Вложение | Размер |
---|---|
zhurko_a.v.doc | 276 КБ |
Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тамбовская средняя общеобразовательная школа
Полный адрес: 676950, Амурская область, Тамбовский район, с. Тамбовка,
ул. Ленинская,104
Реферативная работа:
«Культурное наследие: жизненный путь и творчество Щукина Ивана Ивановича»
Автор: Журко Анастасия Валентиновна,
10 класс
Руководитель: Тимашева Светлана Викторовна.
2012-2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ:
1.ВВЕДЕНИЕ
2. Глава I. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ…………..4
3. Глава II. ТРУДОВОЙ ПУТЬ………………………………………………6
4. Глава III. ОТ УВЛЕЧЕНИЯ К СМЫСЛУ ЖИЗНИ…………………….7
5. Глава IV. ПОРТРЕТ ИВАНА ИВАНОВИЧА ГЛАЗАМИ ДРУЗЕЙ И КОЛЛЕГ……………….………………………………………………………..10
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..14
8. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Биография страны и любого города складывается из биографий и судеб отдельных граждан.
Целью нашей работы является описание жизненного пути нашего земляка Щукина Ивана Ивановича. В связи с этим нами ставились следующие задачи:
Выбор темы был не случайным: Иван Иванович проработал в нашей школе более 15 лет учителем истории. О нем мы узнали из рассказов наших старших братьев и сестер, а недавно мы увидели публикации Ивана Ивановича, его интервью на радио и телевидении. Нас заинтересовал этот человек, и мы захотели больше узнать о нем. В июле 2013года Иван Иванович отметит свой замечательный юбилей- 60 лет.
Кроме этого, Иван Иванович в настоящее время трудится в Избирательной территориальной комиссии Тамбовского района и по работе иногда встречается со старшеклассниками и удивляет их своими интересными беседами. Актуальность исследования в том, что собранный материал о нашем земляке позволяет узнать больше об истории нашей малой Родины, событиях, оставляющих след в истории нашего села и района. Считаем, что наша работа «Культурное наследие: жизненный путь и творчество Щукина Ивана Ивановича» имеет практическую значимость. Собранный нами материал может использоваться педагогами и учащимися на уроках истории, краеведения, при подготовке внеклассных мероприятий о земляках. Материал рассчитан для широкого круга читателей, которые интересуются историей своего края.
Основные методы исследования – анализ источников, синтез, интервьюирование людей, близко знакомых с Иваном Ивановичем.
Работа состоит из Введения, куда входят: цель, задачи, актуальность, новизна и практическая значимость работы, методы исследования, структура, анализ источников и литературы; Основной части работы, включающей в себя четыре главы. В первой описываются основные события детства и юности Ивана Ивановича, основанные на его воспоминаниях. Во второй главе рассказывается о трудовой деятельности нашего земляка. Основные увлечения, интересы и работа над написанием книг изложены авторами в третьей главе. Четвёртая глава включает мнения коллег и друзей, а также отрывки из публикаций об Иване Ивановиче. В Заключении авторами подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы. В приложение вынесены: интервью с автором, фотографии из публикаций и личных встреч с Иваном Ивановичем.
Основными источниками к написанию данной работы являются публикации о Щукине Иване Ивановиче в районной и областной прессе. Но они не дают полной картины его интересного жизненного пути, и нет ни одного издания, где бы воедино была собрана вся информация об основных вехах судьбы нашего земляка. Поэтому мы воспользовались материалами Интернета-видео-архивами, собрали воспоминания самого автора и его коллег по работе. Все это помогло нам лучше понять реалии того времени, когда были написаны публикации.
Глава I. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ
О своём детстве и юности Иван Иванович Щукин много не говорит, всё больше о работе, взглядах на различные проблемы.
Родился Иван Иванович 25 июля 1953 года в поселке Новобурейском Амурской области. Вырос в большой семье очень трудолюбивых людей. В семье было 9 человек. Отец, Щукин Иван Васильевич (1908-1995 г.) прошел свой трудовой путь от «избача» (библиотекаря) до руководителя предприятия, имея лишь начальное образование. Был участником Великой Отечественной войны. Мать, Щукина Татьяна Игнатьевна (1914-1988 г.), получила только начальное образование и проработала всю жизнь разнорабочей.
