Конкурсная программа "О сколько нам открытий чудных..." расcчитана на учащихся 9-11 классов цель - помочь более глубокому изучению и осмыслению творческого наследия А.С.Пушкина.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.05 КБ |
Конкурсная программа "О сколько нам открытий
чудных..." расcчитана на учащихся 9-11 классов цель - помочь более глубокому изучению и осмыслению творческого наследия А.С.Пушкина.
Конкурсная программа "О сколько нам открытий чудных..." построена на основе телевизионной игры "Умники и умницы".
За месяц до игры ее участники знакомятся с темой , планом проведения, литературой , учащимся раздаются условия творческого конкурса.
Готовятся следующие атрибуты: разноцветные квадраты (60x60 см) для обозначения дорожек - четыре зеленых, три желтых, два красных, "Ордена шелковых умников", портреты А.С.Пушкина кисти Тропннина и Кипренского, портреты лицейских друзей поэта, музыкальное сопровождение.
Игра проходит в три агона ( греч.- "соревнование") . Каждый агон состоит из творческого конкурса и ответов на вопросы ведущего, на обдумывание которых дается 30 сек. В соответствии с итогами творческого конкурса "агонист" занимает одну из "дорожек". За самый удачный ответ "агонист" получает право выбрать "дорожку". Красная дорожка - самая короткая, но на ней нельзя ошибаться. На желтой можно ошибаться один раз. Зеленая самая длинная, но на ней можно ошибиться два раза. Агон заканчивается , как только один участник пересечет всю дорожку. Если агонисты не могут дать ответа на вопрос, это право предоставляется "теоретикам". За правильный ответ "теоретик” награждается "Орденом шелкового умника". Обладатель Ордена , наряду с агонистами , получает соответствующее число баллов. К участию в заключительном агоне могут быть приглашены теоретики , количество набранных баллов которых превышает количество баллов агонистов. Победителю третьего агона присваивается звание "Умник (умница)"
Задания творческого конкурса: сочинить стихотворное хвалебное слово Пушкину (первый агон), нарисовать одним росчерком пера профиль дамы пушкинской эпохи (второй агон), сочинить мадригал (третий агон).
ВЕДУЩИЙ: Есть одно имя, дорогое и знакомое каждому человеку, вне зависимости от его литературных привязанностей н увлечений. Это Александр Сергеевич Пушкин.
Пушкина нельзя воспринимать вне его эпохи. Среди окружавших его людей были добрые друзья и злые завистники, тайные и явные враги и искренние почитатели таланта, многочисленные приятели и просто знакомые - и все они по-своему влияли на жизнь и творчество поэта. Сегодня наша игра посвящена ” пушкинскому веку "...
Условно можно назвать темы агонов: I - "XIX век в пушкинских произведениях", 2- "Дружеский круг", 3 - "Чей образ нежный..."
Примерные вопросы первого агона:
ВОПРОС: По-гречески его имя означает "защитник людей". Родился он в Москве. Отец - офицер гвардии, майор. Сам он служил в коллегии иностранных дел, имел звание камер - юнкера. В своих статьях - памфлетах выступал за подписью "Феофилакт Косички и. Автор статьи "Джон Теннер". Его знают персы и турки, арабы и китацйцы, немцы и французы.
Так кто же он? Какое отношение он имеет к Пушкину?
ОТВЕТ: По латыни Александр означает "защитник людей". Его знает весь мир. Это Александр Сергеевич Пушкин!
ВОПРОС:Вспомните. какие товары ввозились за лес и сало в XIX в. в Россию согласно роману "Евгений Онегин"?
ОТВЕТ: Фарфор и бронза, духи в гранитных хрусталях, гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые, и щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов.
ВОПРОС: Читая об отъезде Лариных в Москву, мы равнодушно воспринимаем строки: "На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый". Попробуйте исходя из этих двух строчек обосновать домоседство Лариных, их провинциальность.
ОТВЕТ: Форейторами ездили обыкновенно совсем мальчики или парни. Ларины безвыездно жили в деревне, дальних путешествий не совершали, и вдруг - посадка в Москву. Нового форейтора обучать некогда, взяли прежнего, который успел постареть.
Его борода и есть признак домоседства Лариных.
ВОПРОС: В романе "Евгений Онегин" о Ленском читаем: "Он сердцем милый был невежда".
Обращаясь к будущему читателю, Пушкин пишет: "Быть может ( лестная надежда!) укажет будущий невежда на мой прославленный портрет и молвит : То-то был поэт!"
Какое слово воспринимается по-разному рашими современниками и людьми эпохи Пушкина?
