до порога».
Как покорность детей к отцу, имели подданные и к государю, почитая царскую волю за божию, и поэтому называли государя батюшкою, государыню – царицей матушкою, себя людьми Божиими и государевыми, в собственность свою Божиею и государевою по известному присловью : «Все Божие да государево».
Святая вера и внутренне ощущение справедливости были основою любви родителей к детям и пожизненного повиновению детей родителям как источника семейного блага и соединялись с уверенностью: «Кто родителей почитает, то навеки не погибает. Материна молитва со дна моря вынимает».
Еще одна неотъемлемая часть русских религиозных пословиц - пословицы, критикующие служителей культа. Народ видел в них невежественных, глупых и жадных угнетателей, тех, кто, подобно прочим угнетателям, сидел на его горбе: «Поповские глаза завидущие, а руки загребущие», «Первую мерлушку попу на опушку». «Богу - слава, а попу - каравай сала» - ядовито замечала народная пословица. Крестьянин видел, что духовенство наживалось на всем: «Родись, крестись, женись, умирай -за все денежки подай..». Поп наживался на крестьянском горе: «Кому тошно, а попу в мошно». Особенно много панихид, а, следовательно, даров-доходов было у попа в день поминовения родителей - в Дмитриеву субботу (26 Октября). Крестьянин иронически замечал: «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота».
Народная сатира становилась неистощимой, когда касалась дьяка, подьячего, приказного. «Дьяк у места, что кошка (или: кот) у теста», «Подьячим и на том свете хорошо: умрут -прямо в дьяволы произведут», «Подьячего бойся и спящего: притворяется», «Вор виноват, а подьячий мошне его рад», «Бог сотворил два зла: подьячего и козла - «насмехался народ и обобщал, имея в виду всех чиновников; «Бойся худого локтя да светлой пуговицы».
Еще беспощаднее был крестьянин к монаху. По мнению крестьянина, в монахи шли не по призванию: «Не для Исуса, а ради хлеба куса», «Есть деньги, так в свайку; нет денег, так в схиму». В иных монастырях монахи жили весело и вольготно, что не подобало строгим монастырским уставам. Народные пословицы не преминули обратить на это внимание: «Игумен за чарки, братья за ковши» «Монах - не кот, молока не пьет», - нарочито простодушно замечал крестьянин и, уже не скрывая лукавства, заканчивал: «а вина только подавай». Зависимость от крупных монастырских землевладений наводила крестьянина на мысль: «Монастырщина, что барщина»; он не делал различия между помещиком - крепостником и помещиком духовным.
Как мы видим, в пословицах и поговорках о религии представлены яркие образы социальной сатиры, сатиры, направленной на служителей культа. В этом и заключается отражение русского национального характера, русской национально культуры.
Литература.
Снегирев И.М. Русские народные пословицы и притчи. Москва, 1948
Снегирев И. М. «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», 1839.
В. И.Даль. Пословицы русского народа. М. 1862
Колумбово яйцо
В Китае испытали "автобус будущего"
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Госпожа Метелица