Мир сказки - особенный мир со своими чудесами, загадками, обаянием.
Вложение | Размер |
---|---|
Роль сказки в жизни взрослых и детей. | 80.5 КБ |
VI городские научные чтения им. И.В. Курчатова
Секция: психология
Тема: «Как создавалась сказка»
Автор: Юсупов Артур ученик 4-го класса МБСКОУ СКОШ №36
Научный руководитель: Алекина Т. А.
учитель высшей квалификационной категории
«Спустился вечер за окном, затушевал дневные краски,
Окутал город нежным сном, вновь наступило царство Сказки…
И мама, отложив заботы, за сказкой время забывает,
И для неё, как в детстве годы, Волшебный мир вдруг оживает.
Сон убаюкал малыша, его отважная душа
Слилась с героем в славном царстве, Волшебном, чудном государстве.
Уснул малыш.
Но и во сне он примеряет на себе
Роль Золушки, Кота, Руслана,
Жизнь эльфов и царя Салтана.
Он в сказке вырастет мудрей
И духом твёрже и добрей.
Ведь тот, кто с детства сказку любит, Тот в жизни злым уже не будет!»
Введение
Мне кажется, что независимо от возраста нет человека, который бы не любил сказки. Сказка… Уже само слово наполнено светом, теплом, радостью.
Мир сказки — особенный мир со своими чудесами, загадками, обаянием.
Сказка вводит нас в прекрасный, волшебный мир, мир, полный очарования.
Наверное, многие из вас помнят свои любимые сказки с их завораживающим началом. Помните? «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «Жили-были…»
Необходимость работы
Мне захотелось узнать: можно ли с помощью сказки понять другого человека (его настроение, чувства), помогает ли сказка в преодолении жизненных преград? И, по возможности, самому сыграть роль какого-нибудь сказочного персонажа. Почему я выбрал именно сказку? Яркий жанр, в котором можно проявить себя. Тем более, я посещаю занятия театральной студии.
Вместе с педагогом нашей школы определили цель, поставили задачи.
Цель: узнать, какую роль играет сказка в нашей жизни.
Задачи:
Гипотеза
Я предположил, что занятия в театральной студии способствуют сплочению коллектива, несмотря на разный возраст участников.
К сожалению, в наше время со сказкой легко расстаются. Согласно опросу, проведённому среди первоклассников, читают ли вам родители вслух сказки, из тридцати опрошенных детей только пятеро ответили положительно:
пятерым из тридцати читают, рассказывают сказки часто;
восемнадцати — читают редко, эпизодически;
семерым совсем не читают.
На вопрос, что именно читают вам родители, самыми распространёнными были следующие ответы: большие книжки, рассказы, сказки всякие…
Анкетирование среди родителей по аналогичным вопросам показало:
десять из тридцати опрошенных родителей действительно редко читают своим детям из-за занятости, недостатка времени;
двенадцать считают, что в наше время читать детям необязательно, т.к. много интересного и познавательного можно узнать, сидя за компьютером;
и только восемь согласились с тем, что читать детям необходимо, т.к. сказка — самое главное в детстве.
Беседы, рассуждения после чтения помогают понять друг друга, а порой и наладить пошатнувшиеся взаимоотношения.
Сказка тесно связана и с театром. Где как не на театральной сцене можно встретиться с любимыми героями. При большом желании, умении самому принять участие в захватывающем сказочном действии.
Организация работы над спектаклем
Наш творческий коллектив «Созвездие» организован на базе нашей школы.
Посещая занятия театральной студии, мы учимся с помощью мимики, жестов, движений распознавать эмоциональное состояние сказочных персонажей, друг друга, других людей, выражать свои чувства, сопереживать. А это, поверьте, не просто. Приходится неоднократно повторять различные упражнения, этюды, разыгрывать диалоги, мини-сценки, которые затем объединяются в театрализованные представления.
Такие сказочные путешествия помогают нам справиться с различными проблемами: недостаточно активные дети преодолевают замкнутость, застенчивость, вступают в дискуссии, приобретают чувство уверенности, проявляют индивидуальность.
Нам захотелось показать, чему мы научились, послушать мнения одноклассников, учителей о нашей творческой деятельности.
По нашему мнению, создание спектакля — увлекательное и полезное занятие. И мы решили сочинить свою сказку, отталкиваясь от её лучших образцов, дополняя современными понятиями, регалиями и атрибутами.
Инсценировать знакомую сказку не хотелось. Решили придумать свою.
Работу разделили на несколько этапов.
Этапы работы над созданием спектакля
Первый этап работы над спектаклем был связан с её выбором. Что нам более интересно? Что бы нам хотелось пережить, показать зрителю? На эти вопросы мы должны были сами дать ответы в процессе совместной работы. Предложений, различных вариантов, было много. Возникали ситуации столкновения интересов. Договориться и придти к общему решению помог случай. Нашему коллективу предложили принять участие в областном фестивале-конкурсе «Новогодний переполох». Это предложение заинтересовало всех нас. Появились разные идеи на новогоднюю тематику: «Похищение Деда Мороза и Снегурочки», «Дед Мороз спешит на помощь». Всё-таки выбор был сделан. Сказка получила название «Сон в новогоднюю ночь». Приступили к осуществлению замысла.