ОТВЕТ: "Невежда" во времена Пушкина значило " наивный, зеленый, не искушенный жизнью" человек, в современном языке это слово обозначает необразованного, несведущего человека, неуча.
ВЕДУЩИЙ: А к какому портрету Пушкин написал такие строчки: "Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит'?
(К портрету, который написал Киприенский.)
Послушайте это стихотворение полностью.
ЧТеЦ: Киприснскому Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомец чистых муз,- И я смеюся над могилой,
Ушел навек от смертных уз.
Себя, как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не увижу Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.
ВОПРОС: В романс "Евгений Онегин" читаем:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар,
Какая часть одежды называлась "боливаром", каково её происхождение? ОТВЕТ; Это широкополая шляпа - сомбреро, вошедшая в молу в XIX веке. Мода на них пришла из Франции.
ВОПРОС: Цитата из романа "Евгении Онегин":
Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины;
В день Троицин, когда народ Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари Они роняли слезки три....
Почему роняли "слезки три" и на какой пучок”?
ОТВЕТ: На Троицу было принято идти с пучками травы, которую следовало оплакивать: это считалось средством против летней засухи. Слезы означали дождь: а пучок зари - это пучок травы (из семейства зонтичных).
ВОПРОС: В "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкина читаем: И царица налетела На Чернавку: "Как ты смела Обмануть меня? И в чём!.."
Та признался во всем:
Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
Какой рогаткой угрожала царица?
ОТВЕТ: Рогатка - железный ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, следовательно, царица угрожала тюрьмой.
ВТОРОЙ АГОН.
ВЕДУЩИЙ: По приведенным ниже отрывкам из стихотворений Пушкина, из воспоминаний современников, мы предлагаем вам определить лицейских друзей будущего поэта.
(Антон Дельвиг)
Пушкин вспоминал в 1825 году:
С младенчества дух песен в нас горел, у И дивное волненье мы познали;
. С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел;
Но я любил уже рукоплесканья,
^ 5
Ты гордый пся для муз и для души:
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши ....
"И фамилия у него была смешная - Кюхельбекер, и весь он был ужасно длинный, тощий, с выпученными глазами, тугой на ухо, с кривящимся при разговоре ртом, весь какой-то извивающийся, настоящий "глиста", такое ему было прозвание среди товарищей. Еще прозвание ему было - "Кюхля".
Кюхля писал стихи и всем ими докучал, однако "и в стихах был так же смешон, как во всем".
Писатель! За свои грехи Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи, •
Чтоб мне заснуть скорее, - умолял Пушкин.
Однако под "уморительной оригинальностью" таился энтузиаст, горевший мечтами о добре и красоте, восторженный любитель поэзии, добрейший и незлопамятный человек. Учился он хорошо и был начитаннее всех своих товарищей.
Кому было адресовано это пушкинское Послан не?
Помнишь ли,
мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине Мы топили горе наше В чистом, пенистом вине?
Помнишь ли друзей шептание Вкруг бокалов пуншевых,
Рюмок гордое молчанье,
Пламя трубок грошовых? .
(Ивану Пущину)
...А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный - Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный.
Пушкин любил этого "головореза" и , умирая, пожалел, что его не было
рядом.
Он был женат на сестре Пушкина, прожил долгую жизнь, и будучи предводителем дворянства Изюмского уезда Харьковской губернии, очень много сделал для бедных людей. Как его имя?
(Иван Малиновский)
(Федор Матюшкии)
Будучи усердным чиновником, он закончил жизнь тайным советником и сенатором. Был композитором и сочинил на слова Пушкина и Дельвига более 20 романсов. О ком идет речь?
(Михаил Яковлев)
ВЕДУЩИЙ: Есть в России места, примечательные не только архитектурными памятниками или красотами природы. Мы называем их - и перед глазами возникают картины. Мы говорим: набережная Мойки, 12, - и представляем себе мрачноватый дом, вереницы скорбных людей, всеобщую печаль.
Мы говорим: Царское Село - и сразу вспоминаем: " Друзья мои, прекрасен наш союз", пушкинский лицей и группу мальчиков, таких талантливых, таких одаренных.
(Помощники вносят портрет Жуковского с закрытой подписью.)
ВОПРОС: Чей это портрет? Когда и в связи с чем человек, изображенный на портрете, подарил этот портрет Пушкину, с какой надписью?
ОТВЕТ: В 1820 году после опубликования "Руслана и Людмилы" Жуковский подарил свой портрет Пушкину с надписью: "Победителю ученику от побежденного учителя".
ВЕДУЩИЙ:
В 1826 году опальный поэт снова в Москве, своем родном городе, которому он посвятил прекрасные строки. Из предложенных вашему вниманию отрывков выберите принадлежащие перу Пушкина.