Здесь, в Новобурейском, Иван Иванович проучился с 1по 3 классы. В 1963 году семья переехала на свою Родину в с. Тамбовка. С 4 по 10 класс учился в Тамбовской средней школе. Классным руководителем тогда была Гринь Вера Тимофеевна. С этого периода началась его первая трудовая пора, приходилось летом работать в заготконторе, чтобы купить себе учебники для школы и школьную форму. С учебника «История Древнего мира» за 5 класс у Ивана Ивановича зародилась любовь к истории. «Летом, перед школой я купил на заработанные деньги учебник по истории за 5 класс и залпом его прочитал. Так же случилось и перед 6 классом. Было очень интересно, меня это захватило» [6]. О летнем отдыхе приходилось только мечтать. Ни о каких лагерях и речи не было, эта мечта осуществилась только в студенческие годы, когда началась его летняя пионерская практика.
«Очень памятными для меня остались годы с 1959-1964, когда приходилось выстаивать длинные очереди по 3 часа, чтобы купить 1-2 булки хлеба в руки. Время было очень тяжелое». (Из воспоминаний И.И. Щукина).
В 1970 году, после получения аттестата зрелости, молодой Иван уезжает в город Благовещенск получать высшее образование. С 1970-1974 гг. учится в Педагогическом Институте имени М.И. Калинина на факультете истории и Советского права. Из интервью с ним, нам стало известно, что выбор будущей профессии не был случайным: «Профессию историка выбрал потому, что в то время, когда я учился в школе, самыми любимыми предметами были гуманитарные науки, а после уроков, любил кататься на велосипеде. До сих пор езжу только на велосипеде». (Из воспоминаний И.И. Щукина).
В студенческие годы Иван Иванович увлекся археологией. Участвовал в экспедициях в с.Михайловка (стоянка Мохе) с. Ивановка - Троицкий могильник (стоянка Мохе) и в Шимановске – Кумары (изучали находки эпохи палеолита). Так он увлекся изучением родного края. Это была самая интересная и счастливая студенческая пора.
Глава II. ТРУДОВОЙ ПУТЬ
На профессиональный трудовой путь Иван Иванович вышел сразу после успешного завершения учёбы в Педагогическом институте, получив диплом учителя истории в 1974 году. Его преподавательская деятельность началась в Тамбовской вечерней школе, где он проработал учителем истории в течение 6 лет. В это же время становится ответственным секретарем общества «Знание» Тамбовского района. С 1989 по 1991 годы работал лектором отдела пропаганды в РК КПСС. В начале «лихих 90-х», как их принято называть, начались бурные политические изменения в стране: сначала распустили комсомольскую организацию (ВЛКСМ), затем последовал роспуск многомиллионной партии коммунистов, потом и сама государство стало называться очень странно и непонятно « СНГ». Все эти изменения изменили жизнь Ивана Ивановича. С 1991 года он начинает работать учителем в Тамбовской средней школе. О том времени Иван Иванович вспоминает так: «Никакой неожиданности не было. В райкоме партии многие чувствовали, что подобный взрыв должен был произойти. Начался массовый выход из КПСС, ведь тысячи членов партии были преданы высшим руководством страны. Неприятно - да, но страшно было потом, когда стала разрушаться экономика страны. К счастью, Тамбовский район это горбачевско-ельцинское «цунами» не разрушило, многие хозяйства уцелели. А все благодаря особому менталитету моих земляков, их вековой традиции работоспособности. «Бог труд любит», - повторяли наши предки, поселившиеся на этой земле еще в позапрошлом веке. Потому новое испытание их потомки тоже выдержали. Может, бога не вспоминали, но своим трудолюбием спасли от разорения и села, и хозяйства. [3]
Самыми трудными, но интересными оказались годы, проведенные в школе с учениками. За 15 с половиной лет он выпустил 6 классов. Такими их запомнил Иван Иванович, когда работал в школе: «Классы, как волны - то сильные, то слабые. Честно скажу, историей как предметом мало кто сейчас интересуется. Каверзных вопросов не задают. Я не виню ребят, они не жили в той эпохе, для многих подростков советский период - просто история, как, скажем, война с Наполеоном. Как отношусь к новейшей истории России? Учебниками я не доволен. Но нужно готовить детей к поступлению в вузы, и я знаю современные требования». [3]
Он действительно знал, как готовить детей к поступлению в университеты и среди его выпускников есть немало славных людей, которые получили очень важные профессии врача, учителя, юриста.
