Работа посвящена Сергию Радонежскому, его жизненному пути. Работа участвует во Всероссийском конкурсе "Святые заступники Руси".
Вложение | Размер |
---|---|
sergiy_radonezhskiy_igumen_rossiyskiy._vekhi_ego_zhizni.doc | 96.5 КБ |
Номинация «Литературная»
«Преподобный Сергий,
Игумен Радонежский.
Вехи его жизни»
Эпиграф: Святой Сергий Радонежский
Из века в век твой ясный свет
Сияет над Россией.
Твой образ Пресвятой
Живёт в сердцах людей.
Ты открываешь к Истине пути
И воскрешаешь силы,
Даруя Миру Свет Любви и радости своей.
Работу выполнила – Седова Алина Алексеевна,
ученица 9 класса МБОУ СОШ № 8 г. Черняховска
Калининградской области
-1-
Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, был младшим сыном ростовских бояр Кирилла и Марии. Родился он в 1314 или в 1320 г.
Раз во время Божественной литургии, когда мать носила его еще под сердцем, он трижды вскрикнул – перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской и при возгласе «Святая святым». И мать его, и все присутствовавшие были поражены ужасом. Когда мать его ела мясо, новорожденный не принимал молока, и ей пришлось отказаться от мяса, а в среду и пятницу она не ела совсем.
С раннего детства он любил молиться и посещать церковь, но ему пришлось выдержать много горя и дома, и в школе из-за того, что грамота ему не давалась. Наконец Господь услышал его горячую молитву. Раз, разыскивая пропавших лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под дубом. Отрок подошел к нему под благословение, рассказал ему о своей скорби и просил его молитв. По окончании молитвы старец сказал ему: «Отныне Бог даст тебе, чадо уразуметь грамоту!» Затем он дал ему часть просфоры и сказал так: «Не смотри, что сия так мала, велика будет сладость, когда вкусишь от нее!» По просьбе Варфоломея старец посетил дом его родителей. И велико было изумление родителей, когда Варфоломей стал перед трапезой стройно читать псалмы. Тогда Старец предсказал им будущее духовное величие отрока, избранного сосуда Духа Святого, служителя Пресвятой Троицы. С тех пор Варфоломей погрузился в изучение божественных книг.
Он стал питаться хлебом и водой, воздерживаясь от принятия всякой пищи по средам и пятницам. Мать он просил ему не мешать. Когда Варфоломею было 15 лет, его родители переехали из Ростова в город Радонеж, под покровительство московских князей. В двадцать лет
- 2 -
Варфоломей стал просить родителей благословить его постричься, но родители просили его не оставлять их до кончины. И любящий сын повиновался им. Перед своей кончиной Кирилл и Мария постриглсь в хотьковом Покровском монастыре.
После смерти родителей, Варфоломей и его старший брат Стефан, решили уйти на отшельничество. В дремучем глухом лесу, в 60 верстах от Москвы, братья нашли полюбившиеся им место Маковец, и поставили здесь церковь во имя Пресвятой Троицы, однако вскоре он остался один, так как Стефан ушел он от него.
7 октября, в день святых Мучеников Сергия и Вакха, когда Варфоломею исполнилось 23 года, игумен Митрофан постриг его и нарек Сергием.
Тяжело было жить отшельником: часто пробегали мимо него стаи волков, посещали его и медведи, но преподобный ограждал себя молитвами и не боялся их. Если по ночам Сергий молился, то днем он трудился: рубил дрова, возделывал огород и читал Слово Божие. Постепенно вокруг него собралось 12 иноков и в Радонежской пустыни возник монастырь, который постепенно превратился в Великую Лавру. В управлении он соединял кротость со строгостью. Если нужно было, то на провинившихся он накладывал епитимью, за других он радовался и молился. Великую нужду терпела в это время лавра: церковные сосуды были деревянные, ризы из крашенины, книги написаны на бересте, службы отправлялись при свете лучины, но в бедном и скудно освещенном храме сами иноки горели любовью к Богу сильнее самых ярких свечей. Через 15 лет после возникновения Радонежской пустыни вокруг нее стали селиться крестьяне, которые стали помогать обители, и нищета ее исчезла навсегда.
- 3 -
Варфоломей заповедовал инокам дела милосердии: нищелюбие, страннолюбие, уход за больными, обещав, что обитель будет стоять, пока эта заповедь будет исполняться. И лавра принимала всякого: и путника, застрявшего в зимнюю непогодь, и больных, которые пользовались полным уходом, да и князья заходили с большими отрядами на постой. Находившимся в бедах преподобный помогал, убогих защищал, больных исцелял.