***
ЧТЕЦ: Упоительно встать в ранний час,
Легкий след на песке увидать.
Упоительно вспомнить тебя,
Что со мною ты, прелесть моя.
Я люблю тебя, панна моя,
Беззаботная юность моя,
И прозрачная нежность
Кремляч В это устро - как
прелесть твоя.
(А А. Блок)
Столица древняя, родная - Её ль не вещает страна?
Ее назвать, - н Русь святая С ней вместе разом названа .
У ней с землей - одна невзгода:
Одно веселье - общий труд.
Ее дела, любовь народа Ей право вечное дают.
(С.Т. Аксаков)
***
Я здесь! - Да здравствует Москва!
Вот небеса мои родные!
Здесь наша матушка - Россия Семисотлетняя жива!
Здесь все бывало: плен, свобода,
Орда, и Польша, и Литва,
Французы, лавр и хмель народа,
Все, все!.. Да здравствует Москва!
(Н.М. Языков)
*•*
Москва, Москва!., люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно н нежно!
Люблю священный блеск твоих
седин
И этот Кремля зубчатый,
безмятежный.
(М.Ю. Лермонтов)
***
Ах, братцы! как я был
доволен,
Когда церквей н колоколен,
Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
(А.С. Пушкин)
Строки А. С. Пушкина взяты из романа "Евгений Онегин".
ВЕДУЩИЙ: В начале XIX века большое распространение получили альбомы. В наше время некоторые из них можно увидеть в музеях, например, альбомы С Д. Пснамареасй с автографами Е А.Боратынского, И А. Крылова, К.Ф. Рылеева.
Обязательным элементом оформления альбомов были виньетки и русунки - аллегории: "Два сердца, факел, цветки", как писал Пушкин. Помещали же в них мадригалы, посвященные хозяйке дома, эпиграммы на кого-либо из гостей, забавные рисунки.
Вот, Зина, вам совет: играйте,
Из роз веселых заплетайте Себе торжественный венец.
И впредь у нас не разрывайте Ни мадригалов, ни сердец.
/из альбома Зизи Вульф/
ВОПРОС: В записях существовала определённая странность, они велись с последней стран и ци. Почему?
ОТВЕТ:
ЧТЕЦ;
Храни меня мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан...
ВОПРОС: Талисманы поэта... Их было несколько. О каком талисмане идет речь в этом стихотворении, кем он был подарен поэту? Какова дальнейшая судьба этого предмета?
ОТВЕТ: перстень с резным камнем -сердолик-инталия, подаренный Пушкину Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой в Одессе.... Стихотворение 'Талисман" - об этом кольце. Александр Сергеевич носил его постоянно и расстался с ним только на смертном одре. С мертвой руки поэта плетень снял Василий Андреевич Жуковский: умирая, Пушкин завещал его своему учителю, от него кольцо перешло к его сыну, Павлу Васильевичу, потом было подарено Ивану Сергеевичу Тургеневу, который очень гордился обладанием пушкинского перстня и придавал этому большое значение. В свою очередь писатель желал, чтобы после его смерти кольцо было передано графу Льву Николаевиче Толстому. А когда настанет час, граф должен его подарить достойному последователю пушкинских традиций.
Что же произошло дальше с этим перстнем?
После смерти Тургенева в Бужевале под Парижем Полина Виардо передала его в музей Александровского Лицея. И вот оттуда он был украден.
(Зеучшп ария Лизы из оперы П.П. Чайковского "Пиковая дама ")
ВОПРОС: Прозвучал фрагмент известной оперы, литературной основой которой послужило одно из прозаических произведений А.С. Пушкина.
можете ли вы назвать его? Кто автор либретто оперы. Есть ли различия в сюжетной линии повести и либретто?
ОТВЕТ: Либретто оперы написал Модест Ильич Чайковский, брат Перта Ильича. Сюжетные линии пушкинской повести и либретто значительно расходятся: в опере Лиза не бедная воспитанница - а внучка графини, в финале Лиза гибнет).
ВЕДУЩИЙ: Творческое задание третьего агона - сочинить мадригал. Я позволю себе напомнить зрителям что означает этот стихотворный жанр. Мадригал - небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее. Очень популярен в XIV-XVIIbb., до XVIII в. исполнялся под музыку .впоследствии становится жанром салонной и альбомной поэзии. Встречается у А.П. Сумарокова, Н.М. Карамзина, КД. Батюшкова, А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
Б. Ушаковой
В отдалении от вас С вами буду неразлучен,
Томных уст и томных глаз Буду памятью измучен.
А.С. Пушкин
Е.Голицнной
Прости, воспитанник природы,
Так я, бывало, воспевал Мечту прекрасную свободы И ею сладостно дышал.