Нам не посчастливилось быть учениками Ивана Ивановича, с 2006 года он перешел на новую должность, работает председателем Территориальной избирательной комиссии. Но он не забывает школу и часто приходит к нам, чтобы рассказать старшеклассникам об изменениях в «Законе о выборах», знакомит нас с нашим Конституционным правом на голосование.
Глава III. ОТ УВЛЕЧЕНИЯ К СМЫСЛУ ЖИЗНИ
Иван Иванович очень одарённая личность. Его самое большое хобби – изучение книг по вопросам права, истории, искусства и по всем вопросам жизни людей и мира. Он много читает, всем интересуется. Его увлечение породило два весомых для нашего района, исторических очерка, над созданием которых автор трудился более 20 лет.
«У книг незамысловатое название, без всяких претензий на нечто - «Очерки истории Тамбовского района Амурской области». Но на 175 страницах первой книги столько фактического материала, столько реальных событий, прописанных порой до мелочей, столько воспоминаний, что только диву даешься, как все это удалось собрать воедино, систематизировать одному человеку. Не маститому ученому, а обычному сельскому учителю.
Да, на это ушел не один год жизни - двенадцать лет! Но все эти дни и месяцы надо было учить детей, заботиться о хлебе насущном для себя и своей семьи, заниматься садово-огородными делами, а еще руководить районным методическим объединением историков, создать авторскую программу обучения «Амурская область в истории России…» [3]
Иван Иванович вспоминает: «Не один отпуск отдал книге, работал в архивах, библиотеках, встречался с людьми. Такой богатейший материал по этому периоду! Потому без конца правил, дописывал, вставлял новые куски, чуть ли не в последний день выхода в свет «Очерков...» Хотелось не упустить ни одного исторически важного факта». (Из воспоминаний И.И. Щукина).
«Книга И. Щукина особо ценна именно этими фактами, даже через само построение материала, как красной линией, проходят бесценные штрихи истории. Картина получилась достоверная, впечатляющая и о «маньчжурском клине», и о Зазейском восстании 1924 года, и о партизанской войне с белогвардейцами, японскими интервентами. Но, описывая то или иное событие, автор не диктует читателю свое мнение: разложит веером факты, пользуйтесь, мол, информацией для размышления, но вывод делайте сами.
Впрочем, быть беспристрастным Ивану Ивановичу удавалось не всегда, особенно когда он рассказывает о быте и нравах крестьян-переселенцев. Человек он не пришлый в Тамбовке, его предки по линии отца и матери были в числе первопоселенцев. Щукин то расхваливает трудолюбие молокан, то будто вместе со своим прадедом молится: «Слава тебе, Господи, что мы казаки!», то с нескрываемым восторгом говорит, что задолго до появления лампочки Ильича, еще в 1907 году, его родная Тамбовка узнала, что такое электрическое освещение.» [3] Чего стоит, например, цитата: «Российской сохи не найдешь в пределах области, ее заменил великолепный американский плуг... Все остальные работы производятся машинами, не редкость встретить в крестьянском хозяйстве и паровую силу». [1]
Щукин не без основания гордится прошлым своей малой родины, как и таким фактом: «В деревне Тамбовка только 4 процента населения были бедными, то есть не могли позволить себе какие-либо торговые операции». [1]
«Очерки...» дались автору нелегко. Семь вариантов было, но не это самое трудное. Всем известно, каково в наше время издать не брошюру, не сборник в мягком переплете, а настоящую Книгу, хорошо иллюстрированную раритетными фотоснимками. Хочется вслед за Иваном Ивановичем повторить эти слова: «Особая благодарность главе администрации Тамбовского района Ткаченко Сергею Александровичу за длительную теоретическую, моральную и материальную поддержку в издании книги».
