Познавая окружающий мир, человек испытывает разные эмоции и чувства: радость, удивление, грусть и т.д. Одни из них положительные, другие - отрицательные, но все они несут оценку воспринимаемого объекта. Умение распознавать эмоциональное состояние другого человека, управлять своими эмоциями очень важно для правильных взаимоотношений людей, их благополучия и хорошего настроения.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
V городские научные чтения имени И.В. Курчатова
Секция: психология
Тема: «Понимание мимики. Знакомые и незнакомые эмоции»
Автор: Дедов Богдан
ученик 4-го класса МС(к)ОУ «С(к)ОШ» №36
Научный руководитель: Алекина Т.А.
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Введение
Каждому человеку хочется, чтобы его понимали, понимали правильно.
Мы понимаем человека, благодаря нашей речи, жестам, слову. А ещё есть такое понятие, как мимика. Так что же такое мимика?
Мимика — выразительные движения лица. Мимика без слов говорит нам о чувствах, настроениях человека. Мы радуемся, грустим, сердимся, испытываем страх, благодаря нашей мимике.
Необходимость экспериментальной работы
К сожалению, в наше время, мы почти не замечаем, что выражают лица окружающих нас людей (взрослых, сверстников), не придаем никакого значения их настроению, чувствам. Я начал обращать внимание на то, с каким настроением приходят в школу мои одноклассники, с каким — заходят в класс. Мне захотелось узнать, понимаем ли мы друг друга. Я решил исследовать эту проблему.
Вместе с педагогом нашей школы определили цель, поставили задачи.
Цель: узнать, какую роль играет мимика в жизни моих одноклассников, от чего она зависит.
Задачи:
Этапы экспериментальной работы
Свою работу мы разделили на три этапа.
I этап — подготовительный
Изучая литературу по теме, я узнал много интересного. Например, из книги американской писательницы Э. Крейри «Учимся владеть чувствами» я узнал о том, что умение управлять своими эмоциями, видеть чувства других
людей — это искусство, которому надо учиться.
Мне также стало известно, что о человеческой мимике говорили много веков назад. О ней слагали мифы. Вот один из них.
Из греческой мифологии известно, что у верховного бога Зевса и его богини было девять дочерей, родившихся у подножия Олимпа. Их называли Музами, богинями-покровительницами искусств и наук. Музы обитали на вершине священной горы Парнас. Черпая воду из ручья, музы одаривали ею избранных, и те, изведав этой живительной влаги, становились поэтами и певцами, танцорами и актерами, музыкантами и учеными. Одна из Муз была покровительницей поэзии и мимики. Её звали Эрато.
Когда она говорила, заслушивались не только боги и люди, дикие звери выходили из леса, очарованные её голосом. Люди становились добрее, а боги милостивей.
Несколько слов о мимике родом из детства.
Несмотря на многовековый интерес к человеческой мимике, только в семидесятых годах XX века стали печататься результаты различных открытий. Например, американские ученые Т.Филд и Д.Стерн, изучая поведение младенцев, обнаружили следующее:
Эти исследования показали, что каждый из нас, появляясь на свет, понимает мимику окружающих людей.
В XVII веке директор французской Академии живописи и скульптуры Шарль Лебрен пытался изучать выразительную силу мимики. Он установил, какие именно мышцы лица работают, когда человек испытывает, то или иное чувство. Вот, например, что писал Лебрен о выражении страха: «Страх, когда он очень силен, выражается в том, что у пораженного им, брови сильно подняты в середине, а мускулы, вызывающие их движение, резко обозначены, тесно сжаты и падают на нос, который как бы стянут в верхней части…».
Выдающийся ученый В.М. Бехтерев в своих исследованиях также достаточно много внимания уделял мимике. Он считал, что легче всего распознаются положительные эмоции: удивление, радость. Трудно воспринимаются отрицательные эмоции: печаль, отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
Следующая часть нашей работы заключалась в проведении эксперимента.
II этап работы — экспериментальный
В эксперименте принимали участие мои одноклассники, ученики 4 класса нашей школы. Я старался выяснить, насколько правильно мы понимаем друг друга. Как выражаем свои эмоции, чувства с помощью мимики. Для этого я с помощью преподавателя нашей школы Алекиной Т.А. подготовил разнообразный материал: карточки-схемы с изображением эмоций, рисунки людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях, таблички с репликами литературных героев. Мы предложили одноклассникам рассказать, насколько они понимают, что изображено на карточках. Выполнить задания:
Из семи человек пятеро справились с заданием. Двое затруднялись назвать такие эмоции, как стыд, обида. Не смогли объяснить, что выражает мимика человека. А ведь очень легко обидеть человека, не понимая его мимики, не обращая внимания на эмоции, которые он переживает. Мы часто размахиваем кулаками (этот жест нам всем знаком), кричим, а человек, которому всё это адресовано, может быть, испытывает отчаяние и нуждается в помощи.
Поэтому на третьем этапе мы попросили ребят показать разные душевные состояния, которые они испытывали в различных ситуациях.
III этап — практический
Для этого разыгрывали упражнения, этюды на понимание мимики, в которых я принимал непосредственное участие.
Темы этюдов: «Встреча с другом», «Смотрим интересный фильм», «Заблудились в лесу», «Умеем лукавить» и другие. Оказалось, что сделать это не так уж и просто. У кого-то получалось, а у кого-то — не очень. Требовалось время, чтобы понять и правильно изобразить эмоцию на заданную тему.
В результате проделанной работы я убедился в том, что умению выражать свои эмоции, понимать мимику своих товарищей надо учиться.
Конечно, многое зависит и от настроения. Я убедился в том, что наше настроение отражается и на учебе, и на общении друг с другом.
В течение недели я наблюдал за эмоциональным состоянием своих одноклассников. С каким настроением приходят в школу, с каким — заходят в класс, как отвечают на уроках, как общаются между собой. Делал записи.
Например, Саша получил тройку, так как прочитал текст без выражения, неэмоционально, допуская ошибки. Причина — плохое настроение (кто-то сказал обидные слова).
У Вероники, наоборот, в дневнике пятерки. Она каждое утро просыпается с мыслью, что день ей принесет удачу. Такой настрой себя оправдывает.
Также я заметил, что положительных оценок в дневниках гораздо меньше, если нашего учителя что-то беспокоит, тревожит и наоборот.
Мрачное выражение лица Маши привело к тому, что с ней не хотели общаться. А с Ксюшей играли, делились новостями почти все одноклассники, так как её улыбка располагала к общению.
Следовательно, от того, какое настроение у нас зависит, как мы будем учиться, общаться с окружающими.
Предполагаемые итоги и результаты:
Поработав с литературой, проведя эксперимент, привлекая к практической части своих товарищей, я пришел к выводу:
Следующая наша работа будет посвящена языку жестов, т.к. в ходе практического этапа мы поняли, что мимика легче удается человеку тогда, когда он сопровождает её жестами.
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
По морям вокруг Земли
Лягушка-путешественница
Заповеди детства и юности
Городецкая роспись