Будущую сказку рисовали, с помощью жестов изображали различное эмоциональное состояние людей, стараясь понять, что чувствует человек в данной ситуации. Рассматривали цветные иллюстрации к сказкам, представляя себя на месте сказочных персонажей. Составляли небольшие композиции, пользуясь прибором «Графика».
Второй этап предполагал деление сказки на эпизоды, подбор музыкальных произведений. Мы разделились на группы. Каждая группа участников сочиняла эпизоды, распределяла роли, обсуждала их более детально, разыгрывала диалоги, давала советы тому или иному герою сказки, отрабатывала действия и речевой материал. Мы помогали друг другу, заботились о младших товарищах, понимая, что только вместе, одной командой сможем добиться высоких результатов.
Предстояло обсудить ещё не менее важный вопрос: какая музыка будет звучать в спектакле? Понятно, что яркое, оригинальное музыкальное сопровождение помогает в подборе различных движений каждого сказочного персонажа.
Скажу о своей роли Солдата. Был страх, справлюсь ли я и в то же время чувствовал большое желание сыграть, «попробовать» себя в роли актёра.
Я стремился к поставленной цели и понимал, что чем ярче сыграю свою роль, тем больше мне поверит зритель и будет сопереживать вместе с моим персонажем. Правильно подобранная музыка, интересный текст подсказали
мне, что нужно быть сосредоточенным, сдержанным в проявлениях своих эмоций; помогли в выборе правильной интонации, соответствующих жестов.
Предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент из сказки на сцене Камерного театра города Челябинск.
Третий этап — это работа над ролью. Репетиция всей сказки. На репетициях один и тот же отрывок повторялся разными исполнителями, то есть один и тот же текст звучал много раз, что позволило нам быстро выучить практически все роли. Наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, мы оценивали, у кого это получается правдивее, естественнее. Текстовой материал отрабатывали дома с родителями.
Учились размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга.
Четвёртый этап — премьера спектакля. Ощущения — непередаваемые! От ожидаемой встречи и общения со зрителем, мы и радовались, и волновались, и суетились. И в то же время понимали, что от внимания и ответственности каждого из нас зависит успех спектакля.
Наше первое выступление состоялось в стенах родной школы на сцене актового зала. Были и повторные показы, подведение итогов, благодаря которым каждый из нас играл свою роль, учитывая недочёты и ошибки, допущенные в предыдущих выступлениях.
Приняв участие в областном фестивале-конкурсе «Новогодний переполох», который состоялся в городе Челябинск, наш творческий коллектив «Созвездие» получил диплом третьей степени.
Предполагаемые итоги и результаты:
В заключении хочется сказать, сказка действительно играет важную роль в нашей жизни. Но, к сожалению, в наше время родители мало читают детям сказки. А ведь сказка помогает преодолевать трудности, справляться со страхами (выход на сцену), застенчивостью, учит общению с людьми, учит выражать свои мысли и чувства, понимать и оценивать поступки людей.
Я свободно выхожу на сцену, чувствую уверенность в своих возможностях.
Я выступал, как актёр. Думаю, со своей ролью справился.
Считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Занятия в театральной студии сплотили наш коллектив. Ведь любое общее дело создаёт добрую атмосферу, помогает в достижении результатов. Мы научились ценить любовь и верить в дружбу. Стали внимательнее относиться друг к другу, к окружающим нас людям. А главное — у всех нас осталось желание на продолжение творческой деятельности.
Любите сказку! Читайте, читайте детям сказки!
«Когда тяжело наяву, не расставайтесь со сказкой не только в ребячьей, но и потом во взрослой жизни!»
Анкета
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на следующие вопросы:
1. Фамилия, имя, отчество ребёнка.
2. Назовите любимые сказки вашего ребёнка.
3. Как часто вы читаете своему ребёнку?
4. Беседуете ли вы по прочитанному? Рассуждаете ли после чтения, чему учит сказка?
Ответы учащихся 1-х классов на вопросы анкеты
Читают ли вам родители сказки? Как часто?
— Мне читают Братьев Гримм каждый день, а когда я уезжаю к папе, мне не читают. Читает бабушка.
— Да, «Колобок». Я обожаю его!
— Читали «Маугли», «Три медведя».
— Я помню только одну книжку. Мне её Дед Мороз подарил. Большая такая.
— Не знаю.
— Я не помню.
— Не читает никто. Иногда бабушка читает стихи, сказки немножко и всё.
— Мне давно читали. Ну, не помню, какие. Давно было.
— Была одна сказка. Не помню, как называется.
— Мне не читают. Только раньше читали.
– Мне ничего не читают.
– Нет, не читают. Раньше иногда читали. Я не помню название, детские, разные сказки. У меня дома есть…
— Иногда читают книжки, которые я сам беру в библиотеке.
А вы бы хотели, чтобы родители вам читали сказки?
— Ну конечно и чтоб каждый день!
— Да, очень хочу!
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
"Портрет". Н.В. Гоголь
Чья проталина?
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Загадка старого пирата или водолазный колокол