Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. События в сказках А.С.Пушкина складываются по тройственной схеме, с повторяющимися словесными фразами.
Вложение | Размер |
---|---|
chislo_tri_v_skazkakh.doc | 169.5 КБ |
chislo_3_v_skazkakh.pptx | 1.1 МБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 22
Реферат
ВОЛШЕБНОЕ
ЧИСЛО ТРИ В СКАЗКАХ
Автор: Бухаринова Анна,
ученица 2 «А» класса
Руководитель: Бухаринова Галина Александровна
Березники, 2012 г
Оглавление
2.1. Социологический опрос детей в классе по сказкам ... стр.5
2.2. Анализ текстов русских сказок ……………………… стр.7
2.3. Число три в сказках А.С.Пушкина ………………….. стр.10
4. Заключение ………………………………………………………. стр.12
5. Список литературы ……………………………………………….стр.13
Введение
«Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!»
(из письма А.С. Пушкина)
Тема нашей работы – волшебное число три в сказках. Выбор моей темы обусловлен тем, что я люблю сказки, помню, как мне маленькой их читала мама, а сейчас сама их читаю с удовольствием.
Актуальность темы заключается в том, что сейчас в школе мы изучаем сказки на уроках , и эта информация будет полезной и интересной.
Сказки – самые удивительные среди книг, они не подвластны времени. Не одно поколение людей выросло на сказках.
Кто из нас не помнит знаменитого сказочного зачина: «В тридевятом царстве в тридесятом государстве жили-были…»? И кто из нас, слушая и читая сказки, не сталкивался с числом три, которое с давних времен считалось магическим.
Цель нашей работы – попытаться понять, анализируя тексты русских сказок, насколько часто встречается число три в сказках и что оно обозначает.
Задачи:
Мы предполагаем, что число три часто используется в текстах русских сказок, является счастливым числом, приносит удачу и успех.
Глава 1. Загадочное число три
Все мы уже умеем считать, и многое можем сосчитать. А в далекие времена люди не умели считать. Позже с большим трудом люди научились считать сначала до двух и только через много - много лет начали продвигаться в счете. После чисел «один» и «два» люди долгое время не могли придумать название следующему числу и все, что шло после двух, называлось «много». Лишь гораздо позднее дали особое имя числительному, которое мы называем «три». Когда-то числом «три» обозначали весь окружающий мир человека – его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число «три» стало священным у многих народов.
Долгое время число три было для многих народов пределом счета и совершенства, символом полноты. Число три стало излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Помните сказки о трех поросятах, о трех медведях, о трех богатырях, о трех толстяках? Цифра три часто встречается в пословицах, поговорках, считалках. Люди издавна говорят:
- Плакать в три ручья
- Наврать с три короба
- Согнуться в три погибели
Число три считалось в древности магическим и потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=2+1), символизировалось треугольником, имело начало, середину и конец. С числом три связано много суеверий. Это число играло важную роль в магических обрядах. Все заговоры для придания им большей силы должны были произноситься трижды. От сглаза трижды плюют через левое плечо и трижды стучат по дереву. Те, кто считает число три счастливым, говорят: «Бог троицу любит».
Ну, а что означает тройка как число имени? Это талант, веселость, указание на науку, на спорт, мир искусства. Так что Кати, Вити, Алеши, Димы и Феди, если вы это учтете, то обязательно придете к успеху.
Глава 2. Путешествие по сказкам
2.1 Социологический опрос детей в классе по сказкам
Для своего исследования я предложила ребятам в классе ответить на вопросы анкеты, чтобы выяснить, как они относятся к сказкам и числу три.
Опрос показал, что 91% ребят любят сказки (9% - не любят).
Меньше половины (43%) опрошенных согласились с тем, что числа в сказках используются часто. И все (100%) отметили, что наиболее часто встречается в текстах число три. Ребята называют пять и более сказок, в названии которых есть число три.
Н а вопрос «Сталкиваемся ли мы в жизни с числом три?» все ответили: «Часто». А счастливым для себя это число отметили лишь 75% опрошенных, для 25% оно является несчастливыми.
2.2 Анализ текстов русских сказок
Число «три». В сказках обычно дается три желания, камень на распутье предлагает богатырю три пути, у отца три сына или три дочери, трижды приходится герою преодолевать препятствия на своем пути.
Одной из любимых сказок нашего народа является сказка П. Ершова «Конек-Горбунок», написанная более ста лет назад. Утроенный мотив, да и сама цифра три часто встречается в тексте сказки:
«У крестьянина три сына,
Старший умный был детина,
Средний сын и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак».
Три ночи братья по очереди ходили в караул в поле, чтоб поймать злого вора.
