Вложение | Размер |
---|---|
Почему так говорят | 657 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Тема: ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРЯТ
Цель: Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления о фразеологических сочетаниях; учиться правильно, употреблять фразеологизмы в речи.
Задачи:
- дать научное определение одному явлению в русском языке – фразеологические сочетания;
- повысить культуру речи, обогатить словарный запас образными выражениями;
Гипотеза
Почему в нашем классе дети не любят писать сочинения? Не умеют правильно и красиво составлять предложения? Мы заметили, что некоторых людей слушать интересно, а других – нет. Почему?
1.Мы предположили, что одна из главных причин – то, что у многих людей потерялся интерес к изучению родного языка.
2. Возможно, дети стали меньше читать и общаться друг с другом, потому что у каждого сейчас в доме и телевизоры, и компьютеры и т.д.
А давайте задумаемся, что больше всего волнует сегодня человечество, что наиболее бесценно для него?
Родной язык? Роботы? Речь? Компьютеры?.......
Да, конечно же, речь, какая уж теперь есть, все равно, ведь без нее никак.
Людям необходимо общаться побольше друг с другом. А как, сделать так, чтобы тебя слушали?
Вот об этом наша группа решила узнать на кружке «Грамотей»
План:
- найти и изучить литературу;
- подобрать материал о фразеологизмах;
- провести исследовательскую работу:
А) узнать, как школьники употребляют в речи фразеологизмы?
Б) зачем нужны в речи фразеологизмы?
В) кто из писателей использовал фразеологические сочетания в своих произведениях?
-оформить материал в папку;
1. Понятие о «фразеологическом сочетании».
Фразеологизм - свободно воспроизводимый в речи оборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний и обладающий целостным значением.
Например: нам нужно выразить определённую мысль о том, что этот человек «никакой», «неинтересный», «невыразительный». Но тут мы вспоминаем, что есть готовый оборот, выражающий эту мысль, «ни рыба, ни мясо», точно передающий задуманное определение. Это и, есть фразеологическое сочетание или фразеологизм.
Каковы же отличия фразеологизма от свободного словосочетания?
Прежде всего, мы не собирали его из отдельных слов, а воспроизвели сочетание <<целиком».
Существует несколько «НЕЛЬЗЯ» в употреблении фразеологизмов:
• Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими. Нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба».
• Нельзя заменять словами-синонимами. Например: вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят».
• Нельзя заменять устаревшие слова современными мер: «как зеницу ока» нельзя заменить на «как зрачок глаза».
.• Нельзя заменять такую грамматическую категорию, как число. Например, нельзя сказать «сбиться с ноги» вместо «сбиться с ног».
Лексическое значение имеет не каждое слово во фразеологизме, а весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизм является одним членом предложения. Фразеологизм легко заменить одним словом: как пить дать - наверняка.
СВЕДЕНИЯ ИЗ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО
СЛОВАРЯ
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.
Сравните: бить баклуши - бездельничать; зарубить на носу - запомнить; очки втирать - обманывать ит. д.
Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Они делают нашу речь более образной, эмоциональной и колоритной.
Фразеологические обороты образовывались по-разному. Например, большое число устойчивых словосочетаний вошло в обиход из профессиональной речи: бить баклуши, попасть впросак, точить лясы, тянуть канитель (из речи ремесленников); красная строка, от доски до доски (связано с историей книги) и др.
Многие фразеологические сочетания создавались на основе пословиц и поговорок: голод не тётка, рука руку моет.
Некоторые выражения пришли в язык из мифов, фольклора, литературных произведений: авгиевы конюшни, ахиллесова пята, весы Фемиды (из мифов
Древней Греции); сказка про белого бычка (из русских народных сказок); разбитое корыто (из «Сказки О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина); мартышкин труд (из басни и. А. Крылова «Мартышка и Очки») И т. д.
Очень многие фразеологизмы своим происхождением обязаны далёкому прошлому нашей родины, связаны с историей Руси.
Понять, «почему мы так говорим», всегда интересно. Иногда история рождения того или иного сочетания слов - само по себе увлекательное чтение.
Эта работа выполнена, не только для тех, кто любит родной язык, - она поможет также пополнить словарный запас и сделать учащимся свою речь образнее и богаче.