Всячески уклонялся преподобный Сергий от славы человеческой, но слава его возрастала: его почитали как единого от древних; иноки стремились спасаться под его руководством, князья и простолюдины жаждали его видеть. А в обители все было «худоностно, нищенски, сиротински», так выразился один крестьянин, желавший увидеть прославленного игумена. Велико его было разочарование, когда ему показали старца, копавшего грядки в худой, заплатанной одежде. Но в это время в обитель прибыл князь с многочисленной блестящей свитой и смиренно поклонился святому игумену в ноги. Пораженный виденным, богомолец вскоре вернулся в обитель, чтобы остаться в ней трудником навсегда.
В 1380 году, перед походом против татарского хана Мамая, грозившего новым нашествием на Русь, великий князь Димитрий Иоаннович посетил Троицкий монастырь, чтобы помолиться и принять благословление преподобного игумена. Преподобный осенил его крестом, окропил его и сподвижников святой водой и предрек ему победу. По просьбе Великого князя преподобный послал с ним в поход двух иноков, бывших в миру боярами, Александра Пересвета и Андрея Ослабю, и благословил его еще раз иконой Господа Вседержателя. 7 сентября 1380 года русское воинство переправилось через Дон и
- 4 -
расположилось на Куликовом поле. Перед самым боем преподобный послал великому князю со своими иноками благословение, богородичную просфору и грамоту, в которой утешал его надеждой на помощь Божию и предсказал победу. Знаменитая Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года и окончилась полным разгромом татар и бегством Мамая. Во время боя преподобный Сергий собрал иноков и молился о победе, и об упокоении павших воинов, называя их по именам, а затем сообщил о победе русских воинов на Куликовом поле. По возвращении в Москву великий князь отправился к преподобному Сергию, чтобы рассказать ему о бое, и просил поминать всех павших в бое и сделал щедрый вклад в обитель. Тогда и была установлена Димитриевская суббота, а во исполнения обета, данного им перед походом, великий князь с помощью преподобного Сергия воздвиг на реке Дубенке монастырь в честь Успения Божией Матери.
За шесть месяцев до своей смерти преподобный Сергий поставил настоятелем еще молодого, но уже опытного ученика своего Никона (память отмечают 17 ноября), а сам ушел в затворничество, готовясь к смерти. В сентябре он захворал предсмертным недугом. Наставив братию в последний раз, он поручил их Господу и Его Пречистой Матери. Ученики благоговейно поддерживали его под руки, когда он в последний раз прищалсвя Святых Христовых Таин. Затем, воздев свои руки, он с молитвой предал Господу свою чистую душу 25 сентября 1392 года.
Несказанное благоухание разлилось по келье. Лик праведника сиял небесным блаженством. Казалось, он уснул глубоким сном. Его погребли в обители Пресвятой Живоначальной Троицы. Через 30 лет после смерти преподобный Сергий явился одному благочестивому
- 5 -
человеку и сказал ему: «Возвести игумену и братии: зачем оставляют меня так долго под покровом земли во гробе, где вода окружает тело мое?» 5 июля 1422 года гроб преподобного Сергия был открыт, и не только святые мощи его были нетленными, но и одеяние тоже оказалось нетленным. Гроб был окружен водой, но святых мощей она не коснулась. Тогда преподобный Никон воздвиг ныне существующий Троицкий собор.
Но настало Смутное время. В 1608 году Троице-Сергиева Лавра была осаждена шайками Тушинского вора. Не раз являляся преподобный Сергий архимандриту Иосафу и пономарю Иринарху, укрепляя их веру и предупреждая об опасности. 12 января 1610 года, после шестнадцатимесячной осады враги отступили от стен Троице – Сергиевой лавры. Тогда архимандрит Дионисий стал рассылать по городам грамоты, призывая всех русских людей сплотиться против врагов земли Русской и веры православной. Одна такая грамота пришла в Нижний Новгород. В это время преподобный Сергий явился во сне городскому голове Косме Минину Сухорукому, и велел ему собирать казну, войско и идти освобождать Русскую Землю. Косма ревностно принялся за дело и обратился с воззванием к своим согражданам. Особенно горячо отозвалась молодежь. Косма первый пожертвовал свое имущество, другие присоединились к нему. Он собрал войско, а руководителем стал воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский. И Косма Минин, как выборный от земли Русской, вместе с ними пошел освобождать Москву и Землю свою Русскую от врагов. И враги были побеждены заступничеством Божией Матери и молитвами преподобного Сергия, до наших дней не перестающего подавать помощь всем, с верою прибегающим к нему.
Без сердца что поймём?
Аэродинамика и воздушный шарик
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Как Дед Мороз сделал себе помощников