«Стало в третий раз смеркаться,
Надо младшему сбираться…»
А когда Иван-дурак поймал кобылицу, та просила его:
«По три утрени зари
Выпущай меня на волю
Погулять по чисту полю.
По исходу же трех дней
Двух рожу тебе коней…
Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка».
И вот этого младшего, любимого всеми Иванушку-дурачка, судьба всегда испытывает трижды. Царь отправляет Ивана в дальние края сначала, чтоб достать «Жар-птицу в нашу царскую светлицу», потом «недели в три» отыскать Царь-девицу, а затем для Царь-девицы доставить в три дня перстень из океана.
«На другой день наш Иван,
Взяв три луковки в карман,
Потеплее приоделся,
На коньке своем уселся
И поехал в дальний путь…».
Читаем сказку далее:
«Подъезжая к окияну,
Говорит конек Ивану:
«Ну, Иванушка, смотри,
Вот минутки через три
Мы приедем на поляну…».
В конце сказки для Ивана уготовлено еще одно испытание. Царь-девица велит царю:
«…Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Первый надобно налить
До краев водой студеной,
А второй – водой вареной,
А последний - молоком,
Вскипятя его ключом».
Царь заставляет искупаться Ивана в трех котлах. Ныряет Ванюша в котлы:
«И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке сказать, ни пером описать!»
Мы замечаем, что Иван, третий сын крестьянина, пройдя через три испытания, искупавшись в трех котлах, женится на Царь-девице.
В тексте русской народной сказки «Царевна-лягушка» мы также видим присутствие числа три. «В некотором царстве…жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич». В поисках невесты три брата пускают по стреле из лука. Иван три дня ищет свою стрелу. Играют три свадьбы. Трижды царь дает задания своим невесткам: испечь каравай, соткать ковер, явиться на пир, чтобы посмотреть, которая из них лучше пляшет, и, соответственно, задания принимает в три этапа. А когда Иван сжигает шкуру лягушки, Василиса Премудрая говорит: «Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь – только тогда и разыщешь меня…». Иван истер в пути три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба. А встречный старик рассказал Ивану, что на Василису Премудрую наложено Кощеем заклятье – быть лягушкой три года. В конце сказки мы видим, что Иван-царевич, преодолев все препятствия, освобождает Василису Премудрую.
Проанализируем еще одну сказку «Три царства – медное, серебряное и золотое» (один из вариантов сказки, так как существует очень много вариантов записи этой сказки). «… Жил-был царь Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича. Сотряслась беда – утащил царицу нечистый дух». На поиски матушки отправляется «большой» сын. «Поехал и пропал, три года про него ни вести, ни слуху не было». Затем также исчезает второй сын. Настал черед «меньшого сына Ивана-царевича», и он «пустился в чужедальнюю сторону». Приезжает он к «синю морю, …и вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красные девицы». Цифра 33 содержит в себе значение множества.
Одна из красавиц помогает Ивану. Он находит своих братьев. А «серебряная птичка золотой хохолок» приводит их к яме. Иван «полез в ту яму глубокую и спущался ни много, ни мало – ровно три года; спустился и пошел путем-дорогою». Далее мы видим троекратный повтор в тексте сказки. На пути своем встречает Иван сначала «медное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца», затем «серебряное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца» и «золотое царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца». В каждом царстве его встречала прекрасная царевна. Утроение мотива создает размеренный ритм повествования.
Победив Ворона Вороновича, Иван-царевич находит мать, забирает с собой трех царевен с тремя царствами и направляется домой, но братья не захотели поднимать его из ямы. Три года пролежал Иван без памяти в яме. Но, как и в других сказках, третий сын царя оказался умнее и хитрее своих братьев, выбрался из ямы и женился на царевне золотого царства.
В русских народных сказках всегда у мужика или царя три сына. Первый и второй не выполняют поручение отца, а третий, младший, всегда побеждает. Третий сын, вроде бы и дурак или простак, но всегда оказывается удачливее и благороднее. Он находит себе волшебную невесту (Василису Прекрасную, Василису Премудрую, прекрасную царевну и др.) и женится на ней. И всегда у него есть волшебные звери-помощники (конь, волк и др.). Судьба всегда трижды испытывает своего героя.
Александр Сергеевич Пушкин был буквально с детства пропитан сказочным духом благодаря своей няне Арине Родионовне, бабушке и дворовому Никите Козлову. Поэт проявлял глубокий интерес к живому народному языку и фольклору. В своих работах поэт учитывал уже сложившиеся традиции.
Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число три. Уже в зачине сказок часто встречается эта цифра. Например:
- «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был царь
Дадон…» (из «Сказки о золотом петушке»)
- «Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года…» (из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» (из «Сказки о царе Салтане»).
Разберем «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Сразу же с первой строчки встречаем цифру три:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком»
Подслушавший речь девиц, царь выбирает третью девицу, которая «для батюшки-царя родила б богатыря».
Так же, как и в народных сказках, у Пушкина две сестрицы оказываются злыми, завистливыми и коварными, которые начинают строить козни младшенькой сестрице. Обманом, хитростью заставили они посадить в бочку царевну молодую с сыном и бросить их в океан.
Очутившись на острове, царевич спасает от коршуна лебедя, и тот говорит:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня».
Происходит чудо, проснувшись поутру, мать с сыном видят красивый город, который дарит им лебедь, и в котором княжить им. Они как бы заново воскресли через три дня. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. Так Гвидон трижды посещает царство своего отца, где он узнает сначала о чудесной белке, затем о тридцати трех богатырях, а потом и о прекрасной царевне. Три раза лебедь помогает царевичу. Так в его городе появляется чудо-белка:
«Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд».
На берегу очутились тридцать три богатыря:
«И очутятся на берегу,
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор».
И лебедь стала царевной, у которой:
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама то величава
Выступает, будто пава,
А как речь то говорит –
Словно реченька журчит».
Превратившись в насекомое, царевич три раза ужалил своих обидчиков: поварихе «впился прямо в правый глаз», ткачихе «сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос. И когда он в третий раз прилетел к царю, автор пишет:
«А ткачиха с поварихой,
Со сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят».
Так царевич наказал своих теток за злые языки (цифра четыре по Пифагору означает «справедливость»).
Итак, мы видим, что число три в этой сказке встречается часто: три девицы, три приезда купцов в город царевича Гвидона, три чуда. И только третье чудо становится завершающим, ключевым, поскольку именно оно приводит Салтана на остров, где он находит свою жену с сыном.
В сказках Пушкина герой должен пройти непременно три испытания, а не сразу третье, но самое большое. Это свидетельствует о единстве трех – необходимости каждого из трех, а не только одного третьего. Без какого-то одного из трех результат не дается.
Заключение
Проанализировав русские народные сказки и сказки А.С.Пушкина, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. Он основан на народном представлении о значении чисел.
Самым распространенным числительным в сказках является число три. Цифра три наталкивает читателя на мысль о волшебстве. Число три – одно из самых положительных чисел в мифах и сказках, где примета «третий раз – удачный» имеет древние корни. Троекратный повтор в сказках использовался для того, чтобы показать эмоциональный накал страстей. Но не одинаковый повтор, а по формуле: 2+1. Первые два раза – одинаково, а в третий раз происходит что-то грандиозное.
В народных сказках герои обычно имеют три желания, а исполняются они только на третий раз: надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата.
Число три часто встречается в текстах русских сказок, является счастливым числом, приносит удачу и успех.
Цифра три невелика,
Но везде она нужна.
В светофоре три огня,
И в упряжке три коня.
В сказках есть три толстяка,
Три девицы,
И три дня скакал Иван
По лесам и по полям.
В тридесятом государстве
Он царевну отыскал.
На картине Васнецова
Трех богатырей мы видим снова.
И в пословицах, загадках
Цифра три звучит в отгадках.
Только в школе не всегда
И не всем она нужна.
Мы хотим оценку «пять»
На уроках получать.
Список литературы
Слайд 1
Волшебное число 3 в сказках Работу выполнила: ученица 2 «А» класса Бухаринова АннаСлайд 2
Цель работы: попытаться понять насколько часто встречается число 3 в сказках и что оно обозначает. Задачи: найти сведения в литературе об истории числа 3 Прочитать сказки, в которых встречается число 3 и проанализировать их; Провести опрос одноклассников и сделать выводы;
Слайд 3
1, 2, …
Слайд 4
Три сына… Три ночи… Три зари… Три дня… Три вершка… Три луковки… Три котла… Анализ текстов русских сказок
Слайд 5
Социологический опрос в классе
Слайд 6
«Три царства – медное, серебряное и золотое » Три сына… Три года… Тридцать три колпицы-девицы… Три царевны… Три царства…
Слайд 7
Три девицы… Три дня… Три превращения… Три чуда… Три раза ужалил… «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Слайд 8
Выводы: Выбор чисел в сказках не случаен; Самым распространённым числительным в сказках является число 3; Число 3 часто встречается в текстах сказок, является счастливым числом, приносит удачу и успех .
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Проказы старухи-зимы
Сказка про Серого Зайку
Нора Аргунова. Щенята
10 осенних мастер-классов для детей