АВГИЕВЫ КОНЮШНИ
В Древней Греции, по преданию, жил царь Авгий. Он был страстным любителем лошадей. В его знаменитых конюшнях стояло три тысячи коней. Однако стойла, в которых содержались эти животные, не чистились в течение 30 лет, и они, естественно, по самые крыши наполнились навозом.
Однажды на службу к царю Авгию поступил необыкновенный силач Геракл (у римлян он назывался Геркулесом), которому Авгий и поручил очистить свои конюшни - сделать это кому-то другому было уже невозможно.
Геракл отличался не только могучей силой, но и умом. Он решил эту проблему просто: отвёл в ворота конюшен речку, и её бурный поток быстро вымыл оттуда всю грязь.
Эту древнюю легенду впервые сообщил миру древнегреческий историк Диодор Сицилийский.
Выражение «авгиевы конюшни» мы употребляем сегодня, когда хотим сказать о крайней запущенности и загрязнённости.
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА
Всякое слабое, уязвимое место человека в его привязанностях, привычках, характере называют ахиллесовой пятой. Откуда же взялось это выражение?
Ахилл - один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою, которого не брали никакие вражеские стрелы. В мифе рассказывается, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула его, еще в пору младенчества, в воды священной реки Стикс. Когда мать окунала Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и эта часть ступни ребёнка осталась уязвимой. Ахилл погиб от стрелы Париса, поразившей его пятку.
ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ!
Выражение тоже связано с русской историей. До конца XVI века существовал церковный
праздник, который назывался Юрьев день (26 ноября по старому стилю). В этот день крестьяне могли покидать своих владельцев и переходить к другим помещикам. Это был единственный «вольный» день в году. Но потом и это право было отнято у крестьян. Пришёл Юрьев день, а крестьяне не могли никуда уйти: им был объявлен новый указ царя. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» - говорили крестьяне.
ГОЛОД НЕ ТЕТКА
Странное выражение, правда? Почему голод сравнивается именно с тёткой, а не с какой - нибудь другой родственницей?
Оказывается, перед нами только первая половина пословицы. Полностью она звучит так: «Голод не тётка, пирожка не поднесёт», то есть пощады от него не жди.
Пословица эта старая, так как встречается в сборниках поговорок двухсотлетней давности. Таких усечённых пословиц немало, но без поясняющего куска они мало что говорят.
К ним же относится, например, всем известное выражение «собака на сене». Попятной становится эта фраза лишь после приведения её целиком: собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
ДЕЛО В ШЛЯПЕ
Иногда объясняют происхождение этого выражения тем, что во времена Ивана Грозного некоторые судебные дела решались с помощью жребия. Судьи тянули из шляпы жребий - бумажки с надписью «виновен» или «невиновен». Дело на самом деле было в шляпе.
Есть и ещё одно объяснение.
Несколько столетий назад, когда ещё не существовало почты, все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. По проезжим дорогам тогда бродило немало разбойников, и сумка с пакетом могла бы привлечь внимание грабителей. Поэтому важные бумаги «дело» - зашивали под подкладку шляпы или шапки. Поэтому теперь о деле, уже почти законченном, за исход которого нечего опасаться, говорят: «Дело в шляпе!»
ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ
В старину деревянные домики в топких сырых местах ставили на пеньки с обрубленными корнями, чтобы предохранить их от загнивания. Конечно, богатый, просторный дом на такие ножки не поставишь. Вот и стало это выражение синонимом ветхой, кривобокой избушки, в которой жить может разве что Баба Яга.
Интересно, что одна из деревянных церквей в старой Москве, поставленная из-за топкости места на такие пеньки, называлась «Никола на курьих ножках».
КРАСНАЯ НИТЬ
Когда единая мысль или тема проходят через все выступление или сочинение, мы обычно говорим: «Эта тема проходит красной нитью».
Выражение пришло от английских моряков.
С 1776 года при изготовлении канатов для английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину красную нить. Делалось это для того, чтобы предотвратить хищения. С тех пор, какой бы малый кусок от каната ни был отрезан, всегда можно было узнать - он флотский.
КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ
Выражение основано на предании, будто бы у крокодила, пожирающего свою жертву, льются слёзы. Древние поверья рассказывают ещё и о том, что крокодил подманивает к берегу людей, изображая голосом детский плач. Плачут ли на самом деле крокодилы?