Тираж у «Очерков...» небольшой - всего 750 экземпляров, которые мигом разошлись по библиотекам и школам. Во второй книге «Очерках истории Тамбовского района Амурской области (1945 – 1985 гг.) » автор проанализировал события, происходившие в районе в эти годы. В книге объективно отражены факты и показаны личности людей, сыгравших роль в судьбе Тамбовского района.
Просматривая видео-интервью из архивов ИА «Амур.инфо» от 1.03.2005 г. мы узнали об идее написания книг. На вопрос журналиста П. Савинкова о том, как простому учителю пришла мысль в голову написать очерк об истории своего края Иван Иванович ответил: «Уходящая эпоха. В молодости мне пришлось столкнуться со многими жителями-старожилами села Тамбовки. И они рассказывали очень много о своей молодости. Позднее, работая на других работах, приходилось слушать ветеранов труда, ветеранов войны. Им нужно было рассказать о своем опыте, о своем жизненном пути. И я это внимательно слушал. А потом пришла мысль все это записывать…
Наверное, дал опыт предыдущей работы. Я работал лектором-международником в аппарате райкома партии. Приходилось очень много анализировать то, что происходило в стране, за рубежом. А когда я получил информацию от ветеранов, то подумал: «А почему это должно уйти?». То есть все рассказанное нужно было проанализировать. И вот эта способность анализировать позволила мне написать книгу… Дело началось с такого эпизода. В середине 80-х годов во всех селах, колхозах стало традицией отмечать юбилеи. Так как я работал в отделе пропаганды агитации лектором и историком, меня подключали к сбору материала. Это позволило мне работать в областном архиве. Я начал набирать информацию не только на эти села, но и в целом по Тамбовскому району, что позволило увидеть ряд первоисточников и сделать определенные пометки, которые легли в основу ряда глав.» [5]
Мы поинтересовались о планах Ивана Ивановича на будущее и он ответил: «Хочу заниматься пропагандой краеведения. Сериалы не смотрю, бог миловал. Художественную литературу об истории особо не жалую, предпочитаю первоисточник. Займусь чтением книг».
Хочется надеяться, что это хобби вдохновит его на создание еще одной интересной книги.
Глава IV. ПОРТРЕТ ИВАНА ИВАНОВИЧА ГЛАЗАМИ ДРУЗЕЙ И КОЛЛЕГ
В процессе сбора информации о нашем земляке мы много добрых слов услышали от коллег Ивана Ивановича. Из этих рассказов и воспоминаний складывается портрет человека, вписавшего свою судьбу в судьбу нашего района.
В газете «Амурская правда» в 2005 году была опубликована статья «Ивану Щукину незачем изображать патриота», посвящённая выходу первой книги Щукина И.И. Своими впечатлениями о замечательном человеке поделилась корреспондент газеты Мария Никитина: «Сельский учитель Иван Щукин написал книгу, которой без всякого преувеличения цены нет. Через историю Тамбовского района воссозданы этапы освоения не только Приамурья - по большому счету всего Дальнего Востока… Щукин не без основания гордится прошлым своей малой родины… У краеведов и просто ценителей славного прошлого Приамурья сейчас один вопрос - где достать. Многие звонили и продолжают звонить Щукину, сердечно благодарят, поздравляют с выходом такой, прямо скажем, бесценной книги… Щукинские «Очерки...» - это прекрасно, хотя автор не прочь бы дополнить, переиздать книгу. …Более всего учитель и историк тревожится, что амурчане станут Иванами, не помнящими родства, что все эти переломы, переоценки последнего десятилетия больно ударят по людской памяти. «Мы живем не на пустом месте», - не раз восклицал этот беспокойный человек. Он сделал и продолжает делать все, чтоб этого не случилось»
Павел Савинкин свое интервью с Иваном Ивановичем в программе «Простые вопросы» начал такими словами: «Несколько дней назад мне в руки попалась книга, раскрыв которую, я уже не мог оторваться. Не будем гадать, к какому жанру принадлежит эта книга. У нас в гостях автор «Очерков истории Тамбовского района» Иван ЩУКИН».