Но вас я вижу, вам внимаю,
И что же?... слабый человек!
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.
А.С. Пушкин
ВЕДУШИЙ:В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" есть описание знаменитых балов Иогеля - самых "веселых в Москве".
"Особенного в этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей: было то, что на эти балы ещё заезжали только те, кто хотел танцевать и веселиться, как хотят этого тринадцати - и четырнадцатилетние девочки, в первый раз надевающие длинные платья".
ВОПРОС: Какую роль эти балы сыграли в судьбе Пушкина?
ОТВЕТ: Там Пушкин впервые встретил Н.Н. Гончарову.
; Была в жизни поэта одна женщина, чьи неторопливые рассказы по вечерам очаровывали маленького Александра и через многие годы помогли ему создать свои неповторимые сказки.
ВОПРОС: Как звали эту женщину?
ОТВЕТ: Няня Пушкина, Арина Родионовна Матвеева, в девичестве Яковлева.
ВОПРОС: Какое стихотворение Пушкин посвятил своей любимой няне? ОТВЕТ: "Няне". (прочесть несколько строк)
предлагаются фрагменты из личных писем известных русских писателей любимым женщинам. Следует определить, какое из писем принадлежит перу Александра Сергеевича Пушкина.
"Я люблю Вас страстно, как тигр, и предлагаю Вам руку".
(А.П. Чехов - Лике Мизиновой)
"Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы несчастлив"
(А.С. Пушкин - Н.Н. Гончаровой)
"В эту поездку в первый раз я почувствовал, до какой степени я сросся с тобой и детьми.
Я могу оставаться один в постоянных занятиях, как я бываю в Москве, но как теперь без дела, я решительно чувствую, что не могу быть один".
(Л.Н. Толстой - С А. Толстой)
ВОПРОС: С какой картой Герман сравнивал образ девушки?
ОТВЕТ: С тройкой червей.
ВОПРОС: Чем привлекла донна Анна Дон Гуана? (Пяткой)
ЧТЕЦ:
Храни меня мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан...
ВОПРОС: Талисманы поэта... Их было несколько. О каком талисмане идет речь в этом стихотворении, кем он был подарен поэту? Какова дальнейшая судьба этого предмета?
ОТВЕТ: Перстень с резным камнем -сердолик-инталия, подаренный Пушкину Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой в Одессе.... Стихотворение 'Талисман” • об этом кольце. Александр Сергеевич носил его постоянно и расстался с ним только на смертном одре. С мертвой руки поэта перстень снял Василий Андреевич Жуковский: умирая, Пушкин завещал его своему учителю, от него кольцо перешло к его сыну, Павлу Васильевичу, потом было подарено Ивану Сергеевичу Тургеневу, который очень гордился обладанием пушкинского перстня и придавал этому большое значение. В свою очередь писатель желал, чтобы после его смерти кольцо было предано графу Льву Николаевиче
Толстому. А когда настанет час, граф должен его подарить достойному последователю пушкинских традиций.
Что же произошло дальше с этим перстнем?
После смерти Тургенева в Бужевале под Парижем Полина Виардо передала его в музей Александровского Лицея. И вот оттуда он был украден.
ВВДУЩИЙ; Перед вами портрет ещё одного современника Пушкина, очень знаменитого художника, (показывают портрет Карла Павловича Брюллова) Слишком поздно (в 1836г.) познакомились эти великие люди. Карл Брюллов хотел написать портрет Пушкина, но не успел. А Пушкин хотел заказать ему портрет жены. "Неужто не будет у меня твоего портрета, и писанного? Невозможно, чтоб он увидя тебя, не захотел срисовать тебя", > писал поэт жене.
ВОПРОС: А теперь вопрос на внимание, самый коварный вопрос. Пушкин мечтал заказать портрет жены К.П. Брюллову, а в квартире поэта на Мойке, 12, в Петербурге, в спальне - прекрасный акварельный портрет Натальи Николаевны кисти Брюлова. В чем тут дело?
(Демонстрируется репродукция, можно не закрывая подписи).
ОТВЕТ: Акварель писал Александр Павлович Брюллов в 1831-1832 гг., брат Карла, тоже художник и архитектор)
Это один из самых пленительных портретов Гончаровой, и хотя стихотворение "Мадонна” Пушкин написал еще до создания этого портрета, оно очень созвучно акварели.
Составили: ученики 10-Б класса шк. №36
учитель литературы шк. №36 Егорова Е.А.
Шум и человек
Нарисуем попугая цветными карандашами
Рисуем тыкву
Рисуем крокусы акварелью
Будьте как солнце!