По утверждению зоологов, крокодилы и в самом деле плачут, но не от «избытка чувств», а от избытка солей, которые скапливаются у них в организме и выходят через протоки, расположенные у самых глаз.
Выражение употребляют в значении «лицемерные, неискренние слёзы». Так говорят о людях, сочувствующих несчастью, которое они сами же и подстроили.
МАРТЫШКИН ТРУД
Поговорка эта возникла из басни и. А. Крылова «Мартышка И Очки». Помните, как поступила Мартышка, к старости ослабев глазами?
Очков с ПОЛДЮЖИНЫ себе она достала,
Вертит Очками так и сяк:
То их понюхает, то их полижет
Очки не действуют никак.
Выражение «мартышкин ТРУД», впервые прозвучавшее в критической статье Д. и. Писарева, применяется как характеристика бесполезных усилий, напрасных стараний, ненужной работы.
МЕЛИ, ЕМЕЛЯ, ТВОЯ НЕДЕЛЯ
В старину в больших русских семьях было принято, чтобы все члены семьи чередовались понедельно на домашних работах: эту неделю Фёдор колет дрова, Иван таскает воду, следующую неделю - наоборот. Так же поочередно мололи муку на домашнем жернове:
очень нелёгкая работа быта!
Болтунам же, отлынивавшим от всякой работы, говорили с насмешкой: «Мели, Емеля, твоя неделя!» В этой игре словами комически сопоставлялась самая тяжёлая работа на жернове с праздным занятием - языком молоть.
НИ ЗГИ НЕ ВИДНО
Зга - старинное слово. Оно произошло от «стьга» - стёжка, дорожка, тропинка. Получается, что выражение «ни зги не видно» обозначает «не видно тропинки».
Но существует и ещё одна версия происхождения этого выражения. Зга - металлическое колечко на дуге лошади, к которому прикрепляют повод. В давние времена телега летом, а зимой сани были единственным способом передвижения. В те времена не было человека, который не знал бы, что такое зга, так же, как теперь нет людей, не знающих, что такое автомобиль. В метель, пургу, в темень, когда, сидя в санях, даже колечка на дуге не увидишь, ямщик обычно так и говорил: «Вот темень! Ни зги не видно!»
В наши дни выражение «ни зги не видно» тоже употребляется в значении «непроглядная темень, густой туман».
КОНКУРС «ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ»
В КЛАССЕ ОБЪЯВЛЕН БЫЛ КОНКУРС «Веселые картинки»
Мы изобразили фразеологизмы в рисунках.
Вот что у нас получилось.
Какие фразеологизмы изображены на рисунках?
Что они обозначают?
Смотри Приложение 1
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ
Мы разделились на группы и находили в художественной литературе фразеологические сочетания.
Просмотрели 125 журналов «Мурзилка» и нашли много интересного и поучительного.
Сами придумали задания для своих одноклассников.
Повесть А. Рыбакова «Приключения Кроша».
Найдите фразеологизмы и объясните их значение.
Вадим был добрый парень. Но сейчас он из себя выходил, вспоминая, как подло вёл себя Игорь в истории с запчастями. Вадим часто и незаслуженно бывал у нас в классе козлом отпущения. И, вспоминая теперь о несправедливостях, выпадавших на его долю, кипел от негодования.
Я заметил:
- Надо быть выше собственной обиды. Шмаков Пётр проворчал:
- Скажем Игорю, а они заметут следы. Останемся в дураках.
Надо сообщить куда следует.
Я решительно сказал: - За глаза? Ни за что!
Проверка.
Определить, из каких произведений взяты тексты.
Подчеркнуть фразеологизмы, объяснить их смысл
l-я группа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шестъ:
Я даже их могу по пальцам перечесть.
и. Крылов
2-я группа.
- Эх, эх, - ей Моська отвечает,
Вот то-то мне и духу придает,
ЧТО Я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
И. Крылов
3-я группа.
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
А. Пушкин
4-ягруппа.
У кумушки глаза и зубы разгорелись.
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: у-х!
Живей, зверюшки!
Н. Некрасов
Ответы:
• По пальцам перечесть (об очень небольшом количестве кого- или чего-нибудь: назвать, перечислить) .
• Во весь дух (изо всех сил).
Фразеологизмы в творчестве К. И. Чуковского
из книги «От двух до пяти».