Наш классный руководитель Тимашева С.В. вспомнила образ Ивана Ивановича, когда он работал в школе: « С именем Ивана Ивановича у меня ассоциируется его строгий костюм и обязательно галстук. Я вообще не помню, чтобы он выглядел как-то по-другому. Всегда аккуратный, выглаженный, вежливый, а главное веселый.»
Корреспондент газеты «Амурский маяк» писала о нем: « С 1976 по 1991 год он работал в отделе пропаганды и агитации Тамбовского райкома партии, был ведущим консультантом райкома. Столкнулся с проблемами общественно-политической жизни района, когда стал депутатом районного Совета третьего созыва, а после – председателем территориальной избирательной комиссии района.»
Коллега Ивана Ивановича, Лунева Л.Н., с которой он проработал больше 15 лет в школе, запомнила его еще по работе в Райкоме Партии, она вспоминает: «В то время, он был очень требовательным к школе, очень серьезным человеком, но когда пришел к нам на работу в школу и окунулся в воспитательный процесс, то наверно многое понял, изменился. Дети его очень любили, относились к нему как к отцу. Был обязательным человеком, с ним интересно было общаться, хорошо знал свой предмет, уроки проводил интересно. Он изучал краеведение и приводил примеры из своего жизненного опыта, рассказывая об участии в экспедициях. Дети очень переживали его уход из школы. Еще запомнилось тяжелое время, когда мы пол года не получали зарплату - 1997-98 гг. У нас в школе была настоящая забастовка и он возглавлял забастовочный комитет. Это было очень смело тогда, и он не побоялся взять на себя ответственность за весь коллектив, не побоялся последствий, а они могли быть, если бы эту забастовку посчитали не законной. Мы тогда не работали целый месяц. Но все обошлось благополучно…»
Его выпускница, а в настоящее время учитель английского языка Мусаева Самира Этибаровна тоже вспоминает те годы очень тепло: « Я приехала в Тамбовку и попала в 7 в класс, где классным руководителем был Щукин Иван Иванович. Наш класс был очень шумным и трудным. Были дети, которые сами не учились и другим старались мешать, что называется «оторви да выбрось». Но Иван Иванович всегда старался мирно решать конфликты, а если надо и родителей приглашал на беседу. «Нянчился» с нами по-отцовски. Его уроки всегда были интересными, с множеством примеров из реальных жизненных историй. Был очень справедливым и требовательным к дисциплине и чистоте в классе. Свои требования он предъявлял для всех одинаково, никому не делал исключения. После окончания школы, мы только ради него приходили в школу, всегда с нами поговорит, выслушает. Душевный человек, у меня остались о нем только хорошие воспоминания.»
Именно таким нам и представлялся Иван Иванович и нам жаль, что не довелось быть его учениками. Но мы имеем возможность общаться с ним во время школьных мероприятий. Он часто приходит к нам в класс и читает лекции по избирательному праву, чтобы подготовить детей к областной деловой игре, которая совсем скоро в феврале пройдет в г. Благовещенске. Мы очень надеемся, что его знания помогут нам достойно представить наш район на игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, результатом нашего исследования является выполнение поставленных перед собой задач, а именно: нами были изучены материалы периодической печати о Щукине И.И., собраны факты из биографии нашего земляка. В процессе работы нам довелось встретиться и поговорить с людьми, знающими Ивана Ивановича, а так же проинтервьюировать его. (См. Приложение ) В ходе общения с Щукиным И.И. мы узнали о его юношеских годах, начале трудовой деятельности, о процессе накопления профессионального опыта, с нами Иван Иванович поделился своими взглядами и убеждениями. У нашего благородного земляка, благородные цели: «Пока есть силы и возможности, я считаю, что человек, особенно мужчина, должен идти к вершине всегда по пути наибольших трудностей, чтобы потом сказать: «Я это сделал». Для осуществлений всех моих желаний и достижения цели мало одной жизни, но надеюсь оставить добрую память о себе в сердцах тех, кто меня знал» (Из воспоминаний Щукина И.И.)