Как вы понимаете значение устойчивых словосочетаний?
Назовите их и подберите близкое по значению слово.
а) Пришел Иван домой, а лягушка и спрашивает: «Что это ты
голову повесил?
Игорь так и представил себе, что снял Иван голову и повесил
ее на гвоздь.
б) Мать говорит дочери после долгой разлуки: - Как ты похудела, Надюша, один нос остался.
- А разве, мама, раньше у меня два носа было? - иронически
спросила дочь.
в) Играя с Жоржем оловянными солдатиками, я сказал про одного из них, что он будет стоять на часах. Жорж схватил солдатика и со смехом помчался туда, где висели стенные часы.
Словарь фразеологизмов есть у меня.
Готовы уроки! Довольна семья!
Фразеологизмы, которые выписала Безуглова Елизавета
НАШ ЭКСПЕРИМЕНТ
Цель: Узнать, знают ли ученики нашей школы, что такое фразеологизмы, зачем они нужны в речи.
Наша группа опросила 102 ученика МБОУ ЦО «Каразей»
На вопросы ответило – 33 ученика.
Первый вопрос, который мы задавали:
- Какие фразеологизмы вы знаете? Назовите их.
Что из этого получилось, мы отразили в таблице.
класс | Количество названных фразеологизмов |
3 | 5 |
5 | 4 |
6 | 10 |
7 | 6 |
8 | 9 |
9 | 15 |
9 в | 0 |
10 | 15 |
11 | 7 |
Второй вопрос:
- Зачем в речи употребляют фразеологизмы?
Школьники ответили верно.
- Чтобы речь была красивой, богаче;
- Украсить свою речь;
- Красиво выражаться;
- Культурно разговаривать;
Были интересные ответы, о которых хочется сказать.
- для смеха;
- смягчить речь;
- для учения;
На третий вопрос:
-Какие авторы в своих произведениях использовали фразеологические сочетания?
Ученики нашей школы ответили так:
КЛАСС | ОТВЕТЫ |
3 | 0 |
5 | 0 |
6 | 0 |
7 | Пушкин А.С |
8 | Крылов И.А |
9 | Пушкин А.С – «У разбитого корыта», Крылов И.А – в баснях |
9»в» | 0 |
10 | Пушкин. А.С, Грибоедов – «Счастливые часов не наблюдают» |
11 | Крылов И,А |
Вывод:
Из нашего эксперимента видно, что ученики мало знают фразеологизмов, поэтому и не умеют их употреблять в речи. Мало читают художественную литературу, а если и читают, не умеют выделять фразеологизмы.
Понять «Почему мы так говорим», всегда интересно. Иногда история рождения того или иного сочетания слов – само по себе увлекательное чтение.
Эта работа написана нами не только для тех, кто любит родной язык, - она поможет также пополнить словарный запас и сделать вам свою речь образнее и богаче.
Хотите, чтоб все слушали вас, затаив дыхание?
Тогда употребляйте в речи фразеологизмы!
Наше творчество
Куры денег не клюют.
Лишь у нашего соседа
Есть такая курица
Под именем Победа.
Клюёт она монетки,
Бумажки, ест конфетки.
Безуглова Елизавета
Раз, два, три, четыре, пять
Я иду его искать.
Я ищу, его ищу, но никак я не нахожу.
Он, в тот миг, как говорится,
Мог сквозь землю провалиться.
Усова Алина
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться
Решетников Дмитрий
ЛИТЕРАТУРА
ОГЛАВЛЕНИЕ
СТР
1.Введение 1
2. Понятие о фразеологическом сочетании 2
3.Сведения из фразеологического словаря 3-7
4.Конкурс «веселые картинки» 8
5. Фразеологизмы в литературе 9-10
6.Наш словарь фразеологизмов 11-12
7. Наш эксперимент 13-14
8. Наше творчество 15
9. Список литературы 16
10 Приложения
НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Первые шаги в науку»
Тема исследования:
«ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРЯТ»
Работу выполнили: ученицы: 3 класса
Усова Алина
Безуглова Елизавета
Руководитель исследования: Жигман Ольга Анатольевна
МБОУ ЦО «Каразей»
20012год
Каргопольская игрушка
Мост из бумаги для Киры и Вики
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Вокруг света за 80 дней
Знакомимся с плотностью жидкостей