В заключение можно сказать следующее: весь собранный нами материал был систематизирован и изложен в определённой последовательности. Считаем, что поставленной цели мы добились – изучили и описали жизненный путь нашего земляка. Надеемся, что результат нашего исследования будет полезен и интересен не только жителям нашего села. Хотелось бы, что бы имя этого человека стало знакомо и другим гражданам нашего региона. Мы выражаем благодарность всем, кто помог нам в написании данной работы!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Первоисточники:
1. И.И. Щукин «Очерки истории Тамбовского района Амурской области (с древнейших времен до 1924 года)»
Периодическая печать
3. Статья «Ивану Щукину незачем изображать патриота», М.Никитина «Амурская правда», 30.06.2005г.
4. Статья «Историк из Тамбовки написал очерки об истории своего района», О. Кутузова «Амурский маяк», 26.08.2011 г.
Архив ИА «Амур.инфо»
5. http://video.amur.info/simple/5613.html Интервью П. Савинкина с Щукиным И.И. в программе «Простые вопросы» эфир от 4.07.2011
6. Интервью с Щукиным И.И. в передаче на Радио «Эхо Москвы», ведущие В. Кобозева и М. Митрофанов, эфир от 31.01. 2013г.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Анкета участника интервью.
1. Ф.И.О.: Щукин Иван Иванович
2. Год рождения: 25 июля 1953 г.
3. Место рождения: п. Новобурейский, Бурейский район, Амурская область.
4. Детские годы: Вырос в большой семье из 9 человек. Отец, Щукин Иван Васильевич (1908-1995 г.), мать, Щукина Татьяна Игнатьевна (1914-1988 г.). Родители всю жизнь работали. Здесь проучился с 1 по 3 класс. В 1963 году семья переехала в с. Тамбовка на свою Родину. Жили бедно, время было трудное. Хорошо запомнились длинные очереди за хлебом, стояли по 2-3 часа, чтобы купить 2 буханки хлеба в одни руки.
5. Переезд в Тамбовку: Учился в Тамбовской школе с 4 по 10 класс. Классным руководителем была Гринь Вера Тимофеевна. С этого момента началась трудовая деятельность. Каждое лето работал в заготконторе, чтобы купить школьную форму и учебники для школы. Никогда не был в лагере, но очень хотелось. Побывал в лагере только на практике в пионерском лагере «Прометей». Увлекался предметами гуманитарного цикла. Любил кататься на велосипеде.
6. Получение образования: Закончив школу в 1970 году, поступил в Педагогический институт им. М.И. Калинина. Окончил в 1974 г. Отделение истории и советского права. Участвовал в археологических экспедициях: копали Троицкий могильник в с. Ивановка, в Шимановске- Кумары, исследовали находки времен палеолита.
7. Работа после института: С 1974- 1980 годы работал в Тамбовской вечерней школе, учителем истории. С 1080- 1991 г. работал в Райкоме партии лектором Отдела пропаганды. С 1991- 2006 г. работал в Тамбовской школе учителем истории. Общий педагогический стаж – почти 22 года, 15,5 лет проработал в школе. Было 7 выпусков, успел поработать в профильных классах.
С 2006г. и по настоящее время работает председателем Территориальной избирательной комиссии.
8. Работа над созданием книг: Идея издать накопленный за многие годы материал об истории Тамбовского района возникла в 1992 году. В 1996-99 годах были опубликованы первые главы книги в районной газете «Амурский маяк». Главы о Зазейском восстании были опубликованы в «Амурской правде». При материальной поддержке главы Тамбовского района Ткаченко С.А. и его заместителя Серга Р.И. в 2004 году вышла первая книга «История Тамбовского района Амурской области ( с древнейших времен до 1924 г.)». Тираж был не большой - около 50 книг, все они разошлись по школам и библиотекам района. В 2011 г. вышла вторая книга «История Тамбовского района Амурской области (1945-1985 г)», тираж составил 750 книг. Всего ушло более 20 лет на работу над написанием книг.
9. Планы на будущее: Пропаганда краеведения среди жителей села.
10.Чему посвящаете свое свободное время? - А что это такое? Изучаю источники по краеведению, много читаю.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Из семейного архива
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Военная хитрость
Свадьба в Малиновке
Три загадки Солнца